Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WORD-FORMATIVE SEQUENCE AS MEANS OF WORD-FORMATIVE TEXT COHERENCE

Pleskanyuk T.N. 1
1 Nizhny Novgorod State University of N.I. Lobachevsky
The work reflects the problem of the separation and analysis of the expression means of word-formative coherence in the text. We introduce a new integrating term such as word-formative sequence, which allows to combine word-formative units that are different in structural and semantic coherence. The purpose of the study is an analysis of different types of word-formative sequences as units forming the category of text coherence in texts of different styles. The study is done on the text material of the Russian National Corpus. It is concluded that the word-formative sequences of different types are important tools for making word-formative communicative and thematic text perspectives.
word-formative sequence
word-formative text coherence
modern Russian language

Введение

Наряду с существительными, глаголами, местоимениями, местоименными наречиями, союзами и другими языковыми средствами в создании структурной связности текста активно участвуют и словообразовательные единицы и категории. По словам М.Д. Степановой, словообразовательные единицы функционируют как эксплицитные средства создания связности текста, а также выражают имплицитную логическую связь его глубинных пропозиций [3, с. 48].

Упоминающиеся в науке комплексные единицы словообразования (словообразовательные цепочки [1; 2; 4], парадигмы, гнезда [4], типы [1; 2; 4], категории [5], ряды [2; 4], разряды [2], классы [2; 4; 5]) выделяются в системе языка, в отрыве от их речевой реализации. В реальном же тексте мы встречаем разнообразные комбинации словообразовательных единиц языка, которые участвуют в формировании текстовой связности. Так, в одном фрагменте текста могут, например, соседствовать элементы цепочки и парадигмы, словообразовательного типа и словообразовательной категории, единицы однокорневые комбинируются с разнокорневыми, также могут сочетаться рефлексы слово- и формообразования (наряду с самостоятельными производными словами в формировании текстовой связности могут участвовать и разные формы слов).

Поэтому у нас возникла необходимость во введении нового, интегрирующего термина, позволяющего объединить разноплановые в структурном и семантическом отношении единицы словообразования, которые совместно участвуют в формировании текстовой связности в том или ином фрагмента текста. Мы предлагаем именовать такие единицы словообразовательная последовательность.

Цель исследования: проанализировать разные типы словообразовательных последовательностей в роли единиц, формирующих категорию текстовой связности, в текстах разных стилей.

Материал исследования

Исследование проводится на примерах из массива текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка.

Методы исследования

В работе используются метод традиционного лингвистического описания, метод структурно-семантического словообразовательного анализа, а также элементы метода стилистического анализа текста.

Основное содержание работы

Словообразовательная последовательность - это комплексное средство словообразовательной текстовой связности, которое включает в себя элементы разных в структурном или семантическом отношении словообразовательных единиц, объединенных по принципу участия в формировании текстовой связности (независимо от того, компонентами каких именно словообразовательных единиц они выступают). Единицы словообразовательной последовательности могут характеризоваться как формальной связью элементов, входящих в их состав, так и семантико-словообразовательной связью между ними.

Словообразовательные последовательности могут быть однокорневыми, если включают в себя элементы однокорневых комплексных единиц словообразования - это могут быть фрагменты цепочки и парадигмы, узла словообразовательного гнезда в разных комбинациях, включая и рефлексы формообразования.

Минимальной словообразовательной последовательностью в роли текстовой связности является словообразовательная пара. В обследованном материале присутствуют разнообразные структурные типы таких минимальных последовательностей. Так, часто встречается суффиксальная модель «существительное ® производное прилагательное»: Откуда у мальчишки, выросшего посреди полей и лесов, возникла необъяснимая любовь к морю? Впрочем, мечту о морских странствованиях мог пробудить в юном Рубцове опыт потешских земляков (Н. Коняев). - Здесь в паре море - морские прилагательное конкретизирует семантику море применительно к внутреннему состоянию героя: любовь к морским странствиям.

