Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СПО

Казакова А.Ф. 1
1 АНО СПО «Камышинский колледж бизнеса»
Рассмотрена актуальность формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе СПО. Обозначены противоречия в системе СПО. Выделены принципы педагогической помощи для реализации педагогического потенциала системы СПО в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы среднего звена. Определены приемы и методы, выделены основные принципы профессиональной подготовки студента экономических специальностей в системе СПО, представлены результаты контрольных и промежуточных срезов в процессе формирования профессиональной грамотности, доказано научное понимание профессиональной грамотности студента как когнитивного компонента профессиональной компетентности, что является вкладом в разработку научных основ профессионального образования для новых прикладных исследований проблем становления профессиональной компетентности специалиста экономического профиля.
логика формирования профессиональной грамотности в СПО
принципы педагогической помощи
профессиональная грамотность
1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т. 1.
2. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). – М., 1984. – 144 с.
3. Казакова А.Ф. Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности / А.Ф. Казакова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. – 2012. – № 7(71). – С. 40–43.
4. Казакова А.Ф. Реализация потенциала среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы / И.В. Власюк, А.Ф, Казакова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. – 2013. – № 9 (84). – С.111–167.
5. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. – Волгоград, 2010. – 400 с.
6. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. – 2008. – № 9(33). – С.16–20.
7. Пузиенко Ю. В. Формирование экономической компетентности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2007. – 23 с.

Происходящие изменения в экономике России, запросы рынка труда требуют новых подходов к профессиональной подготовке специалиста экономической сферы всех уровней, в том числе среднего звена. Конкурентоспособному специалисту нового поколения уже не достаточно обладать базовыми профессиональными знаниями и умениями, ему необходимо компетентное владение профессиональной деятельностью на уровне мировых стандартов, мобильность, способность к профессиональному росту, что подтверждает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.) и Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.). Однако сегодня в России наблюдается острый дефицит экономистов среднего звена, обладающих профессиональной грамотностью, которая выступает сдерживающим фактором негативных последствий в оценке деятельности субъекта-профессионала современного рынка «с позиций экономической целесообразности и нравственной ценности» [7, c. 11]. С внедрением ФГОС третьего поколения в систему среднего профессионального образования (СПО) осуществляется переход на компетентностный подход в обучении, но он проходит медленно и не всегда результативно. В связи с этим возникает потребность в определении научного понимания профессиональной грамотности студента экономических специальностей как базы становления его профессиональной компетентности и цели обучения в системе СПО.

Современный рынок труда предъявляет к специалисту экономической сферы следующие требования: теоретическая и практическая подготовка, позволяющая осознанно и самостоятельно принимать ответственные решения в профессионально-экономической деятельности; владение информационно коммуникационными технологиями, компьютерными программами, навыками профессионального общения; способность планировать на основе прогноза результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В профессиональной подготовке специалиста экономической сферы в системе СПО необходимо учитывать современные приоритеты развития специалиста-профессионала, обусловленные системным характером трансформационных процессов в обществе и экономики. В этой связи актуальным представляется выявление закономерностей, уровней формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей, ведущих факторов и условий, которое невозможно без разработки теоретической модели процесса формирования этого свойства в системе СПО.

В связи со стабилизацией социально-экономического развития России система среднего профессионального образования становится все более востребованной, что обуславливает необходимость изучения опыта и развития потенциала системы СПО в формирования профессиональной грамотности специалистов на ступени бакалавриата. Система СПО обладает возможностями формирования у студента экономических специальностей профессиональной грамотности как базы становления профессиональной компетентности, составляющей фундамент профессиональной деятельности в различных сферах экономики России.

Однако, по мнению экспертов и работодателей, которое подтверждается статистическими данными, качество профессиональной подготовки специалиста экономической сферы в системе СПО далеко не в полной мере отвечает современным требованиям.

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики 43 % выпускников не способны ориентироваться в действующем налоговом законодательстве, 27 % неправильно определяют режим налогообложения доходов организаций, 65 % в разговоре не оперируют экономическими категориями и финансовыми понятиями, около 80 % не ориентируются в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка, 37 % не могут определить источники финансирования дефицита бюджета. Таким образом, выявляется недостаточная сформированность профессиональной грамотности выпускника, проявляющаяся в отсутствии способностей владения системой осознанных знаний, умений и навыков в профессионально-экономической деятельности, уважении деловых партнеров, добросовестности, что приводит к недостаткам в формировании профессиональной компетентности специалиста экономической сферы. Все это говорит о неполном использовании потенциала системы СПО в формировании профессиональной грамотности студента экономических специальностей.

