Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СЕТЕВАЯ ШКОЛА КОНСУЛЬТАНТОВ КАК РЕСУРС ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коптелов А.В. 1 Баранова Ю.Ю. 1
1 ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией сетевого взаимодействия регионального учреждения дополнительного профессионального образования с профессиональными объединениями педагогических работников по вопросам повышения квалификации в аспекте современного качества общего образования. Описан опыт деятельности Сетевой школы консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования как формы повышения квалификации субъектов муниципальных образовательных систем Челябинской области. Представлена Концепция Сетевой школы, раскрыты цель, задачи, принципы, механизмы организации и осуществления ее деятельности, предполагаемые результаты. Определены профессиональные компетентности консультантов, обеспечивающие возможность концептуализации и распространения на региональном и федеральном уровнях опыта реализации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования.
каскадная модель повышения квалификации
обеспечивающих современное качество образования
модели образовательных систем
качество общего образования
профессиональные компетенции консультантов Сетевой школы
Сетевая школа консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования
Концепция Сетевой школы консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013– 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.stavminobr.ru/uploads/files/Rasp_prov%202148.rtf (дата обращения: 05.04.2014).
2. Государственная программа Челябинской области «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2014–2015 годы Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. № 333-П) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW169;n=95168(дата обращения: 05.04.2014).
3. Калина, И.И. ПНПО: развитие системы распространения инновационного опыта школ-победителей [Текст] / И.И. Калина, Н.В. Немова, Т.П. Афанасьева / Науч. ред. И.Д. Чечель. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 160 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, ред. от 08.08.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1(дата обращения: 05.04.2014).
5. Концепция региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03. 2013 № 03/961) // Откачества условий – к качеству результатов: сборник нормативных документов / под общей редакцией А.И. Кузнецова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 76 с.
6. Правдивцева, Ю.С. Анализ традиционных моделей повышения квалификации учителей школ в США. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2014/2123.htm (дата обращения 25.04.2014).
7. Синенко В.Я. Каскадная (циклическая) система повышения квалификации работников образования // Вестник образования. – 2012. – № 20. – С. 11-14.
8. Современное качество образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения [Текст]: монография / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов др.; науч. ред.: В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2012. – 240 с.
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru/pril/63/14/41/2227_strategiia.doc (дата обращения: 05.04.2014).
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы (Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61, ред. от 26.12.2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/902264966(дата обращения: 05.04.2014).
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 05.04.2014).
12. Шевцова, Л.А. Система подготовки педагогов в деятельности кафедры информационных технологий. Каскадная модель повышения квалификации // «Информационные технологии в образовании» («ИТО–Москва–2010»): тезисы докл. Международной конференции в рамках Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» (Москва, 14–16 ноября 2010 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://msk.ito.edu.ru/2010/section/60/2344/index.html (дата обращения 25.04.2014).
Практика решения на региональном уровне приоритетных задач управления введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  выявила эффективные педагогические механизмы, обеспечивающие достижение современного качества общего образования: государственно-общественное управление, непрерывное профессиональное развитие педагогов, управление разработкой и реализацией индивидуальных образовательных программ для учащихся, использования современных информационно-коммуникационных технологий, интеграция программ воспитания и социализации учащихся. Все они      послужили основаниями концептуализации эффективного педагогического опыта реализации перспективных моделей институциональных образовательных систем.

В рамках деятельности Челябинской области как федеральной стажировочной площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - ГБОУ ДПО ЧИППКРО) были описаны пять моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования:

1 модель - образовательная система, обеспечивающая государственно-общественный характер реализации основных образовательных программ начального, общего и среднего общего образования;

2 модель - образовательная система, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса;

3 модель - образовательная система как самообучающаяся организация, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие педагогов;

4 модель - образовательная система, обеспечивающая достижение новых образовательных результатов на основе информационно-коммуникационных технологий;

5 модель - образовательная система, обеспечивающая современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся [8].

Под качеством общего образования в соответствии со статьей 2 (п. 29) Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [11].

Под моделью образовательной системы понимается структурированный определенным образом (методом) аналог реальной системы, в котором характер протекания основных процессов подобен протеканию таких же процессов в реальной системе. Разработанные на основе синтеза науки и практики модели являются ориентировочной основой, пользуясь которой реальные субъекты системы образования могли бы разрабатывать конкретные технологии, методики, программы и проекты совершенствования различных сторон образовательной деятельности по обеспечению качества образования [8].

