Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ВУЗА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Кийкова Е.В. 1 Лаврушина Е.Г. 1
1 ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса изучения имитационного моделирования в вузе при организации разноуровневой подготовки квалифицированных кадров. Изучение вопроса затрагивало следующие аспекты деятельности высшего учебного заведения: образовательный, методический, научно-исследовательский, практический. На основе проведенного анализа Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения выявлены компетенции для различных направлений подготовки бакалавров и магистрантов в области анализа и моделирования социально-экономических и производственных процессов. Рассмотрены использующиеся подходы к изучению дисциплин, связанных с освоением приемов имитационного моделирования, при двухуровневой системе подготовки в вузе. Приведена доказательная база о необходимости использования имитационного моделирования при проведении научно-исследовательской деятельности магистрантами и аспирантами вуза. Представлены результаты работ по предложению соискателями и востребованности работодателями различных профессиональных требований, относящихся к категории знаний и навыков моделирования в различных городах Российской Федерации.
имитационное моделирование
образовательный стандарт
компетенции
бакалавр
магистрант
аспирант
1. Аналитическое исследование «ИТ-кадры 2010. Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010–2015» [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkit.ru/committees/education/projects/itcadry2010.php (дата обращения 13.06.12).
2. Баженов Р.И. Лопатин Д.К. Об имитационном моделировании экономических процессов средствами специализированной программной среды // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 88-92.
3. Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 3 (93). – С. 263-264.
4. Кийкова Е.В. Лаврушина Е.Г. Имитационное моделирование экономических процессов. Учебное пособие: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика (по областям)» и другим специальностям / Е.В. Кийкова, Е.Г. Лаврушина. – Владивосток: ВГУЭС, 2007.
5. Кийкова Е.В. Управление системой закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетного образовательного учреждения на основе имитационного моделирования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 302.
6. Лаврушина Е.Г. Разработка имитационной модели работы убойного комплекса для совершенствования деятельности предприятия промышленного птицеводства // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 404-408.
7. Лычкина Н.Н. Основные задачи и методика преподавания имитационного моделирования по направлениям подготовки в области экономики и управления на основе стандартов третьего поколения [Электронный ресурс]. URL: http://immod.gpss.ru/static/materialy_konferencii (дата обращения: 29.04.2014).
8. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 29.04.2014).

Побудительный мотив развития такого направления компьютерных технологий как имитационное моделирование лежит в рамках следующих аспектов деятельности высшего учебного заведения:

  • образовательного, включающего изучение как основных, так и расширенных возможностей имитационного моделирования, в зависимости от контингента обучающихся;
  • методического, связанного с организацией и развитием новых технологий и методов обучения;
  • научно-исследовательского, рассматривающего изучение подходов и технологий имитационного моделирования с целью их использования при всестороннем изучении специальных предметных областей прикладных сфер деятельности;
  • практического, нацеленного на конкретную востребованность знаний, умений и навыков имитационного моделирования в профессиональной деятельности обучающегося.

Рассмотрим подробнее развитие данных аспектов на примере анализа опыта изучения имитационного моделирования на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3) указаны требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата [8].

В результате анализа ФГОС-3 для различных направлений подготовки бакалавров во ВГУЭС были выявлены компетенции в области анализа и моделирования социально-экономических и производственных процессов (табл. 1).

Таблица 1. Профессиональные компетенции для различных направлений подготовки бакалавров

Направления подготовки

Компетенции

230700

Прикладная информатика

Общепрофессиональные: (ПК-2);

Проектная деятельность: (ПК-9);

Аналитическая деятельность: (ПК-17);

Научно-исследовательская деятельность: (ПК-21)

230400

Информационные системы и технологии

Проектно-конструкторская деятельность: (ПК-5);

Научно-исследовательская деятельность: (ПК-24);(ПК-25); (ПК-26)

080500

Бизнес-информатика

Аналитическая деятельность: (ПК-5);

Проектная деятельность: (ПК-14);

Научно-исследовательская деятельность: (ПК-19);

100400

Туризм

Проектная деятельность: (ПК-5);

Научно-исследовательская деятельность: (ПК-15);

101100 Гостиничное дело

Научно-исследовательская деятельность: (ПК-16);

080200 Менеджмент

Информационно-аналитическая деятельность: (ПК-32); (ПК-33); (ПК-35);

100800 Товароведение

Общепрофессиональные: (ПК-7);

Информационно-аналитическая деятельность: (ПК-12);

080100 Экономика

Аналитическая, научно-исследовательская деятельность (ПК-5); (ПК-6); (ПК-10)

Сформировать необходимые компетенции в области анализа и моделирования социально-экономических и производственных процессов возможно при изучении программных средств имитационного моделирования. Для студентов по направлениям подготовки «Информационные системы и технологии» и «Прикладная информатика» в учебном плане предусмотрены дисциплина «Моделирование систем», а для студентов направления «Бизнес-информатика» – «Имитационное моделирование». Для студентов остальных направлений подготовки данные дисциплины не читаются.

