С точки зрения медицины, наркотики оказывают пагубное воздействие на центральную нервную систему человека, формирующее привыкание, пристрастие к ним, психическую и физическую зависимость, наркоманию или токсикоманию.
С социальной стороны, понятие наркотика можно рассматривать в случаях его немедицинского употребления, которое может широко распространится среди населения или среди его отдельных социальных групп (учащихся, студентов, интеллигенции и др.). Если же вещество включено в Перечень наркотических средств, запрещенных к обороту законодательными органами или организациями здравоохранения нашего государства, возникает уголовно-правовая или юридическая составляющая понятия «наркотик».
В отсутствии хотя бы одного из указанных аспектов вещество, обладающее способностью воздействовать на центральную нервную систему человека, является средством, вызывающим токсикоманию или лекарственную зависимость (в нашей стране такие вещества отнесены к сильнодействующим). Наркотические средства и сильнодействующие вещества вызывают психологическую либо физическую зависимости. Психологическая зависимость формирует потребность и стремление к регулярному приему запрещенных субстанций и препаратов.
Медицинский аспект проблемы незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ состоит также и в специфическом воздействии (в малой или большей степени) на организм человека одного из трех типов контролируемых веществ: стимуляторы, седативные либо галлюциногенные вещества, таким образом, потребление контролируемых веществ может обуславливать развитие навязчивой и губительной зависимости.
Для контроля за легальным использованием и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в Российской Федерации [9, 10] предусмотрена система административно-правовых и законодательных актов, построенная в зависимости от степени воздействия конкретного вещества на организм человека и масштабов влияния, оказываемого на общество его незаконным оборотом, трансформируемая в меры контроля над ним, которые могут предусматривать как полный запрет его производства, оборота и применения на людях, так и введение ограничений на его оборот на территории Российской Федерации. Принятие решения о введении контроля и установлении уровня такого контроля принадлежат Правительству Российской Федерации.
Проблему незаконного оборота наркотических средств на территории России необходимо изучать с учетом очевидных факторов: геополитическое положение государства, накладывающее на Российскую Федерацию функцию коммуникационного моста между Азией, Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой; сложность организации таможенного и пограничного контроля, доставшиеся нам в результате распада Союза Советских Социалистических Республик; продолжающийся экономический кризис и связанные с ним социальные потрясения и общее снижение уровня жизни населения.
Отличительными чертами незаконного оборота наркотических средств в России являются постоянное расширение их ассортимента за счет выпуска многочисленных медицинских препаратов и интенсификации контрабандных поставок. Постоянно увеличивается и доля наркотических препаратов, известных как «дизайнерские» наркотики, которые ранее вовсе не встречались в незаконном обороте. В настоящее время установлено, что эти «новинки» схожи по физиологическому действию с соединениями, полученными модификацией структурной формулы исходного вещества.
Особое место в сфере незаконного оборота наркотических средств принадлежит транзитным перевозкам их через территорию Российской Федерации в страны Евросоюза.
Сегодня на территории Российской Федерации все действия, связанные с законным и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также и их прекурсоров жестко регламентируются нормативно-правовыми актами различного уровня: международными соглашениями Российской Федерации, кодифицированными нормативно-правовыми актами федеральными и местными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами. К их числу относят Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский Кодексы Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, а также ряд нормативных документов соответствующих ведомств (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации и др.). Следует отметить, что в России антинаркотическое законодательство находится в состоянии постоянного совершенствования, в связи с этим обстоятельством привести исчерпывающий перечень соответствующих нормативно-правовых актов практически не представляется возможным.
В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Основой отечественного антинаркотического законодательства являются Конвенции Организации объединенных наций, ратифицированные СССР:
- Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года;
- Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 года;
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Именно в перечисленных международных договорах впервые сформулированы понятия наркотических средств и психотропных веществ, определены наиболее распространенные наркотические средства (опий, марихуана, маковая солома и др.) [5], принципы международного контроля за распространением наркотических средств и психотропных веществ, примерный перечень (списки) наиболее широко распространенных в легальном и незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, даны рекомендации по дифференциации мер контроля за ними.