В течение 2012-2013 гг. осуществлялось внедрение данных моделей в образовательную и управленческую практику образовательных организаций Челябинской области. Результаты деятельности ГБОУ ДПО ЧИППКРО как стажировочной площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по данному направлению показали необходимости продолжить в 2014-2015 гг. работу по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования. Новой организационной формой деятельности стажировочной площадки призвана стать Сетевая школа консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования (далее - Сетевая школа).

Её деятельность осуществляется в соответствии с разработанной Концепцией Сетевой школы консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования (далее - Концепция), которая носит прикладной характер и определяет направления и содержание научно-методического сопровождения реализации мероприятий Государственной программы Челябинской области «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2014-2015 годы в части обеспечения достижения современного качества образования [3]. Нормативными основаниями разработки Концепции стали стратегические документы, действующие в сфере образования, что и определило особую актуальность ее содержания [1,4,9,10].

В Концепции определяются цель и задачи Сетевой школы, профессиональные компетенции консультантов, механизмы организации и осуществления деятельности, а также предполагаемые результаты реализации Концепции. Реализация Концепции Сетевой школы на основе Дорожной карты.

Нами было определено, что Сетевая школа консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования (далее - Сетевая школа) - это форма повышения квалификации субъектов муниципальных образовательных систем Челябинской области, обеспечивающая подготовку консультантов по научно-методическому сопровождению реализации мероприятий Программы развития образования Челябинской области на 2013-2015 годы в части обеспечения достижения современного качества образования.

Целью Сетевой школы является формирование и организация деятельности регионального сетевого профессионального сообщества, аккумулирующего человеческие и интеллектуальные ресурсы системы образования Челябинской области по мобильному распространению эффективного опыта внедрения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования. Данная цель позволила нам выделить и сформулировать задачи Сетевой школы, к которым относятся:

  • обеспечение превентивного внедрения в управленческую и образовательную практику образовательных организаций Челябинской области моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования;
  • обучение консультантов по дополнительным профессиональным программам ГБОУ ДПО ЧИППКРО в рамках формального и неформального повышения квалификации;
  • организация проектной деятельности консультантов по разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (модульных курсов) в форме стажировки для школьных команд по внедрению в общеобразовательных организациях моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования;
  • организация распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования, посредством обучения консультантами школьных команд;
  • обеспечение экспертно-консультационного сопровождения консультантами распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования;
  • обеспечение концептуализации опыта сетевого взаимодействия субъектов образовательных систем по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования.

Для реализации поставленной цели и задач из всего разнообразия форм повышения квалификации для обучения консультантов были выделены:

  • обучение по образовательным программам повышения квалификации по модульно-накопительной системе с использованием дистанционных форм обучения;
  • разработка программ повышения квалификации (авторских модульных курсов) по обучению школьных команд;
  • разработка программ повышения квалификации (авторских модульных курсов) для различных категорий работников образования для реализации на основе дистанционных технологий;
  • подготовка и написание научных статей в рецензируемые журналы, сборники научных трудов, словари, справочники;
  • подготовка к изданию учебных, учебно-методических и методических пособий для слушателей курсов повышения квалификации (на основе обобщения и представления эффективного опыта работы консультантов);
  • разработка проектов по внедрению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования;
  • участие в экспертной деятельности по оцениванию моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования.

Разработка Концепции позволила установить, что консультанты по вопросам достижения современного качества общего образования - это специалисты муниципальных систем образования Челябинской области, специализирующиеся на вопросах развития общего образования на основе современных образовательных и управленческих технологий, способные оказывать консультационную помощь руководителям образовательных организаций общего образования по вопросам достижения современного качества общего образования, а также осуществлять консультационное сопровождение и поддержку процессов развития общего образования.

Данные консультанты в процессе решения задач Концепции должны освоить профессиональные компетенции в области повышения квалификации по таким  видам деятельности, как информационно-аналитическая, исследовательская, проектировочная, организационно-управленческая, методическая. По каждому виду деятельности были определены профессиональные компетенции, которые будут сформированы у каждого консультанта Сетевой школы. Так, в области информационно-аналитической деятельности - это:

  • способность осуществлять отбор, обработку и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды общеобразовательной организации для проведения проблемного анализа ситуации и поиска оптимальных вариантов ее разрешения в области достижения современного качества общего образования;
  • способность проводить анализ и оценку эффективности возможных решений и альтернатив, проектов, результатов деятельности различных субъектов в области достижения современного качества общего образования;
  • готовность предоставлять актуальную информацию, способствующую принятию решений по проблемам, связанным с достижением современного качества общего образования на разных уровнях управления.

