Увеличение удельного веса пенсионеров в численности населения РФ многими исследователями воспринимается как угроза экономики, хотя то же самое происходит и в других странах мира. Выход, по их мнению, ограничен двумя возможностями: уменьшением доли пенсионеров (за счет увеличения пенсионного возраста) и сокращением самих пенсий, соответственно, возникает вопрос о сокращении различного рода привилегий. Именно поэтому изучение динамики численности пенсионеров и размеров пенсий требует изучения не только на союзном, но и на региональном уровне. Рассмотрим динамику численности пенсионеров в ФО.
Рис.1. Изменение численности пенсионеров в ФО в 2010 и в 2012 г.
Из данных рисунка 1 видно, что численность пенсионеров в ФО увеличивалась в рассматриваемом периоде, но незначительно, что не требует, по нашему мнению, изменений пенсионного возраста или уменьшения пенсионных выплат. Наименьшее количество пенсионеров в ДФО и СКФО, наибольшее – в ЦФО и ПФО. Может быть, на уровне субъектов РФ картина иная? Рассмотрим группировку субъектов РФ по численности пенсионеров.
Таблица 1
Группировка субъектов РФ по численности пенсионеров за 2010, 2012 гг.
Численность пенсионеров, тыс. человек |
Количество субъектов в 2010 г. |
Количество субъектов в 2012 г. |
0-99 |
9 (РИ) |
9 (РИ) |
100-199 |
7 (КБР, КЧР) |
7 (КБР, КЧР) |
200-299 |
19 (РСОА) |
17 (РСОА) |
300-399 |
11 (ЧР) |
13 (ЧР) |
400-499 |
10 |
10 |
500-599 |
5 (РД) |
5 (РД) |
700-799 |
10 (СК) |
9 (СК) |
>800 |
12 |
13 |
Общий итог |
83 |
83 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что даже на уровне субъектов РФ не происходило сколько-нибудь значительных изменений. Наименьшее количество пенсионеров (до 100 тысяч человек) в 2010–2012 гг. в 9 субъектах (в том числе в РИ), наибольшее (свыше 700 тысяч человек) в 22 субъектах (в том числе в СК). Рассмотрим изменение численности пенсионеров на 1000 человек населения в ФО за 2010 и в 2012 г.
Рис.2. Динамика численности пенсионеров на 1000 человек населения в ФО в 2010 и в 2012 г.
Из приведенной информации видно, что численность пенсионеров на 1000 человек населения в ФО увеличивалась за рассматриваемый период. Особо надо отметить, минимальную по сравнению с другими округами, численность пенсионеров в 2012 г. в СКФО, что, во-первых, противоречит данным о высокой продолжительности жизни в СКФО, а во-вторых, требует, по нашему мнению, усиления поддержки пенсионеровхотя бы на уровне субъектов СКФО.Рассмотрим численность пенсионеров на 1000 человек населения в субъектах РФ в 2010 и 2012 гг.
Таблица 2
Группировка субъектов РФ по численности пенсионеров на 1000 человек населения за 2010, 2012 гг.
Численность пенсионеров на 1000 человек населения |
Количество субъектов в 2010 г. |
Количество субъектов в 2012 г. |
180-200 |
2 (РД, РИ) |
2 (РД, РИ) |
200-220 |
3 (КБР) |
2 (КБР) |
220-240 |
4 (КЧР) |
3 |
240-260 |
10 (СК, ЧР) |
7 (КЧР, СК) |
260-280 |
18 |
18 (ЧР) |
280-300 |
18 (РСОА) |
16 |
300-320 |
19 |
20 (РСОА) |
320-340 |
6 |
10 |
340-360 |
3 |
4 |
360-380 |
0 |
1 |
Общий итог |
83 |
83 |
Данные таблицы 2 еще больше запутывают ситуацию: в воевавшей Чечне (с наибольшей рождаемостью в последние годы среди субъектов РФ) количество пенсионеров на 1000 человек превышает количество пенсионеров во всех остальных субъектах СКФО, кроме РСОА. Минимально количество пенсионеров в РД и РИ, а также в КБР, несколько лучше ситуация в КЧР и СК. Понятно, что здесь необходимо отдельное исследование. Рассмотрим численность занятых в экономике, приходящих на 1 пенсионера по ФО в 2010 и 2012 гг.
Рис. 3. Численность занятых в экономике, приходящих на 1 пенсионера по ФО
Из данных рисунка 3 видно, что численность занятых в экономике, приходящих на 1 пенсионера, за рассматриваемый период снизилась во всех ФО, больше всего в УФО, а меньше всего в ЦФО и ДФО. Рассмотрим численность занятых в экономике, приходящих на 1 пенсионера в субъектах РФ в 2010 и 2012 гг.
