В настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие, идут процессы развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок инноваций и капитала [2].
Особое внимание в данном процессе уделяется научно-инновационному потенциалу индивида как единственному ресурсу, способному неограниченно увеличивать свою стоимость посредством приобретения новых знаний, навыков и умений. Однако из общего числа индивидов можно выделить особую социальную общность, которая обладает латентным потенциалом, является носителем инновационных идей и гарантом развития любого общества - студенческая молодежь [1].
При финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований № 13-36-01019 «Теоретико-методологические основы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи» были разработаны механизмы активизации научно-инновационного потенциала студенческой молодежи в вузе, в которых особое внимание уделяется моральному и материальному стимулированию. На наш взгляд, это является ключевым и актуализирует разработку новых методов мотивации и стимулирования студенческой молодежи к научно-инновационной деятельности в вузе.
Автором данной статьи в рамках проекта проведения научных исследований № 13-36-01019 «Теоретико-методологические основы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи» рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением условий стимулирования и использованием методов мотивации научно-инновационной деятельности студенческой молодежи.
От результатов научно-инновационной деятельности студенческой молодежи зависит дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности. Особенно это важно при реформировании системы высшего образования в России, а также с учетом Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [5].
Для активизации научно-инновационной деятельности студентов в рамках вуза профессорско-преподавательский состав должен уметь использовать лучшие качества, знания, умения, навыки, интуицию и весь свой творческий арсенал способов по обеспечению эффективной мотивации (стимулирования) научно-инновационной деятельности каждого студента. Одной из приоритетных задач высшей школы является вовлечение студенческой молодежи в научно-инновационные процессы.
Формирование благоприятных условий для активизации и стимулирования научно- инновационной деятельности в существенной мере зависит от организационных форм ее использования. Особенно важно обеспечить мотивацию (стимулирование и инициировать активизацию) инновационных процессов на всех этапах обучения.
При активизации любого созидательного труда (научно-инновационной деятельности) необходимо учитывать:
1) собственно труд;
2) работу мысли (творческий труд);
3) удовлетворение трудом.
По мнению автора, в научно-инновационной деятельности студентов второй и третий факторы труда часто отсутствуют. В связи с чем возникает необходимость обеспечения возможности использования в процессе обучения творческого подхода и возможности удовлетворения своим трудом, это относится ко всем звеньям управления, особенно к выпускающим кафедрам. При этом профессорско-преподавательский состав должен понимать, что труд, как и личность студента, индивидуален, требует уважения, соответствующей оплаты и признания, а также больше внимания требуется уделять индивидуальной активизации научно-инновационной деятельности студентов, вырабатывая в каждом творческий дух, интерес к деятельности, личную и групповую ответственность за выполнение работы и результаты труда. Вместе с тем нужно создавать соревновательный дух как внутри студенческих групп, так и между различными группами. Полезность и эффективность такого интегративного подхода во многом подтверждает положительный опыт работы многих передовых отечественных и зарубежных вузов.
При повышении и обеспечении качества и конкурентоспособности вузов крайне важно инициировать активизацию научно-инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла. Среди всех условий, обеспечивающих у каждого студента позитивную инициацию этих процессов, следует выделить:
- курс и направление подготовки студента, знание цели своей деятельности;
- уровень воспитания и культуры;
- личные свойства (качества) и цели в текущем и перспективном временных периодах;
- ситуацию и обстановке в вузе (на кафедре);
- состояние внешней среды (ситуацию и обстановку за пределами вуза).
К этому можно добавить другие социальные и социально-психологические реалии, а также объективные научно-технические, экономические и организационные условия и факторы.
Создание благоприятных условий в существенной мере зависит от организационных форм их использования. Как показывает практика крупнейших вузов Японии, США и других развитых стран, одной из таких форм является создание различных групп, кружков, объединяющих студентов для решения конкретных задач в научно-инновационной области [3].