Содержание данных дисциплин по имитационному моделированию достаточно традиционно и включает в себя рассмотрение основ имитационного моделирования, особенности подходов моделирования реализуемых в конкретной имитационной среде и принципы работы в среде имитационного моделирования при построении учебных (условных и облегченных) задач или рассмотрение готовых примеров, реализованных в конкретной среде моделирования. В рамках дисциплин «Моделирование систем» и «Имитационное моделирование» преподаётся среда моделирования GPSS World (сайты для студентов, ученых и специалистов - http://www.gpss.ru, simulation.org.ua, gpss-forum.narod.ru).

Изучение опыта коллег в преподавании подобных дисциплин, различные авторские разработки [2, 4] и методики [7] позволяют вносить в организацию процесса обучения различные элементы современных образовательных технологий, что позволяет более полно и всесторонне подходить к освоению материала по основам компьютерного моделирования и особенностям имитационного моделирования в различных средах.

Переход на двухуровневую систему подготовки предполагает, что при подготовке бакалавра основной акцент делается на освоение техники создания простых имитационных моделей, а магистерские программы направлены на подготовку магистров, которые с помощью компьютерного моделирования социально-экономических и производственных процессов на базе собственных созданных моделей учатся решать проблемы и принимать обоснованные управленческие решения [3].

Курсы, читаемые магистрантам и аспирантам, ориентированы на слушателей, владеющих основами теории имитационного моделирования, и помимо вопросов, касающихся непосредственно изучения использования имитационных сред, затрагивают вопросы, связанные как с целесообразностью использования различных видов имитационного моделирования, при решении конкретных практических задач и научных исследований [5, 6], так и касающиеся развития методологии преподавания и освоения имитационного моделирования.

В таблице 2 приведены компетенции в области анализа и моделирования социально-экономических и производственных процессов, которыми должен обладать магистрант ВГУЭС, обучившийся по соответствующему направлению подготовки [8].

Таблица 2. Профессиональные и общекультурные компетенции для различных направлений подготовки магистрантов

Направления подготовки

Компетенции

230700 Прикладная информатика

Общепрофессиональные:(ПК-3)

Научно-исследовательской деятельности: (ПК-7); (ПК-8);

Аналитической деятельности: (ПК-12);

Организационно-управленческой деятельности: (ПК-20)

080200 Менеджмент

Аналитической деятельности: (ПК-5); (ПК-6); (ПК-7); (ПК-8)

Научно-исследовательской деятельности: (ПК-11);

100700 Торговое дело

Организационно-управленческой деятельности: (ПК-7);

Проектной деятельности: (ПК-10);

Научно-исследовательской деятельности: (ПК-11)

100400 Туризм

Общекультурные компетенции (ОК): (ОК-14);

Научно-исследовательской деятельности: (ПК-11);

081100 Государственное и муниципальное управление

Общекультурные компетенции (ОК): (ОК-10); (ОК-12).

Консультационная и информационно-аналитическая: (ПК-14); (ПК-18); (ПК-19);

Научно-исследовательская и педагогическая: (ПК-20); (ПК-22)

Исходя из анализа данных, приведенных в таблице 2, можно сделать вывод, что основным мотивом развития в университете обучения по направлению имитационное моделирование является обеспечение научно-исследовательской деятельности.

Развитие научно-исследовательской работы (НИР) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в университете в реалиях сегодняшнего дня невозможно представить без использования научно-исследовательских лабораторий, занимающихся различными проблемами управления на основе моделирования.

Для оценки востребованности развития направления имитационного моделирования в научно-исследовательской работе были проанализированы паспорта специальностей научных работников (2009 год) по всем направлениям подготовки аспирантов во ВГУЭС (данные за 2014 год, сайт vvsu.ru). Результаты работы по выделению областей исследования, в которых с успехом может применяться имитационное моделирование, представлены в таблице 3.

Таблица 3. Области исследований, в раскрытии которых может быть применено имитационное моделирование для различных направлений подготовки аспирантов

Направления подготовки в аспирантуре ВГУЭС согласно номенклатуре специальностей 2009 года

Пункты областей исследования из паспорта специальностей научных работников (за 2009 год), в раскрытии которых может быть применено имитационное моделирование

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Области исследований:

Для физико-математических наук: 1.; 2.

Для технических наук: 1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6.

05.13.01

Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

Области исследований: 3.; 4.; 5.; 9.; 11.; 12.

05.13.06

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)

Области исследований: 4.; 6.; 8.; 14.