Таблица 3
Группировки субъектов РФ по численности занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера в 2010 и 2012 гг.
Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера (в среднем за год), человек |
Количество субъектов в 2010 г. |
Количество субъектов в 2012 г. |
0,8-1 |
2 (РИ, ЧР) |
2 (РИ, ЧР) |
1,2-1,4 |
5 |
8 |
1,4-1,6 |
26 (КЧР, РСОА) |
27 (КЧР, РСОА) |
1,6-1,8 |
29 (КБР, РД, СК) |
29 (КБР, РД, СК) |
1,8-2 |
13 |
10 |
2-2,2 |
2 |
1 |
2,4-2,6 |
3 |
1 |
2,6-2,8 |
2 |
3 |
3-3,2 |
0 |
1 |
3,2-3,4 |
1 |
0 |
Общий итог |
83 |
83 |
Из информации таблицы 3 видно, что не во всех субъектах численность занятых в экономике, приходящих на 1 пенсионера в 2010 и 2012 гг., увеличивается, хотя общая тенденция такова. Наименьшее количество занятых в экономике на 1 пенсионера в ЧР и РИ, несколько лучше (среди субъектов СКФО) соответствующий показатель в КЧР и РСОА (составляет 1,4-1,6), и наконец, наивысшие значения (среди субъектов СКФО) соответствующий показатель достигает в КБР, РД и СК (составляет 1,8–2). Рассмотрим средний размер назначенных пенсий.
Рис.4. Средний размер назначенных пенсий в ФО в 2010 и 2012 гг.
Данные рисунка 4 показывают, что наименьший средний размер назначенных пенсий за рассматриваемый период имеют СКФО, затем ЮФО, а наибольший ДФО, затем СЗФО. Причем средний размер назначенных пенсий увеличился во всех ФО.
Рассмотрим средний размер назначенных пенсий в субъектах РФ в 2010 и 2012 гг.
Таблица 4
Группировки субъектов РФ по среднему размеру назначенных пенсий в 2010 и 2012 гг.
Средний размер назначенных пенсий |
Количество субъектов в 2010 г. |
Количество субъектов в 2011 г. |
Количество субъектов в 2012 г. |
5000-6000 |
2 (РД, РИ) |
0 |
0 |
6000-7000 |
17 (КБР, КЧР, РСОА, ЧР, СК) |
4 (КБР, РД, РИ, ЧР) |
0 |
7000-8000 |
45 |
39 (КЧР, РСОА, СК) |
6 (КБР, КЧР, РД, РИ, ЧР) |
8000-9000 |
6 |
24 |
45 (РСОА, СК) |
>9000-10000 |
13 |
16 |
32 |
Общий итог |
83 |
83 |
83 |
Информация таблицы 4 показывает, что субъекты СКФО имеют меньший размер назначенных пенсий по сравнению с другими субъектами РФ. Из данных также следует, что минимальное значение среднего размера назначенных пенсий среди субъектов СКФО, в 2010 г. в РД и РИ, в 2011 г. в КБР, РД, РИ, ЧР, а в 2012 г. в КБР, КЧР, РД, РИ, ЧР. Более высокий средний размер назначенных пенсий, среди субъектов СКФО, в РСОА и СК. Рассмотрим рост реальных размеров назначенных пенсий в ФО в 2010–2012 гг. относительно предыдущего года, %.
Рис. 5. Рост реальных размеров назначенных пенсий в ФО в 2010–2012 гг. относительного предыдущего года, %
Информация рисунка 5 показывает, что рост реальных размеров назначенных пенсий в 2010–2012 гг. относительного предыдущего года снижался во всех ФО (за исключением ДФО в 2012 г. относительно 2011 г.) и в целом по РФ. Рассмотрим реальный размер назначенных пенсий (в % к предыдущему году) в 2010–2012 гг. в субъектах РФ.
Таблица 5
Группировка субъектов РФ по реальному размеру назначенных пенсий (в % к предыдущему году) в 2010–2012 гг.
