Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЫСШИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ И САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Молокостова А.М. 1 Молокостова А.А. 2
1 Оренбургский государственный университет
2 НИУ «Высшая школа экономики»
В статье рассмотрены подходы, посвященные рассмотрению высших потребностей и самодетерминации человека. Показана определяющая роль высших устремлений в формировании субъективного благополучия в развитии личности. Аргументируется идея, что высшая автономия связана с осуществлением конструктивной деятельности, наполненной социально значимым смыслом. Высшие потребности определяются как часть когнитивного потенциала, действующие в качестве самого общего регулятора деятельности. высшие потребности включены в когнитивный потенциал и согласованно действуют в качестве самого общего регулятора деятельности. Приобретение знаний приводит личность к пониманию самых высоких смыслов человеческой деятельности, дающих новые возможности для конструктивной деятельности. Представлено авторское понимание сложной связи периода профессионального становления и принятия предназначения – стремления к совершенной реальности, где субъект есть часть развивающегося сообщества.
высшие устремления
профессиональное развитие
самодетерминация
когнитивный потенциал
самополагание
субъективное благополучие
автономия
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избр. психол. труды. – М. : Ин-т практ. психологии: НПО Модэк, 1996. – 392 с.
2. Козловская Т.Н., Епанчинцева Г.А. Самоорганизация как бесконечность развития личности: интеграционный аспект //Фундаментальные исследования. – 2013. - № 10-14. – С. 3201-3205.
3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1999. – 432 с.
4. Молокостова А..Позитивная психология. – Оренбург: ОГУ. 2013. – 66 с.
5. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-н/Д: издательство «Феникс», 1996. – 512 с.
6. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.
7. Рогузько Е.Н., Вишняков А.И. Психологический имидж политических лидеров // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. - № 82. – С.34 - 35.
8. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности [Э/р]. – Р/д: http://bookap.info/genpsy/kaprara_psihologiya_lichnosti/load/rtf.shtm
В настоящее время человек поставлен в условия бесконечных выборов собственных действий и способов поведения. Следование существующим нормам и приверженность актуальным ценностям современного общества не гарантирует того, что личность станет субъективно успешной. Ровно так же индивидуализм и стремление к личному успеху, связанное с конкуренцией в профессиональной сфере, не всегда способствует достижению удовлетворенности собственной деятельностью. В данной работе мы обратились к тем подходам, которые проясняют связь личных и общественных потребностей личности. Мы считаем, что в процессе профессионального обучения возможно направленное осознание собственных мотивов и ценностей, а соотнесение их с высшими смыслами и устремлениями позволяет направлять активность таким образом, чтобы деятельность приносила удовлетворение, радость и ощущение свободы. Высшие устремления как психологическая категория достаточна спорна.

Мы попытались в своей статье связать развитие и формирование высших устремлений с не менее спорными данными о процессах самодерменации. Отечественные исследователи заложили основы для изучения индивидуального выбора или самодетерминации, наделяя личность свободой и способностью выбирать направления собственного развития. Мы обнаружили во всех работах определяющую роль высших смыслов и устремлений, когда следование конструктивным целям и ценностям дает чувство независимости и субъективного благополучия [1]. Но мы не обнаружили исчерпывающих эмпирических исследований процесса принятия ценностей и устремлений. Отдельные исследования дают представления лишь о некоторых особенностях процесса самодетерминации.

Итак, начало исследований индивидуального выбора берет начало в психологическом осмыслении философской категории самополагания. В немецкой классической философии размышления о проблемах свободы и воли наиболее ярко отразились в идее И. Канта о свободной причинности, когда разум и стремления находятся в зависимых отношениях. Осмысление этой взаимосвязи привело к подробному психологическому анализу самополагания, был выделен как самостоятельный процесс выбора цели. (А.Н. Леонтьев, В.М. Ломов, О.К. Тихомиров и др.). Рассмотрение выборов и человека привело к тому, что причинность действий исследовалась на различных уровнях психики - от психофизиологического функционирования до принятия высших смыслов. Но цели человека выходят за рамки биологической обусловленности за счет стремления к освоению новых способов действий, что требует ориентировки в меняющихся и неопределенных условиях, прямо не связанных с выживанием [2, 3, 4].

