Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Скиба Г.А. 1 Шестакова Т.Е. 2
1 МБОУ ВСОШ г. Аксай
2 ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Авторы рассматривают использование проектной технологии как способа снижения подростковой агрессии в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Приведена психолого-педагогическая характеристика учащихся МБОУ ВСОШ г. Аксай Ростовской области. Показаны результаты исследования уровня агрессивности подростков в течение 5 лет. Результаты исследования показали преобладание высокого уровня вербальной и физической агрессии, повышение высокого уровня предметной и эмоциональной агрессии в течение 5 лет. В качестве вида деятельности, направленной на повышение мотивации к обучению и снижение уровня агрессивности, предложена проектная технология. Подготовлен и реализован совместный проект на тему: «Салоны второй половины XIX века», в котором осуществлена интеграция истории, литературы, физики, химии. Работа над проектом продолжалась в течение I и II четвертей и осуществлялась поэтапно. После реализации проекта наблюдалось усиление интереса подростков к учебным предметам, улучшение посещаемости, повышение уважения к учителям и одноклассникам, появление навыков работы в команде.
вечерняя школа
учащиеся
вербальная агрессия
физическая агрессия
предметная агрессия
эмоциональная агрессия
самоагрессия
проектная технология
учебно-воспитательная работа
история
литература
физика
химия
1. Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств. Клиническое руководство: утв. приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311 / КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MED;n=5950 (дата обращения: 25.06.2014).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Пр-271 от 04 февраля 2010 г.: утв. през. РФ Д.И. Медведевым / КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=562811 (дата обращения: 21.06.2014).
3. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Изд-во Речь, 2002. – 298 c.
4. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 192 с.
5. Шеншина Е.Е. Адаптационная образовательная модель открытой школы // Человек и образование. — 2007. -№ 3-4 (12-13). — С. 110-115.
6. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике. //Неврологический журнал. – 2006. –Т.11. – Приложение № 1. – С. 4-12.
В педагогической литературе описано два типа учащихся, посещающих учреждения вечернего (сменного) общего образования. Первый тип - это подростки, оставившие дневную школу по причинам плохой успеваемости, неудовлетворительного поведения, воспитывающиеся в неполных семьях, часто без родителей. Ко второму типу относят взрослых учеников, не доучившихся в свое время, но мотивированных на получение образования для осуществления успешной трудовой деятельности. Процентное соотношение по возрастам учащихся МБОУ ВСОШ г. Аксай соответствует данным [5], приведенным для вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Воронежа, т.е. 90% подростков и 10% взрослых учащихся. В течение учебного года в школу прибывают новые ученики, в основном переведенные из дневных школ.

Основной проблемой вечерней школы г. Аксай является обучение детей, не принимаемых обычной школьной средой. Здесь обучаются дети, обделенные в свое время вниманием и лаской, иногда ненужные своим родителям, иногда и самим себе. Как правило, эти подростки не следуют общим правилам социального поведения, имеют отношение к насилию, более положительное, чем дети их возраста, обучающиеся в обычной школе, склонны к проявлению агрессии по отношению к сверстникам и взрослым.

Анализ контингента учащихся МБОУ ВСОШ г. Аксай за период 2009-2014г. показал, что на ступени основного общего образования в среднем 91% учащихся - это дети с небольшими отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии. Данные отклонения имеют медицинское обоснование в диагнозе «легкое когнитивное расстройство», «задержка психического развития», подтвержденном протоколами психолого-медико-психологической консультации [6]. Процент усвоения школьной программы такими детьми довольно низок. Они страдают плохой памятью, отсутствием абстрактного мышления, внимания, усидчивости. Отклонение в психическом развитии проявляется и в особенностях поведения: расторможенности, гиперактивности, гиперсексуальности, неадекватности реакций [1, 2]. В среднем 36% учащихся имеют проблемы с поведением, что отражается в характеристиках при переводе учащихся в вечернюю школу. Данные обследования показывают, что в последние пять лет наблюдается количественный рост учащихся, немотивированных на учебную деятельность с 50% до 90%.

Результаты контрольных работ входной диагностики обнаруживают, что пробелы в знаниях имеют в среднем 26% учащихся. Это вновь поступающие в вечернюю школу, прошедшие через КДН (одна из основных причин перевода несовершеннолетних в вечернюю школу) или имеющие длительный перерыв в обучении среди совершеннолетних.

