Российская Федерация в современных условиях в числе стратегических задач имеет две крайне важные: сохранение суверенитета и востребованность со стороны партнеров [33]. Обе эти задачи требуют всестороннего развития научно-технического потенциала: военного для обороны и гражданского для взаимовыгодного сотрудничества. По сути, России требуется вторая индустриализация, как это подчеркивал Президент РФ В.В. Путин, которая невозможна без наличия грамотных специалистов во всех областях – от фундаментальной науки и до техников со средним специальным образованием. В настоящее время вопросу образования уделяется пристальное внимание, при этом вопрос рассматривается комплексно. Согласно Федеральному закону РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [27] образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, т.е. помимо функции обучения теоретическим знаниям и практическим навыкам в образовательный процесс входит и воспитательная функция [4]. Современное понимание воспитания, помимо нравственного аспекта (патриотизма и других традиционных русских ценностей), включает в себя обучение социальным навыкам, востребованным в социально-экономических областях: общение в коллективе [30], умение отстаивать свое мнение и др. Современный специалист должен не просто обладать неким набором теоретических знаний [8], но и уметь применять их на практике, а также поддерживать организационную культуру в научном или производственном коллективе [22].
Образование в России должно сохранить лучшее из традиционных подходов (системность, фундаментальность обучения) и добавить к ним актуальные современные подходы – личную инициативность и ответственность, обладание социальными компетенциями, индивидуальные планы обучения, ориентацию на конечный практический результат в соответствующих областях.
Наиболее важными вопросами современности в области российского образования, на наш взгляд, являются:
1. Доступность образования.
Доступность образования для всех, кто в состоянии обучаться на должном уровне, независимо от их территориального расположения и материального положения, является приоритетной целью. Как справедливо заметил В.В. Путин: «Эффективность социальной политики измеряется мнением людей – справедливо ли устроено общество, в котором мы живем» [34], между тем как «школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию». Стоит дополнить, что сказанное В.В. Путиным по сути относится не только к школам, но и к учреждениям дошкольного образования, а также к высшей школе. Помимо недопустимо высокой дифференциации по качеству обучения имеется тенденция к замене процесса обучения, т.е. научения знаниям, методологии мышления, практическим навыкам по специальности и др. на «предоставление образовательных услуг», под которыми иногда скрывается лишь формальное выполнение требуемых действий без надлежащего контроля за эффективностью. Подобные тенденции недопустимы, так как они обесценивают высшее образование как таковое и способствуют подрыву индустриальной и оборонной мощи страны, а также социальной и культурной деградации общества. Требуется системное обучение научной картине мира, обучение самостоятельному мышлению; особое внимание следует уделять навыкам саморазвития и умению сформулировать свою исследовательскую позицию [11].
К вопросу доступности образования относится и платность обучения, причем некоторые политики выступают за абсолютизацию подхода, перевод всего высшего образования (и частично среднего) на платную основу. Зачем продвигается такая концепция, пояснил Президент РФ В.В. Путин [32]: «если в условиях такого расслоения общества по уровню доходов мы перейдем на платное образование, мы в мгновение скатимся на уровень третьестепенной страны. Это скажется на всех сторонах нашей жизни: и на трудоспособности, и производительности труда, и перспективах страны в целом. Это абсолютно недопустимая вещь».
К этой же области логично отнести и проблему трудоустройства выпускников: должна учитываться регионализация требований рынка труда, чтобы желающие по окончании вуза работать в своем регионе имели такую возможность.
Проблема возникла как следствие несогласованности образовательной деятельности высшей школы [24] и востребованности профессий на уровне региональных рынков. Большинство вузов продолжает свою работу со времен, когда вопрос устройства на работу выпускников решался не в региональном, а в федеральном масштабе и не относился к компетенции непосредственно вуза (максимум – в вопросе распределения по позициям списка), поэтому во многих учебных заведениях отсутствуют структуры, полноценно занимающиеся этим вопросом. Дополнительным негативным фактором является нежелание значительной части выпускников работать по полученной специальности [28], а также стремление значительной части таковых уехать из региона (зависит от региона).