Анализ практики образовательного процесса в современной системе СПО свидетельствует о сохранении рецидивов безличного, технократичного подхода, блокирующего развитие профессиональной грамотности студента, необходимой для жизни и профессионально-экономической деятельности в современных условиях рынка. Эмпирические поиски отдельных преподавателей и педагогических коллективов образовательных организаций/учреждений уровня СПО г. Камышина не дают устойчивых результатов: 67 % студентов, обучающихся по системе «вопрос - ответ», с трудом включаются в профессиональную деятельность, испытывают различные затруднения, тогда как студенты, включенные в диалогическое взаимодействие и квазипрофессиональную деятельность (78 %), коммуникабельны, легко входят в реальную практическую деятельность, более приспособлены к выполнению экономических действий, готовы к исполнению финансовых обязанностей. Данные показатели требуют от преподавателей уровня СПО в процессе формирования профессиональной грамотности студентов экономических специальностей педагогической помощи, методов форм взаимодействия, ориентированных на нивелирование затруднений студентов. Таким образом, обнаруживается необходимость в теоретико-эксперимен­тальном обосновании принципов и логики формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей, как субъекта профессионального образования.

Проблема формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в образовательном процессе организации/учреждения СПО до настоящего времени не являлась предметом педагогического исследования.

На сегодняшний день в системе среднего профессионального образования обнаружены противоречия между:

  • возросшими требованиями общества к уровню подготовки специалиста экономической сферы, способного ориентироваться в новых экономических условиях, готового к анализу профессионально-экономической деятельности, прогнозированию эффективности решений экономических задач, и недостаточной определенностью современного научного понимания профессиональной грамотности как целевого ориентира обучения студента экономических специальностей системы СПО;
  • наличием разрозненных частных подходов к формированию профессиональной грамотности студента и не разработанностью научно обоснованной динамической модели формирования профессиональной грамотности студента СПО;
  • социальными ожиданиями современного общества и работодателей в отношении инновационной подготовки специалистов среднего звена и недостаточным теоретическим обоснованием потенциала системы среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности студента экономических специальностей;
  • потребностью образовательной практики в формировании профессиональной грамотности будущего специалиста экономической сферы среднего звена и необоснованностью принципов и этапов протекания данного процесса.

Данные противоречия определили проблему исследования: разработка теоретических основ формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в условиях реализации компетентностного подхода в системе СПО.

Анализ исследований, посвященных особенностям профессиональной компетентности (Е.А. Климов, Л.О. Колбасов, А.К. Маркова, А.И. Турчинова, К.В. Шапошников и др.), и анализ работ А.М. Аронова, Н.М. Борытко, Дж. Равена и др. позволил выделить зависимость между профессиональной компетентностью и профессиональной грамотностью в контексте компетентностного подхода. Данные понятия соотносятся как целое и часть: компетентность включает в себя грамотность как когнитивный компонент, но ею не ограничивается. Профессиональная грамотность как цель обучения студента экономических специальностей характеризуется осознанным применением системного профессионального знания для решения экономических задач [3, c. 41].

Обобщение существующих определений различных видов функциональной грамотности (в исследованиях С.А. Крупника, О.Е. Лебедева, И.А. Леоновой, Е.Н. Ситниковой и др.) позволило выявить сущностные характеристики профессиональной грамотности студента экономических специальностей.

Профессиональная грамотность создает базу становления профессиональной компетентности, как ее когнитивный компонент, через реализацию в структуре компетентности следующих функций: познавательной (получение системного экономического знания), ценностной (оценивание полученного экономического знания), ориентационной (системные экономические знания выступают ориентиром субъекта-профессионала при определении вектора направленности профессионально-экономической деятельности), практической (использование системного экономического знания в профессионально-экономической деятельности).

В структуре профессиональной грамотности обнаруживаются следующие составляющие: информационная (владение системным экономическим знанием и сознательное его использование для решения профессионально-экономических задач), мотивационная (осознание значимого экономического «живого знания», наличие положительной мотивации к овладению системным экономическим знанием, личностного смысла и удовлетворенность собственной профессионально-экономической деятельности ) и деятельностно-креативная (способность субъекта-профессионала на основе полученного системного экономического «живого знания» к разнообразным способам профессионально-экономической деятельности и креативном решении экономических задач, необходимых для самореализации в профессионально-экономической деятельности).

Анализ исследований возрастных особенностей студенческой молодежи системы среднего профессионального образования (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Ю.А. Самарин, Л.Д. Столяренко и др.) показал, что этот возрастной промежуток является сензитивным для формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей, т.к. именно в этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, развиваются профессиональные свойства будущего специалиста, выявляются ценностные ориентации на профессионально-экономическую деятельность [1, c. 68].

