Основной проблемой вечерней школы г. Аксай является обучение детей, не принимаемых обычной школьной средой. Здесь обучаются дети, обделенные в свое время вниманием и лаской, иногда ненужные своим родителям, иногда и самим себе. Как правило, эти подростки не следуют общим правилам социального поведения, имеют отношение к насилию, более положительное, чем дети их возраста, обучающиеся в обычной школе, склонны к проявлению агрессии по отношению к сверстникам и взрослым.
Анализ контингента учащихся МБОУ ВСОШ г. Аксай за период 2009-2014г. показал, что на ступени основного общего образования в среднем 91% учащихся - это дети с небольшими отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии. Данные отклонения имеют медицинское обоснование в диагнозе «легкое когнитивное расстройство», «задержка психического развития», подтвержденном протоколами психолого-медико-психологической консультации [6]. Процент усвоения школьной программы такими детьми довольно низок. Они страдают плохой памятью, отсутствием абстрактного мышления, внимания, усидчивости. Отклонение в психическом развитии проявляется и в особенностях поведения: расторможенности, гиперактивности, гиперсексуальности, неадекватности реакций [1, 2]. В среднем 36% учащихся имеют проблемы с поведением, что отражается в характеристиках при переводе учащихся в вечернюю школу. Данные обследования показывают, что в последние пять лет наблюдается количественный рост учащихся, немотивированных на учебную деятельность с 50% до 90%.
Результаты контрольных работ входной диагностики обнаруживают, что пробелы в знаниях имеют в среднем 26% учащихся. Это вновь поступающие в вечернюю школу, прошедшие через КДН (одна из основных причин перевода несовершеннолетних в вечернюю школу) или имеющие длительный перерыв в обучении среди совершеннолетних.
В среднем 36% учащихся имеют проблемы с поведением, что отражается в педагогических характеристиках, даваемых детям при переводе в вечернюю школу. Данные характеристик подтверждают вывод о том, что последние два года наблюдается количественный рост подростков, немотивированных на учебную деятельность. Кроме того, учащиеся современной вечерней школы имеют низкую степень осознания потребности в знаниях.
Для оценки уровня личностной агрессивности учащихся второй (основной) ступени общего образования в МБОУ ВСОШ г. Аксай с 2009 по 2014 год проводилась диагностика по опроснику Баса-Дарки, адаптированному Л.Г. Почебут к российским условиям. С помощью опросника выделено 5 форм агрессивного поведения: вербальное, физическое, предметное, эмоциональное, самоагрессия [3]. Тест позволяет определить низкий, средний, высокий уровни агрессии и высокий, средний и низкий уровни адаптивного поведения соответственно.
Каждый год в тестировании принимали участие 47-54 учащихся с 7 по 10 классы в возрасте 14-17 лет. Тестирование проводилось дважды в год: в начале и конце учебного года. В начале каждого учебного года классы наполняются новыми учениками, переведенными из других школ, как правило, по причинам нарушения дисциплины или конфликта в классе, стойкой неуспеваемости или пропусков занятий. После проведения учителями школы разнообразных форм учебно-воспитательной работы учащиеся тестировались повторно в конце учебного года. За 5 лет в эксперименте приняли участие около 270 подростков.
Результаты исследования на наличие высокого уровня проявления выделенных форм агрессии приведены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка высокого уровня разных форм агрессии учащихся МБОУ ВСОШ г. Аксай в начале и конце учебного года
Виды агрессии |
% от общего количества учащихся по учебным годам |
|||||||||
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
||||||
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
|
вербальная |
52 |
49 |
56 |
52 |
58 |
53 |
58 |
52 |
59 |
55 |
физическая |
91 |
81 |
94 |
83 |
95 |
86 |
96 |
90 |
96 |
89 |
предметная |
26 |
23 |
27 |
27 |
37 |
35 |
37 |
35 |
44 |
40 |
эмоциональная |
9 |
7 |
12 |
8 |
8 |
6 |
10 |
6 |
9 |
2 |
самоагрессия |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
Результаты тестирования показали преобладание высокого уровня для вербальной и физической агрессии, рост в течение 5 лет высокого уровня предметной и эмоциональной агрессии. Высокий уровень эмоциональной агрессии и самоагрессии уступает вербальной, физической и предметной. В начале учебного года, на протяжении 5 лет, высокий уровень эмоциональной агрессии не превысил 8-12%. Ежегодно, в конце учебного года, наблюдалось снижение уровня в среднем на 6%. В среднем высокий уровень самоагрессии был выявлен у 3% подростков, что указывает на низкую склонность к депрессивным состояниям и суициду.
Проведение такого рода диагностик агрессивности учащихся в МБОУ Аксайская ВСОШ выявляют цели практической работы, направленные на снижение, прежде всего, вербальной, физической и предметной агрессии.
Решение проблем, связанных с работой учителей вечерней школы со «сложным» контингентом подростков в условиях новых требований Закона об образовании и ФГОС, представляется нам особенно актуальным. Учитывая существенное снижение количества учебных часов в неделю по базисному плану по сравнению с очной формой (12 для группы и 24 для класса), пропуски занятий учащимися, связанные с болезнью, проблемами в семье, склонностью к бродяжничеству и асоциальному поведению, связь «ученик - учитель» приобретает особенный характер. Выражается это в выстраивании личностно-ориентированных учебных отношений между учителем и учеником, которые обеспечили бы качественный уровень обучения отдельно взятого ученика. Педагог старается определить оптимальный способ усвоения учеником программного материала, выбрать его формы и методы.