Мы считаем, что первым процессом, конкретизирующим развитие и его направления, в психологической науке стал процесс сознательного выбора цели - целеполагание. Это понятие расширяет понимание самодетерминации индивида. Цели отводится системообразующее значение, а волевые действия являются средствами, обеспечивающими автономию личности (И.А. Васильев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Е. Клочко, В.А. Моросанова, О.К. Тихомиров и др.).

Петровский В.А. показывает, что самодетерминация определяется внутренними условиями, которые задают направление решения задач интеллектуального и профессионального саморазвития. Рефлексия снимает неопределенность и сомнения по поводу направления развития, позволяет понять внутренние причины своего выбора и активности. Личность встречается с собой для развития своих профессиональных позиций, открытия новых возможностей своего «внутреннего консультанта» и усовершенствования «практики себя» в повседневной жизни. Человек персонифицируется - становится носителем уникального, но в тоже время, культурного и общественно полезного опыта жизни в мире людей. Причинность обнаруживается в понимании человеком своей уникальности и причастности своего пути к окружающему миру людей [5].

Попробуем описать сложную связь между тем, как формируется приверженность высшим устремлениям в профессиональном развитии личности с процессами самодетерминации.

Итак, в зарубежной психологии исследование высших ценностей, выбора и мотивации традиционно опирается на идеи гуманистического направления. Понятийный аппарат теории самоактуализации А. Маслоу, на наш взгляд, удобен в изучении высших устремлений личности. Поддерживаем идею, что удовлетворение базовых потребностей не приводит к осознанию неких высших мотивов и потребностей, самоактуализирующаяся личность идентифицирует свое «Я» с любимой работой [3, 4].

Использование понятия работа, на наш взгляд, акцентирует внимание на социальной полезности того дела, которым занят человек. Увлеченность и преданность своему делу придает работе смысл, понятный окружающим людям. Работа удовлетворяет неэгоистические потребности, при этом высшие ценности имеют инстинктоподобную природу и соотносятся со стремлением быть здоровым и быть принятым человеческим обществом. Депривация высших потребностей со стороны ближайшего окружения и общества снижают потенциальные возможности человека. Этап получения профессии имеет фатальное значение, побуждая к развитию и проявлению человеческих качеств или, напротив, ограничивая свободу проявления духовных устремлений.

Мы присоединяемся к позиции А. Маслоу, утверждавшего биологическое происхождение высших потребностей, связывая его с видовой особенностью человека - жить в совершенной реальности и быть частью принимающего и доброжелательного сообщества. При этом принудительное осознание высших ценностей не приносит человеку радости, так как они требовательны и вызывают переживание чувства долга. Высшие ценности познаются, а не навязываются, они внеисторичны и присутствуют в любой профессии.

Роберт Эммонс провел исследование, подтвердившее, что целевые основания деятельности связаны с субъективным благополучием. Автор обнаружил корреляцию стремлений, связанных с близостью к людям и позитивным субъективным благополучием. Властные и деструктивные устремления больше связаны с низким субъективным благополучием. Так вновь подтверждается идея о том, что высшие личностные устремления дают человеку духовность и целостность избавляют от внутреннего беспорядка и конфликта [6]. Цели деятельности, создающие позитивное субъективное благополучие проявляются в стремлении к созданию теплых отношений с окружающими, созиданием и достижением. Приверженность нравственным целям, в том числе духовным и религиозным, приносит радость и удовольствие в деятельности.