Федеральным Законом Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» № ФЗ-3 от 08.01.1998 года установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья населения, государственной и общественной безопасности. В статье 1 указанного закона приведены основные понятия и термины, имеющие значение при расследовании уголовных дел данной категории.
Во исполнение данного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 30 июня 1998 года определен Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень). Данный Перечень находится в состоянии постоянного пополнения новыми контролируемыми веществами, изменениями наименований отдельных его диспозиций, уточнениями (некоторые соединения переносятся из одного раздела в другой и наоборот). Все изменения в Перечень вносятся соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации. Отдельными Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены и Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также установлен строгий контроль за культивированием наркотикосодержащих растений и грибов.
Под государственный контроль попадают все средства и вещества, поименованные в настоящем Перечне, независимо от их обозначения или фирменного названия, а также смеси (препараты), в состав которых входят поименованные в Перечне средства и вещества (субстанции).
Рассматриваемый Перечень включает в себя четыре списка, в которые внесены включенные в него вещества в соответствии с уровнем контроля над их оборотом:
1. Наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых запрещен (Список I) содержит чуть менее 200 наименований. В их число входят производные: морфинана; фенилалкиламина и амфетамина; фенилпиперидина; вещества типа метадона; типа фентанила; типа индола; все соединения типа фенциклидина.
Кроме того, в данный Список включены следующие растения и продукты их переработки [8]:
а) мак снотворный (Papaver somniferam, sp. Papaveraceae), а также другие виды маков: восточный, прицветковый, щетинконосный, содержащие алкалоиды: морфин, кодеин, тебаин или орипавин; млечный сок (опий); маковая солома и экстракт маковой соломы, содержащие указанные алкалоиды опия; ацетилированный опий, диацетилморфин (героин);
б) конопля (Cannabis sativa, sp. Cannabinaceae); каннабис (марихуана); гашиш (анаша, смола каннабиса); масло каннабиса (гашишное масло); тетрагидроканнабинолы (все изомеры);
в) кат (молодые побеги с листьями вечнозеленого кустарника кат съедобный) (Catha edulis Forsk);
г) кокаиновый куст (Erythroxylon coca L.); лист кока; кокаиновая паста;
д) плодовые тела грибов, содержащие псилоцин и псилоцибин.
В Список I отнесены также все смеси указанных веществ, их изомеры, соли, эфиры, если существование таковых возможно. Использование объектов Списка I допускается только по специальным разрешениям в качестве стандартных образцов в научной, учебной работе, экспертной практике, а также - в оперативно-разыскной деятельности.
2. Наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых ограничен (Список II).
3. Психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (Список III).
В указанные списки включены широко распространенные лекарственные средства и препараты: бупренорфин, кодеин, морфин, кокаин, пентазоцин, промедол, просидол, амобарбитал, кетамин, хальцион, оксибутират натрия и т.п., а также их соли, существование которых возможно. Легальная работа с этими средствами может осуществляться только по специальным лицензиям, разработка, производство, ввоз/вывоз, распределение и уничтожение специальными государственными предприятиями и организациями.
Список прекурсоров (Список IV) в настоящее время разделен на три подраздела по мерам контроля, критерием отнесения к которым является общественная опасность того или иного прекурсора при использовании для изготовления наркотических средств в противовес целесообразности и объемам его использования в химической, нефтехимической, фармацевтической и иных отраслях промышленности, а также - в деятельности научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 18.07.2009 г. № 177-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 г. № 398 «О внесении изменений в Перечень, список (Список IV Перечня) прекурсоров разбит на три группы: первая группа включает прекурсоры, оборот которых ограничен и в отношении которых установлены особые меры контроля; вторая группа прекурсоров также имеет ограничения в обороте, в отношении этих прекурсоров установлены общие меры контроля; прекурсоры, в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля, составляют третью группу.
