Современная Россия является полиэтническим государством, в связи с этим особенно актуальными становятся проблемы этнокультурного характера, такие как предотвращение межнациональных конфликтов; проблема толерантности; вопросы возрождения национальной культуры, традиций; учет национальных особенностей в процессе обучения и воспитания личности. Целью нашего исследования стало развитие этнической толерантности будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Следует отметить, что этническая толерантность рассматривается нами как один из показателей сформированности этнокультурной компетентности личности студента.
Этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. Развитие этнокультурных качеств личности - это сложный, но необходимый процесс.
Практика показывает, что уровень этнокультурного воспитания студентов во многом зависит от их интереса к истории культуры своего народа; от возможности рассматривать этнические проблемы в мировом контексте; от мотивации в развитии и совершенствовании личностных качеств будущего педагога, а также наличии условий для саморазвития каждой личности.
В настоящее время этнокультурная подготовка будущих учителей основывается на изучении ряда дисциплин: педагогика, философия, культурология, этнопедагогика, национальная культура и других. Педагог должен иметь представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; ознакомиться с ролью этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знать специфику полиэтнической среды; уметь использовать накопленный опыт для развития творческих способностей личности и т.д.
В психолого-педагогической литературе толерантность рассматривается как особенность сознания личности и сложное личностное качество, которое должно воспитываться у ребенка с детства, и главными воспитателями в этом случае становятся родители и семья [3, c.8].
Этническая толерантность - есть плюрализм этнических взглядов и позитивных этногуманистических образов, выражающих объективное отношение к любому человеку вне зависимости от его национальной и расовой принадлежности и индивидуальных особенностей (Д. Берн, Н.М. Лебедева, А.Н.Джуринский).
М.Н. Рамазанова в содержании этнической толерантности выделяет два аспекта:
- личностные качества, состоящие в этнической идентификации, развитии менталитета, в проявлении интереса к познанию родного языка, истории и своей культуры, в патриотизме, любви к своей малой родине;
- уважительное отношение и позитивное поведение к культурам других этносов и стран, дружба с представителями других национальностей, проявляющиеся в сочетании устойчивой этнической позиции с гуманистическим признанием инокультурных ценностей [4, c.28].
В психолого-педагогической литературе выделяется пять этапов развития толерантности личности. Следует отметить, что каждый уровень включает в себя предыдущий и добавляет свои новообразования.
1) «со-знание» себя, формирование феномена «Я», поиск ответа на вопрос «Что Я есть такое?»;
2) со-бытие: осознание, что ты не один, есть и другие, они могут тебе помогать;
3) со-мышление: понимание, что другие отличаются от тебя, у них могут быть ценности, культура;
4) со-чувствие: понимание, что другие, отличаясь от тебя, могут являться твоими союзниками, воспитание уважения к ним;
5) со-действие: поведение ненасилия, диалога, дружбы, сотрудничества [5, c.24].
В структуре этнической толерантности выделяются следующие компоненты:
- когнитивный (представление о других этнических группах, их культуре, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);
- эмоциональный (отношение к другим этническим группам);
- поведенческий (стремление общаться, демонстрировать свое отношение к людям другой национальности).
С целью выявления уровня сформированности этнической толерантности студентов нами было проведено анкетирование студентов Марийского государственного университета. Студентам предлагалось ответить на 10 вопросов.
Вопрос 1. Выскажите мнение о важности этнической принадлежности? Результаты показали, что для большинства студентов (60 %) чувство этнической принадлежности является малозначимым, остальные считают национальную принадлежность важной и необходимой.
Вопрос 2. Респондентам было предложено самим определить свою этническую принадлежность, в результате были получены следующие данные: 40 % студентов считают себя россиянами, 35 % представителями своего этноса (мари, татары, чуваши), остальные (25 %) затрудняются ответить.
Вопрос 3. Назовите определяющие признаки национальности? Большинство (80 %) студентов выделили следующие признаки: культура, язык, быт, национальность родителей, традиции.
Вопрос 4. Нами были представлены факторы, формирующие этническую идентификацию, студентам предлагалось выбрать наиболее важные для них. 20 % студентов выбрали фактор - ущемление прав людей моей национальности; 40 % студентов выбрали фактор - народные праздники; 30 % - чтение национальной литературы, 5 % считают, что главным фактором является религия, остальные отмечают историческое прошлое своего народа.
Вопрос 5. Ощущаете ли вы трудности в общении с людьми других национальностей?
65 % студентов ответили, что не испытывают никаких трудностей; 35 % считают, что иногда испытывают трудности в общении с людьми другой национальности.