Помимо словообразовательной пары, минимальную словообразовательную последовательность могут формировать элементы других, комплексных словообразовательных единиц - чаще всего это фрагмент словообразовательной парадигмы. Такая парадигма может быть представлена словами одной части речи, например глаголами:

Покрестившись лихо на собор,

Мимо волн Обводного канала

Поскакал бы я во весь опор!

Не простой, возвышенный в седле бы

Прискакал к тебе в конце концов! (Н. Рубцов).

Здесь глагольные образования одного (совершенного) вида на базе скакать создают описание последовательности движений в разном направлении.

Фрагмент словообразовательной парадигмы в составе словообразовательной последовательности может быть представлен и словами разных частей речи:

Привет, Россия - родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое... (Н. Рубцов).

Здесь словообразовательная последовательность представлена двумя элементами словообразовательной парадигмы на базе исходного петь - пенье и певчий. Здесь употребление именно этих лексем создает ассоциативно-смысловое поле, связанное с церковным пением, что значительно усиливает смысловую емкость и эмоционально-экспрессивный фон развернутого образа России.

Трехзвенные словообразовательные последовательности также характеризуются структурным разнообразием: Иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег (И. Шмелев) - в словообразовательную последовательность объединены элементы словообразовательного гнезда с центром розовый. Внутритекстовая связность реализует последовательное разворачивание образа: в первом случае начало такого действия (розоветь - «приобретать признак чего-то»), во втором - «дополнительность признака», в третьем - «неполнота признака».

Трехзвенная последовательность может быть представлена фрагментом словообразовательной парадигмы: Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом (И. Шмелев).

В данном фрагменте словообразовательная последовательность реализована элементом словообразовательной парадигмы: плавает - всплывает (солнце) - выплывает (за садом). Она представляет последовательное развитие ситуации: плавает (гул) - «актуально-длительное действие»; всплывает - «действие, направленное вверх»; выплывет - «действие, распространяющееся в пространстве из какого-то источника».

Пример четырехзвенной однокорневой словообразовательной последовательности встречаем во фрагменте текста из повести Н. Коняева: Зато Николай Васильевич Беляков разговорился не сразу. Жизнь у него сложилась нелегко, изломанно, да и не очень-то он готов был к разговору... Ну, а нашел меня, и мы с ним частенько в этом парке сидели, разговаривали. Но больше всего он свои стихи говорил.

Здесь словообразовательная последовательность говорить - разговаривать - разговориться -- разговор также представлена фрагментом словообразовательного гнезда с вершиной говорить, который включает в себя контаминацию двух цепочек: 1) говорить -- разговаривать -- разговориться и 2) говорить -- разговаривать -- разговор, в результате чего элементы разговориться и разговор выступают как части словообразовательной парадигмы. Расположение звеньев словообразовательной последовательности является дистантным. Данная последовательность участвует в развитии микротемы фрагмента «жизнь у него сложилась нелегко, изломанно», при этом компонент говорить обогащает свое языковое значение за счет приращения смысла говорить стихи -- «читать стихи».

Четырехзвенные словообразовательные последовательности могут формироваться за счет оживления этимологических связей слов - актуализации внутренней формы, за счет чего в последовательность могут включаться слова, являющиеся синхронически непроизводными. Это особенно часто встречается в художественных (особенно - поэтических текстах):

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы,

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России (Н. Рубцов)

Здесь фрагмент словообразовательного гнезда крест (осложнен формообразующим варьированием с крестами) - окрест - закрестить включает в ассоциативно-смысловой ряд лексему окрестности, актуализуя «этимологическую память» слова. Парадигматические отношения между однокорневыми словами участвуют в создании картины давнего военного лихолетья - образ креста как воплощение смерти создается не только на содержательном уровне, но и в самом своего рода «крестообразном» расположении однокорневых единиц в тексте.

Словообразовательные последовательности могут быть разнокорневыми (одномодельными), если в организации текстовой связности выступают разнокорневые (одномодельные) комплексные единицы словообразования: чаще всего это фрагменты словообразовательных типов, но возможны и фрагменты словообразовательных рядов (формального объединения слов разных словообразовательных типов с одинаковым формантом и способом словообразования, без учета семантической общности - води-тель, выключа-тель), и фрагменты словообразовательной категории (объединения слов разных словообразовательных типов с общим словообразовательным значением, но разными формантами - води-тель, груз-чик).

