Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ И УРОВНЯ ИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Дудченко П.П. 1 Аксёнов В.П. 1 Шувалов Ю.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье представлены результаты исследования влияния устойчивости к состоянию монотонии у пловцов в ластах 11-12 лет на различные показатели их специальной физической подготовленности. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить конкретный уровень взаимосвязей между устойчивостью к монотонии и результатами в плавании в ластах на дистанции 100, 200 и 800 метров. Показано, что данная способность противостоять отрицательному влиянию монотонии генетически задана и может использоваться как консервативный признак при спортивной ориентации и отборе в данном виде спорта. Для юных спортсменов с невысоким уровнем монотоноустойчивости требуется разработка адекватных их индивидуальным особенностям методик подготовки. В статье представлены конкретные приемы, препятствующие наступлению монотонии у юных пловцов в ластах в ходе тренировочного процесса.
приемы снижения монотонии
взаимосвязь монотоноустойчивости и специальной физической подготовленности
устойчивость к монотонии
юные пловцы
монотония
плавание в ластах
1. Благонадежина Л.В. Эмоции и чувства Психология: Учебник. - М.: Просвещение, 1956
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвящение, 2000.
4. Левитов Н.Д.. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 198 с.
5. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1982.
6. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: ФиС, 1986. – 287 с.
7. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. – М.: ФиС, 1969.
8. Рождествеская В.И. Левочкин И.А. Функциональное состояние при монотонной работе и сила нервной системы / Рождествеская В.И. Левочкин И.А. // Проблемы дифференциальной психофизиологии. – Т.7. – М., 1972.
9. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. – СПб., 1993. 43 с.
Введение

В современном мире во многих видах спорта происходит всё более ранняя специализация. Подготовка спортивных резервов является очень важным направлением в организации всей спортивной деятельности в стране. Как взрослые, так и юные спортсмены вынуждены тренироваться по много часов в неделю, чтобы достичь высоких результатов. Данная тенденция приобретает всё более устойчивый характер, так как спортивные достижения постоянно растут. Высокие результаты юных спортсменов, достигнутые с помощью научно обоснованной системы подготовки, являются очень важным фактором для достижения высоких и рекордных результатов среди взрослых.

Плавание в ластах - самая массовая и зрелищная дисциплина подводного спорта, которая в настоящее время приобретает всё большую популярность. Именно эту дисциплину в стране больше всего культивирует сеть учреждений дополнительного образования - спортивные школы и клубы. По плаванию в ластах проводятся наиболее представительные всероссийские и международные соревнования, и именно оно является базовым для развития других дисциплин подводного спорта. Его цель - преодоление в ластах различных дистанций за наименьшее время.

В 1986 году плавание в ластах официально признано Международным Олимпийским комитетом, что дало мощный толчок его популяризации и развитию в мире. Это - единственная дисциплина в подводном спорте, где фиксируются рекордные достижения по временным показателям, а значит, квалифицированного подводника-скоростника можно подготовить только в ходе многолетней системной и методичной работы.

С одной стороны, плавание в ластах представляет собой высоко активную двигательную деятельность, в которой огромное значение имеет уровень общей и специальной физической подготовленности, с другой стороны, в данном виде спорта имеют место длительные монотонные нагрузки в стационарных условиях. Для циклических видов спорта, к которым относится плавание в ластах, характерно многократное повторение однотипных двигательных действий, которое приводит к угнетению психики и вызывает сильную усталость. Это состояние хорошо изучено в физиологии и психологии трудовой деятельности и носит название «монотонии».

Монотония - это состояние, вызываемое однообразием работы при большом количестве простых стереотипных движений. Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, понижение амплитуды электромиографии (ЭМГ) работающих мышц, падение работоспособности. Сущность монотонии, с точки зрения психофизиологов, заключается в продолжительном неприятном воздействии однообразной работы на психику работающего и его нервную систему (Н.П. Фетискин, Е.П. Ильин).

В физиологической основе монотонии лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей. Монотония может переживаться и при легком, неутомительном труде. Она отрицательно влияет на работоспособность и переживается как неприятное чувство, а также снижает психическую напряженность, сопровождается полусонным состоянием, снижением психической активности. Под влиянием  воздействия монотонной работы человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к ней.

Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. На эту особенность впервые обратил внимание Гуго Мюнстерберг -  огромные индивидуальные различия людей в отношении переживания однообразия в работе. К настоящему времени получено много экспериментальных данных о существовании индивидуальных различий в способности к сохранению оптимального уровня работоспособности в условиях деятельности, связанной с поступлением однообразных сигналов и выполнением однотипных операций, а также в условиях дефицита информации. Перечисленные условия оказывают отрицательное воздействие на одних людей, вызывая у них специфические функциональные состояния, и в то же время не оказывают существенного влияния на других. Таким образом, возникновение специфических функциональных состояний зависит, с одной стороны, от ряда объективных условий деятельности, с другой - от индивидуальной предрасположенности к определенной работе. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью - флегматики. Обследования высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегунов-стайеров, велосипедистов-шоссейников показали, что флегматики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.

