Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ КРАУДСОРСИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕ-СУРСАМИ РЕГИОНА

Сапрыка В.А. 1 Счастливенко Т.В. 1
1 Институт управления ФГАОУ ВПО НИУ «Белгородский государственный университет»
В статье рассмотрены возможности краудсорсинга в системе управления ресурсами региона. Определены возможности использования интеллектуального потенциала региона страны с помощью технологий краудсорсинга. Авторами выделены особенности краудсорсинга как бизнес-технологии и его возможности как социальной технологии, рассмотрены возможности краудсорсинга как технологической площадки. Выделен особо значимый круг вопросов методологического плана, связанных с адаптацией общетеоретических выводов к конкретным задачам развития региона. Обозначены механизмы управления интеллектуальными ресурсами региона в условиях трансформации социальной среды, которые необходимы как на региональном, так и государственном уровнях. Обоснована необходимость привлечения интеллектуальных ресурсов региона и предприятий региона к разработке и реализации различных проектов и программ. Выделены особенности применения краудсорсинга в системе управления ресурсами региона.
краудсорсинг
ресурсы региона
ресурсы
интеллектуальные ресурсы региона
социальные технологии
1. Бэйкер Д. Инновация модели бизнеса через «краудсорсинг» с использованием социальных сетевых платформ // Проблемы управления в социальных системах. — 2012. - № 6. — С. 87-99.
2. Гончарова М.А. Инновационная технология управления социально-экономическим развитием региона: краудсорсинг // Регион: системы, экономика, управление. — 2012. - № 4. — С. 102-104.
3. Добрынин В.Н., Караткевич С.Г., Окладникова Е.А. Социальные технологии управления социотехническими системами: проблемы и пути решения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. — 2011. - № 3. — С. 94-102.
4. Ильин А.С. Краудсорсинг как инструмент модернизации государственного и муниципального управления // Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития Межд. научно-практическая конференция (Москва, 31 мая -1 июня 2012 г.) — М., 2012.
5. Кораблинова И.А. Краудсорсинг в деятельности современных компаний: теоретико-методологический аспект // Universum: экономика и юриспруденция. — 2014. - № 1. — С. 1.
6. Петрушина О.А. Социальные технологии как эффективный способ управления// Академический вестник. — 2013. - № 2. — С. 168-176.
7. Пономарев С.В. Краудсорсинг - технология создания виртуальных сообществ // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. — 2011. - № 3. — С. 107-121.
8. Усманов Б.Ф. Краудсорсинг: инновационные технологии для местной инициативы // Знание. Понимание. Умение. — 2013. - № 3. — С. 80-85.
9. Чугреев В.Л. Создание краудсорсинг-проекта для публикации и обсуждения предложений по социально-экономическому развитию региона// Проблемы развития территории. — 2012. - № 6. — С. 157-164.

Применение системного подхода при управлении ресурсами региона является в настоящее время наиболее актуальным с точки зрения управленческой науки. Внедрения новых управленческих технологий позволяет использовать интеллектуальные ресурсы региона с максимальной эффективностью. Краудсорсинг является способом привлечения коллективного разума, разнообразных индивидов к решению проблемы организации, достижению продуктивных целей, реальных проектов или конкретного результата [1].

В то же время технологию краудсорсинга в региональном управлении необходимо рассматривать с точки зрения социально-технологического подхода, так как в узкоспециальном смысле любая технология управления социальна и понимается как способ воздействия на коллектив с целью оптимизировать деятельность, отвечает критериям научности и рациональности, принятым в данной культуре [3].

Понимание краудсорсинга как социальной технологии управления дает возможность применить этот достаточно новый для российской практики управления инструмент в региональном управлении с учетом развития научной мысли в России.

Специфика краудсорсинга заключается в использовании для преобразования социальной реальности коллективного интеллекта, что вносит определенные сложности при использовании отдельных процедур, так как современный обмен знаниями трансформируется с развитием новых информационных и сетевых технологий, технологий поиска и обработки информации, что, в конечном счете, влияет на конечные результаты. Создаются виртуальные сообщества, которые объединяют пользователей со всего мира, что, с одной стороны, затрудняет достижение конкретных целей и результатов неопределенным количеством лиц (большой массы людей), с другой – позволяет использовать весь интеллектуальный потенциал для решения проблем. На наш взгляд, при изучении и использовании краудсорсинга необходимо использовать подход к объекту управления как к слабо иерархизированной системе, что обусловлено развитием информационного общества и развитием сетевые технологий. Данный подход позволяет использовать все преимущества краудсорсинга и снижать эффект «непрофессионализма», так как одним из принципов краудсорсинга является добровольное участие. Участник процесса краудсорсинга сам определяет, сколько времени, ресурсов и сил он может вложить в тот или иной проект. Существует принципиальное отличие краудсорсинга от сложившихся методов управления социально-экономическими процессами, оно обусловливается существенно различающейся степенью определенности задач и условий регулируемой деятельности.

