Информационные системы в учебном процессе преодолевают в настоящее время принципиально новый (инновационный) этап своего развития. Их нельзя рассматривать как замену традиционных дидактических средств обучения. Это дополнительные средства обучения, позволяющие более качественно и эффективно реализовать основные психолого-педагогические аспекты профессионального обучения, более глубоко проникнуть в педагогический процесс и организовать его в большей степени управляемым и контролируемым. При этом, необходимо учитывать влияние информационных технологий на субъект и объект педагогической системы высшего профессионального технического учебного заведения.
Центральный блок этой системы составляет совместная деятельность преподавателей и студентов. Преподаватель реализует профессиональную цель в педагогических системах посредством преобразования ее в систему педагогических задач, путем решения которых он трансформирует профессиональную цель в психологические цели студентов. Преобразование профессиональной цели студента означает организацию учебной деятельности на основе активного, управляемого взаимодействия с содержанием профессионального обучения и овладения методом его самостоятельной переработки. Этот процесс становится наиболее управляемым и контролируемым в условиях использования информационных и компьютерных технологий.
Основной дидактической задачей информационных и компьютерных средств обучения - обеспечение прочного усвоения профессиональной учебной информации, передача ее в строго логической последовательности за более короткие сроки.
Практика отмечает, что информационные и компьютерные средства создают перед преподавателями ряд дополнительных дидактических задач:
а) уплотнить время подачи учебного материала;
б) выделить, для какого вида информации оказывается более оптимальным то или другое информационное или компьютерное средство;
в) повысить качество используемых методических пособий и расширить их информативность;
г) создать наиболее благоприятные (эргономические) условия для работы студентов с информационными и компьютерными технологиями.
Использование современных средств в учебном процессе для установления обратной связи студент-преподаватель позволяют корректировать учебный процесс в зависимости от достигнутых профессиональных результатов. Совместная деятельность преподавателя и студента выступает как средство дидактической коммуникации, как условие совершенствования деятельности и источник развития профессиональной личности преподавателя.
Успех совместной деятельности преподавателя со студентами, особенно четко проявляется на лабораторных занятиях с применением информационных и компьютерных средств и определяется коммуникативными умениями в деятельности преподавателя, которые усиливаются использованием информационных и компьютерных технологий в учебный процесс. В связи с этим особое место среди проблем обучения и воспитания студентов в высшей профессиональной технической школе занимает проблема внедрения и использования информационных и компьютерных технологий.
Компьютерные программы мы контроля знаний студентов особое значение имеют при организации и проведении лабораторных занятий и практикумов. Одной из наиболее активных форм по управлению самостоятельной и творческой работы студентов относятся лабораторные занятия. Студенты под руководством преподавателя организуют и проводят лабораторный эксперимент, т.е. проверяют на реальность теоретические положения предмета, приобретают профессиональные навыки проведения эксперимента, знакомятся с измерительной техникой и методикой расчета погрешностей.
Компьютеризация и информатизация учебного процесса связаны с решением целого комплекса дидактических проблем. Преподаватели, ведущие лабораторно-практические занятия в условиях информационных средств, встречаются в первую очередь с методическими и психолого-педагогическими проблемами. Лабораторные занятия в условиях информационных средств и компьютерных программ контроля знаний студентов методически и организационно отличаются от занятий без применения новых технологий в обучении. Кроме того, создаются дидактические проблемы повышения продуктивности этих систем в зависимости от уровня активного взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях. Совместная деятельность включает преподавание (обучение) и воспитание с учебной (познавательной) деятельности студента. Понятие учебной деятельности связано с основными психолого-дидактическими принципами о единстве сознания и деятельности. Учебная деятельность студента базируется на усвоении знаний, приобретении навыков и умений, в подготовке к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и развитии новых технологий в различных отраслях современного производства.
Необходимость теоретических разработок и практических рекомендаций по вопросам совместной деятельности преподавателей и студентов на лабораторных занятиях в условиях применения информационных и компьютерных технологий, становится основной целью и главной задачей педагогического исследования в работе преподавателей технического вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. под редакцией Полат / в сети Интернет по адресу: http://www.ioso.iip.net/distont Новые педагогики и информационные технологии в системе образования; с.61.
- 2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М. ВШ, 2007 г.; с.31.
- 3. Яковлев А.И. Информационные и коммуникационные технологии. М. Наука. 1999. - 191 с.
Библиографическая ссылка
Юдин Н.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1431 (дата обращения: 12.05.2025).