В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. При этом постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе [1, с. 108].
Деятельность каждого хозяйствующего субъекта сопряжена с финансовыми затратами. Поэтому существенное влияние на выбор стратегии оказывает величина финансовых ресурсов предприятия. В зависимости от ее величины предприятия имеют различное количество вариантов стратегического управления. Фирмы, располагающие большими финансовыми ресурсами или имеющие легкий доступ к ним, имеют для выбора большее число вариантов стратегий, нежели фирмы с ограниченной величиной финансовых ресурсов.
Поэтому финансовая стратегия заслуживает серьезного внимания как элемент обеспечения финансовой устойчивости предприятия, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений.
В литературе, посвященной проблеме управления предприятиями, существуют различные подходы к определению финансовой стратегии.
Рассмотрев эти подходы, можно свести их в одно определение: финансовая стратегия предприятия - это система долгосрочных приоритетов, необходимых для достижения поставленных целей в рамках определённой миссии предприятия, достигаемых путём мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов предприятия.
При этом финансовая стратегия предприятия - это многофакторно-ориентированная модель «...действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала предприятия» [6].
Финансовая стратегия развития предприятия вырабатывается на основе анализа финансового состояния, эффективности управления предприятием, прогнозов состояния рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, а также анализа его сильных и слабых сторон.
Так как финансовая стратегия охватывает все аспекты деятельности предприятия, то она решает и задачу обеспечения финансовой устойчивости предприятия в условиях рынка.
При этом под финансовой устойчивостью предприятия понимают способность предприятия эффективно использовать имеющиеся в наличии финансовые ресурсы для непрерывного процесса производства и реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию достижений частных стратегических целей. Особенностью этих стратегий является их подчиненность главной стратегической цели - обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.
Весь процесс разработки и реализации финансовой стратегии предприятия разделен на несколько основных этапов.
Первый этап предполагает определение общего периода формирования финансовой стратегии.
Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии развития предприятия. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода [2, с. 105]. При этом более короткий период формирования финансовой стратегии допустим.
Условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются: предсказуемость развития экономики, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и прочие.
На втором этапе происходит исследование факторов внешней и внутренней финансовой среды.
На продолжительность периода реализации стратегии воздействуют на две категории факторов - внутренние и внешние.
Систему исследуемых факторов внутренней финансовой среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей финансовой деятельности. К основным внутренним факторам относят масштаб предприятия; стадия развития самого предприятия; субъективный фактор руководства предприятия, собственников.
Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия [3, с. 10].
Предварительным условием выбора стратегии предприятия является группировка факторов внешней финансовой среды непрямого влияния по отдельным признакам. В формировании условий внешней финансовой среды непрямого влияния существенную роль играет государственная финансовая политика и государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.
Внешняя финансовая среда непосредственного влияния характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности, которые формируются в процессе финансовых отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам, и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных финансовых отношений с такими контрагентами по финансовой деятельности позволяет предприятию управлять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для него направлении [5, с. 381-383].
Третий этап предусматривает оценку сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности.
В процессе такой оценки необходимо определить, обладает ли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявить, какие внутренние его характеристики ослабляют результативность финансовой деятельности. Для диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении различных функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие финансовой деятельности. Для разработки финансовой стратегии в управленческое обследование рекомендуется включать следующие функциональные зоны: маркетинговые возможности расширения объемов и диверсификации операционной (а соответственно и финансовой деятельности); финансовые возможности формирования инвестиционных ресурсов; численность, профессиональный и квалификационный состав персонала, обеспечивающего разработку и реализацию его финансовой стратегии; имеющаяся на предприятии информационная база, обеспечивающая подготовку альтернативных стратегических финансовых решений; состояние организационной структуры управления и организационной культуры предприятия. [2, с. 107].
Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия происходит на четвертом этапе разработки финансовой стратегии. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление основных параметров финансовой деятельности предприятия, учитывающих: уровень стратегического мышления собственников, управляющих; уровень знаний финансовых менеджеров о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды; эффективность действующих на предприятии систем финансового анализа, планирования и контроля [6].
На пятом этапе осуществляется формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главная задача этого этапа заключается в максимизации рыночной стоимости организации и повышении благосостояния собственников предприятия.
Стратегические цели финансовой деятельности предприятия представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры его конечной стратегической финансовой позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты [5, с. 401].
Система стратегических целей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений финансовой деятельности; формирование достаточного объема финансовых ресурсов и оптимизации их состава; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п. [2, с. 108].
На шестом этапе разрабатываются целевые стратегические нормативы финансовой деятельности.
Сформированная на предшествующем этапе система стратегических финансовых целей должна получить конкретизацию определенных целевых стратегических нормативов. Разработка таких целевых стратегических нормативов финансовой деятельности служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспечения контроля выполнения финансовой стратегии [2, с. 108].
Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли. Такой подход успешно используется в практике зарубежных компаний [6].
На этапе принятия основных стратегических финансовых решений, исходя из поставленных целей и целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, определяются главные стратегии финансового развития предприятия, финансовая политика по отдельным аспектам его финансово-хозяйственной деятельности, формируется портфель стратегических решений для реализации поставленных целей [6] и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегического финансового развития предприятия [2, с. 108].
Немаловажным этапом разработки финансовой стратегии организации является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии [4, с.283].
Оценка разработанной финансовой стратегии представляет собой аналитический процесс, позволяющий ответить на вопрос о том, приведет ли разработанная финансовая стратегия (представленная в форме комплексной программы стратегического финансового развития предприятия) к достижению предприятием своих финансовых целей в условиях возможных изменений факторов внешней финансовой среды [2, с. 141].
Финансовая стратегия принимается предприятием к реализации при положительных результатах оценки разработанной финансовой стратегии, соответствующих избранным критериям и финансовой философии.
На девятом этапе осуществляется обеспечение реализации финансовой стратегии.
Основной задачей процесса реализации финансовой стратегии является создание на предприятии необходимых предпосылок для осуществления предусматриваемой финансовой поддержки его базовой корпоративной стратегии и успешного достижения конечных стратегических целей его финансового развития [2, с. 144].
Этот этап предполагает реализацию программы ранее разработанных мероприятий, а также новых управленческих решений, обусловленных непредвиденным изменением факторов внешней финансовой среды.
Стратегические изменения финансовой деятельности осуществляются на предприятии в едином комплексе мероприятий по стратегическим преобразованиям всех его внутриорганизационных параметров, обеспечивающих успешную реализацию полного его стратегического набора [2, с. 146].
На этом этапе также происходит выбор методов управления реализацией финансовой стратегии предприятия, которые адекватны характеру изменений условий внешней финансовой среды
Заключительный этап предполагает организацию контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов финансовой деятельности предприятия [2, с. 109].
Контроль над реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, а также помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность предприятия, увеличивать денежные ресурсы [6].
Реализацию финансовой стратегии следует считать успешно завершенной, если достигнуты все стратегические цели по каждому из направлений финансового развития предприятия.
В зависимости от особенностей финансовой деятельности предприятия данная последовательность этапов может быть уточнена и детализирована.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что важным условием существования организации является умение разработать и реализовать финансовую стратегию, способную эффективно использовать имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, а, следовательно, поддерживать финансовую устойчивость предприятия на должном уровне.
Рецензенты:
Богатырев А.В., д.э.н., доцент, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета Нижегородского филиала АНО ВПО Московского гуманитарно-экономического института, НФ МГЭИ, г. Нижний Новгород.
Солодуха П.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики АНО ВПО Московского гуманитарно-экономического института, г. Москва.