Введение
Оценка морских и речных судов как основного вида водного транспорта является одним из самых важных условий эффективного функционирования судостроительной отрасли Российской Федерации и особенно актуальна в условиях традиционно низкой конъюнктуры их рынка. Выбор цели оценки судов определяет выбор оценочной базы. В процессе определения стоимости судно может рассматриваться в качестве транспортного средства, отдельных его компонентов (например, двигателей), металлолома или же как действующее предприятие (бизнес).
Согласно действующему законодательству и статьи 130 ГК РФ, морские и речные суда определяются в качестве недвижимого имущества. Однако оценка речных и морских судов, подлежащих обязательной государственной регистрации, рассматривает суда в качестве экономически выгодного объекта, а по причине функциональных и конструктивных свойств и характеристик классифицирует их в качестве одного из видов транспортных средств.
Оценка морских и речных судов осуществляется с учетом целей и характера использования объекта, в связи с чем в оценке принято рассматривать следующие типы использования:
- суда для коммерческих целей, предусмотренных основной деятельностью организации;
- суда, используемые для обеспечения вспомогательных функций в основной деятельности организации;
- суда, используемые в некоммерческих, а также личных целях;
- суда, выступающие объектом инвестиций;
- полностью оборудованные суда, запущенные в эксплуатацию и функционирующие как самостоятельный бизнес;
- суда, находящиеся в собственности, но не используемые никаким образом;
- строящиеся или недостроенные водные суда.
Оценка стоимости судов осуществляется с учетом проведения обязательного их технического обслуживания.
Основными целями и задачами оценки морских и речных судов являются:
- кредитование под залог судна;
- страхование и определение размера ущерба судна;
- внесение судна в качестве вкладов в уставный капитал;
- обеспечение сделок купли-продажи, аренды судов;
- оптимизация налогообложения;
- сопровождение бухгалтерского учета (постановка на баланс, переоценка, списание).
Методы определения рыночной стоимости плавучих средств существенно отличаются от определения стоимости других видов имущества, хотя подходы, лежащие в основе методов, идентичны: затратный, доходный и сравнительный.
В данной статье рассмотрены способы применения затратного подхода к оценке морских судов.
Основной материал исследования
Одним из ключевых моментов в рамках определения рыночной стоимости судна затратным подходом является сложность в определении полной восстановительной стоимости. Это обусловлено тем, что в отличие от многих объектов недвижимости и оборудования процесс оценки судов в достаточной мере не обеспечен справочными, нормативными и статистическими материалами и достаточно часто оценщику требуются специальные знания в области проектирования, эксплуатации и строительства судов.
В настоящей статье акцентировано внимание на 2-х способах оценки плавучих средств.
- В первом случае описана ситуация, в которой оценщику удалось подобрать объекты-аналоги, сопоставимые водному судну в целом, но отличающиеся по некоторым техническим характеристикам. В качестве примера расчета выбран расчет буксира 1989 года выпуска.
- Во втором случае описан расчет плавучего крана, для которого на открытом рынке отсутствует информация о «свежих» аналогах.
При определении полной восстановительной стоимости оцениваемых судов был проведен анализ состояния рынка судостроения, маркетинг рынка «поддержанных» судов соответствующего типа, анализ фрахтового рынка, рынка услуг по грузовым перевозкам, а также анализ инвестиционной привлекательности объектов оценки.
При определении затрат на воспроизводство (замещение) была использована рыночная информация о стоимости новых и бывших в эксплуатации судов по техническим характеристикам сопоставимых с объектами оценки, взятая из открытых источников печати (Интернет).
Определение полной восстановительной стоимости буксира
Для подбора объектов-аналогов для расчета оценщику необходимо обладать достаточным количеством информации о технических характеристиках рассчитываемого плавучего средства, которые можно получить из следующих документов, которые можно разделить на 2 вида: регистровые и технические.
