Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

LEGAL BASIS TRAFFIC OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC AND POTENT SUBSTANCES IN RUSSIA

Vasilev D.V. 1 Melnikov I.N. 2 Gladyrev V.V. 3 Shuvalov N.V. 1
1 Federal State Public Educational Establishment of Higher Professional Training «Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
2 Federal State Public Educational Establishment of Higher Professional Training “Yuri Gagarin State Technical University of Saratov”
3 Federal State Public Establishment “Forensic Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation”
Статья посвящена вопросам совершенствования правового обеспечения служебной деятельности сотрудников Министерства внутренних дел, Федеральной службы по контролю наркотических средств и других силовых ведомств Российской Федерации в сфере противостояния незаконному сбыту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, запрещенных на территории Российской Федерации. Решение оперативных, следственных и судебно-экспертных задач на всех этапах борьбы с наркопреступностью и формирование на этой основе современной научно-методической и материальной базы – главные цели исследования, которые не могут быть достигнуты без понимания и выполнения основных требований законодательства Российской Федерации, постоянно изменяющегося и совершенствующегося с целью увеличения результативности борьбы с наркотической угрозой здоровью нации и человека, гражданина Российской Федерации. Авторами исследованы медицинский, социальный и юридический аспекты понятия «контролируемые» вещества, современная система административно-правовых и законодательных актов, построенная в зависимости от степени воздействия конкретного вещества (наркотического средства, психотропного или сильнодействующего вещества) на организм человека и масштабов влияния, оказываемого на общество его незаконным оборотом, трансформируемая в меры контроля над ним, которые могут предусматривать как полный запрет его производства, оборота и применения на людях, так и введение ограничений на его оборот на территории Российской Федерации. Жесткая регламентация нормативно-правовыми актами различного уровня: международными соглашениями Российской Федерации, кодифицированными нормативно-правовыми актами федеральными и местными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами, всех действий, связанных с законным и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также и их прекурсоров продиктована особой озабоченностью общества в целом и государства о здоровье населения, в частности, молодежи.
Article is devoted to improving the enforcement performance of staff of the Ministry of the Interior, the Federal Service for Control of narcotics and other law enforcement agencies of the Russian Federation in the field of confrontation illicit sale of narcotic drugs and psychotropic substances that are prohibited in the territory of the Russian Federation. Resolution of operational, investigative and forensic problems at all stages of the fight against drug trafficking and the formation of the basis of modern scientific-methodical and material base - the main purpose of the study, which can not be achieved without the understanding and implementation of the basic requirements of the legislation of the Russian Federation, the ever-changing and improved to increase the effectiveness of the fight against the drug threat to the health of the nation and the man, a citizen of the Russian Federation. The authors investigated the medical, social and legal aspects of the concept of "controlled" substances, the modern system of administrative law and legislation, built depending on the degree of exposure to a specific substance (narcotic drugs, psychotropic substances or potent) on the human body and the extent of the influence exerted by society its illicit Trafficking, convertible into measures to control it, which may include both a complete ban its production, trafficking and use in humans, as well as restrictions on its circulation in the Russian Federation. Strict regulation of normative legal acts of different levels: international agreements of the Russian Federation, the codified regulations of the federal and local laws, legal acts, all actions associated with licit and illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, as well as their precursors dictated particular concern society as a whole and the state of health of the population, in particular young people.
drugs
psychotropic substances
potent substances
the legal basis of turnover
the legislation in the fight against drug trafficking
the list of narcotic drugs
psychotropic substances and their precursors
List of potent and toxic substances
Наркотическими средствами называют вещества, вызывающие при их введении в организм человека ощущение физического или психического комфорта, удовольствия, уменьшающие дискомфортные чувства, порождаемые различными, даже неприятными факторами [6]. Наркотические средства в специальной литературе рассматриваются как с медицинской, социальной, так и с юридической сторон.

