Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

Хабаева Л.М. 1 Абаева И.В. 1 Крупнов Д.Ю. 1
1 НОУ ВПО «Владикавказский институт управления»
В результате исследования особенностей осознания югоосетинской молодежью своих потенциальных и реальных способностей к построению жизни посредством смысложизненных ориентаций мы делаем заключение о среднем уровне смыслового развития, об адекватности планов и о жизнеспособности молодежи. Молодежь характеризуется этапом активного развития самосознания, что означает заинтересованность в своем будущем, наличие в жизни адекватных целей саморазвития и самореализации, придающих их жизни осмысленность, направленность и перспективу. У девушек определены более выраженные, чем у юношей, способности самоанализа, саморегуляции поведения, самостоятельности, ответственности, принятия решений. В группе испытуемых с высоким показателем «осмысленность жизни» (26% испытуемых) показатели: «цели в жизни», «эмоциональная насыщенность жизни», «результативность жизни», «локус контроля – я», «локус контроль – жизнь» также принимают высокие значения. Молодежь с низкой осмысленностью жизни (8% испытуемых) демонстрирует низкие значения остальных четырех диагностических показателей. Результаты исследования характеризуют убежденность большинства югоосетинской молодежи в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, возможно, принимать решения и воплощать их в жизнь.
процесс социализации молодежи Южной Осетии
самосознание
смысложизненные ориентации
смысл жизни
социальная идентичность
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М. : Мысль, 1988. – С. 47-51.
2. Ветров Р.Ю. Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций : автореф. дис. … докт. психол. наук. – М., 2012. – 42 с.
3. Калашникова С.А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях людей с различными показателями жизнестойкости // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Сер.: Педагогика и психология. - 2011. - № 5 (50). - С. 161-167.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М. : Смысл, 2005. – 512 с.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М. : Смысл, 2006. – 18 с.
6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 29.
7. Попова М.В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2005. – 220 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. – 372 с.
9. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. - М. : МОДЭК, 2005. – С. 132-135.
Целью данного исследования стало изучение психологических особенностей развития смысложизненных ориентаций югоосетинской молодежи, социализация которой приходится на сложный кризисный этап развития общества, усугубившийся в последние годы грузинской агрессией августа 2008 года.

Актуальность данного исследования обусловлена насущной проблемой поиска форм и методов влияния на развитие адекватной социальной идентичности молодежи Южной Осетии, способствующих ее успешному личностному и профессиональному развитию; а также проблемой сохранения и обогащения этнической идентичности, содержащей в себе основную смысловую обусловленность социального поведения и деятельности югоосетинской молодежи.

В результате проведенного исследования мы предполагаем, что диагностируемые нами смысложизненные ориентации качественно выявят способности молодежи Южной Осетии к развитию и саморазвитию, к личностной и социальной эффективности.

Южной Осетии нужна такая молодежь, которая, будучи воспитана на традициях осетинской культуры, сможет успешно интегрироваться в мировую культуру и, не теряя базового чувства принадлежности к своему этносу, будет стремиться к самореализации ради процветания своего народа. Но активность молодежи, проявляющаяся в поисках самоутверждения, индивидуальных и социальных достижений, нравственного и интеллектуального развития и духовного удовлетворения, в связи с возрастными психофизиологическими особенностями, социальным статусом и объективными факторами развития не всегда принимает адекватные социально одобряемые формы поведения и деятельности.  Активность молодежи может провоцировать агрессивность, радикализм и другие девиации социального поведения, участие в организациях асоциальных молодежных субкультур, подростковую и молодежную преступность.

В этой связи проблемы социализации и профессионализации молодежи находятся в центре ответственности органов власти, образовательных учреждений и общественных объединений республики Южная Осетия. В принятой в 2013 году Правительством РЮО «Стратегии социально-экономического развития до 2030 года» сформулирована задача  по мотивированию молодежи к получению качественного современного образования, предполагающего достижения высокого уровня интеллекта, культуры, нравственности. Ключевым компонентом устойчивого развития Южной Осетии признается формирование качественной системы образования.

Генеральной целью образования провозглашается формирование национальной модели образования, интегрированной с мировым образовательным пространством, обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда. Характерной чертой национальной модели образования является создание механизма по постепенному переводу учащихся на обучение на осетинском языке. Этим самым подчеркивается важность ориентации подрастающего поколения на формирование «осетинского образа жизни», делая его основополагающим фактором личностного и профессионального развития. С другой стороны, в обеих осетинских республиках сегодня складывается такая образовательная среда, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности, что непременно создает условия для появления национальной модели образования и воспитания подрастающего поколения.

