Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Газетдинов Ш.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет»
В статье рассматривается методика выбора стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики, ориентированная на повышение уровня продовольственного обеспечения и качества жизни сельского населения. При моделировании использованы результаты корреляционно-регрессионого анализа, которые позволяют получить обоснованные рекомендации выбора стратегии. Разработанная методика апробирована на примере муниципальных районов Республики Татарстан. В основе модели заложены порционные коэффициенты детерминации, позволяющие осуществлять интегральную оценку показателей, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики, при этом используются нормированные значения фактор-аргументов. Утверждается, что внедрение предложенной методики в практику муниципальных районов позволит им сформировать систему обоснованного выбора стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики в условиях изменяющейся рыночной среды.
интегральный показатель
продовольственное обеспечение
стратегия развития
малое и среднее предпринимательства
1. Газетдинов Ш.М. Проблема развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики / Ш.М. Газетдинов, Д.И. Файзрахманов // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2014. – №1 (31). – С. 38-42.
2. Газетдинов Ш.М. Стимулирование и мотивация труда в малом и среднем предпринимательстве в аграрном секторе Республики Татарстан / Ш.М. Газетдинов, Р.М. Закиров // Продовольственное обеспечение и развитие сельского хозяйства в условиях ВТО/ Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2013. – 290 с.
3. Газетдинов Ш.М. Эконометрическое моделирование процесса развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики / Ш.М. Газетдинов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13245.
4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.agro.tatarstan.ru, свободный.
5. Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики по Республике Татарстан: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tatstat.gks.ru, свободный.

Реализация стратегии развития малого и среднего предпринимательства тесно связана с предпринимательской активностью сельских жителей. В частности, это обусловлено тем, что наибольший удельный вес в структуре денежных доходов сельских жителей имеют доходы от реализации произведенной продукции в хозяйствах. Помимо этого в сельском хозяйстве самый низкий уровень оплаты труда [1]. Анализ трудовой деятельности в аграрном секторе экономики в настоящее время свидетельствует о том, что в этой сфере существуют противоречивые, сложные тенденции. Недостаточная интенсивность труда, преодоление которой является основной задачей на ближайший период, сопровождается весьма неоднородными проявлениями отношения к труду [2].

В условиях развития предпринимательства в аграрном секторе процесс формирования отношения к труду поэтому нельзя рассматривать как простую экстраполяцию современных тенденций. Следует применять необходимые в этих условиях мотивационные стратегии, опираться и максимально использовать уже сложившиеся позитивные элементы, уже сформировавшиеся и формирующиеся типы отношения к труду. Ныне формируется тип отношения к труду, который характеризуется большой «чувствительностью», большим вниманием к условиям труда и вознаграждению за него. Такое отношение к работе может отвечать объективным требованиям интенсификации труда при условии ритмичной и планомерной организации производства и там, где легко может осуществляться повседневный контроль за количеством и, главное, качеством продукции, произведенной каждым работником. Вместе с тем продолжает существовать и развиваться другой тип отношения к труду, сложившийся в предшествующий период развития аграрного сектора, имевший место в условиях колхозов и совхозов. Уравнительные тенденции в материальном стимулировании сформировали тип работника, который зачастую свою добросовестность и энергию не ставит в прямую зависимость от вознаграждения, отношение которого к труду в значительной степени регулируется привычкой, чувством долга и ответственности.

В этих условиях развитие предпринимательства должно учитывать особенности каждого из названных типов отношения к труду, использовать преимущества двух первых, а также других, «промежуточных» типов. Непосредственно на производстве этому может способствовать применение различных прогрессивных форм материального стимулирования, внедрение согласованных, продуманных систем, которые позволяют учитывать особенности мотивации работника и степень его социального развития, сознательности, а также специфику технологии и организации данного производства.

На современном этапе в аграрном секторе экономики можно выделить некоторые «типовые» стратегии, которые создают различные предпосылки для целенаправленного использования стимулирования труда в целях формирования необходимой в условиях развития малого и среднего предпринимательства мотивации работника.

Это те «типовые» стратегии, которые реально, практически не исключают друг друга, действуют, как правило, одновременно, хотя роль каждой из них в каждый данный момент различна. С этой точки зрения динамика трансформационных преобразований в аграрном секторе предстает как подчиняющаяся некоторой внутренней логике периодическая «смена» ведущей стратегии развития.

С точки зрения развития малого и среднего предпринимательства имеет смысл рассматривать эти стратегии, построенные на использовании уже сформировавшихся тенденций в развитии отношения к труду в сельской местности, как ориентированные преимущественно:

  • на общее повышение уровня и качества жизни (СА);
  • на движение к формированию среднего класса (СБ);
  • на социальное продвижение, мобильность (СВ).

Таким образом, каждая стратегия в определенный момент может стать внутренне нестабильной в том смысле, что обнаружит тяготение к переходу к другой стратегии. Это объясняется тем, что согласование экономической (собственно стимулирующей) и социальной (гарантирующей достойный человека уровень жизни) функций дифференциации периодически может нарушаться, и это нарушение преодолевается переходом ведущей роли к другой стратегии. Поэтому следует сказать, что движение к созданию современного типа сельского образа жизни осуществляется в форме «пульсирования» социальной дифференциации.

Логика смены стратегии определяется, в первую очередь, экономической ситуацией в сельских территориях, поскольку некоторые из них (например, СА) требуют серьезных экономических предпосылок. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства по мере достижения определенных результатов способствует переходам от одной стратегии к другой.