С точки зрения медицины, наркотики оказывают пагубное воздействие на центральную нервную систему человека, формирующее привыкание, пристрастие к ним, психическую и физическую зависимость, наркоманию или токсикоманию.

С социальной стороны, понятие наркотика можно рассматривать в случаях его немедицинского употребления, которое может широко распространится среди населения или среди его отдельных социальных групп (учащихся, студентов, интеллигенции и др.). Если же вещество включено в Перечень наркотических средств, запрещенных к обороту законодательными органами или организациями здравоохранения нашего государства, возникает уголовно-правовая или юридическая составляющая понятия «наркотик».

В отсутствии хотя бы одного из указанных аспектов вещество, обладающее способностью воздействовать на центральную нервную систему человека, является средством, вызывающим токсикоманию или лекарственную зависимость (в нашей стране такие вещества отнесены к сильнодействующим). Наркотические средства и сильнодействующие вещества вызывают психологическую либо физическую зависимости. Психологическая зависимость формирует потребность и стремление к регулярному приему запрещенных субстанций и препаратов.

Медицинский аспект проблемы незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ состоит также и в специфическом воздействии (в малой или большей степени) на организм человека одного из трех типов контролируемых веществ: стимуляторы, седативные либо галлюциногенные вещества, таким образом, потребление контролируемых веществ может обуславливать развитие навязчивой и губительной зависимости.

Для контроля за легальным использованием и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в Российской Федерации [9, 10] предусмотрена система административно-правовых и законодательных актов, построенная в зависимости от степени воздействия конкретного вещества на организм человека и масштабов влияния, оказываемого на общество его незаконным оборотом, трансформируемая в меры контроля над ним, которые могут предусматривать как полный запрет его производства, оборота и применения на людях, так и введение ограничений на его оборот на территории Российской Федерации. Принятие решения о введении контроля и установлении уровня такого контроля принадлежат Правительству Российской Федерации.

Проблему незаконного оборота наркотических средств на территории России необходимо изучать с учетом очевидных факторов: геополитическое положение государства, накладывающее на Российскую Федерацию функцию коммуникационного моста между Азией, Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой; сложность организации таможенного и пограничного контроля, доставшиеся нам в результате распада Союза Советских Социалистических Республик; продолжающийся экономический кризис и связанные с ним социальные потрясения и общее снижение уровня жизни населения.

Отличительными чертами незаконного оборота наркотических средств в России являются постоянное расширение их ассортимента за счет выпуска многочисленных медицинских препаратов и интенсификации контрабандных поставок. Постоянно увеличивается и доля наркотических препаратов, известных как «дизайнерские» наркотики, которые ранее вовсе не встречались в незаконном обороте. В настоящее время установлено, что эти «новинки» схожи по физиологическому действию с соединениями, полученными модификацией структурной формулы исходного вещества.

Особое место в сфере незаконного оборота наркотических средств принадлежит транзитным перевозкам их через территорию Российской Федерации в страны Евросоюза.

Сегодня на территории Российской Федерации все действия, связанные с законным и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также и их прекурсоров жестко регламентируются нормативно-правовыми актами различного уровня: международными соглашениями Российской Федерации, кодифицированными нормативно-правовыми актами федеральными и местными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами. К их числу относят Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский Кодексы Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, а также ряд нормативных документов соответствующих ведомств (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации и др.). Следует отметить, что в России антинаркотическое законодательство находится в состоянии постоянного совершенствования, в связи с этим обстоятельством привести исчерпывающий перечень соответствующих нормативно-правовых актов практически не представляется возможным.

В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Основой отечественного антинаркотического законодательства являются Конвенции Организации объединенных наций, ратифицированные СССР:

  • Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года;
  • Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 года;
  • Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Именно в перечисленных международных договорах впервые сформулированы понятия наркотических средств и психотропных веществ, определены наиболее распространенные наркотические средства (опий, марихуана, маковая солома и др.) [5], принципы международного контроля за распространением наркотических средств и психотропных веществ, примерный перечень (списки) наиболее широко распространенных в легальном и незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, даны рекомендации по дифференциации мер контроля за ними.

