Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И КУРСАНТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Боков М.М. 1
1 Военно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
На основании анализа существующей системы обучения курсантов вводится в рассмотрение модель вза-имодействия преподавателя и курсанта в военном вузе на примере кафедры обеспечения войск авиаци-онно-техническим имуществом и авиационным вооружением. В настоящее время уделяется большое внимание совершенствованию процесса организации обучения курсантов нашего вуза по дисциплинам, соответствующим Единому государственному стандарту и обеспечения требуемой военно-профессиональной направленности образовательного процесса. С 2013 года на базе академии осуществ-ляется подготовка курсантов по специальности 080225 «Тыловое обеспечение». Выпускной кафедрой является кафедра обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружени-ем. Многолетний опыт обучения курсантов профессорско-преподавательским составом кафедры привел к выводу, что с переходом на новые специальности возрос объем научной информации при ограничен-ных временных рамках учебных дисциплин. В связи с этим возникла необходимость применения самых современных методов обучения.
тыловое обеспечение.
образовательный процесс
курсанты
совершенствование
военный вуз
модель взаимодействия
обучение
1. Быков А.К. Педагогическая техника преподавания учебных дисциплин в военно-учебном заведении. – М.: МО РФ, 2000. – С. 3-68.
2. Высоцкий С.Е., Качалкин Ю.В., Тимошенко Г.Г. Разработка требований к информацион-ной оценке профессиональной деятельности специалистов авиационно-технической службы // Сборник научно-методических материалов ВВВАИУ № 29. – Воронеж, 2006. – С.58-62.
3. Качалкин Ю.В., Маслобойщиков А.Н. К вопросу о построении модели для проведения самостоятельных и практических занятий по общим профессиональным дисциплинам // Ак-туальные проблемы вузов ВВС: межвузовский сборник № 8 МО, ВВС. – М., 2000. – С.101-104.
4. Колосова Л.А. Социальная значимость профориентологии. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 3-56.
5. Соловьев В.В., Кабицкий В.Ф. Воспитательная работа по формированию и развитию важных для летной профессии качеств личности (адаптивных и социальных) в процессе учебной и внеучебной деятельности // Актуальные проблемы вузов ВВС. Межвузовский сборник. № 5 МО, ВВС. – М., 1999. – С.58-66.

На основании анализа существующей системы обучения курсантов вводится в рассмотрение модель взаимодействия преподавателя и курсанта в военном вузе на примере кафедры обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением.

В настоящее время уделяется большое внимание совершенствованию процесса организации обучения курсантов нашего вуза по дисциплинам, соответствующим Единому государственному стандарту, и обеспечения требуемой военно-профессиональной направленности образовательного процесса.

С 2013 года на базе академии осуществляется подготовка курсантов по специальности 080225 «Тыловое обеспечение». Выпускной кафедрой является кафедра обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением.

Многолетний опыт обучения курсантов профессорско-преподавательским составом кафедры привел к выводу, что с переходом на новые специальности возрос объем научной информации при ограниченных временных рамках учебных дисциплин. В связи с этим возникла необходимость применения самых современных методов обучения.

Согласно директивной и инструктивной документации подготовка курсантов педагогами кафедры осуществляется в дидактической системе по 2-м военным специальностям: обеспечение войск (сил) авиационно-техническим имуществом и обеспечение войск (сил) авиационным вооружением. По окончании академии выпускник получает квалификацию – «специалист».

Обучение курсантов и слушателей по данным специальностям проводится по следующим дисциплинам:

  • «Авиационное вооружение и его применение»;
  • «Авиационно-техническое обеспечение»;
  • «Учет авиационно-технического имущества»;
  • «Учет вооружения и боеприпасов»;
  • «Организация хранения вооружения и боеприпасов»;
  • «Организация хранения авиационно-технического имущества»;
  • «Организация эксплуатации и ремонта авиационной техники»;
  • «Информационные технологии в организации технологических процессов»;
  • «Основы логистики»;
  • «Технологические сооружения»;
  • «Безопасность полетов и надежность авиационного вооружения»;
  • «Безопасность полетов и надежность авиационно-технического имущества»;
  • «Конструкция и оборудование воздушных судов»;
  • «Эксплуатация и ремонт техники и материальных средств»;
  • «Воздушные суда и их оборудование»;
  • «Обеспечение авиационным вооружением»;
  • «Маркетинг»;
  • «Основы менеджмента»;
  • «Экономика» и др.