05.13.18

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

Области исследований: 2.; 5.; 6.; 7.; 8.

05.19.04

Технология швейных изделий

Области исследований: 3.; 5.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12.

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: 1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; 2.Управление инновациями)

Области исследований:

1.: 1.1.1.; 1.1.2.; 1.1.4.; 1.1.6.; 1.1.11.; 1.1.13.; 1.1.15.; 1.1.16.; 1.1.17.; 1.1.18.; 1.1.20.; 1.1.22.; 1.1.23.; 1.1.25.; 1.1.26.; 1.1.27.

Области исследований 2.: 2.2.; 2.9.; 2.10.; 2.16.; 2.18.; 2.22.; 2.24.; 2.27.; 2.29.

25.00.36

Геоэкология

Области исследований: 1.: 1.3.; 1.4.; 1.6.; 1.7.; 1.9.; 1.11.; 1.13.; 1.14.; 1.16.

В качестве подтверждения тезиса о возможности использования имитационного моделирования при проведении научно-исследовательских работ по направлениям подготовки аспирантов и магистрантов, осуществляемых ВГУЭС, был проведен тематический поиск в электронной библиотеке диссертаций (http://diss.rsl.ru/), результаты которого показали, что практически по всем направлениям имеются защищенные работы, что говорит, во-первых, о востребованности различных видов имитационного моделирования при исследовании различных предметных областей, во-вторых, о целесообразности развития подобной компьютерной технологий в разных областях знаний, и, следовательно, её необходимости при подготовке магистрантов и аспирантов.

Проводя собственные исследования потребностей рынка труда на базе анализа информации с российских тематических порталов кадровых агентств, профессиональных ресурсов о работе, сайтах кадровых агентств и центров, а также, основываясь на обобщении, дополнении и систематизации данных исследований, проводимых в стране [1], и, в частности, сотрудниками национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (http://www.hse.ru), были получены результаты по предложению соискателями и востребованности работодателями различных профессиональных требований, относящихся к категории знаний и навыков моделирования в различных городах Российской Федерации. Основные результаты представлены в графическом виде на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Соотношение спроса и предложений на рынке труда профессиональной категории «Моделирование систем» в 2012 году

Рисунок 2. Соотношение спроса и предложений на рынке труда профессиональной категории «Моделирование систем» в 2013 году

Анализируя полученные диаграммы, представленные на рисунках 1 и 2, можно сделать следующие заключения:

  • рынок труда во Владивостоке по профессиональной категории «имитационное моделирование» только начинает формироваться;
  • в Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге спрос на специалистов превышает предложение;
  • в Нижнем Новгороде, Казани, Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде предложений чуть больше, чем спрос на данную профессиональную категорию;
  • по соотношениям спроса и предложения по профессиональной категории моделирование систем, представленных на рисунках 1 и 2, видно, что по всем городам наблюдается положительная динамика, и спрос превышает предложение, исключение составляет Калининград.

Результаты проведенного исследования говорят о том, что потребности рынка труда удовлетворены не в полной мере, и в большинстве регионов страны наблюдается положительная динамика спроса на специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в области моделирования.

Заключение. Являясь инструментом решения многих научных и практических задач, имитационное моделирование позволяет принимать более взвешенные управляющие воздействия и управленческие решения, что является базовой составляющей успешной профессиональной деятельности в реалиях современного общественно-экономического развития. Таким образом, изучение имитационного моделирования можно считать одним из стратегических направлений в подготовке специалистов различных направлений и уровней подготовки для знаниевой экономики.

Вместе с тем, авторам представляется, что в ДВ регионе основным потребителем компетенций, связанных с имитационным моделированием, является на сегодняшний день научно-исследовательская деятельность.

Для практической реализации научно-исследовательских работ и проектов в области имитационного моделирования необходимы: техническое обеспечение; лицензионные программные продукты, представляющие различные среды имитационного моделирования (в случае демонстрационных версий возникают проблемы с публикацией научных результатов); методическое обеспечение; тренинги и семинары по работе с программным обеспечением для более скорого и успешного освоения тонкостей моделирования непосредственно исследовательских задач. Следовательно, необходимо решение вопросов, связанных с организацией специализированных лабораторий, оснащенных соответствующим программным и техническим обеспечением, подготовкой квалифицированных специалистов из числа аспирантов, научных сотрудников и преподавателей.

Рецензенты:

Солодухин К.С., д.э.н., профессор кафедры математики и моделирования, заведующий лабораторией стратегического планирования ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ВГУЭС), г. Владивосток.

Кривошеев В.П., д.т.н., профессор кафедры информационных систем и прикладной информатики ФГБОУ ВПО «Владивостокского государственного университета экономики и сервиса» (ВГУЭС), г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ВУЗА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13461 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674