Перемены в общественной жизни и культуре требуют перестройки системы подготовки специалистов, выработки новых технологий в образовании, реализующих обучение человека необходимыми социальными и профессиональными компетенциями. С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных услуг создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства. В связи с этим становится иной система образования. Обществом востребована личность, владеющая фундаментальными знаниями и практическими навыками; обладающая высоким уровнем креативного и аналитического мышления, навыками конструктивного поиска при решении личностных задач; способная к творческой самоорганизации. Большинство молодых людей не сомневаются, что получение образования позволит достичь высокого социального и профессионального статуса, жизненного успеха, стать компетентными специалистами [5].
В.В. Мацкевич, рассматривая образование, утверждает, что оно обеспечивает воспроизводство и развитие систем деятельности в социуме. По его мнению, данная функция фактически реализуется всей системой человеческих отношений, «но как организованный процесс образование осуществляется специальными социальными институтами»[4, с. 717].
В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает обучающимся реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. При использовании дистанционной формы обучения значимыми становятся не только знания, но главное – умение их применять для решения конкретных жизненных проблем, способы приобретения знаний и их успешное использование в различных жизненных ситуациях, а также умение принимать ответственные аргументированные решения [1].
Истоки современных процессов дистанционного обучения связаны с появлением в середине XIX века в Европе так называемого «корреспондентского обучения» или «обучения по переписке». Кроме того, прогресс дистанционного обучения был обусловлен, во-первых, результатом технических возможностей совершенствования оперативной почтовой связи; во-вторых, качественным и количественным развитием системы образования, существенным признаком которого было расширение университетской структуры, появление ряда специализированных частных и государственных образовательных учреждений, заинтересованных в применении инновационных форм обучения.
Под дистанционной формой обучения (далее – ДО) понимается новая организация образовательного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения, при котором обучающиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени. Однако имеют постоянную возможность поддерживать с ним диалог в виртуальном пространстве [3]. Спецификой дистанционного образования является его способность удовлетворить потребности обучаемого, благодаря мобильной, виртуальной форме обучения, с одной стороны, а с другой – потребности общества в системе непрерывного образования в связи с необходимостью постоянной динамики знаний, умений и навыков. Дистанционное обучение позволяет получать образование жителям отдаленных регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования. В связи с этим в Тюменском государственном нефтегазовом университете была разработана и успешно реализуется концепция информатизации вуза – создание единого информационного пространства университета для организации эффективного информационного взаимодействия между кафедрами вуза и студентами. Характерные черты дистанционного обучения представлены на рис. 1[2]:
Рис. 1. Характерные черты дистанционного обучения
Используемые технологии ДО можно разделить на три большие категории:
-
не интерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители);
-
средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);
-
видеоконференции – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.
Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придают качественно новые возможности дистанционному обучению. Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям активно применяются в практике дистанционного образования. Индивидуальная работа с электронными учебниками дает глубокое усвоение и понимание материала. Электронная почта –наиболее эффективная технология, используемая в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. Однако она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Режим доступа on-line позволяет оперативно осуществлять передачу учебного материала.
С целью определения эффективности форм и методов дистанционного обучения, был проведен социологический опрос студентов и выпускников(95чел.) Института дистанционного образования Тюменского государственного университета, Тюменской государственной академии искусств и культуры, Тюменского государственного нефтегазового университета; выпускников Института развития дополнительного профессионального образования (Москва), Института управления и экономики (Санкт-Петербург), Новосибирского государственного университета, Интернет-университета информационных технологий «ИНТУИТ (42 чел.). В качестве экспертов выступили преподаватели тюменских вузов (39 чел.) и работодатели предприятий и учреждений региона (33 чел.).
На вопрос «Какова цель получения профессионального образования в форме дистанционного обучения?» ответы распределились следующим образом: студенты в основном указали на личную заинтересованность в получении высшего образования (59%) и производственную необходимость (47%), в то время как 83% выпускников подчеркнули производственную необходимость как важнейший фактор приобретения дистанционного образования, а 57% – личную заинтересованность в высшем образовании. Показательно, что высшее образование для работающих специалистов уже стало явной необходимостью, а для студентов оно весьма гипотетично. Существенное различие прослеживается в ответах преподавателей и работодателей. Для работодателей главный фактор – производственная необходимость (70%) и наличие диплома о высшем образовании (55%). Преподаватели отметили производственную необходимость (18%) и получение диплома о высшем образовании (85%).