Интересен, но требует пояснения факт, что Р. Эммонс отнес цели, связанные с низким уровнем притязаний, также к стремлениям, дающим эмоционально благополучное состояние. Мы считаем, что информированность и образование повышают планку желаемых достижений. Возможно, принятие легкодостижимых целей следует отнести к тем ситуациям, когда личность сознательно принимает деятельность или решает задачи поэтапно, выбрав постепенное продвижение как способ достижения. Цели деятельности, связанные с негативным субъективным благополучием, относятся к достижению властных и силовых позиций, разрушительной и деструктивной деятельности. Понижают субъективное благополучие внешние, навязанные организацией или семьей, амбивалентность и противоречивость поставленных задач, конфликтные и жесткие отношения. Полное отсутствие целей и смыслов деятельности также проявляется в негативном отношении к себе и жизни в целом. Согласно представлениям автора, цели высокого уровня притязаний также не приносят радости. Скорее всего, легко достижимые цели приносят радость в том случае, если они связаны с везением, если среда предоставила возможности, не потребовавшие усилий. Оптимум мотивации, когда развитие приносит радость и удовлетворение, приходится на осуществление сложных, но достижимых целей.

Следующая теория, заслужившая достойное внимание, на первый взгляд, не выделяет в качестве самостоятельного предмета изучения высшие ценности и устремления, она претендует на обобщение различных факторов, определяющих независимое поведение личности. Теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана в зарубежной психологии получила значительное признание и продолжает развиваться, дав начало новым исследованиям особенностей и причин личностного выбора. Особое значение отведено потребности в автономии, разработка этого конструкта является оригинальным и чрезвычайно важным вкладом авторов в понимание самополагания [7]. С введением конструкта каузальных ориентаций стало возможным эмпирическое исследование столь сложного явления как самодетерминация. Был создан инструмент измерения - опросник каузальных ориентаций, позволяющий дифференцировать три типа каузальных ориентаций: внутреннюю или интернальную, внешнюю или экстернальную и безличную. Показано, что люди проявляют устойчивую склонность интерпретировать события, происходящие в их жизни, по-разному: как информационные, как контролирующие или как демотивирующие. Эти типы ориентаций проявляются в поведении, когнитивной и эмоциональной сферах. Преобладание одного из трех типов ориентаций запускает соответствующий процесс самодетерминации, который реализует три базовых потребности: в компетентности, связанности с людьми и автономности.

Если аналоги потребностей в компетентности и связанности можно легко найти в других теориях мотивации, например, теории компетентности Р. Уайта, то потребность в автономии была впервые тщательно изучена в рамках данной концепции. Скорее всего, подлинная потребность человека быть в ладу с миром проявляется в автономии самого высокого уровня - приверженности совершенной реальности, основанной на ценности каждого человека. Поскольку эти потребности полагаются врожденными, изначально заданными, вопрос ставится обычно не о степени выраженности каждой потребности, а о мере ее фрустрации или удовлетворенности со стороны окружения. Период профессионального становления связан с принятием или отвержением высших потребностей, в случае сознательного принятия высших смыслов личность приходит к пониманию возможности действовать автономно и конструктивно.

Мы считаем, что потребность в компетентности проявляет стремление быть принятым и успешным в обществе, так как знания и обладание авторитетным мнением позволяет пользоваться уважением, а также осуществлять положительные изменения в социуме. То же действие оказывает и потребность в связанности с другими людьми, что дает возможность оказывать влияние на окружающих людей. Знание о нормах, законах и закономерностях общества обнаруживается в умении налаживать и удерживать связи, при этом действовать автономно, вне зависимости от настроения окружающих людей. Увеличение когнитивного потенциала личности происходит за счет включения в картину миру знаний об устройстве человека и общества в самых широких системах и смыслах.