Коммерческие кампании уже давно осознали, что краудсорсинг – отличный инструмент бизнеса по взаимодействию с новой практически неограниченной группой исполнителей, который дает целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным наймом персонала для реализации проектов [6].

В первую очередь это обусловлено большим количеством участников процесса создания продукта либо услуги, дешевизной использования интеллектуального ресурса, так как исполнители не получают оплату за свой труд, получением дополнительной прибыли и возможностями нестандартных решений проблем (Рис. 1).

Рис. 1.Функционирование классической системы краудсорсинга

Особенности краудсорсинга как бизнес-технологии можно рассмотреть по следующим характеристикам, которые выделяет Д.Бэйкер. Краудсорсинг:

  • предоставляет лицам, заинтересованным в деятельности компании (стейкхолдерам), возможность самим творить своё будущее;
  • привлекает к участию в планировании всех стейкхолдеров, включая пользователей продукта организации, её работников, представителей местного сообщества, руководителей организации, членов её совета директоров, стратегических партнёров и др.;
  • предполагает предложение многих альтернатив вырабатываемого решения. Это ведёт к консенсусу относительно видения, обогащает процесс и порождает согласие между стейкхолдерами;
  • рассматривает как все подсистемы организации, так и системы окружающей среды (в этом проявляется холистический, целостный подход);
  • позволяет, благодаря участию внешних и внутренних стейкхолдеров, выявить элементы будущей системы, которые уже существуют где-то, что ускоряет эффективность планирования;
  • усиливает влиятельность потребителей и работников, повышает лояльность, мораль и производительность работников;
  • увеличивает число стейкхолдеров, принимающих участие в планировании;
  • делает организацию проактивной;
  • поощряет творчество и нестандартное мышление, что ведёт к появлению сильных идей;
  • облегчает воплощение плана благодаря вовлечённости всех стейкхолдеров в планирование.
  • обеспечивает гибкость и применимость для различных целей [1].

Использование «коллективного интеллекта» обеспечивает:

  • совместное творчество в коллективных проектах;
  • доступ к внешним ресурсам, которые не принадлежат компании;
  • привлечение носителей уникальных компетенций, экспертов в своем деле;
  • свободу творчества в рамках поставленной задачи;
  • нематериальную и материальную (оплата решений) мотивацию участников краудсорсингового проекта;
  • добровольное участие в краудсорсинговых проектах;
  • наличие единой краудсорсинговой платформы с использованием информационных и коммуникационных технологий;
  • создание благоприятной атмосферы для развития креативных и коммуникационных способностей участников краудсорсинговых проектов;
  • обмен идеями, информацией, знаниями из междисциплинарных областей;
  • привлечение профессионалов, работающих в экономической, социальной, культурной, юридической, научно-технической и других сферах [5].

С точки зрения бизнеса, краудсорсинг становится инновационной технологией, которая направлена на пользователя, в которой производитель предлогает принять участие в создании продукта или услуги.

Краудсорсинг в настоящее время перестает быть инструментом только фирмы или организации, его возможности как социальной технологии намного шире. Новые информационные технологии, а также удешевление массовых коммуникаций позволяют краудсорсингу оформится в очень действенную и эффективную социальную технологию [9].

Краудсорсинг является технологией общественной кооперации, виртуальной солидарности, которая имеет вполне конкретные «выходы» в офф-лайн, это новая площадка для формирования самых различных коалиций и партнерств, объединенных какой-либо идеей или практикой (Рис. 2) [7].

Рис. 2. Краудсорсинг, как технологическая площадка

В обществе существует реальный запрос на превращение идей в конкретный результат в результате социальной кооперации. В этой связи актуализируется применение социально-технологического подхода, который позволяет перейти от идей к конкретному социальному проекту. На наш взгляд, краудсорсингу должны быть присущи следующие этапы социального проектирования:

  1. Этап осознания и формулировка практической проблемной ситуации, связанный с необходимостью удовлетворять возникающие социальные потребности в существенных изменениях.
  2. Этап сбора социальной информации посредством изучения опыта преобразования социальной действительности, а также аналогичных или близких по содержанию социальных проектов, который включает в себя создание максимально полной информационной базы по проблеме.
  3. Этап накопления и систематизации социальной информации, завершающийся обоснованием возможности и целесообразности социального проекта, формулировкой его замысла и созданием концепта проекта социальной технологии.
  4. Этап формирования технического задания на проектирование, который завершается определением основных требований к социальной технологии.
  5. Этап разработки и принятия решения о проектировании социальной технологии; он включает утверждение технического задания на разработку проекта технологии и основных требований к нему.
  6. Этап формирования творческого коллектива проектировщиков.
  7. Этап методологии интерактивного планирования, т.е. включение в процесс планирования участников краудсорсинговых проектов при помощи информационных технологий и техники календарного планирования. Важнейшим требованием является гибкость текущего планирования, обеспечивающая наилучшее приспособление процесса реализации к вероятностным результатам и переменчивым условиям взаимодействия в слабо организованной системе.
  8. Этап осуществления самого проектирования, которое представляет собой создание определенной модели социального объекта или процесса.
  9. Этап оценки социальной технологии по критериям: а) эффективность предложенного нововведения; б) эффективность самого процесса проектирования; в) реалистичность разработанного нововведения.
  10. Этап внедрения социальной технологии, то есть конструирование в реальную величину модели – практическое внедрение [6].