В среднем 36% учащихся имеют проблемы с поведением, что отражается в педагогических характеристиках, даваемых детям при переводе в вечернюю школу. Данные характеристик подтверждают вывод о том, что последние два года наблюдается количественный рост подростков, немотивированных на учебную деятельность. Кроме того, учащиеся современной вечерней школы имеют низкую степень осознания потребности в знаниях.

Для оценки уровня личностной агрессивности учащихся второй (основной) ступени общего образования в МБОУ ВСОШ г. Аксай с 2009 по 2014 год проводилась диагностика по опроснику Баса-Дарки, адаптированному Л.Г. Почебут к российским условиям. С помощью опросника выделено 5 форм агрессивного поведения: вербальное, физическое, предметное, эмоциональное, самоагрессия [3]. Тест позволяет определить низкий, средний, высокий уровни агрессии и высокий, средний и низкий уровни адаптивного поведения соответственно.

Каждый год в тестировании принимали участие 47-54 учащихся с 7 по 10 классы в возрасте 14-17 лет. Тестирование проводилось дважды в год: в начале и конце учебного года. В начале каждого учебного года классы наполняются новыми учениками, переведенными из других школ, как правило, по причинам нарушения дисциплины или конфликта в классе, стойкой неуспеваемости или пропусков занятий. После проведения учителями школы разнообразных форм учебно-воспитательной работы учащиеся тестировались повторно в конце учебного года. За 5 лет в эксперименте приняли участие около 270 подростков.

Результаты исследования на наличие высокого уровня проявления выделенных форм агрессии приведены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка высокого уровня разных форм агрессии учащихся МБОУ ВСОШ г. Аксай в начале и конце учебного года

Виды агрессии

% от общего количества учащихся по учебным годам

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

вербальная

52

49

56

52

58

53

58

52

59

55

физическая

91

81

94

83

95

86

96

90

96

89

предметная

26

23

27

27

37

35

37

35

44

40

эмоциональная

9

7

12

8

8

6

10

6

9

2

самоагрессия

4

4

4

2

4

2

2

0

2

0

Результаты тестирования показали преобладание высокого уровня для вербальной и физической агрессии, рост в течение 5 лет высокого уровня предметной и эмоциональной агрессии. Высокий уровень эмоциональной агрессии и самоагрессии уступает вербальной, физической и предметной. В начале учебного года, на протяжении 5 лет, высокий уровень эмоциональной агрессии не превысил 8-12%. Ежегодно, в конце учебного года, наблюдалось снижение уровня в среднем на 6%. В среднем высокий уровень самоагрессии был выявлен у 3% подростков, что указывает на низкую склонность к депрессивным состояниям и суициду.

Проведение такого рода диагностик агрессивности учащихся в МБОУ Аксайская ВСОШ выявляют цели практической работы, направленные на снижение, прежде всего, вербальной, физической и предметной агрессии.

Решение проблем, связанных с работой учителей вечерней школы со «сложным» контингентом подростков в условиях новых требований Закона об образовании и ФГОС, представляется нам особенно актуальным. Учитывая существенное снижение количества учебных часов в неделю по базисному плану по сравнению с очной формой (12 для группы и 24 для класса), пропуски занятий учащимися, связанные с болезнью, проблемами в семье, склонностью к бродяжничеству и асоциальному поведению, связь «ученик - учитель» приобретает особенный характер. Выражается это в выстраивании личностно-ориентированных учебных отношений между учителем и учеником, которые обеспечили бы качественный уровень обучения отдельно взятого ученика. Педагог старается определить оптимальный способ усвоения учеником программного материала, выбрать его формы и методы.

Исходя из того, что подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый среди взрослых, необходимо обеспечить его включение в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но, одновременно, дает подростку возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности Д.И. Фельдштейн вычленил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающим как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей [4].

Для решения проблем, связанных с подростковой агрессией в вечерней школе работает творческая группа учителей, проводящих воспитательные мероприятия. С 2011 года в школе действует Школьная служба примирения, регулирующая межличностные конфликты. С 2013 года учителя-предметники используют проектную технологию, целями которой является духовно-нравственное воспитание, включение подростков в коллективную просоциальную деятельность, снижение всех видов подростковой агрессии, профилактика подростковых правонарушений.