Первым методом стимулирования и мотивации научно-инновационной деятельности студенческой молодежи, по мнению автора, является создание в рамках вуза (кафедры) кружков «качества и конкурентоспособности», представляющих собой специфические общественные организационно-структурные формирования студентов одной или нескольких групп, в деятельность которых необходимо заложить следующее:
1) провозглашение главной целью кружков «качества и конкурентоспособности» активизацию потенциала молодежи и организацию работ в области научно-инновационной деятельности, а также поиск и реализация путей повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности образования для достижения цели деятельности всего вуза (миссия РГУИТП - подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для национальной инновационной системы России) [4];
2) привлечение к участию в кружках «качества и конкурентоспособности» максимально возможного числа студентов;
3) создание кружков «качества и конкурентоспособности» на основе следующих принципов:
- добровольности, когда объединяются для решения конкретных задач, как правило, 3-12 человек (группы с большим количеством студентов чаще всего могут оказаться менее результативными);
- коллективного участия в выборе задач;
- реальной поддержки со стороны вуза (кафедры) и создание всех необходимых условий для эффективной работы;
- само- и взаиморазвития;
- систематического воспитания, обучения и повышения научно-инновационного потенциала каждого члена кружка;
- учета результатов работы всех членов кружка при установлении им бонусов, скидок, ставок, надбавок и оплаты труда, а также при должностном продвижении;
- атмосферы творчества и соревновательности в кружках и между кружками;
- непрерывного функционирования кружков;
- осознанного понимания целей и задач;
- взаимосвязи деятельности членов кружка со своим учебным расписанием;
- широкого освещения в средствах внутривузовской информации достижений кружков;
4) осуществление общего организационного и методического руководства кружками «качества и конкурентоспособности» заведующими кафедрами и специально создаваемым советом по указанным кружкам или научно-инновационным советом вуза.
В конечном итоге успех деятельности кружков «качества и конкурентоспособности» во многом зависит от вовлеченности всех участников образовательного процесса, которая может быть обеспечена планомерной кропотливой работой всего профессорско-преподавательского состава вуза. При этом важно стимулировать работу кружков «сверху», ненавязчиво направляя их творческий потенциал на решение наиболее важных задач.
Решение об организации кружков «качества и конкурентоспособности» должны принимать проректоры по учебной и научной работе или ректор вуза. Однако это не исключает проявления инициативы от заведующих кафедрами, а также непосредственно от студентов.
В процессе создания и дальнейшего обеспечения кружков «качества и конкурентоспособности» целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования.
В организации и оказании постоянной эффективной помощи кружкам «качества и конкурентоспособности» значимую роль могут играть кураторы групп, назначаемые, например, из числа наиболее квалифицированного профессорско-преподавательского состава. Свои обязанности каждый куратор может осуществлять в одной или одновременно в нескольких группах. Группы целесообразно формировать, как правило, из числа студентов одной кафедры, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких кафедр (например, «сквозные» кружки «качества и конкурентоспособности»). В некоторых случаях состав групп требуется формировать из студентов нескольких вузов, что приведет к укреплению внешних связей и к повышению качества обучения и конкурентоспособности вуза.
Во главе каждого кружка должен быть наиболее инициативный и квалифицированный студент, избираемый всеми членами кружка «качества и конкурентоспособности». Важнейшей его функцией может являться обеспечение активности и конструктивного обсуждения имеющихся проблем всеми студентами, входящими в группу, создание в группе уважительного отношения к предложениям каждого члена. Рабочие заседания группы следует проводить не реже одного раза в месяц как в учебное (не более одного-двух часов), так и во внеучебное время. При этом руководству нужно всеми доступными мерами способствовать эффективной работе кружков «качества и конкурентоспособности». Огромная роль при этом принадлежит проректору по учебной и научной работе, который определяет из числа функционирующих в вузе подразделений координирующее подразделение. На это подразделение возлагают всю оперативную работу по организации и координации работы кружков «качества и конкурентоспособности» в вузе, а также обязанности по разработке перечня проблем для решения кружками, ведению регистрации и учета поступающих предложений, их экспертизе и обеспечению внедрения принятых предложений.
В целом ответственность за создание необходимых условий и обеспечение деятельности кружков «качества и конкурентоспособности», наряду с управленцами высшего звена, координирующим подразделением и кураторами, в не меньшей мере несут заведующие кафедрами, где функционируют кружки. Грамотно организованная работа кружков может дать значительный эффект.
Результаты работы кружков «качества и конкурентоспособности» во многом зависят от используемого инструментария. Так, например, при проведении анализа и осуществления поиска наиболее рациональных путей и способов решения задач по повышению и обеспечению качества образования и конкурентоспособности вуза подобными кружками могут использоваться разнообразные методы.