Минимальной разнокорневой словообразовательной последовательностью слов с одинаковыми аффиксами является пара слов, принадлежащих к общему словообразовательному типу:

На крашеном полу и на лежанке лежат золотые окна, сов­сем косые и узкие, и черные на них крестики скосились. И до того прозрачны, что даже пузырики - глазочки видны и пятнышки ... и зайчики, голубой и красный. Но откуда же эти зайчики и почему так бьются? Да это совсем не зайчики, а как будто пасхальные яички, прозрачные, как дымок. Я смотрю на окна - шары! Это мои шары гуляют, вьются за форточкой, другой уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили подольше (И. Шмелев).

Здесь использована последовательность с одинаковыми уменьшительно-ласкательными суффиксами одушевленных имен существительных яичко - зайчик, которая употребляется в комплексе с лексическими средствами связности текста - повторами ключевых слов (зайчики и шары), что в целом создает текстовую перспективу, развивающую и детализирующую изображения восприятия происходящего глазами ребенка.

Представлены в текстах и многозвенные последовательности на базе фрагментов словообразовательного типа: Безлошадники не могли вывести чистокровного орловского рысака, которым мы и теперь продолжаем гордиться, за которого и теперь получаем за границей чистое золото. Или владимирских битюгов. Безовечники не могли бы создать чистую породу романовской овцы. Бескоровники не могли бы создать сорта русского масла и вологодского масла, которыми бесконкурентно был завален мировой рынок (В. Солоухин).

Здесь в последовательности из трех звеньев актуализованы индивидуально-авторские окказиональные производные слова по данному приставочно-суффиксальному словообразовательному типу: их употребление в роли средства текстовой связности способствует подробной художественной детализации изображенного фрагмента действительности.

Встречаются даже примеры шестизвенной последовательности на базе единого словообразовательного типа: Птицы у нас везде. В передней чижик, в спальной канарейки, в проходной комнате скворчик, в спальне отца канарейка и черный дроздик, в зале два соловья, в кабинете жавороночек, и даже в кухне у Марьюшки живет на покое, весь лысый, чижик, который пищит - «чулки- чулки-паголенки», когда застучат посудой. В чулане у нас множество всяких клеток с костяными шишечками, от прежних птиц. Отец любит возиться с птичками и зажигать лампадки, когда он дома (И. Шмелев).

Это последовательность из 6 звеньев, включающая в себя родовое обозначение и ряд видовых, что также способствует художественной детализации изображаемого события.

Результаты исследования

В результате исследования нами были выявлены двух-, трех- и четырехзвенные однокорневые словообразовательные последовательности, в состав которых входят словообразовательные пары, цепочки, а также фрагменты словообразовательных парадигм и словообразовательных гнезд. Также были выявлены следующие типы разнокорневых (одномодельных) словообразовательных последовательностей: а) одномодельные словообразовательные последовательности слов с одинаковыми аффиксами; б) одномодельные словообразовательные последовательности слов с синонимическими аффиксами; в) одномодельные словообразовательные последовательности сложных слов; г) одномодельные словообразовательные последовательности слов, образованных с помощью конверсии.

Выводы

Проведенное исследование показало, что словообразовательные последовательности разных типов являются значимыми средствами формирования словообразовательной текстовой связности, потому что объединяют сходные в семантическом и структурном отношении слова как элементы разных предложений в тексте, так сказать, «естественным образом», в силу наличия системно-языковых словообразовательных отношений между ними. Это способствует формированию тематической и коммуникативной перспективы текста, его ассоциативно-смыслового фона, а также повышает экспрессивность текстовых фрагментов.

Рецензенты:

Рацибурская Л.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой современного русского языка и общего языкознания Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г.Нижний Новгород.

Радбиль Т.Б., д.фил.н., профессор кафедры современного русского языка и общего языкознания Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г.Нижний Новгород.