Потребность в автономии проявляется с раннего возраста, весь процесс развития и воспитания происходит в условиях, поддерживающих возможности самостоятельных выборов или ограничивающих инициативу. Границы автономии определяются требованиями и нормами общества. Автономия выражается в способности принимать решения и целенаправленно действовать с учетом неопределенности и рисков. Важно, что автономия не включает деструктивное и изолированное поведение, ее проявление согласуется с нравственными нормами социума. Действие потребности в компетентности и потребности в связанности с людьми проявляется в том, что личность стремится не только быть компетентной в работе, но и в контактах с окружающими людьми. Следует говорить о психологической, а не о профессиональной компетентности, хотя профессиональные знания и умения, безусловно, дают преимущества в карьере, материальном вознаграждении и статусе [4].

Каузальная ориентация имеет следующую логику формирования. Наличие выраженной автономной ориентации имеет место в случае постоянного удовлетворения всех трех базовых психологических потребностей. Развитие контролируемой личностной ориентации происходит в случае частичного удовлетворения потребностей в компетентности и связанности при фрустрации потребности в автономии. Безличная ориентация развивается в случае фрустрации всех трех базовых потребностей. Каждый человек имеет все три ориентации, но их степень выраженности различается, что можно использовать в качестве предикторов различных психологических и поведенческих результатов и, как мы считаем, психологического благополучия личности.

В современном обществе опасности подвергается не само физическое и материальное существование, а эмоциональное благополучие и самооценка личности. Среда и окружение обеспечивают усвоение конструктивных или защитных форм поведения, во взрослой жизни возрастает роль сознательного выбора целей и средств достижения. Высшая автономия связана с осуществлением продуктивной деятельности, наполненной социально значимым смыслом, реализуемым в профессии. Мы утверждаем, что автономия субъекта определяется высшими ценностями человеческого рода в большей мере, чем психофизиологической предопределенностью индивида. Достижение низшей автономии достигается конфликтным поведением и негативно выраженной эмоциональностью, конкретные трудности социальной среды преодолеваются посредством борьбы и уничтожения помех [3, 8].

Мы считаем, что чем выше степень осознанности потребностей в компетентности, связанности и автономии, тем больше личность привержена высшим устремлениям. Уровень осознания определяется когнитивным потенциалом личности.

Когнитивный потенциал - понятие, относящееся к тому, как личность применяет полученные знания о профессии, о мире и о людях, это понятие соотносится с так называемыми когнитивными структурами, описанными Нэнси Кантор [8]. В основе лежит идея о том, что личные особенности интерпретации, основанные на сложившихся преставлениях о ценности человека и общества, образуют когнитивную структуру личности. Знания расширяют поведенческий репертуар, давая возможность оценить эффект приложенного способа действий, что, в свою очередь, определяет принятие или отказ от понимания социального смысла работы. В повседневной жизни личность не обращается к трансцендентальным уровням осмысления, удовлетворение базовых потребностей связано с преодолением трудностей реальной социальной, экономической и др. среды. Качественное образование дает ориентиры, наполняющие картину мира общечеловеческими смыслами деятельности. Те, кто ограничивают свой когнитивный багаж полученными знаниями в образовательном учреждении, приходят к пониманию невозможности достижения благополучия и несправедливости устройства, как общества, так и всего мира.

Можно заключить, что теоретические исследования автономии личности позволяют достаточно полно смыслить процессы детерминации. Автономия субъекта определяется высшими ценностями человеческого рода в большей мере, чем психофизиологической предопределенностью индивида. Мы делаем вывод, что высшие потребности включены в когнитивный потенциал и согласованно действуют в качестве самого общего регулятора деятельности. Приобретение знаний приводит личность к пониманию самых высоких смыслов человеческой деятельности, дающих новые возможности для конструктивной деятельности. Самодерминация личности проявляется, прежде всего, в осознанном отношении к собственному развитию.

Рецензенты:

Епанчинцева Г.А., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Вишняков А.И., д.б.н., профессор кафедры социальной психологии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Молокостова А.М., Молокостова А.А. ВЫСШИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ И САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14527 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674