Исходя из того, что подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый среди взрослых, необходимо обеспечить его включение в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но, одновременно, дает подростку возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности Д.И. Фельдштейн вычленил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающим как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей [4].
Для решения проблем, связанных с подростковой агрессией в вечерней школе работает творческая группа учителей, проводящих воспитательные мероприятия. С 2011 года в школе действует Школьная служба примирения, регулирующая межличностные конфликты. С 2013 года учителя-предметники используют проектную технологию, целями которой является духовно-нравственное воспитание, включение подростков в коллективную просоциальную деятельность, снижение всех видов подростковой агрессии, профилактика подростковых правонарушений.
Совместный проект был подготовлен и реализован учителями Рассветовского УКП МБОУ ВСОШ г. Аксай для учеников 8-12 классов. Близость тем программного материала позволила охватить в рамках проекта, названного: «Салоны второй половины XIX века», историю, литературу, физику и химию. Цель проекта обозначена следующим образом: снижение подростковой агрессии среди учеников Аксайской вечерней школы, а также вовлечение подростков в рамки культурного общения. Основные задачи проекта:
- дать образцы самообучения в освоении нового материала;
- научить правилам группового, межличностного общения;
- научить нетрадиционному, творческому подходу к оформлению результатов;
- вызвать интерес подростков к научным и культурным достижениям второй половины ХIХ века;
- показать образцы культурного общения на примерах общения посетителей светского салона в России второй половины XIX века.
Работа над проектом осуществлялась поэтапно.
1. На первом этапе была определена тема проекта. На уроках истории ученики познакомились с достижениями культуры и науки второй половины XIX века. Были сформулированы проблемы проекта, над которыми ученики в течение определенного времени работали в группах. На этом этапе у подростков формировалось умение и навыки выявлять проблемы в различных областях знания.
2. На втором этапе производилась постановка задачи и составление плана работы. Ученики распределились на 4 рабочие группы, кураторами которых были назначены учителя - предметники.
Группа «историков» (куратор - учитель истории) занималась изучением художественного направления второй половины ХIХ в. - импрессионизма и его наиболее ярких западно-европейских (К. Моне, Дж. Сислея, Э. Делакруа) и русских (К.А. Коровина, В.А. Серова) художников, а также историей костюма XIX века.
В группе «литераторов» (куратор - учитель русского языка и литературы) изучали творчество поэтов А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, композиторов П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Кроме того, здесь учениками была предложена и изучена тема «Женская прическа XIX века».
Группа «химиков» (куратор - учитель химии и биологии) занималась изучением научных достижений в области химии и музыкального наследия композитора и ученого-химика А.П. Бородина, подготовкой химического эксперимента в условиях дефицита оборудования и реактивов вечерней школы.
В группе «физиков» (куратор - учитель математики и физики) изучали изобретения Т.А. Эдисона и А.Н. Лодыгина, Х.С. Максима, Э. Берлинера, занимались подготовкой физического эксперимента, доступного в условиях вечерней школы, подбором видео- и аудиоматериалов.
На данном этапе работы над проектом у учеников развивалось умение искать возможные пути решения проблемы, определять объекты исследования.
3. Третий этап связан непосредственно с осуществлением проектной деятельности. Собранные данные были обобщены, проанализированы, систематизированы. Проведен отбор наиболее значимой информации и предложен способ ее интерпретации в форме сценария театрализованного представления под названием «Салон княгини З.А. Волконской». Участниками представления являлись как ученики, так и учителя вечерней школы. Учащимися были подготовлены костюмы, декорации, подобран аудио- и видеоматериал, составлены презентации с использованием приложения Microsoft Power Point.
На этом этапе у учеников развиваются коммуникативные навыки, умение формулировать и высказывать предложения, творческая инициатива.
4. На четвертом этапе происходила презентация проекта в форме театрального представления в присутствии учеников 5-7 классов и администрации школы. Цели данного этапа: представить результаты своей деятельности, закрепить полученные в ходе предыдущих этапов знания в сфере науки и культуры XIX века, умения и навыки межличностного общения, работы в команде.
При подготовке и реализации проекта педагогическому коллективу пришлось столкнуться с рядом проблем:
- пассивность учащихся;
- отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
- неумение учащихся работать с различными источниками информации;
- неорганизованность учащихся;
- стеснительность, закомплексованность учащихся;
- отсутствие сплоченного школьного коллектива.
Решение первых двух проблем явилось определяющим: пассивные дети с низкой учебной мотивацией были отсеяны в начале работы над проектом. Остальные проблемы преодолены с большим или меньшим успехом совместными усилиями педагогов и учеников.
После реализации проекта наблюдалось усиление интереса подростков к учебным предметам, улучшение посещаемости, повышение уважения к учителям и одноклассникам, появление навыков работы в команде.
Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности школьников, повышает учебную мотивацию, развивает умение работать в коллективе и самостоятельно отыскивать информацию. Апробация данной технологии в учебном процессе показывает, что ее использование способствует решению образовательных и воспитательных задач вечерней школы.
Рецензенты:
Вардуни Т.В., д.п.н., профессор кафедры генетики факультета биологических наук, заведующий отделом экологических инноваций НИИ биологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону;
Коваленко М.И., д.п.н., профессор кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики Института механики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону.