Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, БРИКС И СНГ

Горин С.Ф. 1 Парфейников С.А. 1 Габриелян Н.В. 1 Кошель М.С. 1
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ГБОУ ВПО «ВолГМУ» МЗ РФ
Система регулирования вопросов ценообразования на лекарственные препараты в странах СНГ, Европейского союза и БРИКС представляет из себя комплекс мер, направленных на создание условий для получения пациентами на протяжении соответствующего времени необходимых лекарственных препаратов в соответствии с их клиническими потребностями с минимальными затратами для самого пациента и для общества. В Европейском союзе сфера регулирования цен на лекарственные препараты и их компенсации за счет государственных средств отнесены к исключительной компетенции государств –членов Европейского союза. Это означает, что основные требования к ценообразованию и возмещению лекарственных препаратов, конкретные суммы возмещения и т.д. являются прерогативой государств –членов. В результате в ценообразовании и возмещении лекарственных препаратов в Европейском союзе существуют различные национальные системы, основанные на разных требованиях, критериях и методах ценообразования и возмещения.
ценообразование
лекарственные препараты
регулирование цен
государство
фармацевтический рынок
здравоохранение
страны СНГ
1. Береговых, В.А. Влияние информации о ценообразовании на стоимость лекарственных средств / В.А. Береговых, О.Н. Касьянова, П.В. Лопатин // Фармация. – 2002. – № 2. – С. 19-20.
2. Габриелян Н.В. Ценообразование и регулирование цен на лекарственные средства в Армении // Актуальные проблемы фармацевтической науки и практики: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. 14–15 декабря 2012 г. – Владикавказ: СОГУ, 2012. – С. 34-37.
3. Габриелян, Н.В. Гармонизация регуляторных систем в сфере обращения лекарственных средств в странах СНГ/ Н.В. Габриелян, М.С. Кошель, С.А. Парфейников // Фармацевтический кластер как интеграция науки, образования и производства: материалы III Международной конференции в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – С. 12-14.
4. Габриелян, Н.В. Мониторинг розничных продаж лекарственных препаратов и биологически активных добавок в Республике Армения / Н.В. Габриелян, М.С. Кошель, С.А. Парфейников // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3 (часть 2). – С. 309-314.
5. Головнин М.Ю. Страны БРИКС и реформирование мировой валютно-финансовой системы // Мир перемен. – 2012. – № 4. – С. 2-4.
6. Комплексная оценка развития фармацевтических рынков стран Содружества Независимых Государств / Н.В. Габриелян и др. // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2012. – № 1 (37). – С. 256-260.
7. Развитие концепции безрецептурных медикаментов в странах Центральной и Восточной Европы // Аптека. – 1997. – № 28. – С. 8-9.
8. Perminov S.B., Egorova E.N., Vigrianova M.S., Abramov V.I. Macroeconomic Targets Stock Markets of the BRIC Countries / Working paper # WP/2013/300. – Moscow, CEMI Russian Academy of Science, 2013. – 59 p.
9. Richtlinie 2010/84/Eu des Europaischen Parlaments und des Rates vom 15. Dezember 2010 zur Anderung der Richtlinie 2001/83/EG zur Schaffung eines Gemeinschaftsko-dexes filr Humanarzneimittel hinsichtlich der Pharmakovigilanz // Amtsblatt der Europaischen Union. – L. 348. – Р. 74-99.

Введение. Система регулирования вопросов ценообразования на лекарственные препараты (ЛП) в странах СНГ, Европейского союза и БРИКС представляет из себя комплекс мер, направленных на создание условий для получения пациентами на протяжении соответствующего времени, необходимых ЛП в соответствии с их клиническими потребностями с минимальными затратами для самого пациента и для общества [1].

В Европейском союзе сфера регулирования цен на ЛП и их компенсации за счет государственных средств отнесены к исключительной компетенции государств - членов ЕС. Это означает, что основные требования к ценообразованию и возмещению ЛП, конкретные суммы возмещения и т.д. являются прерогативой государств - членов. В результате в ценообразовании и возмещении лекарственных средств в ЕС существуют различные национальные системы, основанные на разных требованиях, критериях и методах ценообразования и возмещения.

Цель исследования заключалась в изучении и выявлении основных проблем вопросов регулирования цен, существующих в настоящее время в странах ЕС, БРИКС и СНГ. Для решения поставленной цели в работе были использованы методы: логического, системного, документального и регионального анализа.

Результаты и обсуждение. В настоящее время в некоторых странах не применяются какие-либо ограничения цен на ЛП, в том числе финансируемые из общественных фондов. К таким странам, например, относятся среди государств - участников СНГ - Кыргызстан (хотя в Кыргызстане применяется требование о предоставлении розничных скидок льготным категориям граждан от 5 до 10 %), Таджикистан и Армения, а среди стран ЕС - Великобритания (в Великобритании регулируется уровень доходов компаний) [2].

В большинстве рассмотренных стран регулирование распространяется только на часть ЛП - чаще всего возмещаемых и включенных в государственные программы лек обеспечения. ЛП, не финансируемые за счет налогоплательщиков и доступные на рынке, не подпадают под правила ценообразования, цены на них свободно определяются соотношением спроса и предложения. В других странах к числу регулируемых ЛП относятся рецептурные (в Германии) или безрецептурные (в КНР) лекарства, а также наиболее дорогие (в Австрии) или наиболее продаваемые с высокой динамикой роста цен (в Индии). Имеются примеры (Бельгия Австрия Литва), когда хотя регулирование установлено на часть ЛП, уровень надбавок/наценок оптовых и розничных продавцов устанавливается на все ЛП.

По видам цен на регулирования все страны могут быть разделены на 3 основные группы:

  • жесткое регулирование цен на рецептурные лекарственные препараты (Бельгия и Испания);
  • регулирование прибыли фармпроизводителей (Великобритания);
  • установление максимальной розничной цены на лекарственные средства на основании специальной формулы (Греция, Нидерланды, Португалия, Италия).

Регулирование цен на лекарственные средства представляет собой систему следующих взаимосвязанных функций:

  • определение препаратов, подлежащих ценовому регулированию;
  • определение отдельных компонентов цены, подлежащих ценовому регулированию;
  • установление способа, которым будут регулироваться отдельные компоненты цены;
  • установление конкретного размера регулируемой цены [3].

В ряде стран устанавливается отдельно максимальная оптовая и максимальная розничная наценка, иногда - общая торговая наценка, которая составляет от 8 % (Швейцария) до 20 % (Германия) и 37 % (Чехия). Чаще всего устанавливается регрессивная шкала наценок в зависимости от стоимости лекарственных средств у производителя. Для выявления особенностей регулирования цен на ЛП в разных странах нами проведен анализ фармацевтических рынков некоторых стран ЕС.

Таблица 1. Особенности систем регулирования цен на ЛП в отдельных странах ЕС

Государство

ЛП подлежащие

регулированию

цен

Порядок регулирования

цен на ЛП

Размер предельных

надбавок

Австрия

Часть возмещаемых и

дорогих ЛП,

по остальным

ЛП регулируются

только надбавки

заявленные цены

производителей, надбавки

на все ЛП

 

Бельгия

Наиболее важные

ЛП, по остальным

ЛП регулируются

только надбавки

регулирование цен и

надбавок

 

Болгария

все ЛП

регулирование цен

производителей (средняя цена 3 минимальных цен в странах ЕС), регулирование оптовых и розничных надбавок

оптовые - до 7-10%,

розничные - до 20-28 %

Венгрия

Часть ЛП

регулирование цен

производителей, надбавок

и скидок

 

оптовые - 4,4-8%,

дополнительные оптовые - 5-20%,

розничные - 17- 27%

Германия

Рецептурные ЛП

регулирование оптовых и розничных надбавок

 

оптовые - до 3-21%,

розничные - до 8-68%

Дания

ЛП

цены поставок в аптеки по результатам торгов,

фиксированные надбавки, регулирование прибыли аптек

розничная - 1,5 долл. США

с 1 упаковки

Испания

Возмещаемые ЛП

фиксация цен на

возмещаемые ЛП

 

Литва

На возмещаемые ЛП, надбавки - на все ЛП

регулирование цен

производителей,

установление разного

уровня надбавок для

возмещаемых и

невозмещаемых ЛП

для возмещаемых ЛП:

оптовые - 5,5-14%,

розничные - 4-22%,

невозмещаемые ЛП:

оптовые -5-18%,

розничные - 15-30%

Нидерланды

 

 

устанавливаются

максимальные цены

(средняя из минимальных цен в 4 соседних странах),

регулируются скидки

 

Польша

 

Возмещаемые ЛП

 

регулирование оптовых и розничных надбавок

оптовые до 5%,

розничные до 40%

Финляндия

 

Возмещаемые ЛП

 

фиксируются оптовые

цены, розничные цены

рецептурных ЛП

устанавливаются

одинаковыми во всех

аптеках страны

оптовые - до 7%

Франция

 

Возмещаемые ЛП

 

регулирование цен

производителей

устанавливается

соглашением между

производителем и

ответственным ведомством, регулирование оптовых и розничных надбавок

оптовые - до 6,68%,

розничные - до 6,68-26,1%

Чехия

 

Возмещаемые ЛП

4,5 тыс.

 

регулирование цен препаратов, по которым

зарегистрировано меньше

4 аналогов (не выше

среднего значения 3-х

минимальных цен в

референтных странах),

установление совокупных

надбавок для всей цепочки дистрибьюции

общая торговая надбавка в

зависимости от цен ЛП от 4 до 37%

Швеция

 

Субсидируемые ЛП

регулирование оптовых

цен для аптек

 

При исследовании фармацевтических рынков установлено, что в той или иной мере цены на ЛП регулируются государством в большинстве рассмотренных стран. При сравнении цен на ЛП в исследуемых рынках некоторых стран ЕС в процессе установления и контроля за ценами на ЛП были установлены как достоинства, так и недостатки. К преимуществам можно отнести легкость проведения сравнений, прозрачность процесса, низкая стоимость простых рисков и относительное чувство справедливости [4]. Однако существуют и проблемы воздействия сравнения цен на ЛП в разных рынках, для решения рекомендуется:

  • использование внешними референтными ценами в сочетании с другими методами;
  • выбор для сравнения больше стран, чтобы избежать непропорционально большого влияния на цену лекарства цены в одном государстве;
  • учет в расчете цен в разных странах объемов продаж.

Расширению ценовой и физической доступности лекарств населению стран ЕС в значительной мере способствует параллельный импорт, который действует только между странами Европейской экономической зоны и основан на принципе свободного перемещения товаров. По мнению Европейского суда, фармацевтическая компания, которая производит инновационные ЛП на территории, и ограничение параллельного экспорта, отказывает удовлетворить обычные заказы, сделанные оптовиками, злоупотребляет своим доминирующем положением и этим нарушает принципы конкуренции, действующие в Европейском союзе [9]. Параллельная торговля приводит к тому, что потребителям - пациентам при сохранении тех же стандартов по безопасности ЛП предоставляется возможность приобретения той же продукции по более низким ценам.

Страны БРИКС становятся важнейшими игроками в международных экономических отношениях, занимая лидирующие позиции (каждая в своем регионе), что дает основание для рассмотрения их в качестве стран, принадлежащих к одной группе и для сравнения их как между собой, так и с другими государствами. Хотя в настоящее время страны БРИКС не являются мировыми лидерами по экспорту капитала, однако темпы роста их зарубежного инвестирования чрезвычайно высоки. Все вышеизложенное способствовало для исследования этих стран и выявления особенностей в системе регулирования цен на ЛП [5].

Таблица 2. Особенности систем регулирования цен на ЛП в некоторых странах БРИКС

Государство

ЛП подлежащие

регулированию

цен

Порядок регулирования

цен на ЛП

Размер предельных

надбавок

КНР

 

безрецептурные -

около 2400

лекарств

 

цены отечественных

производителей

фиксируются с учетом

себестоимости, налогов,

издержек, регулируются

розничные надбавки

розничные - до 13-33%

Бразилия

 

часть препаратов

регулирование цен,

стимулирование выписки

дженериков

 

Индия

 

Самые продаваемые

ЛП (74 ЛП), и рост цен которых в год

превышает 20%

регулирование цен

производителей

 

При рассмотрении фармацевтических рынков стран БРИКС выявлены следующие особенности ценообразования на ЛП. В Бразилии цены на ЛП регулируются административными указаниями. Ежегодно государство уменьшает налоги для производящих и торговых предприятий фармацевтики, но в тоже время в ответ государство требует стабилизации цен на более чем 20 тысяч ЛП.

В Индии к услугам государственного сектора здравоохранения имеет доступ только 22 % населения страны. На приобретение ЛП приходится около 75 % расходов на медицинские услуги. По оценке Министерства здравоохранения и семейного благополучия Индии, около 65 % населения страны не имеют доступа к основным ЛП. Государством предпринимаются меры по обеспечению населения доступным медицинским страхованием и медикаментами. В 2012 году государством разработана и запущена программа по обеспечению бесплатными ЛП для всех нуждающихся. Государством регулируется цены на 74 ЛП. Так же регулируется порядок установления цены на ингредиенты и субстанции, фиксируется максимальная стоимость ЛП, формула расчета цены.