Пока же эту роль принимает на себя популярная во всем мире идея поликультурного образования (с основным принципом полилингвальности), целью которого считается развитие способности критически воспринимать встречающиеся клише, стереотипы, односторонние образы, относящиеся к другим людям и их культурам, и выработку у подростков и молодежи толерантного отношения к ним. Поликультурное образование призвано расширять индивидуальное восприятие картины мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности, что, безусловно, соответствует задачам социализации югоосетинской молодежи. И все же вопросы поиска, защиты, сохранения, возрождения и обогащения своей этнической идентичности как у северных, так и у южных осетин остаются актуальными и жизнеопределяющими.

Психологическую суть вышеозначенной проблемы поиска идентичности мы находим в теории смысла В. Франкла. В. Франкл считает, что мы живем в эру разрушающихся и исчезающих традиций. Он говорит, что новые ценности посредством обнаружения уникальных смыслов не создаются, а универсальные ценности приходят в упадок. Но, по мнению В. Франкла, так как уникальные ценности останутся незатронутыми потерей традиций, жизнь останется осмысленной. В связи с этим основную задачу образования В. Франкл видит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку способность находить уникальные смыслы. Сегодня, по мнению В. Франкла, образование не может находиться в русле традиции, оно должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения [8]. Л.М. Митина видит одну из главных целей современного образования в развитии у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Она считает, что превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию; что общеобразовательная школа не должна выполнять социальный заказ общества: готовить специалистов, необходимых только в данный момент; образование призвано опережать другие сферы общественной жизни человека и быть фактором развития общества. По ее мнению, профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации [6]. В диссертационном исследовании М.В. Поповой «Становление персональной идентичности в юношеском возрасте» указывается на релевантность теории идентичности и понятия личностного самоопределения в отечественных исследованиях, включающего в себя и процессы самоосознания и саморегуляции на этой основе. Самоопределение (самодетерминация) характеризуется ею как процесс и результат осознанной и автономной системы выборов в значимых сферах жизни личности. Оно включает в себя: построение духовно-ценностных основ, ориентиров жизни; выбор целей и средств самореализации, индивидуальных способов активности; осмысление будущего. М.В. Поповой доказательно представлено то, что понятие идентичности аккумулирует в себе процессы структурной и смысловой перестройки самосознания, ярко разворачивающиеся в юношеском возрасте. Исследовательницей подтверждены следующие гипотезы: в юношеском возрасте формируются предпосылки для развития целостной позитивной идентичности, кристаллизация которой связана с поиском, осмыслением и утверждением персональной позиции по отношению к значимым сферам жизни в перспективе будущего; условием становления персональной жизненной позиции в юности является осознание индивидуальных возможностей и притязаний в системе ценностных и социально-ролевых выборов; ядерным элементом становления идентичности в юности являются смысложизненные ориентации; специфика развития и возрастная динамика структурных компонентов жизненной позиции в юности состоит в повышении показателей смысложизненных ориентаций при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту; специфика ценностно-смысловой позиции подростка и характерные стратегии самоопределения в значимых сферах жизни определяют статус идентичности и характер течения кризиса [7].

Психологией проблемы поиска смысла жизни занимались зарубежные (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, В. Франкл и др.) и отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, В.Г. Асеев, Б.С. Братусь, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.И. Божович, В.Э. Чудновский и др.). Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни рассматривается в психологии как врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности (В. Франкл) [8]. Д.А. Леонтьев определяет смысловую сферу личности как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [3]. Б.С. Братусь выделяет основные функции смысловых образований: создание образа будущего (который определяет настоящую деятельность) и опоры для нравственной оценки поступков; создание общих принципов ведения деятельности. Он считает, что общие смысловые образования или «личностные ценности» определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, себе и другим людям [1]. В.Э. Чудновский подчеркивает важность продуктивности смысложизненной ориентации, выделяя признаки ее адекватности: «реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека; «конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека [9]. Смысложизненные ориентации вместе с базовыми убеждениями и стратегиями поведения человека в трудных жизненных условиях рассматриваются С.А. Калашниковым в качестве показателей функционирования системы «человек - жизненная среда» и содержательных характеристик жизнестойкости как личностного ресурса [3]. По мнению Р.Ю. Ветрова психологическая перестройка личности как переосмысление жизненного пути является одним из возможных вариантов преодоления критических ситуаций, сопровождающихся разнообразными обстоятельствами и требующих изменения привычного стиля жизни и деятельности [2].

Наше исследование опирается также на представления Д.А. Леонтьева о смысложизненных ориентациях как о системообразующем факторе развития самосознания личности, определяемом жизненными целями, интересом и эмоциональной насыщенностью жизни, удовлетворенностью самореализацией, локусом контроля - я, локусом контроля - жизнь и показателем общей осмысленности жизни. То, что придает жизни смысл, считает Д.А. Леонтьев, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [4].

Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева позволяет изучить особенности смысловой сферы личности, выделить уровень их смыслового развития как по интегрированному показателю - общая осмысленность жизни, так и по основным составляющим - смысложизненные ориентации [5]. В методике СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении, и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей - с будущим, эмоциональной насыщенности - с настоящим, удовлетворения - с достигнутым результатом, прошлым.

Таким образом, мы предположили, что особенности осознания югоосетинской молодежью своих потенциальных и реальных способностей к построению своей жизни позволят нам сделать заключение об уровне смыслового развития югоосетинской молодежи, об адекватности и о жизнеспособности их планов.

Объектом нашего исследования стали студенты и работающая молодежь Южной Осетии в возрасте от 18 до 25 лет в количестве 142 человек. Предметом исследования, в соответствии с выбранной темой, являются смысложизненные ориентации югоосетинской молодежи.

Результаты исследования. Мы определили среднее значение по субъективным шкалам методики СЖО у группы испытуемой югоосетинской молодежи и представили результаты в виде следующей сводной таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования по методике СЖО Д.А. Леонтьева

Молодежь (юноши, девушки)

Цели в жизни

Эмоциональная насыщенность жизни

Результативность жизни

Локус контроль  - Я

Локус контроль  - жизнь

Осмысленность жизни

Юноши   

(35 чел.)

30,0571

29,0571

24,0857

20,6857

28,4286

99,2000

Станд. откл.

6,72547

5,98008

4,76119

4,09283

4,71097

17,69978

Девушки

(107 чел.)

30,9907

 

29,1869

 

24,2056

 

19,9159

 

29,0935

 

98,5234

 

Станд. откл.

7,78181

7,85017

5,63134

5,25594

7,59535

19,77436

Всего: 142 чел.

30,7606

29,1549

24,1761

20,1056

28,9296

98,6901

Станд. откл.

7,52295

7,41313

5,41380

4,99178

6,98595

19,22476

В таблице 1 приведены средние значения и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам для юношей и девушек, которые мы сравнивали с данными Д.А. Леонтьева, полученными им на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет. Все данные у юношей лишь немного ниже средних значений по Д.А. Леонтьеву; у девушек, наоборот, немного выше средних значений. Этот факт свидетельствует о более развитом самосознании у девушек, о наличии у них более выраженных, чем у юношей, способностей самоанализа, саморегуляции поведения, самостоятельности, ответственности, принятия решений. У испытуемых с высоким показателем осмысленности жизни (26% от всей группы испытуемой молодежи) показатели по остальным шкалам также имеют высокое значение; подобная сопоставимость показателей определяется у испытуемых с низким значением осмысленности жизни (8% от всей группы испытуемой молодежи).

В целом можно констатировать то, что группа испытуемой молодежи характеризуется этапом активного развития самосознания, предполагающего заинтересованность в своем будущем, наличие в жизни адекватных целей саморазвития и самореализации, придающих их жизни осмысленность, направленность и перспективу. Группа испытуемой молодежи воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Средними значениями определены также результативность жизни или удовлетворенность самореализацией пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Средние баллы локуса контроля - я соответствуют представлению о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Полученные баллы характеризуют убежденность большинства югоосетинской молодежи в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, возможно, принимать решения и воплощать их в жизнь.

Заключение. Исследовав особенности осознания югоосетинской молодежью своих потенциальных и реальных способностей к построению своей жизни, представленных смысложизненными ориентациями, мы делаем заключение о среднем уровне смыслового развития, об адекватности и о жизнеспособности планов молодежи.

Группа испытуемой молодежи характеризуется этапом активного развития самосознания, предполагающего заинтересованность в своем будущем, наличием в жизни адекватных целей саморазвития и самореализации, придающих их жизни осмысленность, направленность и перспективу.

У девушек определены более выраженные, чем у юношей, способности самоанализа, саморегуляции поведения, самостоятельности, ответственности, принятия решений.

В группе испытуемых с высоким показателем «осмысленность жизни» (26% испытуемых) показатели: «цели в жизни», «эмоциональная насыщенность жизни», «результативность жизни», «локус контроля - я», «локус контроль - жизнь» также принимают высокие значения. Молодежь с низкой осмысленностью жизни (8% испытуемых) демонстрируют низкие значения остальных четырех диагностических показателей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социальная идентичность как фактор профессионального развития молодежи Южной Осетии», проект № 13-26-13001.

Рецензенты:

Дзуцев Х.В., д.соц.н., профессор, директор Северо-Осетинского центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, г. Владикавказ.

Киргуева Ф.Х., д.п.н., доцент, профессор кафедры начального образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Хабаева Л.М., Абаева И.В., Крупнов Д.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14981 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252