Побудительный мотив развития такого направления компьютерных технологий как имитационное моделирование лежит в рамках следующих аспектов деятельности высшего учебного заведения:
-
образовательного, включающего изучение как основных, так и расширенных возможностей имитационного моделирования, в зависимости от контингента обучающихся;
-
методического, связанного с организацией и развитием новых технологий и методов обучения;
-
научно-исследовательского, рассматривающего изучение подходов и технологий имитационного моделирования с целью их использования при всестороннем изучении специальных предметных областей прикладных сфер деятельности;
-
практического, нацеленного на конкретную востребованность знаний, умений и навыков имитационного моделирования в профессиональной деятельности обучающегося.
Рассмотрим подробнее развитие данных аспектов на примере анализа опыта изучения имитационного моделирования на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3) указаны требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата [8].
В результате анализа ФГОС-3 для различных направлений подготовки бакалавров во ВГУЭС были выявлены компетенции в области анализа и моделирования социально-экономических и производственных процессов (табл. 1).
Таблица 1. Профессиональные компетенции для различных направлений подготовки бакалавров
Направления подготовки |
Компетенции |
230700 Прикладная информатика |
Общепрофессиональные: (ПК-2); Проектная деятельность: (ПК-9); Аналитическая деятельность: (ПК-17); Научно-исследовательская деятельность: (ПК-21) |
230400 Информационные системы и технологии |
Проектно-конструкторская деятельность: (ПК-5); Научно-исследовательская деятельность: (ПК-24);(ПК-25); (ПК-26) |
080500 Бизнес-информатика |
Аналитическая деятельность: (ПК-5); Проектная деятельность: (ПК-14); Научно-исследовательская деятельность: (ПК-19); |
100400 Туризм |
Проектная деятельность: (ПК-5); Научно-исследовательская деятельность: (ПК-15); |
101100 Гостиничное дело |
Научно-исследовательская деятельность: (ПК-16); |
080200 Менеджмент |
Информационно-аналитическая деятельность: (ПК-32); (ПК-33); (ПК-35); |
100800 Товароведение |
Общепрофессиональные: (ПК-7); Информационно-аналитическая деятельность: (ПК-12); |
080100 Экономика |
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность (ПК-5); (ПК-6); (ПК-10) |
Сформировать необходимые компетенции в области анализа и моделирования социально-экономических и производственных процессов возможно при изучении программных средств имитационного моделирования. Для студентов по направлениям подготовки «Информационные системы и технологии» и «Прикладная информатика» в учебном плане предусмотрены дисциплина «Моделирование систем», а для студентов направления «Бизнес-информатика» – «Имитационное моделирование». Для студентов остальных направлений подготовки данные дисциплины не читаются.
Содержание данных дисциплин по имитационному моделированию достаточно традиционно и включает в себя рассмотрение основ имитационного моделирования, особенности подходов моделирования реализуемых в конкретной имитационной среде и принципы работы в среде имитационного моделирования при построении учебных (условных и облегченных) задач или рассмотрение готовых примеров, реализованных в конкретной среде моделирования. В рамках дисциплин «Моделирование систем» и «Имитационное моделирование» преподаётся среда моделирования GPSS World (сайты для студентов, ученых и специалистов - http://www.gpss.ru, simulation.org.ua, gpss-forum.narod.ru).
Изучение опыта коллег в преподавании подобных дисциплин, различные авторские разработки [2, 4] и методики [7] позволяют вносить в организацию процесса обучения различные элементы современных образовательных технологий, что позволяет более полно и всесторонне подходить к освоению материала по основам компьютерного моделирования и особенностям имитационного моделирования в различных средах.
Переход на двухуровневую систему подготовки предполагает, что при подготовке бакалавра основной акцент делается на освоение техники создания простых имитационных моделей, а магистерские программы направлены на подготовку магистров, которые с помощью компьютерного моделирования социально-экономических и производственных процессов на базе собственных созданных моделей учатся решать проблемы и принимать обоснованные управленческие решения [3].
