Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ АСПИРАНТОВ – БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Соловьева О.В. 1 Литвинова К.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В статье описывается проблема развития лидерских качеств аспирантов, обучающихся по программе «Преподаватель высшей школы». Обосновывается актуальность изучения лидерских способностей, которые представлены как профессионально значимые качества, необходимые для успешного осуществления деятельности преподавателя высшей школы. Представлены результаты авторского исследования лидерских и профессионально значимых качеств. Выделены и обоснованы профессионально значимые лидерские качества аспирантов. Определены уровни развития лидерских способностей и профессионально значимых лидерских качеств аспирантов. Установлена связь уровня лидерских способностей и организационных умений с интеллектуальными, эмоционально-волевыми, коммуникативными и поведенческими особенностями, с направленностью личности, а также гибкостью в поведении и самоуважением. Выявлена детерминирующая роль лидерских способностей и профессионально значимых лидерских качеств аспирантов в эффективном осуществлении профессиональной педагогической деятельности.
лидерство
профессионально значимые качества преподавателя
аспиранты
преподаватели высшей школы
1. Красинская Л.Ф. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы / Л.Ф. Красинская: Учеб. пособие. − Самара: СамГУПС, 2010. − 140 с.
2. Лобейко Ю.А., Соловьева О.В., Бондаренко Е.В. Лидерство в организации (Профессиональная переподготовка). Учебное пособие. − М.: Илекса, 2013. − 104 с.
3. Соловьева О.В. Психология лидерства: учебное пособие. − Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. − 284 с.
4. Соловьева О.В., Литвинова К.В. Изучение профессионально значимых лидерских качеств аспирантов − будущих преподавателей вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. − Ставрополь, СКФУ, 2013. − № 6 (39). − С. 210-213.
5. Угляница Г.В. Формирование лидерских качеств будущего педагога в процессе его социально-профессионального самоопределения: дис. ... канд. пед. наук. – Кемерово, 2009. − 230 с.

В современных условиях инновационного развития высшего профессионального образования особые требования предъявляются к личностно-профессиональным компетенциям профессорско-преподавательского состава вузов. Сегодня преподаватель вуза должен соответствовать мировым стандартам, отвечать эталону представителя интеллектуальной элиты, а также в полной мере владеть управленческими, лидерскими функциями - быть блестящим организатором учебно-воспитательного процесса и достойным образцом подражания для учащейся молодежи - студентов, магистрантов, аспирантов [1].

Многие преподаватели профильных вузов (инженерно-технических, медицинских и др.) не имеют базового профессионально-педагогического образования, что обусловило введение в действие государственного образовательного стандарта для получения магистрантами и аспирантами дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Реализация данной программы в университетах позволяет аспирантам приобрести знания и умения, необходимые для успешной педагогической деятельности в вузе.

Современному вузу нужны не просто специалисты с высокоразвитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, а лидеры и организаторы, готовые осуществлять руководство студенческими группами и коллективами, опираясь на идеи гуманистического подхода [5]. Вместе с тем, аспиранты, нацеленные на научно-исследовательскую деятельность и решая свои индивидуально-профессиональные задачи, не всегда в состоянии активно участвовать в решении сложных проблем вуза, факультета, кафедры, не способны демонстрировать социальную активность, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, т.е. не обнаруживают лидерских качеств. В этой связи необходимым является улучшение системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для высшего профессионального образования. На наш взгляд, именно лидерские способности детерминируют развитие важнейших профессионально значимых качеств аспирантов - будущих преподавателей вуза и в дальнейшем их успешную профессиональную деятельность [2, 3].

Феномен «лидерство» является предметом многих зарубежных и отечественных исследований в области философии, психологии, социологии, педагогики и др. В числе зарубежных исследований, проблема лидерства как социально-психологического феномена изучена в работах: Блейка Р., Вебера М., Вундока М., Калофа Б., Карлофа Б., Каца В., Кенджеми Дж.П., Кунца Г., Левина К., Мескона М., Седерберга С., Стогдилла Р., Фидлера Ф., Хедоури Ф., Эдигера Л., GotlibN., GraenG., Likert Р., Nahavandi А., NiCarthy G., Scandura T., Stogdill R.M., Tannenbaum R., Wofford J., Zahn G. и др.