Эффективное внедрение краудсорсинга зависит от ориентации, как на возможности социального проектирования, так и на бизнес-технологии. Краудсорсинг позволяет максимально использовать интеллектуальный потенциал регионального сообщества. Привлечение населения к решению проблем регионального и местного значения становится одной из задач органов государственного и муниципального управления.

Краудсорсинг позволяет перейти от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям между властью и бизнесом, властью и населением и т.д. на территории, обеспечивая т.н. «обратную связь», закладывая качественно новые основы социальной справедливости и политической стабильности [2].

Участие населения и бизнеса в разработке и внедрении в социальную реальность проектов и программ позволяет оптимизировать управленческую деятельность и разрешить постоянно возникающие противоречия и реагирует на изменения внутренних и внешних условий. Краудсорсинг дает возможность быстрого и совместного реагирования на внешние и внутренние запросы, а чем адекватней и быстрее региональное сообщество реагирует на изменения внутренних и внешних условий, тем совершеннее механизм самоорганизации и, следовательно, выше эффективность управления. Изучение методов краудсорсинга для преобразования социальных систем, адаптация этих методов к особенностям развития регионов и их внедрение в практику управления способствует повышению адаптивности системы регионального управления и устойчивости социально-экономического развития в условиях неопределенности.

Социально-экономический потенциал региона характеризует возможности его развития при задействовании и эффективном использовании интеллектуальных ресурсов территории с учетом особенности структуры его хозяйства, географического положения в интересах повышения качества жизни населения (Рис. 3).

Запрос регионального сообщества на возможности влияния на государственную и местную политику способна удовлетворить именно технология краудсорсинга. Однако следует учитывать, что методы краудсорсинга, техника дела, инструментарий не могут быть реализованы без экспертов, модераторов, сбора и рейтинговой оценки мнений, т. е. без некоего аналитического штаба, руководящего интернет массой [8].

Рис. 3. Технология краудсорсинга в региональном сообществе

Наиболее эффективным представляется использование технологий краудсорсина в региональном управлении по следующим направлениям:

  • формирование направлений, целей и задач региональной и местной политики, что позволит максимально учесть мнение граждан по вопросам их будущего.
  • разработка путей оптимального достижения поставленных целей с учетом интересов большинства общества, что существенно снизит так называемый «конфликт интересов» при реализации региональной и местной политики;
  • отбор претендентов на замещение вакантных должностей на государственной гражданской службе;
  • разработка объективных критериев эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • контроль над выполнением принятых решений, что может стать своеобразной обратной связью между обществом и государством;
  • организация реального самоуправления и самообслуживания граждан на муниципальном уровне, формирование сложной синергетической системы взаимодействия населения локальной территории;
  • инициация социальных проектов, а также проектов по развитию территории;
  • формирование молодежной политики и привлечение молодежи к решению социально-значимых вопросов;
  • сбор, обработка и систематизация данных в государственных масштабах. Реализация этого направления позволит обрабатывать массивы данных, сопоставимые с переписью населения, что позволит сэкономить миллиарды бюджетных средств [4].

Таким образом, при внедрении краудсорсинга в региональное управление, на наш взгляд, необходимо руководствоваться следующими принципами, которые определяются социально-технологичским подходом:

  • рациональность, реальный краудсорсинг, как и социальные технологии, в целом могут опираться только на рациональное отношение к действительности и на научное знание;
  • рефлексивность, предусматривающая постоянную критическую самооценку результатов краудсорсинга, применяемых им методов познания и преобразования социальной действительности;
  • целесообразность, сознательность действий, выражающаяся в четкой формулировке целей сообщества, способности выстроить их иерархию, опираясь на представление о наиболее актуальных социальных проблемах, которые возможно решить при помощи краудсорсинга;
  • упорядоченность и планомерность деятельности, которые возможны на основе отмеченной выше целесообразности;
  • являются логическим следствием наличия концепции управления, иначе краудсорсинг превращается в имитацию;
  • расчлененность и дифференцированность действий в процессе краудсорсинга.

В целом, можно отметить, что современная система управления ресурсами региона нуждается в применения технологии краудсорсинга, так как она позволяет мобилизовать все интеллектуальные возможности региона. В то же время краудсорсинг может также стать инструментом для достижения стратегических целей социально-экономического развития региона.

Статья подготовлена в рамках Задания №2014/420 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России (рук. В.П. Бабинцев).

Рецензенты:

Волкова О.А., д.соц.н., профессор, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г.Белгород.

Камышанченко Е.Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой мировой экономики, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г.Белгород.


Библиографическая ссылка

Сапрыка В.А., Счастливенко Т.В. ТЕХНОЛОГИЯ КРАУДСОРСИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕ-СУРСАМИ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14661 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674