Таким образом, в каждом вузе необходимо создать специальную организационную структуру, которая будет заниматься вопросами регионального социального партнерства с другими организациями региона (включая средние школы и производства, имеющие отношение к специальности вуза). Целесообразно вести такую работу, структурно разделив ее на два блока (см. рисунок): внутренний блок относится непосредственно к учебной работе, внешний же занимается комплексной работой с другими организациями [17].
Схема работы вуза по вопросам регионализации
Регионализация высшей школы экономит значительные средства и создает благоприятную социальную обстановку в регионе. Подобный подход с успехом применяется в г. Дубне (Московская обл.) [20]. Например, организации ОАО «Приборный завод “Тензор”» и ОАО МКБ «Радуга» тесно взаимодействуют с филиалом МГТУ МИРЭА в г. Дубне, и уже на 4-м курсе у студентов решается вопрос будущего места работы, если они желают остаться в регионе (а таковое желание зависит в том числе и от наличия работы по профилю).
Важно отметить, что системная регионализация образования не означает «замыкания» на ресурсах региона, наоборот: при наличии эффективно работающего социокультурного пространства значительно упрощается вопрос межрегионального взаимодействия с подобными структурами других регионов. Так, для г. Дубна наиболее актуальным является межвузовское взаимодействие с высшими учебными заведениями Москвы и Подмосковья, а также Тверской области.
2. Повышение престижа профессионального образования.
Актуальной задачей современности является изменение восприятия специалистов со средним профессиональным образованием на положительное. К сожалению, в поздний советский период сложились непрестижные образы «ПТУшника» и «нищего инженера», которые (особенно второй) усугубились в ельцинский период 90-х годов XX века. В настоящее время, несмотря на то, что рабочие специальности в ряде случаев хорошо оплачиваются, работа «на производстве» многими считается непрестижной. Преодолеть это можно лишь при помощи грамотной социальной пропаганды [31], подкрепленной соответствующим отношением государства к тем, кто создает его материальную мощь.
Важно сделать профессиональное образование таким же качественным, как и среднее общеобразовательное (и высшее на соответствующем уровне), что можно достигнуть при помощи реализации концепции непрерывного образования. В этом случае профессиональное образование дается на основе полученного общего среднего (школьного), и при этом собственно профессиональное образование занимает не 3–4 года, а около года и даже менее – но при этом опирается на уже полученные знания, а в практическом смысле проходит на реальном производстве [25] под руководством наставников-профессионалов, использующих на практике системный подход к обучению [23]. Наставники – это высококвалифицированные специалисты, имеющие длительный опыт работы в конкретной организации и понимающие ее специфику. Специфика института наставничества в том, что он практически не затратен по ресурсам: специально нанимать никого не требуется, все решается в штатном режиме. Однако большинство учебных заведений упускают из вида этот метод, используя краткосрочные тренинги и т.п. (вероятная причина – калька с западного менеджмента). Второй немаловажный аспект – это понимание целесообразности длительности наставничества, между тем как зачастую под видом наставничества понимают лишь кратковременный адаптационный период работы, несколько месяцев или даже недель. Для сложных производств и наукоемких областей такой подход нецелесообразен, необходима пролонгация наставничества вплоть до формирования полноценного специалиста (с постепенным уменьшением опеки и переходом на самостоятельность работы).
Затем по мере необходимости специалист может проходить курсы дополнительного образования многократно, выбирая нужные для конкретной практической задачи [25]. Особенно целесообразно создавать центры дополнительного образования и переподготовки в области наукоемких производств и научных центрах [3], в том числе и для специалистов с высшим образованием [9].
3. Ориентация на практическую востребованность.