В трудах отечественных психологов определены методологические и теоретические основы проблемы лидерства (Акинин П.В., Волков И.П., Дилигенский Г.Г., Емельянов Ю.Н., Ершов А.А., Жеребова Н.С., Кричевский Р.Л., Кузьмина Е.С., Парыгин Б.Д., Петровский А.В., Попов В.Н., Розанова В.А., Румянцева В.И.,Угляница Г.В. и многие др.). Большой вклад в понимание различных аспектов феноменологии лидерства внесли: Аркин Е.А., Бехтерев В.М., Васильев В.К., Войтоловский Л., Зaлужный А.С., Лазурский А.Ф., Лисовский В.Т., Михайловский Н.К., Румянцева В.И., Соловьева О.В., Шейнов В.П., Ярошевский М.Г. и др. Описание стилей лидерства (руководства) представлено как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Волков И.П., Гибш Г., Емельянов Ю.Н., Журавлев А.Л., Лайкерт Р., Липитт Р., Свенцицкий А.Л., Танненбаум Р., Тауш А., Фидлер Ф., Херси П., Шмидт В.). Изучением функционала лидерства и руководства занимались такие отечественные ученные, как Логвинов И.Н, Лунев Ю.А., Петровский А.В., Чернышёв А.С. Исследованиям личной стороны лидерства и руководства были посвящены работы: Ашина Г.К., Бирюкова Н.И., Бовичева В.В., Гончаренко Н.В., Ковалева А.Г., Кудряшёвой Е.В., Свеницкого А.Л. Федоровой М.Ю. Изучением особенностей лидерства в группе и организации занимались такие отечественные исследователи, как Волков И.П., Деркач А.А., Дорофеев Е.Д., Жеребова Н.С., Журавлев А.Л., Кокорева А.А., Кричевский Р.Л., Парыгин Б.Д., Петровский А.В.,Уманский Л.И., Чернышев А.С.

Особую значимость для нашего исследования имеют работы, посвященные пониманию сущности психолого-педагогической деятельности преподавателя вуза, ее содержания и структуры. Большой вклад в решение этого вопроса внесли исследования таких педагогов и психологов, как Дьяченко М.И., Есаревой З.Ф., Зимней И.А., Кандыбович Л.А., Котовой И.Б., Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Митиной Л.М., Платонова К.К., Рогова Е.И., Сластенина В.А., Шиянова Е.Н. и многих др. В числе современных ученых, всесторонне изучающих особенности преподавательской деятельности Абзалова И.А., Литвинова О.И., Ложковая Г.М., Пономарев Е.П., Плугина М.И., Саргази Х., Сорокопуд Ю.В., Тенитилов С.В., Трухина О.А. и др. Отдельное внимание уделено характеристике профессионально значимых качеств и лидерского потенциала преподавателя вуза (Абульханова-Славская К.А., Баженова Р.В., Каган М.С., Масаев В.Н., Новожилова Т.И., Остапенко А.Б., Рябова Т.М., Свешникова И.В., Святкина Н.А., Смирнов С.Д., Тюлина О.А., Федорова Н.А., Шадриков В.Д. и др.).

Несмотря на значительное количество работ, посвященных лидерству и развитию профессионально значимых лидерских качеств педагога, следует отметить, что вопросам теоретико-прикладного характера, касающимся развития лидерских качеств как у студентов, так и у аспирантов, в условиях вуза уделяется мало внимания. В психологии до сих пор недостаточно изученными остаются: степень, особенности и динамика развития отдельных лидерских качеств у аспирантов; влияние послевузовского образования на процесс формирования и развития профессионально значимых лидерских качеств аспирантов;условия, способствующие развитию профессионально значимых лидерских качеств аспирантов - будущих преподавателей высшей школы в образовательном пространстве вуза; содержание деятельности психологической службы вуза по системному сопровождению аспирантов с применением ориентированных психологических технологий по развитию лидерских способностей.

На пути решения проблем, связанных с данными противоречиями, проводилось  исследование лидерских качеств аспирантов, обучающихся по программе «Преподаватель высшей школы» [4]. Применялись следующие методики: «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); «Многофакторное исследование личности Р. Кеттелла 16PF-опросник»; «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман); «Мотивация к успеху» Т. Элерса; «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин); «Изучение направленности личности» (В. Смекала и М. Кучера); «Самоактуализационный тест» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).

В исследовании приняли участие 198 аспирантов и 20 преподавателей. Результаты диагностики лидерских способностей на констатирующем этапе показали, что для 37,5 % аспирантов характерна низкая степень выраженности лидерских способностей, для 41 % аспирантов - средняя степень. Высокий показатель лидерских способностей характерен для 15 %. Это показывает, что аспиранты не активны, не проявляют инициативу, не участвуют в жизни коллектива и университета (таблица, рисунок).