На вопрос «Кто является целевой аудиторией получения профессионального образования в дистанционном режиме?» студенты (61%) и выпускники (91%) назвали просто желающих получить высшее образование. На второе место студенты (18%) и выпускники (89%) поставили работающих граждан. На третьем месте у студентов пенсионеры (12%), у выпускников – инвалиды и лица с ограниченной способностью к передвижению (57%).Преподаватели в качестве приоритетной целевой аудитории определили работающих граждан РФ (58%), на втором месте – инвалиды и лица с ограниченной способностью к передвижению (42%), на третьем – желающие получить высшее образование (27%). Несколько разнится мнение работодателей, считающих приоритетной аудиторией инвалидов и лиц с ограниченной способностью к передвижению (91%), на втором месте – работающие граждане РФ (79%), на третьем – граждане иностранных государств, желающие получить образование на русском языке (64%).Дистанционное образование отличается от очной формы обучения тем, что повышает познавательную активность обучающегося за счет специально организованной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося.
Рис. 2. Мнения респондентов и экспертов в отношении проблем в организации дистанционного обучения, в %
При определении основных проблем в области дистанционного образования ответы оказались следующими: не решен вопрос о признании документов об образовании, полученном дистанционно; сомнения работодателей в квалификации специалистов, получивших образование дистанционно; часто услуги дистанционного образования предлагают недобросовестные организации. При этом 49% выпускников указали на недостаточный контроль со стороны государства за образовательной деятельностью, 26% выпускников утверждают, что не все ведущие российские вузы осуществляют дистанционное обучение. В свою очередь, 22% студентов отметили, что дистанционное образование не дает отсрочки от армии и предлагаемые программы дистанционного обучения не всегда соответствуют образовательным потребностям.
Преподавателями основными проблемами ДО названы недостаточный контроль получаемых знаний и умений, низкое качество дистанционного образования (48%).Мнения работодателей в отношении проблем в области дистанционного обучения практически созвучно с мнением преподавателей. Дополнением является сомнение в компетентности специалистов (88%), неразрешенность вопроса о признании документов об образовании, полученном в дистанционной форме (70%) (рис.2).
На основании вышеизложенного возникает вопрос «Что препятствует развитию дистанционного обучения в России?» (рис.3).
Рис. 3. Ответы опрашиваемых о наличии препятствий в развитии дистанционного обучения, в %
Главными препятствиями в развитии дистанционного обучения респонденты и эксперты назвали практически идентичные с разным процентным соотношением: недостаточная популярность данного вида обучения, низкий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, отсутствие в нормативно-правовых документах признания дистанционного обучения как самостоятельной формы высшего образования, новизна данного вида обучения.
В ходе опроса особый интерес вызвал вопрос: «Ваши предложения по развитию и совершенствованию дистанционного образования?» (рис. 4). Для совершенствования дистанционного образования большинство выпускников (83%) считают наличие строгого контроля за качеством подготовки специалистов в дистанционном режиме; указывают на повышение престижа ДО 41% студентов и 83% выпускников;66% выпускников и 47% студентов отметили значимость участия в разработке образовательных программ работодателей, 54% выпускников и 35% студентов– проведение активной рекламной кампании,80% выпускников и 24% студентов–официальное признание документа об образовании, полученного дистанционно. По мнению преподавателей, для совершенствования системы ДО следует усилить практические составляющие в дистанционном образовании (67%), сочетать дистанционное образование с очной формой обучения (39%), а также признание полученного документа об образовании работодателями (36%). 88%работодателей считают, что следует усилить контроль за качеством ДО, 82% –высказались за сочетание дистанционного образования с очной формой обучения.
Рис. 4. Предложения по совершенствованию дистанционного обучения, в %
Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии открывают двоякие возможности их использования в системе высшего образования. С одной стороны, позволяют охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой стороны, предоставляют новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления. Результаты исследования подтвердили, что внедрение модели дистанционного образования приводит к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Однако данная модель образования реализуется не всеми вузами страны. Как правило, она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания. Преодоление этих трудностей и успешное внедрение данной модели обучения означает глубокие изменения в организационной структуре современного образования.
Рецензенты:
Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» ,г. Тюмень.
Силин А.Н., д.с.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Осипова Л.Б., Горева О.М. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14612 (дата обращения: 05.10.2024).