В современном мире во многих видах спорта происходит всё более ранняя специализация. Подготовка спортивных резервов является очень важным направлением в организации всей спортивной деятельности в стране. Как взрослые, так и юные спортсмены вынуждены тренироваться по много часов в неделю, чтобы достичь высоких результатов. Данная тенденция приобретает всё более устойчивый характер, так как спортивные достижения постоянно растут. Высокие результаты юных спортсменов, достигнутые с помощью научно обоснованной системы подготовки, являются очень важным фактором для достижения высоких и рекордных результатов среди взрослых.
Плавание в ластах - самая массовая и зрелищная дисциплина подводного спорта, которая в настоящее время приобретает всё большую популярность. Именно эту дисциплину в стране больше всего культивирует сеть учреждений дополнительного образования - спортивные школы и клубы. По плаванию в ластах проводятся наиболее представительные всероссийские и международные соревнования, и именно оно является базовым для развития других дисциплин подводного спорта. Его цель - преодоление в ластах различных дистанций за наименьшее время.
В 1986 году плавание в ластах официально признано Международным Олимпийским комитетом, что дало мощный толчок его популяризации и развитию в мире. Это - единственная дисциплина в подводном спорте, где фиксируются рекордные достижения по временным показателям, а значит, квалифицированного подводника-скоростника можно подготовить только в ходе многолетней системной и методичной работы.
С одной стороны, плавание в ластах представляет собой высоко активную двигательную деятельность, в которой огромное значение имеет уровень общей и специальной физической подготовленности, с другой стороны, в данном виде спорта имеют место длительные монотонные нагрузки в стационарных условиях. Для циклических видов спорта, к которым относится плавание в ластах, характерно многократное повторение однотипных двигательных действий, которое приводит к угнетению психики и вызывает сильную усталость. Это состояние хорошо изучено в физиологии и психологии трудовой деятельности и носит название «монотонии».
Монотония - это состояние, вызываемое однообразием работы при большом количестве простых стереотипных движений. Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, понижение амплитуды электромиографии (ЭМГ) работающих мышц, падение работоспособности. Сущность монотонии, с точки зрения психофизиологов, заключается в продолжительном неприятном воздействии однообразной работы на психику работающего и его нервную систему (Н.П. Фетискин, Е.П. Ильин).
В физиологической основе монотонии лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей. Монотония может переживаться и при легком, неутомительном труде. Она отрицательно влияет на работоспособность и переживается как неприятное чувство, а также снижает психическую напряженность, сопровождается полусонным состоянием, снижением психической активности. Под влиянием воздействия монотонной работы человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к ней.
Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. На эту особенность впервые обратил внимание Гуго Мюнстерберг - огромные индивидуальные различия людей в отношении переживания однообразия в работе. К настоящему времени получено много экспериментальных данных о существовании индивидуальных различий в способности к сохранению оптимального уровня работоспособности в условиях деятельности, связанной с поступлением однообразных сигналов и выполнением однотипных операций, а также в условиях дефицита информации. Перечисленные условия оказывают отрицательное воздействие на одних людей, вызывая у них специфические функциональные состояния, и в то же время не оказывают существенного влияния на других. Таким образом, возникновение специфических функциональных состояний зависит, с одной стороны, от ряда объективных условий деятельности, с другой - от индивидуальной предрасположенности к определенной работе. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью - флегматики. Обследования высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегунов-стайеров, велосипедистов-шоссейников показали, что флегматики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.
В ряде исследований отмечается большая подверженность состоянию монотонии у экстравертов, по сравнению с интровертами (Н Bartenwerfer, А.К. Карпова и др.). Есть данные о большей склонности к состоянию психического пресыщения у лиц с эмоциональной несдержанностью.
Н.П. Фетискин установил, что состояние монотонии предшествует утомлению, хотя утомление может возникнуть и без состояния монотонии. У спортсменов с большим стажем устойчивость к однообразной физической деятельности выше, чем у спортсменов-новичков.