На основе исследований О.А. Мацкайловой, Г.В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова и П.Н. Осипова уточнены специфические особенности системы среднего профессионального образования, способствующие формированию профессиональной грамотности студента экономических специальностей: вариативность, краткосрочность и мобильность обучения; доминирование общепрофессиональной и специальной подготовки в распределении учебного; включение студентов в квазипрофессиональную деятельность при внедрении стратегий интерактивного взаимодействия таких как: модульное построение образовательного процесса, организация проблемных дискуссий в микрогруппах; работы с информацией (портфолио, кейс-стади); организации самостоятельной работы (проектной, информационной); чтения лекций (лекции с запланированными ошибками, проблемные лекции); дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии [5, c. 124].

Применяя выводы научной школы В.С. Ильина о логике построения динамической модели процесса формирования исследуемого свойства [2, c. 59], мы пришли к выводу, что профессиональная грамотность студента экономических специальностей в своем формировании последовательно проходит четыре уровня сформированности: нормативный (понимание общего смысла элементарной научной экономической информации; знания элементарны, обрывисты; понимание условия задачи; репродуктивный характер профессионально-экономической деятельности; соответствие заданному алгоритму в знакомых экономических ситуациях); вариативный (владение системой норм и ценностей будущей профессии; понимание научных фактов, идей, экономического тезауруса; умение выявлять причинно-следственные связи; способность понимать элементарную научную экономическую информацию, разграничивать основную и дополнительную информацию; профессионально-экономическая деятельность носит частично-поисковый характер); аналитический (владение знаниями будущей профессии; умением комбинировать научную экономическую информацию, идеи и факты; оперирование экономическими терминами; умение анализировать причины недостатков в учебной и профессионально-экономической деятельности, раскладывать на составляющие и подбирать алгоритмы действий); творческий (свободное владение системной экономической информацией «живым знанием»; владение всеми видами профессиональных умений и применение их в профессионально-экономической деятельности; способность выявлять и анализировать проблемы экономической действительности; креативность в разработке профессионально-экономической задачи).

В качестве критериев диагностики была выбрана сформированность составляющих (информационной, мотивационной и деятельностно-креативной), а показателями служили степени выраженности выделенных функций (познавательной, ценностной, практической, ориентационной).

Проектирование процесса формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе СПО успешно реализуется при учете педагогического потенциала системы СПО в контексте способности будущего специалиста экономической сферы оценить и осознать перспективы развития собственной личности как субъекта-профессионала, повышения значимости профессионально-личностных ценностей, ускоренной адаптации и самореализации в новых экономических условиях [6, c. 16]. Анализ (на основе выводов И.В. Власюк, В.А. Митраховича, В.Г. Рындак о структуре педагогического потенциала) возможностей, способностей и ресурсов обучения студента в системе СПО привел нас к выводу, что педагогический потенциал системы среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности заключается в активизации функций формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей и представляет собой совокупность возможностей (использование гуманитарных технологий образовательного процесса системы СПО, обеспечивающих субъектную позицию студента в процессе формирования профессиональной грамотности); способностей (ценностное взаимодействие педагога и студента экономических специальностей в реализации субъектного характера процесса формирования профессиональной грамотности, ценностной экономической ориентации и мотивации к активной профессиональной деятельности будущего специалиста экономической сферы); ресурсов (интеграция содержания всех направлений образовательного процесса системы СПО) позволяет использовать инвариантные и вариативные учебные планы и программы.

Анализ методов педагогической помощи в преодолении затруднений формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей послужили основой для обоснования принципов работы преподавателя по реализации потенциала системы СПО [4, c. 112]: доступности (учет особенностей уровня развития студентов и сложности обучения в системе СПО), профессионализма (связь между содержанием экономической науки и учебного предмета; отбор содержания образования и решаемых практикоориентированных экономических задач в зависимости от уровня владения «живым знанием»), субъектности (активность, самостоятельность и рефлексивность личности студента), диалогического общения (признание педагогом в студенте субъекта-профессионала в процессе ценностного взаимодействия). Доминирующим является принцип диалогического общения.

Для проверки выявленных принципов педагогической помощи в формировании профессиональной грамотности студента экономических специальностей системы СПО было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в 2005-2013 гг. на базе Камышинского филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский институт бизнеса» (колледж) и ГАОУ СПО «Камышинский политехнический колледж», специальности на базе 9 классов «Банковское дело», «Товароведение», г. Камышин Волгоградской области. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 137 студентов экономических специальностей и 28 преподавателей.