Аграрный сектор экономики является сложной экономической системой, сочетающей в себе множество различных отраслей, форм хозяйствования и видов деятельности. Исследования показывают, что субъекты малого и среднего предпринимательства на отраслевом уровне могут полностью раскрыть свои возможности, используя систему контрактации, кооперации и интеграции. При этом их специализация отражает региональные особенности и социально-экономические условия, поскольку они функционируют в условиях местного рынка, удовлетворяя локальный спрос. В связи с этим развитие малого и среднего предпринимательства является одним из рычагов создания эффективной социально-экономической структуры конкретного муниципального района и в целом региона.

С учетом этого нами разработана методика выбора стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики, которая позволяет на основе системного подхода проводить анализ, строить прогнозы и принимать решения.

В основе этой методики заложены порционные коэффициенты детерминации, позволяющие осуществлять интегральную оценку показателей, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики, при этом используются нормированные значения фактор-аргументов.

Таким образом, предлагаемая методика выбора стратегии развития малого и среднего предпринимательства представляет собой реализацию системного подхода к выбору стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе конкретного муниципального района. Следует отметить, что результаты моделирования принятия решений в сложных социально-экономических системах существенно зависят от исходных статистических данных и методов расчета параметров.

На основе предлагаемой методики нами разработан алгоритм выбора стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики Республики Татарстан (рисунок).

На первом этапе алгоритма осуществляется корреляционно-регрессионный анализ, на основе которого выявляются закономерности и определяются факторы, влияющие на стратегию развития малого и среднего предпринимательства.

На втором этапе проводятся исследования моделей на соответствие реальным процессам. Оценка статистических показателей выполняется по критериям Фишера и Стьюдента, проверяется выполнение условий Гаусса – Маркова для оценки статистической корректности вывода об адекватности полученных моделей [3].

Третий этап – определение относительных (весовых) коэффициентов на основе порционных коэффициентов детерминации, которые показывают значимость факторов в модели.

Относительный (весовой) коэффициент определяется по формуле:

,

где νki – относительный (весовой) коэффициент -го фактор-аргумента по k-ому результативному фактору;

 dxi – порционный коэффициент детерминации по фактор-аргументу ;

 l – количество результативных факторов.

Четвертый этап – нормирование статистических данных, что в дальнейшем обеспечит сопоставимость факторов различной размерности.

Если связь между результативным показателем и фактор-аргументом – прямая, то числовые значения фактора переводятся в нормированные по формуле:

  , ,

где xij – значение фактора;

xijнорм – нормированное значения фактора;

ximin - минимальное значение фактора;

ximax – максимальное значение фактора;

 m – количество фактор-аргументов;

 n – число наблюдений.

Алгоритм выбора стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики

Если связь между результативным показателем и фактор-аргументом – обратная, то числовые значения фактора переводятся в нормированные по формуле:

 

Пятым этапом алгоритма является выбор стратегии на основе интегральных оценок.

Интегральная оценка результативного фактора рассчитывается по следующей формуле:

причем

Существенным моментом выбора стратегии является то, что различные стратегии практически не исключают друг друга. В то же время для реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе требуется создание конкретных предпосылок для стимулирования интенсификации труда. Идеальных стратегий не существует. В связи с этим следует выбрать ведущую стратегию, соответствующую данному этапу социально-экономического развития региона и муниципального образования.

Последний этап – контроль и анализ социально-экономического положения, который обеспечивает обратную связь между этапами. На этом этапе анализируется возможность достижения поставленных целей и вырабатываются предложения по корректировке, что обеспечивает динамичный характер этого процесса. Так, на основании полученных результатов в целях определения границы применения выбранной стратегии нами были исследованы факторы, раскрывающие сущность стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики.

Экспериментальные исследования, проведенные на основе разработанной методики для муниципальных районов республики, показали следующие результаты. Так, для Балтасинского и Рыбно-Слободского муниципальных районов интегральные оценки обеспеченности ресурсами и отношения к труду соответственно, составили (0,23; 0,17) и (0,46; 0,44) (табл. 1) [4, 5].

Таким образом, полученные интегральные оценки указывают на то, что в условиях Балтасинского муниципального района в настоящее время ведущей является стратегия, ориентированная на общее повышение уровня и качества жизни (СА), в условиях Рыбно-Слободского муниципального района – стратегия, ориентированная на движение к формированию среднего класса (СБ).

Внедрение предложенных стратегий в практику муниципальных районов позволит им сформировать систему реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики в условиях изменяющейся рыночной среды.

Расчетная таблица для оценки развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе Балтасинского и Рыбно-Слободского муниципальных районов Республики Татарстан в 2013 г.

Показатели

Численность субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.

Площадь предоставленных земельных угодий, га

Среднегодовая численность безработных в сельской местности, чел.

Относительные (весовые) коэффициент по обеспеченности ресурсами ()

0,2638

0,4808

0,2554

Балтасинский муниципальный район:

в натуральном выражении (xij)

69

2728

149

нормированные ()

0,25

0,1

0,46

взвешенные значение ()

0,0660

0,0481

0,1175

Интегральная оценка по обеспеченности ресурсами

Рыбно-Слободский муниципальный район:

в натуральном выражении (xij)

73

13246

186

нормированные ()

0,26

0,5

0,61

взвешенные значение ()

0,0686

0,2404

0,1558

Интегральная оценка по обеспеченности ресурсами

Относительные (весовые) коэффициенты по отношению к труду

0,2773

0,6496

0,0731

Балтасинский муниципальный район:

взвешенные значения

0,0693

0,0650

0,0336

Интегральные оценки по отношению к труду

Рыбно-Слободский муниципальный район:

взвешенные значения

0,0721

0,03248

0,0446

Интегральные оценки по отношению к труду

Рецензенты:

Захаров В.П., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет», г. Казань.

Хафизов Д.Ф., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Газетдинов Ш.М. МЕТОДИКА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14449 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674