Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ETHNIC TOLERANCE DURING THEIR UNIVERSITY STUDIES

Arzamastseva N.G. 1
1 Mari State University
Russia nowadays is a diversified multiethnic country, thus facing numerous ethnic challenges, such as cross cultural conflicts, inter-ethnic intolerance, decline of national culture, etc. These problems can’t be solved unless certain quality improvements are introduced in education and methods of teaching and learning are modernized. Our research is aimed at the development of ethnic tolerance of future teachers via psychological and pedagogic disciplines taught at the university. Ethnic tolerance is considered to be one of the indicators of ethnic and cultural competence development of a student. For this purpose we developed a model of ethnic tolerance development in undergraduate students via psychological and pedagogical disciplines. The model includes three stages: preliminary, applicable and reflective. Our experience proves that development of ethnic tolerance is an important indicator of future teachers’ commitment to their professional activity, positive attitude to and interaction with people of different nationalities, respect of human dignity and identity.
ethnic tolerance
ethnic and cultural competence

Современная Россия является полиэтническим государством, в связи с этим особенно актуальными становятся проблемы этнокультурного характера, такие как предотвращение межнациональных конфликтов; проблема толерантности; вопросы возрождения национальной культуры, традиций; учет национальных особенностей в процессе обучения и воспитания личности. Целью нашего исследования стало развитие этнической толерантности будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Следует отметить, что этническая толерантность рассматривается нами как один из показателей сформированности этнокультурной компетентности личности студента.

Этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. Развитие этнокультурных качеств личности - это сложный, но необходимый процесс.

Практика показывает, что уровень этнокультурного воспитания студентов во многом зависит от их интереса к истории культуры своего народа; от возможности рассматривать этнические проблемы в мировом контексте; от мотивации в развитии и совершенствовании личностных качеств будущего педагога, а также наличии условий для саморазвития каждой личности.

В настоящее время этнокультурная подготовка будущих учителей основывается на изучении ряда дисциплин: педагогика, философия, культурология, этнопедагогика, национальная культура и других. Педагог должен иметь представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; ознакомиться с ролью этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знать специфику полиэтнической среды; уметь использовать накопленный опыт для развития творческих способностей личности и т.д.

В психолого-педагогической литературе толерантность рассматривается как особенность сознания личности и сложное личностное качество, которое должно воспитываться у ребенка с детства, и главными воспитателями в этом случае становятся родители и семья [3, c.8].

Этническая толерантность - есть плюрализм этнических взглядов и позитивных этногуманистических образов, выражающих объективное отношение к любому человеку вне зависимости от его национальной и расовой принадлежности и индивидуальных особенностей (Д. Берн, Н.М. Лебедева, А.Н.Джуринский).

М.Н. Рамазанова в содержании этнической толерантности выделяет два аспекта:

- личностные качества, состоящие в этнической идентификации, развитии менталитета, в проявлении интереса к познанию родного языка, истории и своей культуры, в патриотизме, любви к своей малой родине;

- уважительное отношение и позитивное поведение к культурам других этносов и стран, дружба с представителями других национальностей, проявляющиеся в сочетании устойчивой этнической позиции с гуманистическим признанием инокультурных ценностей [4, c.28].

В психолого-педагогической литературе выделяется пять этапов развития толерантности личности. Следует отметить, что каждый уровень включает в себя предыдущий и добавляет свои новообразования.

1) «со-знание» себя, формирование феномена «Я», поиск ответа на вопрос «Что Я есть такое?»;

2) со-бытие: осознание, что ты не один, есть и другие, они могут тебе помогать;

3) со-мышление: понимание, что другие отличаются от тебя, у них могут быть ценности, культура;

4) со-чувствие: понимание, что другие, отличаясь от тебя, могут являться твоими союзниками, воспитание уважения к ним;

5) со-действие: поведение ненасилия, диалога, дружбы, сотрудничества [5, c.24].

В структуре этнической толерантности выделяются следующие компоненты:

  • когнитивный (представление о других этнических группах, их культуре, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);
  • эмоциональный (отношение к другим этническим группам);
  • поведенческий (стремление общаться, демонстрировать свое отношение к людям другой национальности).

С целью выявления уровня сформированности этнической толерантности студентов нами было проведено анкетирование студентов Марийского государственного университета. Студентам предлагалось ответить на 10 вопросов.

Вопрос 1. Выскажите мнение о важности этнической принадлежности? Результаты показали, что для большинства студентов (60 %) чувство этнической принадлежности является малозначимым, остальные считают национальную принадлежность важной и необходимой.

Вопрос 2. Респондентам было предложено самим определить свою этническую принадлежность, в результате были получены следующие данные: 40 % студентов считают себя россиянами, 35 % представителями своего этноса (мари, татары, чуваши), остальные (25 %) затрудняются ответить.

Вопрос 3. Назовите определяющие признаки национальности? Большинство (80 %) студентов выделили следующие признаки: культура, язык, быт, национальность родителей, традиции.