Экспериментальная работа включала три этапа: мотивационно-диагностический (изучение индивидуальных особенностей студента экономических специальностей, психологическая адаптация к новым условиям обучения, стимулирование мотивации к образованию, осознание значимости образования для успешного формирования профессиональной грамотности), информационно-ценностный (исследование проблем рыночной экономики, малоизученных конкретных явлений свободного рынка, развитие готовности студента экономических специальностей к принятию решений в различных экономических ситуациях профессиональной деятельности; осознанное владение экономической информации «живым знанием); социальная мобильность, высоконравственное отношение к себе), деятельностный (осознание своего призвания, своих возможностей, проектирование своего профессионального пути; подготовка к принятию профессионально-ценностных решений в профессионально-экономической деятельности; проявление ответственности, творческий характер проектирования своей профессионально-экономической деятельности; выбор приемлемых вариантов при решении профессиональных задач).

Представленные в таблице 1 результаты контрольных и промежуточных срезов показывают, что уровень сформированности профессиональной грамотности студента экономических специальностей в экспериментальной группе значительно вырос.

Таблица 1

Динамика изменений сформированности профессиональной грамотности специалиста экономической сферы

Группа

Этап эксперимента

Количество специалистов, % (чел.) на уровне

нормативный

вариативный

аналитический

творческий

Экспериментальная

Начало эксперимента

67

(16 чел.)

33

(8 чел.)

0

0

Мотивационно-диагностический

54

(13 чел.)

38

(9 чел.)

8

(2 чел.)

0

Информационно-ценностный

46

(11 чел.)

29

(7 чел.)

21

(5 чел.)

4

(1 чел.)

Деятельностный

33

(8 чел.)

33

(8 чел.)

25

(6 чел.)

9

(2 чел.)

Контрольная

Начало эксперимента

50

(16 чел.)

38

(12 чел.)

9

(3 чел.)

3

(1 чел)

Мотивационно-диагностический

47

(15 чел.)

41

(13 чел.)

9

(3 чел.)

3

(1 чел.)

Информационно-ценностный

41

(13 чел.)

44

(14чел.)

12

(4 чел.)

3

(1 чел.)

Деятельностный

34

(11 чел.)

47

(15 чел.)

16

(5 чел.)

3

(1 чел.)

Данные таблицы свидетельствуют, что в экспериментальной группе заметно возросло количество студентов, относящихся к вариативному и аналитическому уровням, в отличие от контрольной группы, в которой основная масса студентов остановилась на нормативном уровне.

Отличительная особенность при сравнении динамики формирования профессиональной грамотности в экспериментальных и контрольных группах заключается в том, что в контрольной группе уменьшение студентов на нормативном уровне происходит за счет их продвижения на вариативный уровень, где формирование их профессиональной грамотности затормаживается, а в экспериментальной группе уменьшение количества студентов на нормативном уровне сопровождается уменьшением количества студентов на вариативном уровне за счет их активного перехода на аналитический и даже творческий уровни сформированности профессиональной грамотности. Общая динамика сформированности профессиональной грамотности специалиста экономической сферы представлена в таблице.

Поскольку группы, в которых проводилась экспериментальная работа и которые использовались в качестве контрольных, были малочисленны (что объясняется спецификой образовательного процесса в системе СПО), потребовалась статистическая оценка полученных в нашем исследовании данных, которая проводилась по Т-критерию для непараметрических данных, тесту знаков и тесту Вилкоксона. Данные тесты при р<0,05 подтвердили результативность работы на всех этапах в экспериментальной группе. За время первого и второго этапов экспериментальной работы значимых изменений в контрольной группе не наблюдалось. Только на последнем этапе заметны существенные изменения при сравнении уровня профессиональной грамотности на начало и на конец эксперимента. Это, вероятно, объясняется осознанием студентами приближения выпускных экзаменов и количественными накоплениями знаний студентами на протяжении всего обучения, которые перешли в качественное изменение - повышение уровня сформированности профессиональной грамотности.

Качественный анализ хода и результата эксперимента позволяет сделать ряд выводов:

  • апробированная эффективная методика организации образовательного процесса в системе СПО обеспечивает ускоренное формирование профессиональной грамотности студента экономических специальностей;
  • на всех этапах эксперимента наблюдается ускоренное формирование профессиональной грамотности;
  • каждый этап эксперимента характеризовался различным соотношением принципов: вместе с принципом диалогического общения на первый план выходили на мотивационно-диагностическом этапе - принцип доступности, информационно-ценностному этапу соответствовало сочетание принципа профессионализма и субъектности, деятельностный этап предполагал системное применение всех принципов;
  • логика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей среднего звена определяется последовательностью прохождения четырех уровней при соблюдении вышеперечисленных принципов.

Таким образом, доказано научное понимание профессиональной грамотности студента как когнитивного компонента профессиональной компетентности, что является вкладом в разработку научных основ профессионального образования для новых прикладных исследований проблем становления профессиональной компетентности специалиста экономического профиля.

Перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска связаны с более детальным изучением специфики формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в образовательном процессе системы высшего профессионального образования.

Рецензенты:

Власюк И.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Борытко Н.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Казакова А.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12847 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674