Лидерские способности аспирантов гуманитарных и естественных специальностей по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

Группа испытуемых

Степень выраженности лидерских способностей

Низкая

Средняя

Высокая

Очень высокая (диктатор)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Гуманитарный поток

39

37

42

40

17

16

8

7

Естественный поток

34

38

39

42

14

15

5

5

Степень выраженности лидерских способностей аспирантов гуманитарных и естественных специальностей по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

По методике Кеттелла в блоке «Интеллектуальные особенности» выявлено, что 65 % аспирантов ориентированы на решение практических задач и руководствуются выгодой. Больше половины обследованных аспирантов (58 %) консервативны относительно новых идей и перемен, что отражает общую тенденцию в плане интеллектуального развития современной молодежи. По блоку эмоционально-волевых особенностей выявлено, что молодые люди, хотя и обладают эмоциональной устойчивостью (63,5 %), вместе с тем проявляют импульсивность (54,5 %), не способность в некоторых ситуациях контролировать свои сиюминутные желания (57 %); они легко подвержены влиянию других людей (58 %). Результаты по коммуникативным особенностям и особенностям межличностного взаимодействия свидетельствуют о том, что больше половины аспирантов зависимы от мнения группы и нуждаются в поддержке (69,5 %), проявляют осторожность и подозрительность к окружающим людям (67,5 %).

Общежитейская направленность мотивационной структуры личности аспирантов характеризуется высокими показателями по шкалам: «Жизнеобеспеченье» (74,5 %), «Комфорт» (55 %), «Социальный статус» (56 %) и «Общение» (89,5 %). Рабочая направленность мотивационной структуры личности аспирантов характеризуется высокими показателями по шкалам: «Общая активность» (79 %), «Творческая активность» (64,5 %), «Социальная полезность» (51 %).

По показателям мотивации к успеху выявлено, что большинство аспирантов, хотя и нацелены на успех и победу (22 %), имеют среднюю (45 %) и низкую степень проявления данной установки (33 %).

Высокий уровень проявления коммуникативных склонностей выявлен у 35 % и 30 % аспирантов гуманитарного и естественного потока соответственно. Средний уровень проявления коммуникативных склонностей у 47 % и 40 % аспирантов. Уровень проявления коммуникативных склонностей ниже среднего отмечается у 11 % и 22 % аспирантов. Низкий уровень проявления коммуникативных склонностей выявлен у 8 % аспирантов естественного потока. По показателям организаторских склонностей, высокий уровень организаторских склонностей отмечается у 39 % и 20 % аспирантов гуманитарного и естественного потока соответственно. Средний уровень организаторских склонностей выявлен у 48 % и 3 5% аспирантов соответственно. Уровень проявления организаторских склонностей ниже среднего отмечается у 26 % и 13 % аспирантов. Испытуемые с низким уровнем проявления организаторских склонностей выявлены только на естественном потоке (19 %).

В результате анализа диагностики направленности личности выявлено следующее: личностная направленность (направленность на себя) была обнаружена у 38 % испытуемых естественного потока и 31 % гуманитарного поток. Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие) была обнаружена нами у 50 % и 29 % испытуемых. Деловая направленность (направленность на задачу) - у 33 % и 19 % аспирантов.

На основе сравнительного анализа шкал самоактуализации выявлены следующее результаты: 68 % аспирантов ориентированы на один отрезок временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее). 32 % - способны жить настоящим, т. е. переживать настоящий момент своей жизни во всей полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной. Половина испытуемых (50,5 %) относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Такие молодые люди свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию.

Блок ценностей характеризуется тем, что испытуемые не придерживаются тех идеалов и ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности (49 %), но 51% способны быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, проявляют гибкость и разумность в применении некоторых стандартных принципов. Блок чувств с высокими показателями (62,5 %) свидетельствует о чувствительности к собственным переживаниям и потребностям, тогда как 56 % аспирантов склонны к естественному и раскованному поведению, демонстрации своих эмоций. Блок самовосприятия характеризует способность половины испытуемых аспирантов (52,5 %) ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Блок межличностной чувствительности проявляется в скрытой агрессии у аспирантов (56,5 %), желании отказаться от этого чувства и подавить его в себе, при этом 65 % аспирантов легко и быстро вступают в контакт, устанавливают доброжелательные и значимые для них отношения. Блок отношения к познанию характеризуется слабой степенью стремления к приобретению знаний об окружающем мире (57 %), но в свою очередь развитой творческой направленностью личности (59 %) как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

