Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Елсакова Е.А. 1
1 АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт» (Северный филиал)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обеспечения рыночной устойчивости предприятия в усложняющихся рыночных условиях. Данная проблема требует детальных исследований. В данной статье автором даны определения понятий «финансовая стратегия» и «финансовая устойчивость». И так как финансовая стратегия охватывает все аспекты деятельности предприятия, то она решает и задачу обеспечения финансовой устойчивости предприятия в условиях рынка. Этим и определена взаимосвязь данных понятий. Значительное внимание в статье уделяется рассмотрению основных этапов процесса разработки финансовой стратегии. Автор приходит к выводу, что важным условием существования организации является умение разработать и реализовать финансовую стратегию, способную эффективно использовать имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, а, следовательно, поддерживать финансовую устойчивость предприятия на должном уровне.
финансовые ресурсы.
финансовая устойчивость
финансовая стратегия
1. Актуальные проблемы экономики, политики и права: сб. науч. тр./ под ред. д.э.н., проф. В.С. Кабакова, д.э.н., проф. Л.Л. Бекренёва. – Мурманск: МАЭУ, 2008. – 169 с.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 656 с.
3. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предпри¬ятия: учеб. пособие / под ред. И.Я. Лукасевича. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 288 с.
4. Финансы и кредит: учеб, пособие / С. В. Загородников. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – 288 с.
5. Энциклопедия финансового менеджера. [В 4 т.]. Т. 1. Концептуальные основы финансового менеджмента / И. А. Бланк. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – 448 с.
6. Хореев А.И., Морозов А.Н., Сухоруков Е.В. Формирование стратегии предприятия [Электронный ресурс] // Журнал Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 16 (информационно-справочная система «КонсультантПлюс») (дата обращения 17.10.2008).

В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. При этом постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе [1, с. 108].

Деятельность каждого хозяйствующего субъекта сопряжена с финансовыми затратами. Поэтому существенное влияние на выбор стратегии оказывает величина финансовых ресурсов предприятия. В зависимости от ее величины предприятия имеют различное количество вариантов стратегического управления. Фирмы, располагающие большими финансовыми ресурсами или имеющие легкий доступ к ним, имеют для выбора большее число вариантов стратегий, нежели фирмы с ограниченной величиной финансовых ресурсов.

Поэтому финансовая стратегия заслуживает серьезного внимания как элемент обеспечения финансовой устойчивости предприятия, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений.

В литературе, посвященной проблеме управления предприятиями, существуют различные подходы к определению финансовой стратегии.

Рассмотрев эти подходы, можно свести их в одно определение: финансовая стратегия предприятия - это система долгосрочных приоритетов, необходимых для достижения поставленных целей в рамках определённой миссии предприятия, достигаемых путём мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов предприятия.

При этом финансовая стратегия предприятия - это многофакторно-ориентированная модель «...действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала предприятия» [6].

Финансовая стратегия развития предприятия вырабатывается на основе анализа финансового состояния, эффективности управления предприятием, прогнозов состояния рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, а также анализа его сильных и слабых сторон.

Так как финансовая стратегия охватывает все аспекты деятельности предприятия, то она решает и задачу обеспечения финансовой устойчивости предприятия в условиях рынка.

При этом под финансовой устойчивостью предприятия понимают способность предприятия эффективно использовать имеющиеся в наличии финансовые ресурсы для непрерывного процесса производства и реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию достижений частных стратегических целей. Особенностью этих стратегий является их подчиненность главной стратегической цели - обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

Весь процесс разработки и реализации финансовой стратегии предприятия разделен на несколько основных этапов.

Первый этап предполагает определение общего периода формирования финансовой стратегии.

Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии развития предприятия. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода [2, с. 105]. При этом более короткий период формирования финансовой стра­тегии допустим.

Условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются: предсказуемость развития эко­номики, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и прочие.

На втором этапе происходит исследование факторов внешней и внутренней финансовой среды.

На продолжительность периода реализации стратегии воздейству­ют на две категории факторов - внутренние и внешние.

Систему исследуемых факторов внутренней финансовой среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей финансовой деятельности. К основным внутренним факторам относят масштаб предприятия; стадия развития самого предприятия; субъективный фактор руководства предприятия, собствен­ников.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, со­стояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия [3, с. 10].

Предварительным условием выбора стратегии предприятия является группировка факторов внешней финан­совой среды непрямого влияния по отдельным признакам. В формировании условий внешней финансовой среды непрямого влияния существен­ную роль играет государственная финансовая политика и государствен­ное регулирование финансовой деятельности предприятия.

Внешняя финансовая среда непосредственного влияния характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности, которые форми­руются в процессе финансовых отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам, и на которые оно может оказы­вать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных финансовых отношений с такими контр­агентами по финансовой деятельности позволяет предприятию управ­лять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для него направлении [5, с. 381-383].

Третий этап предусматривает оценку сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности.

В процессе такой оценки необходимо определить, обладает ли предприятие достаточным потен­циалом, чтобы воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявить, какие внутренние его характеристи­ки ослабляют результативность финансовой деятельности. Для диаг­ностики внутренних проблем осуществления этой деятельности используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении различных функциональных зон предприятия, обеспечи­вающих развитие финансовой деятельности. Для разработки финансовой стратегии в управленческое обследование рекомендуется вклю­чать следующие функциональные зоны: маркетинговые возможности расширения объемов и диверсификации операционной (а соответствен­но и финансовой деятельности); финансовые возможности формиро­вания инвестиционных ресурсов; численность, профессиональный и квалификационный состав персонала, обеспечивающего разра­ботку и реализацию его финансовой стратегии; имеющаяся на пред­приятии информационная база, обеспечивающая подготовку альтер­нативных стратегических финансовых решений; состояние организационной структуры управления и организационной культуры предприятия. [2, с. 107].

Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия происходит на четвертом этапе разработки финансовой стратегии. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление основных параметров финансовой деятельности предприятия, учитывающих: уровень стратегического мышления собственников, управляющих; уровень знаний финансовых менеджеров о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды; эффективность действующих на предприятии систем финансового анализа, планирования и контроля [6].

На пятом этапе осуществляется формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главная задача этого этапа заключается в максимизации рыночной стоимости организации и повышении благосостояния собственников предприятия.

Стратегические цели финансовой деятельности предприятия представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры его конечной стратегической финансовой позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты [5, с. 401].

Система стратегических це­лей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений финансовой деятельности; формирование достаточного объема финан­совых ресурсов и оптимизации их состава; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйствен­ной деятельности и т.п. [2, с. 108].

На шестом этапе разрабатываются целевые стратегические нормативы финансовой деятельности.

Сформированная на предшествующем этапе система стратегических финансовых целей должна получить конкретизацию определенных целевых стратегических нормативов. Разработка таких целевых стратегических нормативов финансовой деятельности служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспече­ния контроля выполнения финансовой стратегии [2, с. 108].

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли. Такой подход успешно используется в практике зарубежных компаний [6].

На этапе принятия основных стратегических финансовых решений, исходя из поставленных целей и целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, определяются главные стратегии финансового развития предприятия, финансовая политика по отдельным аспектам его финансово-хозяйственной деятельности, формируется портфель стратегических решений для реализации поставленных целей [6] и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегическо­го финансового развития предприятия [2, с. 108].

Немаловажным этапом разработки финансовой стратегии организации является оценка эффективности разработанной стратегии, кото­рая осуществляется по нескольким параметрам. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финан­совых показателей, а также на основе прогноза динамики нефи­нансовых результатов реализации разработанной стратегии [4, с.283].

Оценка разработанной финансовой стратегии представляет со­бой аналитический процесс, позволяющий ответить на вопрос о том, приведет ли разработанная финансовая стратегия (представленная в форме комплексной программы стратегического финансового разви­тия предприятия) к достижению предприятием своих финансовых це­лей в условиях возможных изменений факторов внешней финансовой среды [2, с. 141].

Финансовая стратегия принимается предприятием к реализации при положительных результатах оценки разработанной финансовой стратегии, соответствующих избранным критериям и финансовой философии.

На девятом этапе осуществляется обеспечение реализации финансовой стратегии.

Основной задачей процесса реализации финансовой стратегии является создание на предприятии необходимых предпосылок для осуществления предусматриваемой финансовой поддержки его базовой корпоративной стратегии и успешного достижения конечных стратегических целей его финансового развития [2, с. 144].

Этот этап предполагает реализацию программы ранее разработанных мероприятий, а также новых управленческих решений, обусловленных непредвиденным изменением факторов внешней финансовой среды.

Стратегические изменения финансовой деятельности осуществляются на предприятии в едином комплексе мероприятий по стратегичес­ким преобразованиям всех его внутриорганизационных параметров, обеспечивающих успешную реализацию полного его стратегического набора [2, с. 146].

На этом этапе также происходит выбор методов управления реализацией финансовой стратегии предприятия, которые адекватны характеру изменений условий внешней финансовой среды

Заключительный этап предполагает организацию контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов финансовой деятельности предприятия [2, с. 109].

Контроль над реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, а также помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность предприятия, увеличивать денежные ресурсы [6].

Реализацию финансовой стратегии следует считать успешно завершенной, если достигнуты все стратегические цели по каждому из направлений финансового развития предприятия.

В зависимости от особенностей финансовой деятельности предприятия данная последовательность этапов может быть уточнена и детализирована.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что важным условием существования организации является умение разработать и реализовать финансовую стратегию, способную эффективно использовать имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, а, следовательно, поддерживать финансовую устойчивость предприятия на должном уровне.

Рецензенты:

Богатырев А.В., д.э.н., доцент, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета Нижегородского филиала АНО ВПО Московского гуманитарно-экономического института, НФ МГЭИ, г. Нижний Новгород.

Солодуха П.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики АНО ВПО Московского гуманитарно-экономического института, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Елсакова Е.А. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12644 (дата обращения: 06.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674