К регистровым документам относятся:
- Классификационное свидетельство;
- Свидетельство о годности к плаванию;
- Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом;
- Данные (акты) о внеочередных, очередных и доковых освидетельствованиях, в том числе акты освидетельствований главных двигателей, корпуса, электрооборудования, мерительные и грузовые свидетельства и др.
Технические документы в себя включают:
- Спецификация судна;
- Сюрвейерский отчет и иные акты технического состояния (корпус, толщинометрия, машина, номера, наработка);
- Справка о реновации, реконструкции, модернизации (об изменении класса);
- Справка о ремонтах (ежегодный, доковый, на класс и пр.);
- Справки о ежегодном техническом обслуживании;
- Справки о наработке ГД и ВД.
В соответствии с документами, предоставленными владельцем судна, удалось определить следующие технические характеристики (табл.1):
Таблица 1. Технические характеристики буксира
Показатель |
Единица измерения |
Значение |
Длина |
м |
29,4 |
Ширина |
м |
9,2 |
Высота борта |
м |
4.30 |
Осадка судна |
м |
3.40 |
Количество двигателей |
шт |
2 |
Мощность двигателей |
кВт |
1210 |
Валовая вместимость |
р.т |
184 |
Чистая вместимость (нетто тоннаж) |
р.т |
54 |
Дедвейт |
т |
71 |
В результате анализа первичного рынка плавучих средств была собрана информация о трех судах-аналогах, по техническим характеристикам сопоставимых с оцениваемым буксиром, произведенных в Малайзии, Турции и Китае, мощностью от 1814 до 2321 кВт (табл.2).
Таблица 2. Объекты-аналоги, используемые для расчета полной восстановительной стоимости буксира
Наименование |
Страна-производитель |
Параметры, м |
Мощность, кВт |
Цена предложения, руб. |
Портовый буксир |
Китай |
35.8/9.2/4.3 |
1814 |
31 217 184 |
Буксир 1658 НP |
Малайзия |
26.0/8.0/3.65 |
2321,4 |
46 187 215 |
Буксир SG-9 |
Турция |
30.0/9.0/3.4 |
1913.6 |
33 114 007 |
Для определения затрат на воспроизводство (замещение) были выведены основные позиции, по которым проводились корректировки:
- На торг. Как правило, цены предложений отличаются от фактических цен сделок, что обусловлено снижением цены предложения в результате торга между продавцом и покупателем. По информации профессиональных участников рынка средняя величина торга может составлять 15 %.
- На таможенную пошлину. Это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. По данным Федеральной таможенной службы таможенная пошлина на буксиры составляет 5 % от стоимости судна.
- На таможенный сбор. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. С 1 октября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 года № 724: за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тысяч рублей 1 копейку и более, они составляют 30 000 рублей.
В таблице 3 представлен расчет мультипликатора, необходимого для определения затрат на воспроизводство.
Таблица 3. Расчет мультипликатора «цена/мощность»
Наименование |
Портовый буксир |
Портовый буксир |
Портовый буксир |
Цена предложения, руб. |
31 217 184 |
46 187 215 |
33 114 007 |
Скидка на торг |
0.85 |
0.85 |
0.85 |
Таможенная пошлина |
1.05 |
1.05 |
1.05 |
Таможенный сбор, руб |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
Скорректированная цена |
27 891 336.72 |
41 252 089.39 |
29 584 251,25 |
Мощность, кВт |
1814 |
2321.4 |
1913.6 |
«цена/мощность», руб |
15 375.6 |
17 770.35 |
15 459.99 |
Мультипликатор «цена/мощность», руб |
16 201.98 |
Таким образом, затраты на воспроизводство (замещение) оцениваемого буксира составляют: 16 201.981210.0=19 604 395.88 рублей (не включая НДС).