Вопрос 4. Нами были представлены факторы, формирующие этническую идентификацию, студентам предлагалось выбрать наиболее важные для них. 20 % студентов выбрали фактор - ущемление прав людей моей национальности; 40 % студентов выбрали фактор - народные праздники; 30 % - чтение национальной литературы, 5 % считают, что главным фактором является религия, остальные отмечают историческое прошлое своего народа.

Вопрос 5. Ощущаете ли вы трудности в общении с людьми других национальностей?

65 % студентов ответили, что не испытывают никаких трудностей; 35 % считают, что иногда испытывают трудности в общении с людьми другой национальности.

Вопрос 6. Ваше отношение к смешанным бракам? 87 % студентов ответили, что национальность человека не может стать препятствием для заключения брака, остальные (13 %) считают, что основой счастливого брака является принадлежность партнеров к единой этнической группе.

Вопрос 7. Стоит ли проводить в образовательных учреждениях республики Марий - Эл мероприятия, посвященные культуре и национальным традициям народов, проживающих на территории нашего региона?70 % студентов считают, что такие мероприятия проводить надо, это сближает и роднит людей; 25 % молодежи против; 5 % затрудняются ответить.

Вопрос 8. Возникают ли конфликты на национальной почве в Республике Марий - Эл? 90 % учащихся ответили, что в нашей республике нет национальных конфликтов, 10 % не знают, о чем идет речь.

Вопрос 9. Хотели бы Вы стать более терпимым человеком по отношению к другим? 65 % опрошенных ответили - да; 15 % молодежи ответили - нет; остальные 20 % ответили, что не знают.

Вопрос 10. Владеете ли вы национальным языком? Где вы приобрели знание языка?

Следует отметить, что всего лишь 20 % студентов являются носителями национального языка, все они овладели им в семье, в кругу родителей и родственников. Никто из молодых людей не назвал школу местом приобщения к национальной культуре и языку.

Проведенное социологическое исследование среди студентов Марийского государственного университета показало, что общая этносоциальная ситуация в вузе достаточно благоприятная, бесконфликтная. В высшем учебном заведении обучаются представители 10 национальностей; у молодежи нет негативного отношения к людям другой национальности; многие студенты отмечают, что для них чувство этнической принадлежности является не главным, важным, по их мнению, являются личностные качества человека. Определяющими признаками национальности, по мнению студентов, являются культура, язык, быт и традиции. Очень важным, на наш взгляд, показателем является то, что большинство студентов никогда не испытывали трудностей в общении с людьми других национальностей и культур. Таким образом, проводимая нами учебно-воспитательная работа со студентами позволяет сблизить людей, приобщает к истории культур, воспитывает чувство уважения к традициям и языку.

Работа по развитию этнической толерантности студентов в процессе обучения в вузе может строиться по следующим направлениям:

  • организация учебной работы, где важнейшими факторами являются лекции и семинары. Студенты приобретают систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые и обеспечивают развитие этнической толерантности;
  • организация воспитательной работы. Под системой воспитательной работы в вузе понимается единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи видов воспитательных мероприятий, направленных на формирование совокупности нравственных, эстетических, физических качеств личности студента.

Развитие этнической толерантности будущих педагогов осуществляется, в первую очередь, в процессе изучения педагогических дисциплин. Так, при изучении раздела «Теория и методика воспитания» студенты знакомятся с такими понятиями, как: сущность воспитания, движущие силы воспитательного процесса, национальное своеобразие воспитания и др. Одной из задач лекции становится осознание студентами воспитательного потенциала народной педагогики. Материал лекции должен обладать богатыми возможностями для развития и поддержания интереса к народной культуре воспитания человека. Чтобы сделать занятия живыми, запоминающимися, мы стараемся привлекать к работе различные средства: компьютерные презентации, художественную литературу, афоризмы и мысли великих людей, репродукции картин и др. При изучении темы «Особенности педагогики межнационального общения» студентам предлагается несколько педагогических ситуаций, взятых из практики школы. Руководствуясь знаниями педагогики и психологии, студенты обосновывают свою позицию по решению данных проблем. В итоге из множества высказываний коллективно определяются наиболее приемлемые варианты.

Второй важной областью этнокультурной подготовки будущих учителей является социально-воспитательная деятельность вуза. Мы солидарны с Левиной И.И. в том, что ее содержание можно разделить на две группы - социально-педагогическую поддержку студентов и воспитательную помощь. Социально-педагогическая поддержка включает в себя следующие направления: правовое, информационное, профессиональное, медицинское, психологическое [5; 50]. Воспитательная помощь выражается в адаптации (освоение студентами этнокультурного пространства города, вуза), интеграции, в кризисных ситуациях.

