Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АДАПТАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ К УСЛОВИЯМ НЕСТАЦИОНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ

Жадаев А.Ю. 1
1 Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт»
Для общеобразовательной средней школы с классно-урочной системой в методической литературе химическому эксперименту уделяется значительное внимание. И все-таки проблема применения химического эксперимента как средства формирования когнитивных, креативных и поведенческих качеств личности в условиях больничного стационара остается до сих пор практически неизученной. Поэтому дети школьного возраста, находящиеся длительное время на лечении в детских больницах, остаются не вовлеченными в образовательный процесс изучения химии с использованием химических опытов и химических экспериментов. Представлены теоретические и практические проблемы проведения химических опытов в условиях больничного стационара посредством использования разрешенных в больничных палатах материалов и оборудования. На основе принципов современной теории дидактики рассмотрены разработанные автором специфические подходы к проведению адаптированных химических опытов как средства обучения химии в нестационарных условиях.
Процесс обучения
адаптация
химический опыт
принципы дидактики
1. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – Минск : Асар, 2003. – 112 с.
2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М. : Аграф, 1996. – 160 с.
3. Грядунова Г.М. Психолого-педагогические особенности обучения больных школьников, находящихся на лечении в многопрофильной больнице. – М. : ООО «МАКС Пресс», 2003. –104 с.
4. Жадаев А.Ю., Карпов Г.М. Роль химических опытов при обучении детей в условиях больничного стационара // Химия в школе. – 2013. – № 3. – С. 62-64.
5. Жадаев А.Ю., Карпов Г.М. Применение химических опытов при обучении детей в условиях больничного стационара // Наука и школа. – 2013. – № 2. – С. 108 – 110.
6. Жадаев А.Ю. Развитие личностного интереса к химии в условиях больнично-стационарного обучения // Актуальные проблемы химического образования : матер. V Всеросс. науч.-метод. конфер. с междунар. участием. – М. : ИМИР, 2014. – С. 77-80.
7. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ «Институт содержания и методов обучения РАО» / под ред. Т.С. Назаровой. – М. -СПб. : Нестор – История, 2012. – 548 с.

Введение

Заявленный государством принцип всеобщей доступности среднего образования ставит задачу: выравнивать качество подготовки учащихся средних учебных заведений. Но вместе с этим средства и методы, общепринятые в массовой школе, чаще всего не могут быть использованы при обучении детей вне школы, например в условиях больничного стационара. Как показывает практика, зачастую дети школьного возраста, находящиеся длительное время на обследовании и лечении в детских больницах, не охвачены полноценным образовательным процессом.

К настоящему времени разработаны методики и подходы к организации учебной деятельности больных детей в рамках лечебной [3], коррекционной [1], реабилитационной педагогики [2].

Обучение химии в условиях больничного стационара требует особого подхода в развитии личностного интереса к предмету у учащихся, страдающих теми или иными заболеваниями. Однако методика обучения химии детей в условиях больничного стационара разработана крайне слабо и требует самого пристального внимания и дальнейшего развития, подкрепленного разработками новых методических рекомендаций [6].

Противоречие между имеющимся дидактическим резервом средств обучения и отсутствием методических разработок, направленных на реализацию этих средств в процессе обучения детей в условиях больничного стационара, определили актуальность представленного в статье направления исследований.

Объектом исследования: является обучение химии в условиях больничного стационара.

Предмет исследования: выявление влияния демонстрационного и лабораторного химического эксперимента на учебно-воспитательный процесс в условиях больничного стационара.

Цель исследования: выявление возможности применения школьных химических опытов при обучении детей в условиях больничного стационара.

Для достижения цели и проверки рабочей гипотезы были выдвинуты следующие задачи.

  1. Разработать лабораторные и демонстрационные химические эксперименты, адаптированные к условиям больничного стационара.
  2. Разработать методические рекомендации по использованию средств в обучении детей химии в условиях больничного стационара.
  3. Провести оценку эффективности предлагаемых методических подходов при обучении детей химии в условиях больничного стационара.

Методологической основой исследования является:

  • принципы дидактики (работы Ю.К. Бабанского, И.П. Подласова, М.Н. Скаткина, И.Ф. Харламова и др.);
  • идеи индивидуализированного обучения (исследования Н.Е. Кузнецовой, Г.М. Чернобельской);
  • концепции химического образования (научные труды А.А. Грабецкого, А.А. Макарени, Т.С. Назаровой, М.С. Пак, С.Г. Шаповаленко и др.);
  • принцип активизации познавательной деятельности (работы В.П. Гаркунова, Н.П. Гузика, И.М. Титовой, Г.И. Щукиной и др.);
  • теория поэтапного формирования умственных действий (работы П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, M. Hildebrand).