Определение полной восстановительной стоимости плавучего крана
В соответствии с документами, предоставленными владельцем судна, удалось определить следующие технические характеристики (табл. 4):
Таблица 4. Технические характеристики оцениваемого плавучего крана
Показатель |
Единица измерения |
Значение |
Материал корпуса |
|
сталь |
Длина |
м |
30.00 |
Ширина |
м |
17.00 |
Высота борта |
м |
2.50 |
Осадка судна |
м |
1.61 |
Валовая вместимость |
р.т |
715.65 |
Чистая вместимость |
р.т |
145.45 |
В результате анализа вторичного рынка плавучих средств были собраны предложения о продаже 5 плавучих кранов грузоподъемностью 5–150 т., в возрасте от 20 до 55 лет, находящихся в России (табл. 5).
Таблица 5. Характеристики объектов-аналогов
Наименование |
Плавкран |
СПК |
Плавкран |
Плавкран |
Плавкран |
Страна-производитель |
Венгрия |
Финляндия |
Финляндия |
Венгрия |
Украина |
Год постройки |
1994 |
1965 |
1959 |
1985 |
1969 |
Параметры, м |
46.8/21.4/4.0 |
38.3/14.0/1.7 |
24.6/20.0 |
24.0/14.0 |
40.0/19.0/2.9 |
Грузоподъемность, т |
150 |
15 |
30 |
25 |
100 |
Цена предложения, руб |
57 522 900 |
5 700 000 |
7 800 000 |
13 100 000 |
36 250 000 |
Дата предложения |
09.05.2007 |
03.10.2013 |
03.03.2013 |
29.10.2013 |
01.06.2012 |
В цены предложений были внесены следующие корректировки:
1 На торг (описание данной корректировки приведено в предыдущем примере, в этом расчете взята аналогичная величина);
2 На дату. Для учета изменения цен между датой оценки и датами предложений необходимо применить индексы изменения цен на промышленную продукцию, публикуемые Росстатом.
Полученные данные были обработаны с использованием корреляционно-регрессионного анализа. Проведенный анализ позволил получить математическую модель, описывающую зависимость между стоимостью, грузоподъемностью и возрастом плавучих кранов:
Рисунок 1. Зависимость цены 1 т грузоподъемности и плавучести крана от его возраста
В результате построения линейной зависимости была выведена формула, по которой определена величина полной восстановительной стоимости:
, где
Суд – удельная стоимость крана, грузоподъемностью 1 т, руб.;
t – возраст крана, лет.
Грузоподъемность оцениваемого плавучего крана составляет 100 т, в соответствии с полученной зависимостью полная восстановительная стоимость составляет:
Таким образом, полная восстановительная стоимость объекта «плавучий кран» составляет 63 972 229 руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
Заключение
Оценка судов с целью определения полной восстановительной стоимости – один из сложнейших и интереснейших аспектов оценки. Это обусловлено тем, что в отличие от многих объектов недвижимости и оборудования процесс оценки судов в достаточной мере не обеспечен необходимыми материалами. В частности, использование накопленных до 1990 года статистических данных в настоящее время проблематично по причине перехода к рыночной экономике и, как следствие, изменение подходов к определению стоимости. Кроме того, существенно изменились организация строительства судов и методы ведения бизнеса в судостроении. В связи с вышесказанным в отношении определения стоимости судов в настоящее время наиболее достоверными являются данные периодических специальных журналов и обзоров, данные непосредственно судостроительных предприятий, а также информация по сделкам купли-продажи, размещенная на специализированных интернет-сайтах.
Кроме того, в связи с тем, что суда относятся во многом к уникальным объектам, определение их стоимости как рыночной, так и восстановительной, всегда было достаточно проблематичным, и, как следствие, дискуссия в отношении данного вопроса в ближайшее время вряд ли утихнет.
Рецензенты:
Хрусталёв Б. Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедры «Экономика, организация и управление производством» ПГУАС, г. Пенза.
Баронин С. А., д.э.н., профессор, преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ПГУАС, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Герасимова А.А., Учинина Т.В. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12943 (дата обращения: 03.12.2023).