Курсы, читаемые магистрантам и аспирантам, ориентированы на слушателей, владеющих основами теории имитационного моделирования, и помимо вопросов, касающихся непосредственно изучения использования имитационных сред, затрагивают вопросы, связанные как с целесообразностью использования различных видов имитационного моделирования, при решении конкретных практических задач и научных исследований [5, 6], так и касающиеся развития методологии преподавания и освоения имитационного моделирования.
В таблице 2 приведены компетенции в области анализа и моделирования социально-экономических и производственных процессов, которыми должен обладать магистрант ВГУЭС, обучившийся по соответствующему направлению подготовки [8].
Таблица 2. Профессиональные и общекультурные компетенции для различных направлений подготовки магистрантов
Направления подготовки |
Компетенции |
230700 Прикладная информатика |
Общепрофессиональные:(ПК-3) Научно-исследовательской деятельности: (ПК-7); (ПК-8); Аналитической деятельности: (ПК-12); Организационно-управленческой деятельности: (ПК-20) |
080200 Менеджмент |
Аналитической деятельности: (ПК-5); (ПК-6); (ПК-7); (ПК-8) Научно-исследовательской деятельности: (ПК-11); |
100700 Торговое дело |
Организационно-управленческой деятельности: (ПК-7); Проектной деятельности: (ПК-10); Научно-исследовательской деятельности: (ПК-11) |
100400 Туризм |
Общекультурные компетенции (ОК): (ОК-14); Научно-исследовательской деятельности: (ПК-11); |
081100 Государственное и муниципальное управление |
Общекультурные компетенции (ОК): (ОК-10); (ОК-12). Консультационная и информационно-аналитическая: (ПК-14); (ПК-18); (ПК-19); Научно-исследовательская и педагогическая: (ПК-20); (ПК-22) |
Исходя из анализа данных, приведенных в таблице 2, можно сделать вывод, что основным мотивом развития в университете обучения по направлению имитационное моделирование является обеспечение научно-исследовательской деятельности.
Развитие научно-исследовательской работы (НИР) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в университете в реалиях сегодняшнего дня невозможно представить без использования научно-исследовательских лабораторий, занимающихся различными проблемами управления на основе моделирования.
Для оценки востребованности развития направления имитационного моделирования в научно-исследовательской работе были проанализированы паспорта специальностей научных работников (2009 год) по всем направлениям подготовки аспирантов во ВГУЭС (данные за 2014 год, сайт vvsu.ru). Результаты работы по выделению областей исследования, в которых с успехом может применяться имитационное моделирование, представлены в таблице 3.
Таблица 3. Области исследований, в раскрытии которых может быть применено имитационное моделирование для различных направлений подготовки аспирантов
Направления подготовки в аспирантуре ВГУЭС согласно номенклатуре специальностей 2009 года |
Пункты областей исследования из паспорта специальностей научных работников (за 2009 год), в раскрытии которых может быть применено имитационное моделирование |
01.04.14 Теплофизика и теоретическая теплотехника |
Области исследований: Для физико-математических наук: 1.; 2. Для технических наук: 1.; 2.; 3.; 4.; 5.; 6. |
05.13.01 Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) |
Области исследований: 3.; 4.; 5.; 9.; 11.; 12. |
05.13.06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) |
Области исследований: 4.; 6.; 8.; 14. |
05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ |
Области исследований: 2.; 5.; 6.; 7.; 8. |
05.19.04 Технология швейных изделий |
Области исследований: 3.; 5.; 7.; 8.; 9.; 10.; 11.; 12. |
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: 1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; 2.Управление инновациями) |
Области исследований: 1.: 1.1.1.; 1.1.2.; 1.1.4.; 1.1.6.; 1.1.11.; 1.1.13.; 1.1.15.; 1.1.16.; 1.1.17.; 1.1.18.; 1.1.20.; 1.1.22.; 1.1.23.; 1.1.25.; 1.1.26.; 1.1.27. Области исследований 2.: 2.2.; 2.9.; 2.10.; 2.16.; 2.18.; 2.22.; 2.24.; 2.27.; 2.29. |
25.00.36 Геоэкология |
Области исследований: 1.: 1.3.; 1.4.; 1.6.; 1.7.; 1.9.; 1.11.; 1.13.; 1.14.; 1.16. |
В качестве подтверждения тезиса о возможности использования имитационного моделирования при проведении научно-исследовательских работ по направлениям подготовки аспирантов и магистрантов, осуществляемых ВГУЭС, был проведен тематический поиск в электронной библиотеке диссертаций (http://diss.rsl.ru/), результаты которого показали, что практически по всем направлениям имеются защищенные работы, что говорит, во-первых, о востребованности различных видов имитационного моделирования при исследовании различных предметных областей, во-вторых, о целесообразности развития подобной компьютерной технологий в разных областях знаний, и, следовательно, её необходимости при подготовке магистрантов и аспирантов.
