Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MOTIVATION AND STIMULATION OF STUDENTS TO SCIENTIFIC-INNOVATIVE ACTIVITY IN THE UNIVERSITY

Alekseeva S.S. 1
1 Russian State University of Innovation Technologies and Entrepreneurship»
Methods of motivation and stimulation of students to scientific-innovative activity in the University are of strategic importance, since the intensification of scientific-innovative potential will lead to quality improvement and quality assurance training and competitiveness of the University, and can influence the solution of problems related to shortages of scientific-innovational and educational spheres. In the modern scientific literature is represented by a number of conceptual provisions reflecting processes of the formation of scientifically-innovative Outlook of the youth, however, no research does suggest methods of motivation and stimulation of students to scientific and innovative activity. For solving these problems, the author of the article are proposed and substantiated for use in a higher educational institution the following methods of motivation and stimulation of students to scientific-innovative activity: creation and implementation of the circle «quality and competitiveness», representing the specific social organizational and structural formation of the students; to create conditions for competition between students, educational groups, circles «quality and competitiveness, universities, through competitions with the relevant awarding of prizes; modernization of the system of material incentives through the introduction of the new approach to monetary reward, a higher remuneration is higher intensification of scientific-innovative activity».
motivation and stimulation of student´s youth
scientific-innovation activity
students

В настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие, идут процессы развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок инноваций и капитала [2].

Особое внимание в данном процессе уделяется научно-инновационному потенциалу индивида как единственному ресурсу, способному неограниченно увеличивать свою стоимость посредством приобретения новых знаний, навыков и умений. Однако из общего числа индивидов можно выделить особую социальную общность, которая обладает латентным потенциалом, является носителем инновационных идей и гарантом развития любого общества - студенческая молодежь [1].

При финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований № 13-36-01019 «Теоретико-методологические основы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи» были разработаны механизмы активизации научно-инновационного потенциала студенческой молодежи в вузе, в которых особое внимание уделяется моральному и материальному стимулированию. На наш взгляд, это является ключевым и актуализирует разработку новых методов мотивации и стимулирования студенческой молодежи к научно-инновационной деятельности в вузе.

Автором данной статьи в рамках проекта проведения научных исследований № 13-36-01019 «Теоретико-методологические основы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи» рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением условий стимулирования и использованием методов мотивации научно-инновационной деятельности студенческой молодежи.

От результатов научно-инновационной деятельности студенческой молодежи зависит дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности. Особенно это важно при реформировании системы высшего образования в России, а также с учетом Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [5].

Для активизации научно-инновационной деятельности студентов в рамках вуза профессорско-преподавательский состав должен уметь использовать лучшие качества, знания, умения, навыки, интуицию и весь свой творческий арсенал способов по обеспечению эффективной мотивации (стимулирования) научно-инновационной деятельности каждого студента. Одной из приоритетных задач высшей школы является вовлечение студенческой молодежи в научно-инновационные процессы.

Формирование благоприятных условий для активизации и стимулирования научно- инновационной деятельности в существенной мере зависит от организационных форм ее использования. Особенно важно обеспечить мотивацию (стимулирование и инициировать активизацию) инновационных процессов на всех этапах обучения.

При активизации любого созидательного труда (научно-инновационной деятельности) необходимо учитывать:

1) собственно труд;

2) работу мысли (творческий труд);

3) удовлетворение трудом.

По мнению автора, в научно-инновационной деятельности студентов второй и третий факторы труда часто отсутствуют. В связи с чем возникает необходимость обеспечения возможности использования в процессе обучения творческого подхода и возможности удовлетворения своим трудом, это относится ко всем звеньям управления, особенно к выпускающим кафедрам. При этом профессорско-преподавательский состав должен понимать, что труд, как и личность студента, индивидуален, требует уважения, соответствующей оплаты и признания, а также больше внимания требуется уделять индивидуальной активизации научно-инновационной деятельности студентов, вырабатывая в каждом творческий дух, интерес к деятельности, личную и групповую ответственность за выполнение работы и результаты труда. Вместе с тем нужно создавать соревновательный дух как внутри студенческих групп, так и между различными группами. Полезность и эффективность такого интегративного подхода во многом подтверждает положительный опыт работы многих передовых отечественных и зарубежных вузов.

При повышении и обеспечении качества и конкурентоспособности вузов крайне важно инициировать активизацию научно-инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла. Среди всех условий, обеспечивающих у каждого студента позитивную инициацию этих процессов, следует выделить:

  • курс и направление подготовки студента, знание цели своей деятельности;
  • уровень воспитания и культуры;
  • личные свойства (качества) и цели в текущем и перспективном временных периодах;
  • ситуацию и обстановке в вузе (на кафедре);
  • состояние внешней среды (ситуацию и обстановку за пределами вуза).