Федеральным Законом Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» № ФЗ-3 от 08.01.1998 года установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья населения, государственной и общественной безопасности. В статье 1 указанного закона приведены основные понятия и термины, имеющие значение при расследовании уголовных дел данной категории.

Во исполнение данного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 30 июня 1998 года определен Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень). Данный Перечень находится в состоянии постоянного пополнения новыми контролируемыми веществами, изменениями наименований отдельных его диспозиций, уточнениями (некоторые соединения переносятся из одного раздела в другой и наоборот). Все изменения в Перечень вносятся соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации. Отдельными Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены и Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также установлен строгий контроль за культивированием наркотикосодержащих растений и грибов.

Под государственный контроль попадают все средства и вещества, поименованные в настоящем Перечне, независимо от их обозначения или фирменного названия, а также смеси (препараты), в состав которых входят поименованные в Перечне средства и вещества (субстанции).

Рассматриваемый Перечень включает в себя четыре списка, в которые внесены включенные в него вещества в соответствии с уровнем контроля над их оборотом:

1. Наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых запрещен (Список I) содержит чуть менее 200 наименований. В их число входят производные: морфинана; фенилалкиламина и амфетамина; фенилпиперидина; вещества типа метадона; типа фентанила; типа индола; все соединения типа фенциклидина.

Кроме того, в данный Список включены следующие растения и продукты их переработки [8]:

а) мак снотворный (Papaver somniferam, sp. Papaveraceae), а также другие виды маков: восточный, прицветковый, щетинконосный, содержащие алкалоиды: морфин, кодеин, тебаин или орипавин; млечный сок (опий); маковая солома и экстракт маковой соломы, содержащие указанные алкалоиды опия; ацетилированный опий, диацетилморфин (героин);

б) конопля (Cannabis sativa, sp. Cannabinaceae); каннабис (марихуана); гашиш (анаша, смола каннабиса); масло каннабиса (гашишное масло); тетрагидроканнабинолы (все изомеры);

в) кат (молодые побеги с листьями вечнозеленого кустарника кат съедобный) (Catha edulis Forsk);

г) кокаиновый куст (Erythroxylon coca L.); лист кока; кокаиновая паста;

д) плодовые тела грибов, содержащие псилоцин и псилоцибин.

В Список I отнесены также все смеси указанных веществ, их изомеры, соли, эфиры, если существование таковых возможно. Использование объектов Списка I допускается только по специальным разрешениям в качестве стандартных образцов в научной, учебной работе, экспертной практике, а также - в оперативно-разыскной деятельности.

2. Наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых ограничен (Список II).

3. Психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (Список III).

В указанные списки включены широко распространенные лекарственные средства и препараты: бупренорфин, кодеин, морфин, кокаин, пентазоцин, промедол, просидол, амобарбитал, кетамин, хальцион, оксибутират натрия и т.п., а также их соли, существование которых возможно. Легальная работа с этими средствами может осуществляться только по специальным лицензиям, разработка, производство, ввоз/вывоз, распределение и уничтожение специальными государственными предприятиями и организациями.

Список прекурсоров (Список IV) в настоящее время разделен на три подраздела по мерам контроля, критерием отнесения к которым является общественная опасность того или иного прекурсора при использовании для изготовления наркотических средств в противовес целесообразности и объемам его использования в химической, нефтехимической, фармацевтической и иных отраслях промышленности, а также - в деятельности научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 18.07.2009 г. № 177-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня  2010 г. № 398 «О внесении изменений в Перечень, список (Список IV Перечня) прекурсоров разбит на три группы: первая группа включает прекурсоры, оборот которых ограничен и в отношении которых установлены особые меры контроля; вторая группа прекурсоров также имеет ограничения в обороте, в отношении этих прекурсоров установлены общие меры контроля; прекурсоры, в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля, составляют третью группу.