Совместный проект был подготовлен и реализован учителями Рассветовского УКП МБОУ ВСОШ г. Аксай для учеников 8-12 классов. Близость тем программного материала позволила охватить в рамках проекта, названного: «Салоны второй половины XIX века», историю, литературу, физику и химию. Цель проекта обозначена следующим образом: снижение подростковой агрессии среди учеников Аксайской вечерней школы, а также вовлечение подростков в рамки культурного общения. Основные задачи проекта:

  • дать образцы самообучения в освоении нового материала;
  • научить правилам группового, межличностного общения;
  • научить нетрадиционному, творческому подходу к оформлению результатов;
  • вызвать интерес подростков к научным и культурным достижениям второй половины ХIХ века;
  • показать образцы культурного общения на примерах общения посетителей светского салона в России второй половины XIX века.

Работа над проектом осуществлялась поэтапно.

1. На первом этапе была определена тема проекта. На уроках истории ученики познакомились с достижениями культуры и науки второй половины XIX века. Были сформулированы проблемы проекта, над которыми ученики в течение определенного времени работали в группах. На этом этапе у подростков формировалось умение и навыки выявлять проблемы в различных областях знания.

2. На втором этапе производилась постановка задачи и составление плана работы. Ученики распределились на 4 рабочие группы, кураторами которых были назначены учителя - предметники.

Группа «историков» (куратор - учитель истории) занималась изучением художественного направления второй половины ХIХ в. - импрессионизма и его наиболее ярких западно-европейских (К. Моне, Дж. Сислея, Э. Делакруа) и русских (К.А. Коровина, В.А. Серова) художников, а также историей костюма XIX века.

В группе «литераторов» (куратор - учитель русского языка и литературы) изучали творчество поэтов А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, композиторов П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Кроме того, здесь учениками была предложена и изучена тема «Женская прическа XIX века».

Группа «химиков» (куратор - учитель химии и биологии) занималась изучением научных достижений в области химии и музыкального наследия композитора и ученого-химика А.П. Бородина, подготовкой химического эксперимента в условиях дефицита оборудования и реактивов вечерней школы.

В группе «физиков» (куратор - учитель математики и физики) изучали изобретения Т.А. Эдисона и А.Н. Лодыгина, Х.С. Максима, Э. Берлинера, занимались подготовкой физического эксперимента, доступного в условиях вечерней школы, подбором видео- и аудиоматериалов.

На данном этапе работы над проектом у учеников развивалось умение искать возможные пути решения проблемы, определять объекты исследования.

3. Третий этап связан непосредственно с осуществлением проектной деятельности. Собранные данные были обобщены, проанализированы, систематизированы. Проведен отбор наиболее значимой информации и предложен способ ее интерпретации в форме сценария театрализованного представления под названием «Салон княгини З.А. Волконской». Участниками представления являлись как ученики, так и учителя вечерней школы. Учащимися были подготовлены костюмы, декорации, подобран аудио- и видеоматериал, составлены презентации с использованием приложения Microsoft Power Point.

На этом этапе у учеников развиваются коммуникативные навыки, умение формулировать и высказывать предложения, творческая инициатива.

4. На четвертом этапе происходила презентация проекта в форме театрального представления в присутствии учеников 5-7 классов и администрации школы. Цели данного этапа: представить результаты своей деятельности, закрепить полученные в ходе предыдущих этапов знания в сфере науки и культуры XIX века, умения и навыки межличностного общения, работы в команде.

При подготовке и реализации проекта педагогическому коллективу пришлось столкнуться с рядом проблем:

  • пассивность учащихся;
  • отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
  • неумение учащихся работать с различными источниками информации;
  • неорганизованность учащихся;
  • стеснительность, закомплексованность учащихся;
  • отсутствие сплоченного школьного коллектива.

Решение первых двух проблем явилось определяющим: пассивные дети с низкой учебной мотивацией были отсеяны в начале работы над проектом. Остальные проблемы преодолены с большим или меньшим успехом совместными усилиями педагогов и учеников.

После реализации проекта наблюдалось усиление интереса подростков к учебным предметам, улучшение посещаемости, повышение уважения к учителям и одноклассникам, появление навыков работы в команде.

Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности школьников, повышает учебную мотивацию, развивает умение работать в коллективе и самостоятельно отыскивать информацию. Апробация данной технологии в учебном процессе показывает, что ее использование способствует решению образовательных и воспитательных задач вечерней школы.

Рецензенты:

Вардуни Т.В., д.п.н., профессор кафедры генетики факультета биологических наук, заведующий отделом экологических инноваций НИИ биологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону;

Коваленко М.И., д.п.н., профессор кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики Института механики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Скиба Г.А., Шестакова Т.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14760 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252