На основании анализа существующей системы обучения курсантов вводится в рассмотрение модель взаимодействия преподавателя и курсанта в военном вузе на примере кафедры обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением.
В настоящее время уделяется большое внимание совершенствованию процесса организации обучения курсантов нашего вуза по дисциплинам, соответствующим Единому государственному стандарту, и обеспечения требуемой военно-профессиональной направленности образовательного процесса.
С 2013 года на базе академии осуществляется подготовка курсантов по специальности 080225 «Тыловое обеспечение». Выпускной кафедрой является кафедра обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением.
Многолетний опыт обучения курсантов профессорско-преподавательским составом кафедры привел к выводу, что с переходом на новые специальности возрос объем научной информации при ограниченных временных рамках учебных дисциплин. В связи с этим возникла необходимость применения самых современных методов обучения.
Согласно директивной и инструктивной документации подготовка курсантов педагогами кафедры осуществляется в дидактической системе по 2-м военным специальностям: обеспечение войск (сил) авиационно-техническим имуществом и обеспечение войск (сил) авиационным вооружением. По окончании академии выпускник получает квалификацию – «специалист».
Обучение курсантов и слушателей по данным специальностям проводится по следующим дисциплинам:
- «Авиационное вооружение и его применение»;
- «Авиационно-техническое обеспечение»;
- «Учет авиационно-технического имущества»;
- «Учет вооружения и боеприпасов»;
- «Организация хранения вооружения и боеприпасов»;
- «Организация хранения авиационно-технического имущества»;
- «Организация эксплуатации и ремонта авиационной техники»;
- «Информационные технологии в организации технологических процессов»;
- «Основы логистики»;
- «Технологические сооружения»;
- «Безопасность полетов и надежность авиационного вооружения»;
- «Безопасность полетов и надежность авиационно-технического имущества»;
- «Конструкция и оборудование воздушных судов»;
- «Эксплуатация и ремонт техники и материальных средств»;
- «Воздушные суда и их оборудование»;
- «Обеспечение авиационным вооружением»;
- «Маркетинг»;
- «Основы менеджмента»;
- «Экономика» и др.
Применение самых современных методов обучения способствует активизации учебного процесса, дает возможность более эффективно усваивать новые знания, развивать творческое мышление обучаемых.
Более того, в период реформирования Вооруженных Сил РФ повышаются требования к формированию у курсантов военно-профессиональных знаний на основе комплексного подхода к их воспитанию.
При этом содержанием воспитания являются следующие направления:
- государственно-патриотическое;
- воинское;
- нравственное;
- правовое;
- эстетическое;
- экономическое;
- экологическое;
- физическое и др.
Все эти направления успешно реализуются личным составом кафедры в педагогической модели. Педагогическая модель проведения занятий по дисциплинам кафедры создана на основе многолетнего опыта (рисунок 1).
Ее основу составляют:
- деятельность преподавателя;
- учебной группы;
- инженера учебной лаборатории (для материального обеспечения проведения всех видов занятий);
- человеческий фактор всех должностных лиц кафедры, участвующих в процессе проведения занятий [4].
Рисунок 1. Модель проведения учебных занятий
Главным элементом этой модели является система блочно-информационного подхода, достаточно хорошо разработанная на кафедре [1].
Его основу составляет система в виде ориентированного графа с упорядоченным расположением его вершин, следующего вида:
(1)
Элементы матрицы mk представляют содержание учебных дисциплин кафедры или главных (основных) понятий, лежащих в основе проведения занятий по рассматриваемой дисциплине, а матрица nkn раскрывает содержание структурных звеньев и физическую сущность явлений, входящих в главные понятия.
Необходимо отметить, что выделяется два вида функциональных связей и логических отношений между главными понятиями mk и их элементами nkn. Первый из них представляет микроструктурные процессы между дисциплинами кафедры или самой дисциплины, второй – микроструктурные связи и логические отношения между ними [2,3].
Рассматриваемый подход в системе проведения всех видов занятий по дисциплинам кафедры создаёт единую конструкцию обучения и воспитания курсантов по военно-профессиональной направленности образовательного процесса на кафедре. Более того, такой подход формирует познавательные функции и создает мысленные конструкции и образы в сознании обучаемых, совершенствуется их логическое мышление. Наглядность и целостность такого подхода проявляется в том, что существующая система связей и отношений между профессорско-преподавательским и инженерно-техническим составом кафедры воплощается в форме доступных курсантам физических процессов и явлений военно-профессиональной направленности образовательного процесса.
Весь подход к реализации конкретных видов занятий по всем дисциплинам кафедры, как единого образовательного процесса, сводится к последовательному раскрытию данной методики перед обучаемыми курсантами.
Модель деятельности преподавателя на занятиях носит конкретный характер, целиком и полностью соответствует плану его проведения и разработанным методическим рекомендациям, утвержденных на заседании кафедры.