По результатам опроса аспирантов и экспертной оценки преподавателей составлен совокупный портрет преподавателя-лидера, представленный перечнем таких профессионально-важных лидерских качеств, как: социальная активность, профессиональная компетентность, эрудированность, целеустремленность, организованность, ответственность, коммуникабельность, отзывчивость, справедливость. Преподаватели-лидеры в полной мере владеют психологической культурой, соответствуют профессионально-этическим требованиям педагогической деятельности и имиджу преподавателя высшей школы. Именно эти профессионально значимые лидерские качества детерминируют успешную профессионально-педагогическую деятельность преподавателя, способствуют его устойчивости к деструктивному влиянию профессиональной деятельности и эмоциональному выгоранию и обеспечивают перманентное стремление к личностному росту.

Дальнейшая наша работа была сосредоточена на том, чтобы выявить взаимосвязь между показателями лидерских способностей и особенностей личности аспиранта. В качестве основных показателей были отобраны: интеллектуальные особенности («развитое логическое мышление - слабо развитое логическое мышление», «мечтательность - прагматичность», «радикализм - консерватизм»); эмоционально-волевые особенности («эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость», «принципиальность и высокая мораль - практичность и стремление к выгоде», «чувствительность и стремление к поддержке - реалистичность и самостоятельность», «неуверенность и тревожность - уверенность и безмятежность»); коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия («открытость - замкнутость», «смелость - робость», «беспечность - серьезность», «самостоятельность в решениях - зависимость от группы», «лояльность и тактичность - независимость и откровенность», «подозрительность - доверчивость»); организационные умения, направленность личности (на себя, на взаимодействие и на задачу).

Для выявления взаимозависимости использовались расчеты коэффициента корреляции rs Спирмена, в ходе которых установлено, что имеется как положительные, так и отрицательные корреляционные связи. Отметим лишь основные, наиболее значимые из них. Положительные: лидерские способности - самостоятельность (rs = 0,763, р<0,01); организаторские умения (rs = 0,729, р<0,01); направленность на взаимодействие (rs = 0,738, р<0,01); направленность на задачу (rs = 0,739, р<0,01); развитое логическое мышление (rs = 0,699, р<0,05), эмоциональная устойчивость(rs = 0,598, р<0,05) и др. Отрицательные: лидерские способности - эмоциональная неустойчивость(rs = -0,461, р<0,05), замкнутость (rs = -0,396, р<0,05); зависимость от группы (rs = -0,461, р<0,05), чувствительность (поддержка) (rs = -0,342, р<0,05); консерватизм (rs= -0,458, р<0,05) и др.

Помимо выявленных зависимостей, мы поставили задачу определения взаимосвязи между такими показателями самоактуализации, как гибкость в поведении, сензитивность к себе, самоуважение, креативность и показателями индивидуально-психологических особенностей личности аспиранта. Положительная корреляционная связь отмечается между следующими показателями: самоактуализация: гибкость в поведении - открытость (rs = 0,756, р<0,01);смелость (rs = 0,731, р<0,01);развитое логическое мышление (rs = 0,663, р<0,05),эмоциональная устойчивость (rs = 0,667, р<0,05) и др.; самоактуализация: прагматичность (rs = 0,608, р<0,05), радикализм (rs = 0,717, р<0,05), эмоциональная устойчивость (rs = 0,651, р<0,05), принципиальность (rs = 0,627, р<0,05), реалистичность (rs = 0,668, р<0,05) и др.

В целом корреляционный анализ показал, что наличие лидерских способностей обусловливает такие личностные особенности, как: развитое логическое мышление, эмоциональная устойчивость, смелость и самостоятельность, организаторские умения направленность на взаимодействие и задачу, а также прагматичность, практичность и реалистичность.

При сопоставлении выявленных в ходе корреляционного анализа лидерских способностей с профессионально-личностными характеристиками, которые получены на основе ранжирования, видно насколько они согласуются между собой. Это подтверждает, что настоящий педагог является лидером и в том случае, если и профессиональные и лидерские качества преподавателя высшей школы хорошо развиты, он будет авторитетным и высоко успешным в педагогической деятельности. В этой связи стоит задача целенаправленного развития лидерских способностей, детерминирующих развитие профессионально важных качеств преподавателя высшей школы.

Рецензенты:

Озеров В.П.. д.псх.н., профессор, профессор кафедры физической культуры ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Плугина М.И., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии спецдисциплин Института последипломного и дополнительного образования Факультета повышения квалификации преподавателей ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Соловьева О.В., Литвинова К.В. ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ АСПИРАНТОВ – БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14793 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074