Реальный размер назначенных пенсий (в % к предыдущему году) |
Количество субъектов в 2010 г. |
Количество субъектов в 2011 г. |
Количество субъектов в 2012 г. |
100-101 |
0 |
0 |
1 (КБР) |
101-102 |
1 (РД) |
0 |
5 |
102-103 |
0 |
2 |
25 (РД, КЧР) |
103-104 |
0 |
20 (КБР) |
33 (РСОА, ЧР, СК) |
104-105 |
2 (РИ, ЧР) |
34 (РД) |
12 |
105-106 |
0 |
(КЧР, РСОА) |
3 |
106-107 |
2 (КЧР) |
5 (ЧР, СК) |
1 |
107-108 |
2 (КБР) |
2 |
0 |
108-109 |
2 |
1 (РИ) |
1 (РИ) |
109-110 |
6 (РСОА, СК) |
0 |
0 |
>110 |
68 |
0 |
0 |
Общий итог |
83 |
83 |
81 (нет данных по Москве и Московской области) |
Из данных таблицы 5 видно, что в 2011 г. произошел резкий спад роста реального размера назначенных пенсий в большинстве субъектов РФ, тем не менее в некоторых субъектах РФ, например, среди субъектов СКФО, в РД, РИ увеличился рост реального размера назначенных пенсий. В 2012 г., по сравнению с 2011 г., продолжился спад роста реального размера назначенных пенсий. Отметим, что наибольший рост в этом году показывает РИ, а наименьший рост среди субъектов РФ имеет КБР. Рассмотрим соотношение среднего размера назначенных пенсий (на 1 января 2013 г.) с величиной прожиточного минимума (%).
Таблица 6
Группировка субъектов РФ по соотношению среднего размера назначенных пенсий (на 1 января 2013 г.) с величиной прожиточного минимума (%)
Соотношение среднего размера назначенных пенсий (на 1 января 2013 г.)с величиной прожиточного минимума (%) |
Количество субъектов |
120-130 |
2 |
130-140 |
3 |
140-150 |
3 (ЧР) |
150-160 |
6 |
160-170 |
16 (РД, СК) |
170-180 |
20 (РИ) |
180-190 |
18 (КБР, КЧР, РСОА) |
190-200 |
7 |
200-210 |
5 |
210-220 |
1 |
Общий итог |
81 (без Москвы и Московской области) |
Из данных таблицы 6 видно, что в 8 субъектах РФ (в том числе в ЧР) соотношение с величиной прожиточного минимума (%) среднего размера назначенных пенсий превышает 120 %, в 67 субъектах (в том числе во всех субъектах СКФО, за исключением ЧР) превышает 150 %, а в 6 субъектах превышает 200 %.
Рассмотрим величину прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии (рублей в месяц) по субъектам РФ.
Таблица 7
Группировка субъектов РФ по величине прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии (рублей в месяц)
Величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии (рублей в месяц) |
Количество субъектов в 2010 г. |
Количество субъектов в 2012 г. |
3000-3999 |
12 (КБР) |
1 |
4000-4999 |
55 (КЧР, РД, РИ, РСОА, СК, ЧР) |
15 (КБР, КЧР, РД, ЧР) |
5000-5999 |
6 |
51 (РИ, РСОА, СК) |
6000-6999 |
2 |
5 |
7000-7999 |
5 |
3 |
8000-8999 |
0 |
5 |
9000-9999 |
1 |
0 |
10000-10999 |
2 |
1 |
11000-11999 |
0 |
2 |
Общий итог |
83 |
83 |
Из данных таблиц 7 видно, что в 2010 г. было 12 субъектов РФ (в том числе КБР), в которых величина прожиточного минимума пенсионерам не превышала 4000 рублей и 55 субъектов РФ (в том числе все оставшиеся субъекты СКФО), в которых величина прожиточного минимума пенсионерам не превышала 5000 рублей.
В 2012 г. таких субъектов было соответственно, 1 и 15 (во вторую группу входят КБР, КЧР, РД, ЧР). Еще в 2012 г. в 51 субъекте РФ (в том числе все оставшиеся субъекты СКФО), величина прожиточного минимума пенсионерам не превышала 6000 рублей, в 2010 г. таких субъектов было 6.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Численность пенсионеров в регионах РФ увеличивается незначительно и связана с естественным старением нации. Минимальная по сравнению с другими округами, численность пенсионеров на 1000 человек населения в СКФО противоречит данным о высокой продолжительности жизни в СКФО и требует, по нашему мнению, усиления поддержки пенсионеров как минимум на уровне субъектов СКФО за счет повышения среднего размера назначенных пенсий до среднероссийского уровня. Увеличение количества занятых в экономике на 1 пенсионера требует решения проблем безработицы. Одновременное повышение эффективности и производительности труда позволит минимизировать потери от старения нации. Величина прожиточного минимума растет в разных соотношениях по субъектам РФ и, следовательно, обеспечивает разный уровень удовлетворения жизненных потребностей. Социального равенства пенсионеров нет, хотя они работают в одной стране.
Рецензенты:
Гезиханов Р.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
Юсупова С.Я., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление производством» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
Библиографическая ссылка
Бекмурзаев И.Д., Шамилев С.Р. ПЕНСИИ И ПЕНСИОНЕРЫ В РЕГИОНАХ РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14191 (дата обращения: 07.12.2024).