Применение самых современных методов обучения способствует активизации учебного процесса, дает возможность более эффективно усваивать новые знания, развивать творческое мышление обучаемых.

Более того, в период реформирования Вооруженных Сил РФ повышаются требования к формированию у курсантов военно-профессиональных знаний на основе комплексного подхода к их воспитанию.

При этом содержанием воспитания являются следующие направления:

  • государственно-патриотическое;
  • воинское;
  • нравственное;
  • правовое;
  • эстетическое;
  • экономическое;
  • экологическое;
  • физическое и др.

Все эти направления успешно реализуются личным составом кафедры в педагогической модели. Педагогическая модель проведения занятий по дисциплинам кафедры создана на основе многолетнего опыта (рисунок 1).

Ее основу составляют:

  • деятельность преподавателя;
  • учебной группы;
  • инженера учебной лаборатории (для материального обеспечения проведения всех видов занятий);
  • человеческий фактор всех должностных лиц кафедры, участвующих в процессе проведения занятий [4].

Рисунок 1. Модель проведения учебных занятий

Главным элементом этой модели является система блочно-информационного подхода, достаточно хорошо разработанная на кафедре [1].

Его основу составляет система в виде ориентированного графа с упорядоченным расположением его вершин, следующего вида:

(1)

Элементы матрицы mk представляют содержание учебных дисциплин кафедры или главных (основных) понятий, лежащих в основе проведения занятий по рассматриваемой дисциплине, а матрица nkn раскрывает содержание структурных звеньев и физическую сущность явлений, входящих в главные понятия.

Необходимо отметить, что выделяется два вида функциональных связей и логических отношений между главными понятиями mk и их элементами nkn. Первый из них представляет микроструктурные процессы между дисциплинами кафедры или самой дисциплины, второй – микроструктурные связи и логические отношения между ними [2,3].

Рассматриваемый подход в системе проведения всех видов занятий по дисциплинам кафедры создаёт единую конструкцию обучения и воспитания курсантов по военно-профессиональной направленности образовательного процесса на кафедре. Более того, такой подход формирует познавательные функции и создает мысленные конструкции и образы в сознании обучаемых, совершенствуется их логическое мышление. Наглядность и целостность такого подхода проявляется в том, что существующая система связей и отношений между профессорско-преподавательским и инженерно-техническим составом кафедры воплощается в форме доступных курсантам физических процессов и явлений военно-профессиональной направленности образовательного процесса.

Весь подход к реализации конкретных видов занятий по всем дисциплинам кафедры, как единого образовательного процесса, сводится к последовательному раскрытию данной методики перед обучаемыми курсантами.

Модель деятельности преподавателя на занятиях носит конкретный характер, целиком и полностью соответствует плану его проведения и разработанным методическим рекомендациям, утвержденных на заседании кафедры.

Особое внимание здесь обращается на особенности преподнесения необходимой информации курсантам, а именно:

  • четкость обозначения цели и задачи занятия (учебной дисциплины);
  • перечень изучаемых вопросов, тем, разделов;
  • главные выводы по существу занятия;
  • доступность для курсанта основных понятий, определений, физических и аналитических законов, изучаемых по теме занятия.

Достаточно важным для каждого педагога в не зависимости от преподаваемой дисциплины является вопрос об активизации работы курсантов в период проведения занятия, знание их физиологических особенностей.

Поэтому на кафедре пропагандируется следующее понимание активных форм обучения:

  • личные знания;
  • педагогическое мастерство;
  • опыт преподавателя;
  • кругозор педагога;
  • высокая эрудиция,
  • интеллект;
  • умение не только смотреть на обучаемых, но и видеть в них субъекта познания, его состояние, своевременно принимать решение;
  • последовательно, от простого к сложному ставить вопрос, воспроизводить конкретную методику решения задачи, на уровне доступном для среднего курсанта вести речь о ее решении;
  • технично, на нормированном научно-техническом языке, со скоростью удобной для понимания курсантами, излагать учебный материал;
  • вести постоянный контроль за работой каждого курсанта, уметь видеть всю обстановку в классе.