Вопрос 6. Ваше отношение к смешанным бракам? 87 % студентов ответили, что национальность человека не может стать препятствием для заключения брака, остальные (13 %) считают, что основой счастливого брака является принадлежность партнеров к единой этнической группе.
Вопрос 7. Стоит ли проводить в образовательных учреждениях республики Марий - Эл мероприятия, посвященные культуре и национальным традициям народов, проживающих на территории нашего региона?70 % студентов считают, что такие мероприятия проводить надо, это сближает и роднит людей; 25 % молодежи против; 5 % затрудняются ответить.
Вопрос 8. Возникают ли конфликты на национальной почве в Республике Марий - Эл? 90 % учащихся ответили, что в нашей республике нет национальных конфликтов, 10 % не знают, о чем идет речь.
Вопрос 9. Хотели бы Вы стать более терпимым человеком по отношению к другим? 65 % опрошенных ответили - да; 15 % молодежи ответили - нет; остальные 20 % ответили, что не знают.
Вопрос 10. Владеете ли вы национальным языком? Где вы приобрели знание языка?
Следует отметить, что всего лишь 20 % студентов являются носителями национального языка, все они овладели им в семье, в кругу родителей и родственников. Никто из молодых людей не назвал школу местом приобщения к национальной культуре и языку.
Проведенное социологическое исследование среди студентов Марийского государственного университета показало, что общая этносоциальная ситуация в вузе достаточно благоприятная, бесконфликтная. В высшем учебном заведении обучаются представители 10 национальностей; у молодежи нет негативного отношения к людям другой национальности; многие студенты отмечают, что для них чувство этнической принадлежности является не главным, важным, по их мнению, являются личностные качества человека. Определяющими признаками национальности, по мнению студентов, являются культура, язык, быт и традиции. Очень важным, на наш взгляд, показателем является то, что большинство студентов никогда не испытывали трудностей в общении с людьми других национальностей и культур. Таким образом, проводимая нами учебно-воспитательная работа со студентами позволяет сблизить людей, приобщает к истории культур, воспитывает чувство уважения к традициям и языку.
Работа по развитию этнической толерантности студентов в процессе обучения в вузе может строиться по следующим направлениям:
- организация учебной работы, где важнейшими факторами являются лекции и семинары. Студенты приобретают систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые и обеспечивают развитие этнической толерантности;
- организация воспитательной работы. Под системой воспитательной работы в вузе понимается единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи видов воспитательных мероприятий, направленных на формирование совокупности нравственных, эстетических, физических качеств личности студента.
Развитие этнической толерантности будущих педагогов осуществляется, в первую очередь, в процессе изучения педагогических дисциплин. Так, при изучении раздела «Теория и методика воспитания» студенты знакомятся с такими понятиями, как: сущность воспитания, движущие силы воспитательного процесса, национальное своеобразие воспитания и др. Одной из задач лекции становится осознание студентами воспитательного потенциала народной педагогики. Материал лекции должен обладать богатыми возможностями для развития и поддержания интереса к народной культуре воспитания человека. Чтобы сделать занятия живыми, запоминающимися, мы стараемся привлекать к работе различные средства: компьютерные презентации, художественную литературу, афоризмы и мысли великих людей, репродукции картин и др. При изучении темы «Особенности педагогики межнационального общения» студентам предлагается несколько педагогических ситуаций, взятых из практики школы. Руководствуясь знаниями педагогики и психологии, студенты обосновывают свою позицию по решению данных проблем. В итоге из множества высказываний коллективно определяются наиболее приемлемые варианты.
Второй важной областью этнокультурной подготовки будущих учителей является социально-воспитательная деятельность вуза. Мы солидарны с Левиной И.И. в том, что ее содержание можно разделить на две группы - социально-педагогическую поддержку студентов и воспитательную помощь. Социально-педагогическая поддержка включает в себя следующие направления: правовое, информационное, профессиональное, медицинское, психологическое [5; 50]. Воспитательная помощь выражается в адаптации (освоение студентами этнокультурного пространства города, вуза), интеграции, в кризисных ситуациях.
Социально-воспитательная система вуза предполагает культурно-педагогическую работу со студентами, в основе которой лежат особенности профиля, возможности и традиции учебного заведения. Она способствует развитию культурной и активной личности специалиста, которая происходит только в условиях педагогизации окружающей среды и при условии тесного взаимодействия с другими социальными институтами. План социально-воспитательной работы университета предусматривает реализацию различного рода мероприятий, направленных на формирование этнокультурной компетентности будущих специалистов и развитию их этнической толерантности.