Профессиональные компетенции в области исследовательской деятельности предполагают сформированность у консультантов:

  • способности осуществлять диагностику, анализ затруднений и потребностей участников образовательных отношений в области достижения современного качества образования;
  • способности осуществлять на основе результатов диагностики проводить анализ потенциальных возможностей, расчет ресурсов и рисков достижения современного качества образования;
  • способности осуществлять оценку альтернатив и принимать оптимальное решение конкретных проблемных ситуаций в области достижения современного качества образования;
  • способности проводить экспертизу результатов принятых управленческих решений по вопросам достижения современного качества образования.

В области проектировочной деятельности к профессиональным компетенциям были отнесены:

  • способность к целеполаганию, тактическому (ситуационному) и стратегическому проектированию процессов по достижению современного качества общего образования;
  • способность разрабатывать и реализовывать стратегии развития по достижению современного качества образования;
  • способность к применению технологий и методик разработки проектов, программ и планов деятельности по достижению современного качества образования;
  • способность к проектированию различных форм взаимодействия всех участников образовательных отношений, представителей общественности и социума по достижению современного качества образования.

Профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности предполагают наличие:

  • готовности применять правовые нормы в сфере образования в практике управления достижением современного качества образования на разных уровнях;
  • готовности к управлению проектами в области достижения современного качества общего образования на фазе их планирования, подготовки, реализации;
  • готовности к организации деятельности школьных команд, творческих групп работников образования для разработки и реализации проектов в области достижения современного качества общего образования;
  • готовности осуществлять контроль деятельности школьных команд, творческих групп работников образования, реализующих проекты в области достижения современного качества общего образования;
  • способности применения техник мотивирования и стимулирования работников образования, осуществляющих процессы развития в области достижения современного качества общего образования.

В процессе методической деятельности у консультантов должны сформироваться такие профессиональные компетенции, как:

  • готовность осуществлять проектирование и организацию различных обучающих мероприятий, направленных на достижение современного качества общего образования;
  • готовность к проведению различных обучающих мероприятий в системе повышения квалификации на основе использования современных образовательных и управленческих технологий и техник работы со всеми участниками образовательных отношений в области достижения современного качества общего образования;
  • готовность к организации рефлексии деятельности в области достижения современного качества общего образования.

В процессе разработки Концепции были выявлены механизмы организации и осуществления деятельности Сетевой школы. В частности, организатор Сетевой школы, которым является ГБОУ ДПО ЧИППКРО, определяет подходы к формированию состава участников, требования к квалификации консультантов, содержание и формы повышения квалификации консультантов, мероприятия и планируемые результаты деятельности Сетевой школы.

В качестве требований к претендентам на включение в состав участников Сетевой школы стали следующие характеристики:

  • высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы или работы в сфере управления (обеспечения управления) образованием не менее 5 лет. В исключительных случаях могут привлекаться высококвалифицированные специалисты, имеющие меньший стаж работы;
  • наличие опыта участия (организационно-методического сопровождения) в конкурсах профессионального мастерства, в том числе областных конкурсов «Современные образовательные технологии», «Новой школе - новые стандарты»;
  • наличие практики представления инновационного опыта в печатных изданиях и на научно-практических конференциях;
  • наличие опыта работы в сфере организации методической работы на муниципальном и институциональном уровнях, а также повышения квалификации работников образования.

Состав участников Сетевой школы формируется различными способами, к которым относятся представление муниципальных органов управления образованием; представление кафедр и структурных подразделений ГБОУ ДПО ЧИППКРО; результаты региональных конкурсов профессионального мастерства и научно-методических материалов; инициатива педагогических и руководящих работников системы образования.

Помимо вышеназванных механизмов организация деятельности Сетевой школы также были сформулированы принципы, на которых осуществляется эта деятельность. В основу их отбора были положены принципы государственно-общественного управления образованием. Принцип добровольности предполагает добровольное участие работников образования в Сетевой школе по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования. Принцип открытости означает активные партнерские связи с образовательными организациями, представителями педагогической общественности, а также независимую оценку качества деятельности Сетевой школы по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования. Принцип гласности и публичности предусматривает обеспечение доступности и публичности информации о деятельности Сетевой школы для широкой педагогической общественности. Еще один принцип - превентивности - предполагает заблаговременную подготовку создания необходимых условий для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования. Наконец, важным принципом деятельности Сетевой школы выступает также  принцип гибкости и оперативности, который  предполагает быстрое реагирование на изменяющуюся ситуацию в области распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования.