Выпускники средних специальных и высших образовательных заведений не просто должны получить диплом, но и устраиваться работать по специальности, иначе образование становится формальным и затраты на него теряют смысл. Этот вопрос должен решаться комплексно, путем налаживания связей с потенциальными работодателями еще на этапе обучения
Область трудовой деятельности – процесс сложный и диалектичный, характеризующийся различием интересов наемных работников и их работодателей, неизбежно следующим из капиталистического способа производства. Однако примитивность однофакторной модели марксизма «работники хотят получать больше, а работодатели желают платить меньше» очевидна, и необходимо учитывать междисциплинарные факторы: эффективность использования наемного труда обусловливается не только материальным вознаграждением за таковой. В современной социологии разрабатывается важная концепция социального партнерства, т.е. системы взаимоотношений интересов наемного персонала и работодателей, связанной с юридическими, психологическими и социологическими аспектами. Концепция является междисциплинарной, в ее рамках рассматриваются вопросы коллективного договора, роли профсоюзов, понятие социального партнерства и др. Особенно важным аспектом является вопрос участия государственных органов власти и местного самоуправления.
В филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне было проведено исследование в среде выпускников заочной формы обучения [6]. В результате было выявлено, что наибольшее доверие вызывает принцип «соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (19,5% анкетированных), а наименьший уровень доверия вызывает тезис «содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе» (0,0% респондентов). Таким образом, современная молодежь с опытом работы (среди опрошенных заочников все имели трудовой стаж) имеет крайне высокий уровень недоверия к государству в области социально-трудовых отношений. Не касаясь обоснованности этого мнения в государственном масштабе (но отмечая важность вопроса), логично сконцентрироваться на проблемах, которые могут быть решены на региональном уровне, который и является актуальным в свете обсуждаемой темы.
Критерием качества образования вуза должны быть не только формальные критерии теоретического образования, но и такие факторы, как потребность общества в их выпускниках [13], а также желание выпускников посвятить себя выбранной специальности.
4. Грамотная мотивация специалистов.
Проблема мотивации специалистов – многофакторная, что крайне редко учитывается современным менеджментом. Обеспечение достойного материального вознаграждения является необходимым, но не достаточным условием. Законодательство в области образования должно учитывать и другие факторы, востребованные квалифицированными специалистами [15], причем еще на этапе обучения в вузе [5]. К таким факторам обычно относятся наличие обратной связи от результатов деятельности специалиста, возможность не только выполнять поставленные задачи, но и творчески мыслить и внедрять результаты на практике. Кроме того, социальная обстановка в коллективе также сильно влияет на качество труда. Тема социальной обстановки рассматривается в современности согласно принципам менеджмента качества, где работники являются не безликим ресурсом, а теоретически полноправным партнером, имеющим свои индивидуальные интересы, а также групповые, отличающиеся от интересов работодателя. Таким образом, для эффективного решения управленческих задач необходимо учитывать интересы и запросы работников, их мотивацию.
Под мотивацией развития качества трудовой жизни подразумевается процесс создания условий, в рамках которых у субъектов (или социальных групп) возникает потребность в межсубъектных взаимодействиях в области развития элементов трудовой жизни. Это означает, что каждый субъект (социальная группа) оценивает свои потребности и то, какими средствами он может их удовлетворить, т.е. оценивает качество элементов трудовой жизни [29].
Процесс учета мотивации работников для повышения эффективности работы организации целесообразно представить в виде ряда последовательных действий.
Действие 1. Актуализация потребностей индивидов, вовлечение их во все аспекты системы социально-трудовых отношений организации.
Действие 2. Целенаправленный поиск удовлетворения потребностей работников, разработка способов их мотивирования.
Действие 3. Определение социальных и психологических процессов взаимодействий внутри конкретной организации.
Действие 4. Предоставление возможностей реализации действиям индивидов, направленных на удовлетворение личностных потребностей в контексте профессиональной деятельности и социальной жизни коллектива.
Действие 5. Получение и анализ результата предпринятых действий, прогнозирование и формирование дальнейших потребностей.
Таким образом, можно говорить о комбинации методов социальной мотивации, качества трудовой деятельности и принципов менеджмента качества в рамках единой системы, моделирующей работу организации как холистичного объекта. Эффективность работы зависит от осознания общих целей, функций элементов системы и их связей всеми индивидами, автоматически включаемыми в систему в качестве элементов таковой.
Человек не должен сводиться к профессиональной функции, а рассматриваться системно, с учетом психики индивида.