Важную роль в процессе проведения занятия играют технические средства обучения, компьютеризация, наличие мультимедийных средств.

В то же время предъявляются требования и к такому виду информации:

  • на схемах, в таблицах и рисунках отражается научность, четкость, однозначность воспроизведения информации;
  • краткое доступное словесное описание, комментарии;
  • целостное оформление изображения, составляющее единство с излагаемыми вопросами;
  • умеренное использование персонального компьютера и его привлечение для анализа рассматриваемых вопросов.

Деятельность преподавателя в рамках модели должна соответствовать эмоциональному настрою курсантов, правильному руководству изучения рассматриваемого учебного материала, при этом:

  • осуществлять принцип субъектно-субъектного взаимодействия преподавателя и курсанта;
  • постоянно выделять положительные явления в аудитории;
  • излучать юмор, оптимизм;
  • проявлять исключительно доброжелательность к каждому курсанту в не зависимости от личных пристрастий;
  • высказывать замечания в исключительно редких случаях;
  • быть пунктуальным при проведении занятий.

Успех проведения занятий на кафедре находится в прямой зависимости от подготовки учебно-материальной базы инженерами и другими сотрудниками учебной лаборатории (техники, лаборанты и др.).

В рассматриваемой модели проведения занятий следует отметить и работу курсантов на занятиях, как субъекта, действующего лица, участвующего в роли обучаемого, в часы самоподготовки и в личное время.

Кафедра считает, что эта деятельность должна проводиться по следующим направлениям:

  • изучение каждым курсантом содержания, структуры, цели, задач и особенностей учебной дисциплины;
  • соблюдение бюджета времени;
  • самостоятельное планирование работы курсантами;
  • умение слушать и записывать учебный материал по изучаемой дисциплине, соблюдая правила его оформления в конспекте, использование цветных карандашей;
  • самостоятельная работа курсантов по изучению дисциплины;
  • постоянная работа, направленная на формирование знаний, навыков и умений, а также на запоминание учебного материала с дальнейшим его воспроизведением в словесной (мысленной) форме.

Изучение преподавателем «внутреннего мира» курсанта – процесс сложный, требующий немалых усилий, толерантности и выдержки.

В его основе лежит наблюдение за:

  • действиями;
  • поведением;
  • поступками курсанта;
  • реальными результатами его деятельности.

Преподавателю нужно быть готовым к тому, что внешние проявления личности курсанта могут быть изменчивы, поскольку он находится в юношеском возрасте [4].

Сложность формирования специалиста материально-технического обеспечения Военно-воздушных сил Российской Федерации заключается в том, что возникающие в ходе учебной деятельности нагрузки могут вызывать разбалансированность личностных структур. В результате усугубляются имеющиеся или образуются новые отрицательные черты личности, затрудняющие освоение программы обучения, что приводит к потере интереса к будущей профессии.

Чтобы избежать этого, необходимо:

  • применять системные подходы, формирующие воздействия, позволяющие развивать у курсантов такие личностные свойства, как стабильность, устойчивость личностных структур и их адаптивность;
  • умение приспосабливаться к специфическим факторам социальной среды и военной службы.

Основой процесса обучения курсантов экономическим дисциплинам по принятой модели на кафедре является человеческий фактор всех лиц, участвующих в процессе обучения курсантов.

В это понятие входит:

  • глубокие знания;
  • физическая подготовка;
  • желание исполнителей достичь поставленной цели;
  • разнообразные внешние условия, определяющие целесообразность рассматриваемой деятельности [5].

Таким образом, предложенная модель повышает эффективность обучения курсантов профессорско-преподавательским составом на кафедре обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением.

Рецензенты:

Умывакин В.М., д.г.н., к.т.н., профессор кафедры математических методов исследования операций Воронежского государственного университета, г. Воронеж.

Лагунов В., д.т.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Боков М.М. ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И КУРСАНТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12780 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674