Для изучения рассмотренной проблемы и решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • теоретические – анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической, медицинской литературы по проблеме исследования; теоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемы, конструирование методики использования различных дидактических средств при обучении химии в условиях больничного стационара на основе компетентностного подхода и разработка методических основ её реализации;
  • эмпирические – педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (качественный и количественный);
  • социологические – беседа, сбор массового материала путём анкетирования;
  • математическая обработка данных – табличные и графические интерпретации данных.

Исследование включало три последовательных этапа.

1 этап - аналитико-поисковый

  • анализ педагогической, психологической, методической, медицинской литературы для выявления состояния исследуемой проблемы;
  • определение и теоретическое обоснование темы, её актуальность, цели, задачи, научная и практическая значимость;
  • разработка и реализация методики констатирующего исследования, интерпретация его результатов;
  • систематизация и обобщение результатов констатирующего этапа исследования;
  • выявление уровня заинтересованности детей в обучении химии, связано со слабой разработанностью методик по развитию личностного интереса к химии обучающихся в условиях больничного стационара.

2 этап - формирующий

  • проведение формирующего эксперимента по проверке эффективности разработанной методики развития личностного интереса к предмету химия в сочетании с химическим экспериментом при работе с детьми в условиях больничного стационара;
  • определение влияния методических приёмов на степень сформированности общеучебных умений учащихся;
  • обобщение результатов эксперимента.

3 этап - контролирующий

  • проведение теоретического обобщения результатов педагогического эксперимента;
  • определение показателей уровня достижения результатов, выполнение их количественной и качественной обработки;
  • интерпретация выводов исследования и определение перспектив дальнейшего развития проблемы исследования.

Опытное обучение проведено на базе Нижегородского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, Нижегородского научно-исследовательского института детской гастроэнтерологии, городской детской больницы № 1 г. Н. Новгород.

В основе разработки методики проведения школьных химических опытов, адаптированных к условиям больничного стационара, положены основные принципы современной теории дидактики [7].

1. Принцип доступности. В условиях больничного стационара химические опыты должны быть доступными, простыми, яркими и запоминающимися для учащихся, которым в лечебный период разрешено проходить курс обучения.

2. Принцип безопасности (эргономичности). Все химические реактивы, подобранные для проведения химических опытов, безопасны с учетом заболеваний обучающихся в условиях больничного стационара. В случае нарушения целостности полиэтиленовых пакетов отсутствует угроза вреда здоровью учащимся вследствие низкой концентрации подобранных реактивов.

3. Принцип минимизации (унификации) заключается в том, что при обучении детей химии в условиях больничного стационара минимум химических опытов должен раскрывать суть максимального объема теоретического материала. Например, при изучении темы «Типы химических реакций» можно использовать следующие химические опыты:

– реакция соединения HCl+NH3 NH4Cl

– реакция разложения

– реакция замещения FeCl2 + Zn ZnCl2+Fe

–реакции обмена AgNO3+NaCl AgCl↓ + NaNO3

4. Принцип наглядности обеспечивается тем, что используются прозрачные пакеты (например, полиэтиленовые), позволяющие наблюдать изменения при протекании химических реакций (выпадение осадка, изменение цвета и т.п.).

5. Принцип системности. При реализации данного принципа учтены закономерности процесса познания. Как известно, знания, получаемые учащимися в ходе урока в условиях больничного стационара, так же как и в общеобразовательной школе, идут последовательно по возрастающему уровню сложности учебного материала, движение от известного – к неизвестному, от простого – к сложному.

6. Принцип историчности. Значение этого принципа отражено в работах П.С. Кудрявцева, Б.И. Спасского, П. Лакура, Я. Аппеля и др. и также важно для детей среднего звена, обучающихся в условиях больничного стационара, где складываются основы научных представлений и видения картины мира. Понимание учащимися «гармонии мира» является неотъемлемой частью мировоззрения современного школьника.

7. Принцип успешности. Эмоционально-психологическая атмосфера при проведении химического опыта в условиях больничного стационара способствует повышению успешности в обучении учащихся, а также росту знаний, умений по предмету химия, что подтверждает практика преподавания в больничном стационаре.

8. Принцип адекватности предусматривает придание адаптированным средствам обучения в условиях больничного стационара таких качеств и свойств, которые бы обеспечивали реализацию конкретных целей и задач по учебному предмету.

9. Принцип мотивационной стимуляции (потребностной мотивации). В условиях больничного стационара используются различные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии, которые побуждают учащихся к активному поиску решения поставленных задач и способствуют развитию познавательного интереса по учебной дисциплине при выполнении заданий со справочной литературой, при работе с опорными конспектами и т.д.

