Введение
Наряду с существительными, глаголами, местоимениями, местоименными наречиями, союзами и другими языковыми средствами в создании структурной связности текста активно участвуют и словообразовательные единицы и категории. По словам М.Д. Степановой, словообразовательные единицы функционируют как эксплицитные средства создания связности текста, а также выражают имплицитную логическую связь его глубинных пропозиций [3, с. 48].
Упоминающиеся в науке комплексные единицы словообразования (словообразовательные цепочки [1; 2; 4], парадигмы, гнезда [4], типы [1; 2; 4], категории [5], ряды [2; 4], разряды [2], классы [2; 4; 5]) выделяются в системе языка, в отрыве от их речевой реализации. В реальном же тексте мы встречаем разнообразные комбинации словообразовательных единиц языка, которые участвуют в формировании текстовой связности. Так, в одном фрагменте текста могут, например, соседствовать элементы цепочки и парадигмы, словообразовательного типа и словообразовательной категории, единицы однокорневые комбинируются с разнокорневыми, также могут сочетаться рефлексы слово- и формообразования (наряду с самостоятельными производными словами в формировании текстовой связности могут участвовать и разные формы слов).
Поэтому у нас возникла необходимость во введении нового, интегрирующего термина, позволяющего объединить разноплановые в структурном и семантическом отношении единицы словообразования, которые совместно участвуют в формировании текстовой связности в том или ином фрагмента текста. Мы предлагаем именовать такие единицы словообразовательная последовательность.
Цель исследования: проанализировать разные типы словообразовательных последовательностей в роли единиц, формирующих категорию текстовой связности, в текстах разных стилей.
Материал исследования
Исследование проводится на примерах из массива текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка.
Методы исследования
В работе используются метод традиционного лингвистического описания, метод структурно-семантического словообразовательного анализа, а также элементы метода стилистического анализа текста.
Основное содержание работы
Словообразовательная последовательность - это комплексное средство словообразовательной текстовой связности, которое включает в себя элементы разных в структурном или семантическом отношении словообразовательных единиц, объединенных по принципу участия в формировании текстовой связности (независимо от того, компонентами каких именно словообразовательных единиц они выступают). Единицы словообразовательной последовательности могут характеризоваться как формальной связью элементов, входящих в их состав, так и семантико-словообразовательной связью между ними.
Словообразовательные последовательности могут быть однокорневыми, если включают в себя элементы однокорневых комплексных единиц словообразования - это могут быть фрагменты цепочки и парадигмы, узла словообразовательного гнезда в разных комбинациях, включая и рефлексы формообразования.
Минимальной словообразовательной последовательностью в роли текстовой связности является словообразовательная пара. В обследованном материале присутствуют разнообразные структурные типы таких минимальных последовательностей. Так, часто встречается суффиксальная модель «существительное ® производное прилагательное»: Откуда у мальчишки, выросшего посреди полей и лесов, возникла необъяснимая любовь к морю? Впрочем, мечту о морских странствованиях мог пробудить в юном Рубцове опыт потешских земляков (Н. Коняев). - Здесь в паре море - морские прилагательное конкретизирует семантику море применительно к внутреннему состоянию героя: любовь к морским странствиям.
Помимо словообразовательной пары, минимальную словообразовательную последовательность могут формировать элементы других, комплексных словообразовательных единиц - чаще всего это фрагмент словообразовательной парадигмы. Такая парадигма может быть представлена словами одной части речи, например глаголами:
Покрестившись лихо на собор,
Мимо волн Обводного канала
Поскакал бы я во весь опор!
Не простой, возвышенный в седле бы
Прискакал к тебе в конце концов! (Н. Рубцов).
Здесь глагольные образования одного (совершенного) вида на базе скакать создают описание последовательности движений в разном направлении.
Фрагмент словообразовательной парадигмы в составе словообразовательной последовательности может быть представлен и словами разных частей речи:
Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое... (Н. Рубцов).
Здесь словообразовательная последовательность представлена двумя элементами словообразовательной парадигмы на базе исходного петь - пенье и певчий. Здесь употребление именно этих лексем создает ассоциативно-смысловое поле, связанное с церковным пением, что значительно усиливает смысловую емкость и эмоционально-экспрессивный фон развернутого образа России.
Трехзвенные словообразовательные последовательности также характеризуются структурным разнообразием: Иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег (И. Шмелев) - в словообразовательную последовательность объединены элементы словообразовательного гнезда с центром розовый. Внутритекстовая связность реализует последовательное разворачивание образа: в первом случае начало такого действия (розоветь - «приобретать признак чего-то»), во втором - «дополнительность признака», в третьем - «неполнота признака».
Трехзвенная последовательность может быть представлена фрагментом словообразовательной парадигмы: Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом (И. Шмелев).
В данном фрагменте словообразовательная последовательность реализована элементом словообразовательной парадигмы: плавает - всплывает (солнце) - выплывает (за садом). Она представляет последовательное развитие ситуации: плавает (гул) - «актуально-длительное действие»; всплывает - «действие, направленное вверх»; выплывет - «действие, распространяющееся в пространстве из какого-то источника».
Пример четырехзвенной однокорневой словообразовательной последовательности встречаем во фрагменте текста из повести Н. Коняева: Зато Николай Васильевич Беляков разговорился не сразу. Жизнь у него сложилась нелегко, изломанно, да и не очень-то он готов был к разговору... Ну, а нашел меня, и мы с ним частенько в этом парке сидели, разговаривали. Но больше всего он свои стихи говорил.