К этому можно добавить другие социальные и социально-психологические реалии, а также объективные научно-технические, экономические и организационные условия и факторы.

Создание благоприятных условий в существенной мере зависит от организационных форм их использования. Как показывает практика крупнейших вузов Японии, США и других развитых стран, одной из таких форм является создание различных групп, кружков, объединяющих студентов для решения конкретных задач в научно-инновационной области [3].

Первым методом стимулирования и мотивации научно-инновационной деятельности студенческой молодежи, по мнению автора, является создание в рамках вуза (кафедры) кружков «качества и конкурентоспособности», представляющих собой специфические общественные организационно-структурные формирования студентов одной или нескольких групп, в деятельность которых необходимо заложить следующее:

1) провозглашение главной целью кружков «качества и конкурентоспособности» активизацию потенциала молодежи и организацию работ в области научно-инновационной деятельности, а также поиск и реализация путей повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности образования для достижения цели деятельности всего вуза (миссия РГУИТП - подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для национальной инновационной системы России) [4];

2) привлечение к участию в кружках «качества и конкурентоспособности» максимально возможного числа студентов;

3) создание кружков «качества и конкурентоспособности» на основе следующих принципов:

  • добровольности, когда объединяются для решения конкретных задач, как правило, 3-12 человек (группы с большим количеством студентов чаще всего могут оказаться менее результативными);
  • коллективного участия в выборе задач;
  • реальной поддержки со стороны вуза (кафедры) и создание всех необходимых условий для эффективной работы;
  • само- и взаиморазвития;
  • систематического воспитания, обучения и повышения научно-инновационного потенциала каждого члена кружка;
  • учета результатов работы всех членов кружка при установлении им бонусов, скидок, ставок, надбавок и оплаты труда, а также при должностном продвижении;
  • атмосферы творчества и соревновательности в кружках и между кружками;
  • непрерывного функционирования кружков;
  • осознанного понимания целей и задач;
  • взаимосвязи деятельности членов кружка со своим учебным расписанием;
  • широкого освещения в средствах внутривузовской информации достижений кружков;

4) осуществление общего организационного и методического руководства кружками «качества и конкурентоспособности» заведующими кафедрами и специально создаваемым советом по указанным кружкам или научно-инновационным советом вуза.

В конечном итоге успех деятельности кружков «качества и конкурентоспособности» во многом зависит от вовлеченности всех участников образовательного процесса, которая может быть обеспечена планомерной кропотливой работой всего профессорско-преподавательского состава вуза. При этом важно стимулировать работу кружков «сверху», ненавязчиво направляя их творческий потенциал на решение наиболее важных задач.

Решение об организации кружков «качества и конкурентоспособности» должны принимать проректоры по учебной и научной работе или ректор вуза. Однако это не исключает проявления инициативы от заведующих кафедрами, а также непосредственно от студентов.

В процессе создания и дальнейшего обеспечения кружков «качества и конкурентоспособности» целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования.

В организации и оказании постоянной эффективной помощи кружкам «качества и конкурентоспособности» значимую роль могут играть кураторы групп, назначаемые, например, из числа наиболее квалифицированного профессорско-преподавательского состава. Свои обязанности каждый куратор может осуществлять в одной или одновременно в нескольких группах. Группы целесообразно формировать, как правило, из числа студентов одной кафедры, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких кафедр (например, «сквозные» кружки «качества и конкурентоспособности»). В некоторых случаях состав групп требуется формировать из студентов нескольких вузов, что приведет к укреплению внешних связей и к повышению качества обучения и конкурентоспособности вуза.

Во главе каждого кружка должен быть наиболее инициативный и квалифицированный студент, избираемый всеми членами кружка «качества и конкурентоспособности». Важнейшей его функцией может являться обеспечение активности и конструктивного обсуждения имеющихся проблем всеми студентами, входящими в группу, создание в группе уважительного отношения к предложениям каждого члена. Рабочие заседания группы следует проводить не реже одного раза в месяц как в учебное (не более одного-двух часов), так и во внеучебное время. При этом руководству нужно всеми доступными мерами способствовать эффективной работе кружков «качества и конкурентоспособности». Огромная роль при этом принадлежит проректору по учебной и научной работе, который определяет из числа функционирующих в вузе подразделений координирующее подразделение. На это подразделение возлагают всю оперативную работу по организации и координации работы кружков «качества и конкурентоспособности» в вузе, а также обязанности по разработке перечня проблем для решения кружками, ведению регистрации и учета поступающих предложений, их экспертизе и обеспечению внедрения принятых предложений.