Среди них следует назвать, например, такие, как метод системного анализа, структуризации целей, экспертный, расчетный, сравнений, нормативный, моделирования, функционально-стоимостного анализа, корреляционного и регрессивного анализа, статистического анализа, аналогий, морфологического анализа, генерирования идей, планирования экспериментов, расслоения, графического моделирования и др. Из числа перечисленных методов, безусловно, наиболее часто должны использоваться те, которые более просты и доступны.
Независимо от используемого инструментария при решении той или иной задачи группам «качества и конкурентоспособности» следует придерживаться определенного порядка, включающего творческий этап, этапы рассмотрения и реализации (диффузии) предложений.
Такие кружки - кружки «качества и конкурентоспособности», могут получить дальнейшее развитие, и сфера их деятельности может расшириться, что может привести к созданию бизнес инкубаторов в вузе.
Вторым методом мотивации научно-инновационной деятельности студенческой молодежи, которому необходимо уделить серьезное внимание, является создание условий для состязательности между студентами, учебными группами, кружками «качества и конкурентоспособности», вузами. Это позволит определить проведение различного рода конкурсов с соответствующим присуждением различного рода премий.
Премии, конкурсы и призы в области научно-инновационной деятельности возможно дифференцировать по следующим уровням:
- межвузовская;
- вузовская;
- факультетская;
- кафедральная.
Участие в конкурсах на получение премии в области научно-инновационной деятельности позволит совершенствовать и активизировать научно-инновационную деятельность студенчества.
Третьим, но не менее значимым, методом мотивации и стимулирования к научно-инновационной деятельности может быть тот, который материально стимулирует всех участников процесса, использует лучшие благодарные свойства студента, а именно - в ответ на предварительно авансированное денежное вознаграждение - более ответственное отношение студента к качеству и инновационной составляющей своей деятельности, больший энтузиазм и, как результат, более высокий уровень научно-инновационной активности. Иначе этот подход к денежному вознаграждению можно сформулировать следующим образом: «Более высокое денежное вознаграждение - более высокая активизация научно-инновационной деятельности». Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу: «Высокая эффективность - высокая зарплата». Вместе с тем необходимо осуществлять этот метод дифференцированно, проводя всестороннюю оценку деятельности каждого, не допуская уравнительности и субъективности.
Реализация данного инновационного метода в широком масштабе позволяет в конечном итоге увеличить спрос и покупательские способности студента (в связи с денежным вознаграждением), что, соответственно, увеличивает возможности параллельного и последующего (послевузовского) обучения. Число обучаемых увеличивается, что приведет к повышению и обеспечению качества обучения и конкурентоспособности вуза.
Применительно к рыночным условиям, при усилении конкуренции и интеграции в мировую экономику всем руководителям отечественных вузов крайне важно, просто необходимо сосредоточить свое внимание на активизации научно-инновационной деятельности студентов при решении проблем повышения и обеспечения качества обучения и конкурентоспособности вуза, а также при решении проблем, связанных с кадровым дефицитом в научно-инновационной и образовательной сферах.
Важнейшую роль в активизации научно-инновационной деятельности играет стимулирование и мотивация труда - как руководителей всех уровней, профессорско-преподавательского состава, так и каждого студента. Необходимо создавать такие условия, чтобы весь профессорско-преподавательский состав вуза и каждый студент в отдельности чувствовали себя нужными, востребованными, понимали, что их труд почетен и что за высококачественную работу они будут уважаемы и справедливо вознаграждены. Только в этом случае все участники будут требовательно относиться к качеству своего и чужого труда.
В заключение можно сделать обобщающий вывод: активизация научно-инновационного деятельности студенческой молодежи является одним из приоритетных направлений развития государственной научно-технической и экономической политики как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого вуза. Нововведения нужно начинать с малого, то есть так, чтобы на начальном этапе не требовалось бы больших вложений финансовых и человеческих ресурсов.
Рецензенты:
Королев В.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента и маркетинга» Всероссийской Академии внешней торговли, г. Москва.
Шленов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» РГУИТП, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Алексеева С.С. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12247 (дата обращения: 09.11.2024).