Методологическим основанием организации деятельности Сетевой школы послужила каскадная модель повышения квалификации, охватывающая несколько уровней обучения и обеспечивающая за счет этого нарастающее (количественное и качественное) сетевое взаимодействие субъектов образовательной системы [7]. Явными преимуществами данной модели являются: модульно-накопительный принцип повышения квалификации, его практическая направленность, открытость и доступность эффективного опыта для всех категорий педагогических работников, а также учет запросов конкретных муниципалитетов, образовательных организаций, педагогов [12]. Условием эффективной реализации каскадной модели повышения квалификации в рамках Сетевой школы выступает наличие разработанных ресурсов и механизмов сетевого взаимодействия консультантов со специалистами ГБОУ ДПО ЧИППКРО, между собой через сетевые педагогические сообщества, школьные команды. Такая модель предусматривает непрерывное организационно-методическое сопровождение консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования, мониторинг деятельности  Сетевой школы. Кроме того, для эффективного внедрения данной модели предполагается соблюдение следующих требований: стимулирование всех участников к активной работе; осуществление постоянного анализа ими полученной информации; обеспечение практического характера знаний, транслируемых консультантами; предоставление четких инструкций и детально разработанных материалов; детальное планирование каждого мероприятия [6].

Реализация каскадной модели повышения квалификации в практической деятельности Сетевой школы предусматривает, что консультанты по вопросам достижения современного качества общего образования, прошедшие обучение и освоившие в этом направлении профессиональные компетенции, становятся, в свою очередь, инициаторами и организаторами обучения школьных команд, внедряющих модели образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования в конкретных образовательных организациях. Данные образовательные организации, успешно реализующие такие модели, сами становятся ресурсными центрами методического сопровождения реализации этих моделей на муниципальном и региональном уровнях. Таким образом, обеспечивается формирование и расширение состава участников регионального сетевого профессионального сообщества, осуществляется их эффективное взаимодействие, создается на уровне региона компетентное в вопросах качества образования профессиональное сообщество.

Конкретные мероприятия реализации Концепции Сетевой школы определяются Дорожной картой по ее реализации. Дорожная карта предусматривает обучение консультантов по модульно-накопительной системе, организацию их деятельности по сетевому взаимодействию школьных команд, представление результатов деятельности консультантов. Такая карта разрабатывается на период, необходимый для реализации поставленных задач.

При разработке Концепции были определены предполагаемые результаты ее реализации - формирование и развитие регионального профессионального сетевого сообщества, способствующего внедрению моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования, в практику деятельности образовательных организаций Челябинской области и их распространению на региональном и на федеральном уровнях. К концу 2015 г. планируется достижение определенных результатов. Так, будет обеспечено мобильное распространение в управленческой и образовательной практике образовательных организаций Челябинской области опыта реализации моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования. Кроме того, реализация мероприятий Дорожной карты позволит  сформировать региональное сетевое профессиональное сообщество консультантов, обладающих профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления научно-методического сопровождения внедрения и распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования. Важным результатом, несомненно, будет являться разработка программ модульных курсов, стажировок, оперативно и превентивно отражающих эффективные практики внедрения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования, на муниципальном и региональном уровнях. В результате работы Сетевой школы будут подготовлены школьные команды образовательных организаций - ресурсных центров методического сопровождения реализации моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования. С участием таких школьных команд будет обеспечено экспертно-консультационное сопровождение распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования. В целом, на региональном и федеральном уровнях будет обеспечена концептуализация опыта сетевого взаимодействия субъектов образовательных систем по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования.

Челябинская область, по результатам конкурсного отбора 2013 года, вошла в число субъектов Российской Федерации, получивших в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы право повышения квалификации специалистов в сфере образования по направлению «Распространение моделей государственно-общественного управления образованием». Это позволяет на уровне федеральной системы образования внедрять опыт обеспечения современного качества общего образования посредством организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений региона посредством такой инновационной формы повышения квалификации как Сетевая школа консультантов.

Рецензенты:

Ильясов Д.Ф., д.п.н., профессор заведующий кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск.

Киприянова Е.В., д.п.н., директор МБОУ Лицей № 11,  г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Коптелов А.В., Баранова Ю.Ю. СЕТЕВАЯ ШКОЛА КОНСУЛЬТАНТОВ КАК РЕСУРС ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13227 (дата обращения: 15.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074