В целом ответственность за создание необходимых условий и обеспечение деятельности кружков «качества и конкурентоспособности», наряду с управленцами высшего звена, координирующим подразделением и кураторами, в не меньшей мере несут заведующие кафедрами, где функционируют кружки. Грамотно организованная работа кружков может дать значительный эффект.

Результаты работы кружков «качества и конкурентоспособности» во многом зависят от используемого инструментария. Так, например, при проведении анализа и осуществления поиска наиболее рациональных путей и способов решения задач по повышению и обеспечению качества образования и конкурентоспособности вуза подобными кружками могут использоваться разнообразные методы.

Среди них следует назвать, например, такие, как метод системного анализа, структуризации целей, экспертный, расчетный, сравнений, нормативный, моделирования, функционально-стоимостного анализа, корреляционного и регрессивного анализа, статистического анализа, аналогий, морфологического анализа, генерирования идей, планирования экспериментов, расслоения, графического моделирования и др. Из числа перечисленных методов, безусловно, наиболее часто должны использоваться те, которые более просты и доступны.

Независимо от используемого инструментария при решении той или иной задачи группам «качества и конкурентоспособности» следует придерживаться определенного порядка, включающего творческий этап, этапы рассмотрения и реализации (диффузии) предложений.

Такие кружки - кружки «качества и конкурентоспособности», могут получить дальнейшее развитие, и сфера их деятельности может расшириться, что может привести к созданию бизнес инкубаторов в вузе.

Вторым методом мотивации научно-инновационной деятельности студенческой молодежи, которому необходимо уделить серьезное внимание, является создание условий для состязательности между студентами, учебными группами, кружками «качества и конкурентоспособности», вузами. Это позволит определить проведение различного рода конкурсов с соответствующим присуждением различного рода премий.

Премии, конкурсы и призы в области научно-инновационной деятельности возможно дифференцировать по следующим уровням:

  • межвузовская;
  • вузовская;
  • факультетская;
  • кафедральная.

Участие в конкурсах на получение премии в области научно-инновационной деятельности позволит совершенствовать и активизировать научно-инновационную деятельность студенчества.

Третьим, но не менее значимым, методом мотивации и стимулирования к научно-инновационной деятельности может быть тот, который материально стимулирует всех участников процесса, использует лучшие благодарные свойства студента, а именно - в ответ на предварительно авансированное денежное вознаграждение - более ответственное отношение студента к качеству и инновационной составляющей своей деятельности, больший энтузиазм и, как результат, более высокий уровень научно-инновационной активности. Иначе этот подход к денежному вознаграждению можно сформулировать следующим образом: «Более высокое денежное вознаграждение - более высокая активизация научно-инновационной деятельности». Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу: «Высокая эффективность - высокая зарплата». Вместе с тем необходимо осуществлять этот метод дифференцированно, проводя всестороннюю оценку деятельности каждого, не допуская уравнительности и субъективности.

Реализация данного инновационного метода в широком масштабе позволяет в конечном итоге увеличить спрос и покупательские способности студента (в связи с денежным вознаграждением), что, соответственно, увеличивает возможности параллельного и последующего (послевузовского) обучения. Число обучаемых увеличивается, что приведет к повышению и обеспечению качества обучения и конкурентоспособности вуза.

Применительно к рыночным условиям, при усилении конкуренции и интеграции в мировую экономику всем руководителям отечественных вузов крайне важно, просто необходимо сосредоточить свое внимание на активизации научно-инновационной деятельности студентов при решении проблем повышения и обеспечения качества обучения и конкурентоспособности вуза, а также при решении проблем, связанных с кадровым дефицитом в научно-инновационной и образовательной сферах.

Важнейшую роль в активизации научно-инновационной деятельности играет стимулирование и мотивация труда - как руководителей всех уровней, профессорско-преподавательского состава, так и каждого студента. Необходимо создавать такие условия, чтобы весь профессорско-преподавательский состав вуза и каждый студент в отдельности чувствовали себя нужными, востребованными, понимали, что их труд почетен и что за высококачественную работу они будут уважаемы и справедливо вознаграждены. Только в этом случае все участники будут требовательно относиться к качеству своего и чужого труда.

В заключение можно сделать обобщающий вывод: активизация научно-инновационного деятельности студенческой молодежи является одним из приоритетных направлений развития государственной научно-технической и экономической политики как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого вуза. Нововведения нужно начинать с малого, то есть так, чтобы на начальном этапе не требовалось бы больших вложений финансовых и человеческих ресурсов.

Рецензенты:

Королев В.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента и маркетинга» Всероссийской Академии внешней торговли, г. Москва.

Шленов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» РГУИТП, г. Москва.