В основе воспитательной работы со студентами выделяют следующие принципы:
- гуманизма к объектам воспитания, предполагающего отношение к личности молодого человека как самоценности;
- природосообразности воспитания, предполагающего научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов;
- демократизма, означающего воспитания поколения, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ;
- патриотизма, предполагающего формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнедеятельности молодого поколения;
- толерантности, являющегося одним из основных принципов воспитания молодежи в условиях плюрализма мнений, различных идей для решения одних и тех же проблем;
- индивидуально-личностного подхода к студентам в организации воспитательной деятельности.
Результативность воспитательной работы достигается путем создания культурно-эстетического микроклимата воспитательного мероприятия. Следует отметить, что наиболее популярной формой воспитательной работы в вузе становится организация тренингов по актуальным проблемам социума.
Результаты проведенного исследования позволили нам составить модель развития этнической толерантности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Модель включает в себя три этапа:
1 этап - подготовительный. Он заключается в отборе и структурировании содержания обучения психолого-педагогическим дисциплинам. Следует отметить, что при подготовке к занятиям педагог затрагивает наиболее актуальные для студентов проблемы и явления, направленные на оказание помощи при разрешении жизненных ситуаций. Например, проблемы формирования этнического самосознания личности, культуры межнациональных отношений, толерантности, проблемы национализма и экстремизма и др.
Основной задачей данного этапа становятся возможность определения уровня знаний студентов о затронутой проблеме, формирование мотивации к овладению определенных знаний и умений. На этом этапе нами проводится анкетирование студентов, результаты которого и являются основанием при разработке будущих лекционных и семинарских занятий.
2 этап - практический. Основной целью данного этапа становится формирование теоретических знаний и практических умений о проблеме. Практика показывает, что на данном этапе эффективнее всего использовать активные методы работы со студентами, такие как: метод кейсов, технологию критического мышления, дискуссии и др. Такое обучение позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, создает условия для поиска новых подходов к разрешению жизненных ситуаций. Перечисленные нами методы обучения являются важными формами образовательной деятельности, позволяющие стимулировать студентов, развивать у них рефлексивное мышление. Особое внимание мы уделяем проведению ежегодной Республиканской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Человек в современном социуме:научный поиск молодых». Данная конференция проводится на базе Марийского государственного университета, студентам предоставляется возможность выступить с докладами по изучаемой ими проблеме и опубликовать свою статью. Следует отметить, что проблемы этнического характера, затрагиваемые на данной конференции, вызывают особый интерес у присутствующих. Ребята активно включаются в обсуждение, предлагают свое видение проблемы, принимают совместные решения и т. д.
3 этап - рефлексивный. Его основная задача состоит в формировании у студентов готовности к осуществлению и проявлению правильного поведения в жизненных ситуациях. На данном этапе студенты анализируют и проявляют свое отношение и действия в специально моделируемых ситуациях. Студентам предоставляется возможность выражать свою точку зрения, понимать точку зрения других, вступать в дискуссию и обсуждение.
Важное значение на данном этапе мы отводим проведению педагогической практики будущих педагогов в учебных заведениях республики. Педагогическая практика является широким полем проверки всего теоретического багажа, а также способствует более глубокому осмыслению значения приобретенных знаний в процессе обучения. Она же является критерием правильности собственных представлений и возможностей, но главное, способности проявить умения и навыки в области этнокультуры, так необходимые для социокультурной деятельности.
В ходе практики будущие педагоги выполняют следующие виды деятельности: самостоятельно организуют работу с детьми; проводят педагогический эксперимент или творческую исследовательскую работу с целью углубления профессиональных умений и навыков; активно участвуют в деятельности педагогического коллектива; оказывают помощь педагогу.
Процесс развития этнической толерантности будущих педагогов в процессе их практической деятельности осуществляется поэтапно. Так, на первом курсе введена ознакомительная практика на базе образовательных учреждений и реабилитационных центров, на старших курсах - практика включает в себя ознакомление с управленческими и организационно-методическими аспектами деятельности педагога. Будущие педагоги имеют возможность общения с детьми разных национальностей, используют с ними наиболее эффективные формы и методы воспитательно-образовательной работы, оказывают необходимую помощь отдельным учащимся, участвуют в учебно-воспитательной деятельности школы.
Опыт нашей работы убеждает, что развитие этнической толерантности является важнейшим показателем уровня готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, способных к позитивному взаимодействию с людьми разных национальностей, открытых к восприятию других культур, уважению человеческих достоинств и индивидуальности.
Рецензенты:
Комелина В.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Лежнина Л.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Арзамасцева Н.Г. РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12215 (дата обращения: 09.12.2024).