Социально-воспитательная система вуза предполагает культурно-педагогическую работу со студентами, в основе которой лежат особенности профиля, возможности и традиции учебного заведения. Она способствует развитию культурной и активной личности специалиста, которая происходит только в условиях педагогизации окружающей среды и при условии тесного взаимодействия с другими социальными институтами. План социально-воспитательной работы университета предусматривает реализацию различного рода мероприятий, направленных на формирование этнокультурной компетентности будущих специалистов и развитию их этнической толерантности.

В основе воспитательной работы со студентами выделяют следующие принципы:

  • гуманизма к объектам воспитания, предполагающего отношение к личности молодого человека как самоценности;
  • природосообразности воспитания, предполагающего научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов;
  • демократизма, означающего воспитания поколения, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ;
  • патриотизма, предполагающего формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнедеятельности молодого поколения;
  • толерантности, являющегося одним из основных принципов воспитания молодежи в условиях плюрализма мнений, различных идей для решения одних и тех же проблем;
  • индивидуально-личностного подхода к студентам в организации воспитательной деятельности.

Результативность воспитательной работы достигается путем создания культурно-эстетического микроклимата воспитательного мероприятия. Следует отметить, что наиболее популярной формой воспитательной работы в вузе становится организация тренингов по актуальным проблемам социума.

Результаты проведенного исследования позволили нам составить модель развития этнической толерантности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Модель включает в себя три этапа:

1 этап - подготовительный. Он заключается в отборе и структурировании содержания обучения психолого-педагогическим дисциплинам. Следует отметить, что при подготовке к занятиям педагог затрагивает наиболее актуальные для студентов проблемы и явления, направленные на оказание помощи при разрешении жизненных ситуаций. Например, проблемы формирования этнического самосознания личности, культуры межнациональных отношений, толерантности, проблемы национализма и экстремизма и др.

Основной задачей данного этапа становятся возможность определения уровня знаний студентов о затронутой проблеме, формирование мотивации к овладению определенных знаний и умений. На этом этапе нами проводится анкетирование студентов, результаты которого и являются основанием при разработке будущих лекционных и семинарских занятий.

2 этап - практический. Основной целью данного этапа становится формирование теоретических знаний и практических умений о проблеме. Практика показывает, что на данном этапе эффективнее всего использовать активные методы работы со студентами, такие как: метод кейсов, технологию критического мышления, дискуссии и др. Такое обучение позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, создает условия для поиска новых подходов к разрешению жизненных ситуаций. Перечисленные нами методы обучения являются важными формами образовательной деятельности, позволяющие стимулировать студентов, развивать у них рефлексивное мышление. Особое внимание мы уделяем проведению ежегодной Республиканской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Человек в современном социуме:научный поиск молодых». Данная конференция проводится на базе Марийского государственного университета, студентам предоставляется возможность выступить с докладами по изучаемой ими проблеме и опубликовать свою статью. Следует отметить, что проблемы этнического характера, затрагиваемые на данной конференции, вызывают особый интерес у присутствующих. Ребята активно включаются в обсуждение, предлагают свое видение проблемы, принимают совместные решения и т. д.

3 этап - рефлексивный. Его основная задача состоит в формировании у студентов готовности к осуществлению и проявлению правильного поведения в жизненных ситуациях. На данном этапе студенты анализируют и проявляют свое отношение и действия в специально моделируемых ситуациях. Студентам предоставляется возможность выражать свою точку зрения, понимать точку зрения других, вступать в дискуссию и обсуждение.

Важное значение на данном этапе мы отводим проведению педагогической практики будущих педагогов в учебных заведениях республики. Педагогическая практика является широким полем проверки всего теоретического багажа, а также способствует более глубокому осмыслению значения приобретенных знаний в процессе обучения. Она же является критерием правильности собственных представлений и возможностей, но главное, способности проявить умения и навыки в области этнокультуры, так необходимые для социокультурной деятельности.

В ходе практики будущие педагоги выполняют следующие виды деятельности: самостоятельно организуют работу с детьми; проводят педагогический эксперимент или творческую исследовательскую работу с целью углубления профессиональных умений и навыков; активно участвуют в деятельности педагогического коллектива; оказывают помощь педагогу.

Процесс развития этнической толерантности будущих педагогов в процессе их практической деятельности осуществляется поэтапно. Так, на первом курсе введена ознакомительная практика на базе образовательных учреждений и реабилитационных центров, на старших курсах - практика включает в себя ознакомление с управленческими и организационно-методическими аспектами деятельности педагога. Будущие педагоги имеют возможность общения с детьми разных национальностей, используют с ними наиболее эффективные формы и методы воспитательно-образовательной работы, оказывают необходимую помощь отдельным учащимся, участвуют в учебно-воспитательной деятельности школы.

Опыт нашей работы убеждает, что развитие этнической толерантности является важнейшим показателем уровня готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, способных к позитивному взаимодействию с людьми разных национальностей, открытых к восприятию других культур, уважению человеческих достоинств и индивидуальности.

Рецензенты:

Комелина В.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Лежнина Л.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.