Список IV Перечня включает в себя несколько химических веществ (субстанций), использование которых может быть осуществлено в целях синтеза контролируемых веществ и средств. Среди подобных веществ наиболее часто практические сотрудники правоохранительных органов изымают ангидрид уксусной кислоты, антраниловую кислоту, ацетилантраниловую кислоту, ацетон, красный фосфор, изосафрол, лизергиновую кислоту, 3,4-метилендиоксифенил-2-пропанон, перманганат калия, эфедринсодержащие препараты, сафрол, серную кислоту (за исключением ее солей), соляную кислоту (за исключением её солей), фенилуксусную кислоту, фенилпропаноламиновые препараты, и ряд других соединений.
Номенклатура прекурсоров в настоящее представлена в 56 наименованиях. Критерием отнесения объектов к прекурсорам, помимо качественного химического состава [1], служит массовая концентрация в нем контролируемого вещества.
Надо отметить, что в период с 1998 до 2006 г.г. каких-либо изменений в Перечень не вносилось. Однако в период с 2006 по 2010 год, вышел целый ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, вносящих серьезные правки как в сам Перечень, так и связанные с ним нормативно-правовые акты. Значительной переработке подверглись как сама структура Перечня, так и содержание его основных разделов.
Кроме веществ и средств, приведенных в Перечне, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действуют Списки сильнодействующих и ядовитых веществ.
Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, прошедшие утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации", ранее издавались Постоянным комитетом по контролю наркотиков.
Список сильнодействующих веществ включает в себя свыше 100 наименований индивидуальных веществ (субстанций) и лекарственных средств (препаратов), среди которых поименованы некоторые виды лекарственного растительного сырья: рожки спорыньи (Secale cornutum - склероций гриба Claviceps purpurea (Fries), Tulasne, сем. Clavicipitaceae), трава эфедры и растворители, в том числе часть прекурсоров: пиперидин, толуол, хлороформ, этиловый эфир. В этом списке преобладают лекарственные средства, содержащие производные бензодиазепина, эфедрина, псевдоэфедрина и их аналогов, барбитуровой кислоты. Кроме того, в список включены известные лекарственные средства: клофелин (клонидин), мепробамат, теофиллин, солутан, циклодол и др.
В настоящее время в рамках совершенствования антинаркотического законодательства и его унификации с международными договорами Российской Федерации часть веществ из ранее действующих Списков сильнодействующих и ядовитых веществ перенесена в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и отнесена к психотропным веществам (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2007 г. № 427). Оборот сильнодействующих веществ [2] регулируется нормативными документами Минздрава и социального развития России, а вся деятельность с ними осуществляется при обязательном наличии лицензий.
Таким образом, всего по Перечню и всем приведенным выше нормативным документам проходит более 300 индивидуальных химических соединений, а также все возможные их соли, простые и сложные эфиры, природные и искусственные смеси, содержащие эти вещества, более 10 видов высших растений и грибов, их части, а также продукты их кустарной и промышленной переработки.
Разнообразие видов и форм контролируемых веществ, а также действия производителей зелья, направленные на маскировку и сокрытие своей продукции, обуславливают специфические аспекты технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с противозаконной деятельностью наркодиллеров. Сотрудники правоохранительных органов, осуществляющие мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков, в настоящее время сталкиваются с ситуацией, осложненной отсутствием необходимой им научной и специальной информации, охватывающей химические, физические свойства контролируемых веществ [3, 4-7].
Порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, их упаковка и фиксация доказательств определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом № 3-ФЗ от 8 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах», Приказом МВД РФ, МЮ РФ, МЗ и СР РФ, МЭ РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 9 ноября 1999 года №№ 840, 320, 388, 472, 726, 530, 585 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения».
Рецензенты:
Аширбекова М.Т., д.ю.н., профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики ВПО ФГАОУ «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.
Лобачева Г.К., д.х.н., профессор, президент Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Васильев Д.В., Мельников И.Н., Гладырев В.В., Шувалов Н.В. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15007 (дата обращения: 09.12.2024).