Особое внимание здесь обращается на особенности преподнесения необходимой информации курсантам, а именно:
- четкость обозначения цели и задачи занятия (учебной дисциплины);
- перечень изучаемых вопросов, тем, разделов;
- главные выводы по существу занятия;
- доступность для курсанта основных понятий, определений, физических и аналитических законов, изучаемых по теме занятия.
Достаточно важным для каждого педагога в не зависимости от преподаваемой дисциплины является вопрос об активизации работы курсантов в период проведения занятия, знание их физиологических особенностей.
Поэтому на кафедре пропагандируется следующее понимание активных форм обучения:
- личные знания;
- педагогическое мастерство;
- опыт преподавателя;
- кругозор педагога;
- высокая эрудиция,
- интеллект;
- умение не только смотреть на обучаемых, но и видеть в них субъекта познания, его состояние, своевременно принимать решение;
- последовательно, от простого к сложному ставить вопрос, воспроизводить конкретную методику решения задачи, на уровне доступном для среднего курсанта вести речь о ее решении;
- технично, на нормированном научно-техническом языке, со скоростью удобной для понимания курсантами, излагать учебный материал;
- вести постоянный контроль за работой каждого курсанта, уметь видеть всю обстановку в классе.
Важную роль в процессе проведения занятия играют технические средства обучения, компьютеризация, наличие мультимедийных средств.
В то же время предъявляются требования и к такому виду информации:
- на схемах, в таблицах и рисунках отражается научность, четкость, однозначность воспроизведения информации;
- краткое доступное словесное описание, комментарии;
- целостное оформление изображения, составляющее единство с излагаемыми вопросами;
- умеренное использование персонального компьютера и его привлечение для анализа рассматриваемых вопросов.
Деятельность преподавателя в рамках модели должна соответствовать эмоциональному настрою курсантов, правильному руководству изучения рассматриваемого учебного материала, при этом:
- осуществлять принцип субъектно-субъектного взаимодействия преподавателя и курсанта;
- постоянно выделять положительные явления в аудитории;
- излучать юмор, оптимизм;
- проявлять исключительно доброжелательность к каждому курсанту в не зависимости от личных пристрастий;
- высказывать замечания в исключительно редких случаях;
- быть пунктуальным при проведении занятий.
Успех проведения занятий на кафедре находится в прямой зависимости от подготовки учебно-материальной базы инженерами и другими сотрудниками учебной лаборатории (техники, лаборанты и др.).
В рассматриваемой модели проведения занятий следует отметить и работу курсантов на занятиях, как субъекта, действующего лица, участвующего в роли обучаемого, в часы самоподготовки и в личное время.
Кафедра считает, что эта деятельность должна проводиться по следующим направлениям:
- изучение каждым курсантом содержания, структуры, цели, задач и особенностей учебной дисциплины;
- соблюдение бюджета времени;
- самостоятельное планирование работы курсантами;
- умение слушать и записывать учебный материал по изучаемой дисциплине, соблюдая правила его оформления в конспекте, использование цветных карандашей;
- самостоятельная работа курсантов по изучению дисциплины;
- постоянная работа, направленная на формирование знаний, навыков и умений, а также на запоминание учебного материала с дальнейшим его воспроизведением в словесной (мысленной) форме.
Изучение преподавателем «внутреннего мира» курсанта – процесс сложный, требующий немалых усилий, толерантности и выдержки.
В его основе лежит наблюдение за:
- действиями;
- поведением;
- поступками курсанта;
- реальными результатами его деятельности.
Преподавателю нужно быть готовым к тому, что внешние проявления личности курсанта могут быть изменчивы, поскольку он находится в юношеском возрасте [4].
Сложность формирования специалиста материально-технического обеспечения Военно-воздушных сил Российской Федерации заключается в том, что возникающие в ходе учебной деятельности нагрузки могут вызывать разбалансированность личностных структур. В результате усугубляются имеющиеся или образуются новые отрицательные черты личности, затрудняющие освоение программы обучения, что приводит к потере интереса к будущей профессии.
Чтобы избежать этого, необходимо:
- применять системные подходы, формирующие воздействия, позволяющие развивать у курсантов такие личностные свойства, как стабильность, устойчивость личностных структур и их адаптивность;
- умение приспосабливаться к специфическим факторам социальной среды и военной службы.
Основой процесса обучения курсантов экономическим дисциплинам по принятой модели на кафедре является человеческий фактор всех лиц, участвующих в процессе обучения курсантов.
В это понятие входит:
- глубокие знания;
- физическая подготовка;
- желание исполнителей достичь поставленной цели;
- разнообразные внешние условия, определяющие целесообразность рассматриваемой деятельности [5].
Таким образом, предложенная модель повышает эффективность обучения курсантов профессорско-преподавательским составом на кафедре обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением.
Рецензенты:
Умывакин В.М., д.г.н., к.т.н., профессор кафедры математических методов исследования операций Воронежского государственного университета, г. Воронеж.
Лагунов В., д.т.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж.
Библиографическая ссылка
Боков М.М. ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И КУРСАНТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12780 (дата обращения: 03.10.2024).