Список IV Перечня включает в себя несколько химических веществ (субстанций), использование которых может быть осуществлено в целях синтеза контролируемых веществ и средств. Среди подобных веществ наиболее часто практические сотрудники правоохранительных органов изымают ангидрид уксусной кислоты, антраниловую кислоту, ацетилантраниловую кислоту, ацетон, красный фосфор, изосафрол, лизергиновую кислоту, 3,4-метилендиоксифенил-2-пропанон, перманганат калия, эфедринсодержащие препараты, сафрол, серную кислоту (за исключением ее солей), соляную кислоту (за исключением её солей), фенилуксусную кислоту, фенилпропаноламиновые препараты, и ряд других соединений.

Номенклатура прекурсоров в настоящее представлена в 56 наименованиях. Критерием отнесения объектов к прекурсорам, помимо качественного химического состава [1], служит массовая концентрация в нем контролируемого вещества.

Надо отметить, что в период с 1998 до 2006 г.г. каких-либо изменений в Перечень не вносилось. Однако в период с 2006 по 2010 год, вышел целый ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, вносящих серьезные правки как в сам Перечень, так и связанные с ним нормативно-правовые акты. Значительной переработке подверглись как сама структура Перечня, так и содержание его основных разделов.

Кроме веществ и средств, приведенных в Перечне, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действуют Списки сильнодействующих и ядовитых веществ.

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, прошедшие утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации", ранее издавались Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Список сильнодействующих веществ включает в себя свыше 100 наименований индивидуальных веществ (субстанций) и лекарственных средств (препаратов), среди которых поименованы некоторые виды лекарственного растительного сырья: рожки спорыньи (Secale cornutum - склероций гриба Claviceps purpurea (Fries), Tulasne, сем. Clavicipitaceae), трава эфедры и растворители, в том числе часть прекурсоров: пиперидин, толуол, хлороформ, этиловый эфир. В этом списке преобладают лекарственные средства, содержащие производные бензодиазепина, эфедрина, псевдоэфедрина и их аналогов, барбитуровой кислоты. Кроме того, в список включены известные лекарственные средства: клофелин (клонидин), мепробамат, теофиллин, солутан, циклодол и др.

В настоящее время в рамках совершенствования антинаркотического законодательства и его унификации с международными договорами Российской Федерации часть веществ из ранее действующих Списков сильнодействующих и ядовитых веществ перенесена в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и отнесена к психотропным веществам (см. Постановление Правительства Российской Федерации  от  7 июля 2007 г. № 427). Оборот сильнодействующих веществ [2] регулируется нормативными документами Минздрава и социального развития России, а вся деятельность с ними осуществляется при обязательном наличии лицензий.

Таким образом, всего по Перечню и всем приведенным выше нормативным документам проходит более 300 индивидуальных химических соединений, а также все возможные их соли, простые и сложные эфиры, природные и искусственные смеси, содержащие эти вещества, более 10 видов высших растений и грибов, их части, а также продукты их кустарной и промышленной переработки.

Разнообразие видов и форм контролируемых веществ, а также действия производителей зелья, направленные на маскировку и сокрытие своей продукции, обуславливают специфические аспекты технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с противозаконной деятельностью наркодиллеров. Сотрудники правоохранительных органов, осуществляющие мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков, в настоящее время сталкиваются с ситуацией, осложненной отсутствием необходимой им научной и специальной информации, охватывающей химические, физические свойства контролируемых веществ [3, 4-7].

Порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, их упаковка и фиксация доказательств определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом № 3-ФЗ от 8 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах», Приказом МВД РФ, МЮ РФ, МЗ и СР РФ, МЭ РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 9 ноября 1999 года №№ 840, 320, 388, 472, 726, 530, 585 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения».

Рецензенты:

Аширбекова М.Т., д.ю.н., профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики ВПО ФГАОУ «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.

Лобачева Г.К., д.х.н., профессор, президент Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений, г. Волгоград.