В Китае регулируются цены на ЛП общей доступности (безрецептурные лекарства - ОТС препараты). В стране действует единый каталог безрецептурных ЛП, в который включены 2400 наименования ЛП, и которые реализуются по фиксированным розничным ценам. Ряд ЛП так же включены в каталог национального базового медицинского страхования, по перечню которого предоставляются пациентам больниц и амбулаторных заведений бесплатно или со значительной скидкой за счет средств Национального фонда социального страхования [6].

Следующим этапом исследования был анализ фармацевтических рынков стран СНГ, для выявления особенностей регулирования цен на ЛП. В результате исследования были выявлены следующие особенности в частности в Республиках Армения, Таджикистан и Кыргызстан цены на ЛП государством не регулируются, а в России, Украине, Казахстане, Беларуси, Молдове и Узбекистане применяются различные механизмы регулирования цен на ЛП.

Установлено что, в республике Узбекистан с 1999 года был введен единый порядок ценообразования на ЛП и изделия медицинского назначения в лечебных учреждениях здравоохранения и розничной аптечной сети, а также выстраивания системы лекарственного возмещения и страхования.

В Туркменистане на розничные цены наиболее необходимые ЛП предусмотрены дифференцированные минимальные торговые надбавки в целях обеспечения их доступности населению. Большинство отечественных препаратов отпускаются по страховым рецептам, в ряде случаев скидка может составлять до 90 процентов от их стоимости с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, а также при предъявлении действующего медицинского страхового полиса.

Для более детального изучения нами были рассмотрены особенности системы регулирования цен на ЛП в фармацевтических рынках стран содружества [7].

Таблица 3. Особенности систем регулирования цен на ЛП в отдельных странах СНГ

Государство

ЛП подлежащие

регулированию

цен

Порядок регулирования

цен на ЛП

Размер предельных

надбавок

Россия

 

ЖНВЛП

регистрация предельных

отпускных цен производителей ЖНВЛП,

ограничение оптовых и

розничных надбавок

 

оптовые - от 5%

(Белгородская обл.) до

43% (Сахалинская

область),

розничные - от 10%

(Белгородская, Орловская обл., Алтайский край) до 159%(Чукотский АО)

Белоруссия

 

препараты

отечественного

производства

 

установление Минздравом

предельных отпускных

цен отечественных

производителей на 138

МНН (637 ЛП с учетом

лекформ и дозировок)

 

оптовые - от 2 до 11%,

розничные - от 2 до 30% к цене производителя

Казахстан

 

закупаемые

государством

лекарства

 

ежегодное утверждение

предельных закупочных

цен на торгах, на

коммерческом рынке

заключаются

Меморандумы по

сдерживанию роста цен

между Минздравом

Республики Казахстан и

фарм. ассоциациями

оптовые надбавки -15%,

розничные - 25%

Молдавия

 

 

 

регистрация предельных

отпускных цен производителей,

ограничение оптовых и

розничных надбавок

 

оптовые - 15%,

розничные - 25%

Узбекистан

 

 

регулируются оптовые и

розничные надбавки

 

оптовые - 20%,

розничные - 25%

Выводы. Таким образом, в результате проведенных исследований было установлено, что в настоящее время в некоторых странах не применяются какие-либо ограничения цен на ЛП, в том числе финансируемые из общественных фондов. К таким странам, относятся среди государств-участников СНГ - Кыргызстан (хотя в Кыргызстане применяется требование о предоставлении розничных скидок льготным категориям граждан от 5 до 10 %), Таджикистан и Армения [8].

Анализ международного опыта свидетельствует о многообразии моделей лекарственного обеспечения и регулирования цен на ЛП, которые необходимо учитывать при сравнении цен на ЛП и принятии соответствующих решений по изменению действующих систем.

Рецензенты:

Андреева И.Н., д.фарм.н., профессор кафедры экономики, права и организации здравоохранения и фармации Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пятигорск.

Степанова Э.Ф., д.фарм.н., профессор кафедры технологии лекарств Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Горин С.Ф., Парфейников С.А., Габриелян Н.В., Кошель М.С. ИЗУЧЕНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, БРИКС И СНГ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13498 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674