Проводя собственные исследования потребностей рынка труда на базе анализа информации с российских тематических порталов кадровых агентств, профессиональных ресурсов о работе, сайтах кадровых агентств и центров, а также, основываясь на обобщении, дополнении и систематизации данных исследований, проводимых в стране [1], и, в частности, сотрудниками национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (http://www.hse.ru), были получены результаты по предложению соискателями и востребованности работодателями различных профессиональных требований, относящихся к категории знаний и навыков моделирования в различных городах Российской Федерации. Основные результаты представлены в графическом виде на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Соотношение спроса и предложений на рынке труда профессиональной категории «Моделирование систем» в 2012 году
Рисунок 2. Соотношение спроса и предложений на рынке труда профессиональной категории «Моделирование систем» в 2013 году
Анализируя полученные диаграммы, представленные на рисунках 1 и 2, можно сделать следующие заключения:
-
рынок труда во Владивостоке по профессиональной категории «имитационное моделирование» только начинает формироваться;
-
в Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге спрос на специалистов превышает предложение;
-
в Нижнем Новгороде, Казани, Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде предложений чуть больше, чем спрос на данную профессиональную категорию;
-
по соотношениям спроса и предложения по профессиональной категории моделирование систем, представленных на рисунках 1 и 2, видно, что по всем городам наблюдается положительная динамика, и спрос превышает предложение, исключение составляет Калининград.
Результаты проведенного исследования говорят о том, что потребности рынка труда удовлетворены не в полной мере, и в большинстве регионов страны наблюдается положительная динамика спроса на специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в области моделирования.
Заключение. Являясь инструментом решения многих научных и практических задач, имитационное моделирование позволяет принимать более взвешенные управляющие воздействия и управленческие решения, что является базовой составляющей успешной профессиональной деятельности в реалиях современного общественно-экономического развития. Таким образом, изучение имитационного моделирования можно считать одним из стратегических направлений в подготовке специалистов различных направлений и уровней подготовки для знаниевой экономики.
Вместе с тем, авторам представляется, что в ДВ регионе основным потребителем компетенций, связанных с имитационным моделированием, является на сегодняшний день научно-исследовательская деятельность.
Для практической реализации научно-исследовательских работ и проектов в области имитационного моделирования необходимы: техническое обеспечение; лицензионные программные продукты, представляющие различные среды имитационного моделирования (в случае демонстрационных версий возникают проблемы с публикацией научных результатов); методическое обеспечение; тренинги и семинары по работе с программным обеспечением для более скорого и успешного освоения тонкостей моделирования непосредственно исследовательских задач. Следовательно, необходимо решение вопросов, связанных с организацией специализированных лабораторий, оснащенных соответствующим программным и техническим обеспечением, подготовкой квалифицированных специалистов из числа аспирантов, научных сотрудников и преподавателей.
Рецензенты:
Солодухин К.С., д.э.н., профессор кафедры математики и моделирования, заведующий лабораторией стратегического планирования ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ВГУЭС), г. Владивосток.
Кривошеев В.П., д.т.н., профессор кафедры информационных систем и прикладной информатики ФГБОУ ВПО «Владивостокского государственного университета экономики и сервиса» (ВГУЭС), г. Владивосток.