В ряде исследований отмечается большая подверженность состоянию монотонии у экстравертов, по сравнению с интровертами (Н Bartenwerfer, А.К. Карпова и др.). Есть данные о большей склонности к состоянию психического пресыщения у лиц с эмоциональной несдержанностью.

Н.П. Фетискин установил, что состояние монотонии предшествует утомлению, хотя утомление может возникнуть и без состояния монотонии. У спортсменов с большим стажем устойчивость к однообразной физической деятельности выше, чем у спортсменов-новичков.

Многие учёные сравнивают явления монотонии и скуки. Н.Д. Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. В свою очередь, скука может быть следствием как объективного, так и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), а также потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной.

В.И. Рождественская и И.А. Левочкина связывают монотонию с развитием угасательного торможения. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей.

Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены постоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. В большей мере монотониия характерна для тренировочной деятельности в циклических видах спорта, каким и является плавание в ластах (Е.П. Ильин).

Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы.

Объективное однообразие связано с условиями тренировочной деятельности: бедностью раздражителей и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях; при работе в одиночестве; при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений (что имеет место при обучении методом «по частям»).  К этому же приводит простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном темпе при малой и средней интенсивности нагрузки.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсмена. Монотония возникает при наличии двух условий: выполнение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык.

Монотонная деятельность на тренировочных занятиях приводит и к другому отрицательному состоянию - психическому пресыщению. По своей форме психическое пресыщение во многом противоположно состоянию монотонии. Так спортсмены чувствуют не апатию и сонливость, а наоборот, возбужденность, раздражительность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. По-иному в этом случае изменяются и физиологические показатели: время сложной реакции укорачивается, в сложной ситуации спортсмен начинает реагировать быстрее, но не совсем адекватно. Вегетативные показатели изменяются так же, как и при монотонии: частота сердечных сокращений, дыхания, вентиляция легких и энерготраты снижаются. Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично.

В настоящее время состояние психического пресыщения недостаточно широко изучено. Однако и сейчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния (впрочем, как и состояния монотонии) имеет правильно организованный тренировочный процесс при подготовке к соревнованиям. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интереса не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы выполнения тренировочных заданий: волнообразные изменения нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятникообразное построение тренировочного цикла.

Для борьбы с монотонией часто используют следующие приемы:

  1. объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию;
  2. периодическую смену действий, выполняемых каждым спортсменом, т. е. совмещение действий;
  3. периодические изменения ритма выполняемых заданий и введение дополнительных перерывов;
  4. введение посторонних раздражителей (функциональная музыка, ароматерапия, окраска стен и т.д.);
  5. усиление мотивации и обратной связи о результатах труда;
  6. самомотивация, поиск интересного в рутинной работе;
  7. применение упражнений из смежных видов спорта.

Целью наших исследований являлось определение взаимосвязей между уровнем монотоноустойчивости и показателями специальной физической подготовленности юных пловцов в ластах.

В исследовании участвовало 30 пловцов в ластах 11-12 лет, имеющих стаж занятий данным видом спорта 4 года.

С помощью корреляционного анализа определялась взаимосвязь уровня монотоноустойчивости спортсменов с результатами в плавании в ластах на дистанции 800, 200 и 100 метров.

Результаты: Взаимосвязь монотоноустойчивости юных пловцов в ластах и показателей их специальной физической подготовленности  выражается в следующих величинах: r1 = 0,64 (800м), r2 = 0,58 (200м), r3 =0,53 (100м).

Выводы:

  1. монотония - отрицательное состояние, возникающее при длительной однообразной работе и сопровождающееся понижением психической активности и функциональных показателей, а также падением работоспособности;
  2. устойчивость к монотонии генетически задана и может использоваться как консервативный признак при спортивной ориентации и отборе в плавании в ластах;
  3. монотоноустойчивость имеет сильно выраженную взаимосвязь с результатами юных пловцов в ластах на дистанциях 800, 200 и 100м, с увеличением длины дистанции степень взаимосвязи повышается;
  4. уровень монотонии у юных пловцов в ластах поддается коррекции с использованием ряда научно обоснованных методик;
  5. для юных спортсменов с невысоким уровнем монотоноустойчивости требуется разработка адекватных их индивидуальным особенностям методик подготовки.

Рецензенты:

Панфилов О.П., д.б.н., профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула.

Туревский И.М., д.п.н., профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула.


Библиографическая ссылка

Дудченко П.П., Аксёнов В.П., Шувалов Ю.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ И УРОВНЯ ИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13166 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674