Многие учёные сравнивают явления монотонии и скуки. Н.Д. Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. В свою очередь, скука может быть следствием как объективного, так и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), а также потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной.
В.И. Рождественская и И.А. Левочкина связывают монотонию с развитием угасательного торможения. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей.
Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены постоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. В большей мере монотониия характерна для тренировочной деятельности в циклических видах спорта, каким и является плавание в ластах (Е.П. Ильин).
Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы.
Объективное однообразие связано с условиями тренировочной деятельности: бедностью раздражителей и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях; при работе в одиночестве; при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений (что имеет место при обучении методом «по частям»). К этому же приводит простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном темпе при малой и средней интенсивности нагрузки.
Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсмена. Монотония возникает при наличии двух условий: выполнение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык.
Монотонная деятельность на тренировочных занятиях приводит и к другому отрицательному состоянию - психическому пресыщению. По своей форме психическое пресыщение во многом противоположно состоянию монотонии. Так спортсмены чувствуют не апатию и сонливость, а наоборот, возбужденность, раздражительность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. По-иному в этом случае изменяются и физиологические показатели: время сложной реакции укорачивается, в сложной ситуации спортсмен начинает реагировать быстрее, но не совсем адекватно. Вегетативные показатели изменяются так же, как и при монотонии: частота сердечных сокращений, дыхания, вентиляция легких и энерготраты снижаются. Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично.
В настоящее время состояние психического пресыщения недостаточно широко изучено. Однако и сейчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния (впрочем, как и состояния монотонии) имеет правильно организованный тренировочный процесс при подготовке к соревнованиям. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интереса не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы выполнения тренировочных заданий: волнообразные изменения нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятникообразное построение тренировочного цикла.
Для борьбы с монотонией часто используют следующие приемы:
- объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию;
- периодическую смену действий, выполняемых каждым спортсменом, т. е. совмещение действий;
- периодические изменения ритма выполняемых заданий и введение дополнительных перерывов;
- введение посторонних раздражителей (функциональная музыка, ароматерапия, окраска стен и т.д.);
- усиление мотивации и обратной связи о результатах труда;
- самомотивация, поиск интересного в рутинной работе;
- применение упражнений из смежных видов спорта.
Целью наших исследований являлось определение взаимосвязей между уровнем монотоноустойчивости и показателями специальной физической подготовленности юных пловцов в ластах.
В исследовании участвовало 30 пловцов в ластах 11-12 лет, имеющих стаж занятий данным видом спорта 4 года.
С помощью корреляционного анализа определялась взаимосвязь уровня монотоноустойчивости спортсменов с результатами в плавании в ластах на дистанции 800, 200 и 100 метров.
Результаты: Взаимосвязь монотоноустойчивости юных пловцов в ластах и показателей их специальной физической подготовленности выражается в следующих величинах: r1 = 0,64 (800м), r2 = 0,58 (200м), r3 =0,53 (100м).
Выводы:
- монотония - отрицательное состояние, возникающее при длительной однообразной работе и сопровождающееся понижением психической активности и функциональных показателей, а также падением работоспособности;
- устойчивость к монотонии генетически задана и может использоваться как консервативный признак при спортивной ориентации и отборе в плавании в ластах;
- монотоноустойчивость имеет сильно выраженную взаимосвязь с результатами юных пловцов в ластах на дистанциях 800, 200 и 100м, с увеличением длины дистанции степень взаимосвязи повышается;
- уровень монотонии у юных пловцов в ластах поддается коррекции с использованием ряда научно обоснованных методик;
- для юных спортсменов с невысоким уровнем монотоноустойчивости требуется разработка адекватных их индивидуальным особенностям методик подготовки.
Рецензенты:
Панфилов О.П., д.б.н., профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула.
Туревский И.М., д.п.н., профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула.
Библиографическая ссылка
Дудченко П.П., Аксёнов В.П., Шувалов Ю.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ И УРОВНЯ ИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13166 (дата обращения: 06.12.2024).