Здесь словообразовательная последовательность говорить - разговаривать - разговориться -- разговор также представлена фрагментом словообразовательного гнезда с вершиной говорить, который включает в себя контаминацию двух цепочек: 1) говорить -- разговаривать -- разговориться и 2) говорить -- разговаривать -- разговор, в результате чего элементы разговориться и разговор выступают как части словообразовательной парадигмы. Расположение звеньев словообразовательной последовательности является дистантным. Данная последовательность участвует в развитии микротемы фрагмента «жизнь у него сложилась нелегко, изломанно», при этом компонент говорить обогащает свое языковое значение за счет приращения смысла говорить стихи -- «читать стихи».
Четырехзвенные словообразовательные последовательности могут формироваться за счет оживления этимологических связей слов - актуализации внутренней формы, за счет чего в последовательность могут включаться слова, являющиеся синхронически непроизводными. Это особенно часто встречается в художественных (особенно - поэтических текстах):
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы,
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России (Н. Рубцов)
Здесь фрагмент словообразовательного гнезда крест (осложнен формообразующим варьированием с крестами) - окрест - закрестить включает в ассоциативно-смысловой ряд лексему окрестности, актуализуя «этимологическую память» слова. Парадигматические отношения между однокорневыми словами участвуют в создании картины давнего военного лихолетья - образ креста как воплощение смерти создается не только на содержательном уровне, но и в самом своего рода «крестообразном» расположении однокорневых единиц в тексте.
Словообразовательные последовательности могут быть разнокорневыми (одномодельными), если в организации текстовой связности выступают разнокорневые (одномодельные) комплексные единицы словообразования: чаще всего это фрагменты словообразовательных типов, но возможны и фрагменты словообразовательных рядов (формального объединения слов разных словообразовательных типов с одинаковым формантом и способом словообразования, без учета семантической общности - води-тель, выключа-тель), и фрагменты словообразовательной категории (объединения слов разных словообразовательных типов с общим словообразовательным значением, но разными формантами - води-тель, груз-чик).
Минимальной разнокорневой словообразовательной последовательностью слов с одинаковыми аффиксами является пара слов, принадлежащих к общему словообразовательному типу:
На крашеном полу и на лежанке лежат золотые окна, совсем косые и узкие, и черные на них крестики скосились. И до того прозрачны, что даже пузырики - глазочки видны и пятнышки ... и зайчики, голубой и красный. Но откуда же эти зайчики и почему так бьются? Да это совсем не зайчики, а как будто пасхальные яички, прозрачные, как дымок. Я смотрю на окна - шары! Это мои шары гуляют, вьются за форточкой, другой уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили подольше (И. Шмелев).
Здесь использована последовательность с одинаковыми уменьшительно-ласкательными суффиксами одушевленных имен существительных яичко - зайчик, которая употребляется в комплексе с лексическими средствами связности текста - повторами ключевых слов (зайчики и шары), что в целом создает текстовую перспективу, развивающую и детализирующую изображения восприятия происходящего глазами ребенка.
Представлены в текстах и многозвенные последовательности на базе фрагментов словообразовательного типа: Безлошадники не могли вывести чистокровного орловского рысака, которым мы и теперь продолжаем гордиться, за которого и теперь получаем за границей чистое золото. Или владимирских битюгов. Безовечники не могли бы создать чистую породу романовской овцы. Бескоровники не могли бы создать сорта русского масла и вологодского масла, которыми бесконкурентно был завален мировой рынок (В. Солоухин).
Здесь в последовательности из трех звеньев актуализованы индивидуально-авторские окказиональные производные слова по данному приставочно-суффиксальному словообразовательному типу: их употребление в роли средства текстовой связности способствует подробной художественной детализации изображенного фрагмента действительности.
Встречаются даже примеры шестизвенной последовательности на базе единого словообразовательного типа: Птицы у нас везде. В передней чижик, в спальной канарейки, в проходной комнате скворчик, в спальне отца канарейка и черный дроздик, в зале два соловья, в кабинете жавороночек, и даже в кухне у Марьюшки живет на покое, весь лысый, чижик, который пищит - «чулки- чулки-паголенки», когда застучат посудой. В чулане у нас множество всяких клеток с костяными шишечками, от прежних птиц. Отец любит возиться с птичками и зажигать лампадки, когда он дома (И. Шмелев).
Это последовательность из 6 звеньев, включающая в себя родовое обозначение и ряд видовых, что также способствует художественной детализации изображаемого события.
Результаты исследования
В результате исследования нами были выявлены двух-, трех- и четырехзвенные однокорневые словообразовательные последовательности, в состав которых входят словообразовательные пары, цепочки, а также фрагменты словообразовательных парадигм и словообразовательных гнезд. Также были выявлены следующие типы разнокорневых (одномодельных) словообразовательных последовательностей: а) одномодельные словообразовательные последовательности слов с одинаковыми аффиксами; б) одномодельные словообразовательные последовательности слов с синонимическими аффиксами; в) одномодельные словообразовательные последовательности сложных слов; г) одномодельные словообразовательные последовательности слов, образованных с помощью конверсии.
Выводы
Проведенное исследование показало, что словообразовательные последовательности разных типов являются значимыми средствами формирования словообразовательной текстовой связности, потому что объединяют сходные в семантическом и структурном отношении слова как элементы разных предложений в тексте, так сказать, «естественным образом», в силу наличия системно-языковых словообразовательных отношений между ними. Это способствует формированию тематической и коммуникативной перспективы текста, его ассоциативно-смыслового фона, а также повышает экспрессивность текстовых фрагментов.
Рецензенты:
Рацибурская Л.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой современного русского языка и общего языкознания Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г.Нижний Новгород.
Радбиль Т.Б., д.фил.н., профессор кафедры современного русского языка и общего языкознания Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г.Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Плесканюк Т.Н. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ТЕКСТОВОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12099 (дата обращения: 21.11.2024).