Химические опыты, адаптированные к условиям больничного стационара, можно классифицировать следующим образом:

  • экспериментальная задача;
  • химический опыт, подтверждающий свойства веществ;
  • химический опыт, подтверждающий законы и теории.

Рассмотрим особенности каждого из предложенных классов химических экспериментов.

1. Экспериментальная задача

В запаянных полиэтиленовых пакетах находятся вещества: 1 – вода, 2 – фенолфталеин, 3 – гидроксид натрия, 4 – соляная кислота. В каком порядке нужно провести реакции между перечисленными веществами, чтобы наблюдать реакцию нейтрализации?

2. Химический опыт, подтверждающий свойства веществ

Доказательство амфотерности гидроксида алюминия

Реактивы: 1 – хлорид алюминия; 2, 2а – гидроксид натрия; 3 – соляная кислота.

3. Закон сохранения массы веществ

В колбу помещают кусочек фосфора величиной не больше рисового зернышка (рис. 1). Герметично закрыв колбу, прибор уравновешивают на весах разновесами или сосудом с водой. После этого зажигают фосфор в колбе нагреванием его через стенку, не нарушая при этом герметичность, и наблюдают образование густого белого дыма. По завершении горения фосфора колбу помещают на чашку весов и убеждаются, что равновесие не нарушилось. Доказательством того, что часть воздуха соединилась с фосфором, является положение поршня шприца после охлаждения прибора [4; 5].

Г7ГГ

Рис. 1. Прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ (Карпов, 2012).

В основу исследования положена следующая гипотеза: применение адаптированных к условиям больницы химических опытов на основе разработанных методических подходов расширит личностный интерес к предмету, усилит положительное эмоциональное состояние, повысит успешность в обучении химии.

Рассмотрим, как реализуются дидактические принципы, положенные в основу адаптации химических опытов к условиям больничного стационара, на примере экспериментальной задачи. При выполнении предложенной задачи выполняются следующие принципы:

  • наглядность, которая позволяет учащимся в полном объеме воспринять суть происходящего химического опыта, задействуя зрительное восприятие. Учащиеся видят изменение цвета в ходе выполнения опыта, тем самым прочно усваивая новую информацию на уроке;
  • доступность: опыт прост в исполнении и не вызывает трудности восприятия и усвоения ни у кого из учащихся;
  • успешность, выражающаяся в эффекте, произведенном опытом, т.е. яркий цвет, контрастность окраски;
  • минимизация: в ходе выполнения экспериментальной задачи учащиеся строят логическую цепочку действий при проведении химического опыта.

Однако при проведении адаптированных химических опытов к условиям больничного стационара возникали свои трудности. Учащихся, которые более длительное время находились в больнице, тяжелее было вовлечь в работу, заставить их логически мыслить.

Научная новизна исследования

  • разработана методика проведения демонстрационного и лабораторного химического эксперимента, возможного для проведения в условиях больничного стационара;
  • впервые применено сконструированное автором специальное лабораторное оборудование для проведения химических опытов в условиях больничного стационара;
  • выделены допустимые химические опыты при проведении в условиях больничного стационара.

Практическая значимость исследования

  • разработаны принципы, положенные в основу адаптации химических опытов к условиям больничного стационара;
  • результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику обучения химии новыми представлениями о возможностях модернизации химического образования школьников среднего звена на основе применения адаптированных к условиям больницы химических опытов;
  • разработаны методические рекомендации по применению химического эксперимента для обучения детей в условиях больничного стационара, расширяющие личностный интерес к химии;
  • использованы в практике работы в условиях больничного стационара школьными учителями химии;
  • результаты исследования внедрены в практику обучения химии в условиях больничного стационара при Нижегородском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии, Нижегородском научно-исследовательском институте детской гастроэнтерологии, городской детской больницы № 1 г. Н. Новгород.

Заключение

На современном этапе развития химического образования особенно остро выделяется проблема интеллектуального развития учащихся средствами учебного предмета.

Поставленная нами цель - выявление возможности применения школьных химических опытов адаптированными средствами при обучении детей в условиях больничного стационара - в ходе исследования была достигнута. Исследование подтвердило теоретическую актуальность и практическую значимость избранной темы. Проведённый педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что применение адаптированных к условиям больницы химических опытов на основе разработанных методических подходов расширит личностный интерес к предмету, усилит положительное эмоциональное состояние, повысит успешность в обучении химии.

Рецензенты:

Жильцов С.Ф., д.х.н.., профессор, кафедра биологии, химии и биолого-химического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород.

Груздева М.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и информационных технологий Нижегородского института технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Жадаев А.Ю. АДАПТАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ К УСЛОВИЯМ НЕСТАЦИОНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13802 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674