К области мотивации специалистов относится и вопрос охраны труда [14], который оказывает существенное влияние на мотивацию к трудовой деятельности, качество трудовой жизни, социальное партнерство в социально-трудовой сфере.
5. Инновационная деятельность.
В современной России много говорится об инновационной деятельности, в том числе и в законодательных актах. Так, в законе Московской области «Об образовании» [26] в ст. 8 прописано, что инновационная деятельность в сфере образования в Московской области осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями и т.д.
Проблема состоит в том, что законодательство сейчас всесторонне стимулирует инновационную деятельность [7], но при этом практически не занимается вопросом определения критериев и качества таковой, и под видом инноваций зачастую проходят не пригодные к практической реализации проекты, которые являются затратными для бюджета без какой-либо практической задачи.
Таким образом, введение инноваций, в том числе и в образовательный процесс, должно подвергаться тщательной экспертизе до финансирования и попытки внедрения проекта [16]. При этом важно учитывать, что успешное применение некоей концепции в одних условиях не означает ее универсальной применимости [10]. К сожалению, на практике законотворцы зачастую пытаются применять западный подход и методологию к российской действительности, что недопустимо из-за культурных, экономических и политических различий. Однако изучать европейский опыт с целью выделения полезных для российского образования методик необходимо [18].
6. Системность подхода к образованию.
Реформа образования должна проходить комплексно, на всех уровнях: высшем, профессиональном, среднем и даже дошкольном. Образование должно быть непрерывным в течение всей жизни, только так можно не отстать от современных темпов развития цивилизации. Кроме того, современный руководитель должен быть компетентен, помимо своей научной сферы интересов, и в области управления персоналом [2], чтобы уметь сформировать требуемую организационную культуру в коллективе [36] в зависимости от актуальных целей научной и трудовой деятельности [38]. В организационную культуру входит и управление персоналом с применением междисциплинарного подхода [12], позволяющего наиболее эффективно реализовать интеллектуальный потенциал коллектива [36] с учетом как внешних условий, так и внутренних характеристик организации [35]. Рекомендуется давать студентам задания по самостоятельной формулировке политик и ближайших целей качества образования как лично для них, так и для учебной группы [1].
Очевидно, что программные задачи различных уровней образования должны быть согласованы [21] и представлять собой единую систему [19], в которой знания преподносятся на разном уровне развития, но при этом не являются фрагментарными, а входят в естественнонаучную картину мира.
Примером такой программы может служить «Программа развития образования в Московской области» [20], написанная в соответствии с Законом Московской области «Об образовании» [26] и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [27].
Задачами программы являются:
Задача 1. Развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности всех видов образования, включая дополнительное, с учетом территории проживания.
Задача 2. Развитие образовательного потенциала, включая профессиональное обучение, соответствующего требованиям социально-экономического развития Российской Федерации с учетом перспектив развития.
Задача 3. Разработка стандартов качества образования современного уровня, равно как и инструментария для независимой оценки такового, независимого от общества.
Задача 4. Модернизация образовательных программ в соответствии с современными требованиями.
Задача 5. Создание системы использования имеющихся социокультурных и интеллектуальных ресурсов региона для поддержки и развития образовательного потенциала.
Задача 6. Создание единой образовательно-культурной среды региона.
Задача 7. Создание эффективной системы управления системой образования региона.
Программа состоит из четырех подпрограмм.
Подпрограмма «Дошкольное, общее и дополнительное образование детей» должна обеспечить 100%-ю доступность указанных видов образования детей независимо от их состояния физического здоровья, места проживания и материальной обеспеченности.
Подпрограмма «Развитие профессионального образования» нацелена на преобразование системы профессионального образования Московской области в соответствии с потребностями рынка труда, а также предусматривает тесное сотрудничество с предприятиями области – потенциальными работодателями.
Подпрограмма «Развитие высшего образования» направлена на упрочнение положения вузов Московской области в масштабе страны, а также на приведение программ высшего образования в полное соответствие государственным образовательным стандартам, привитие навыков самостоятельной работы студентам. Помимо непосредственной задачи обучения студентов именно высшей школе необходимо заниматься вопросом интегрирования всех уровней образования в единую систему.
Подпрограмма «Управление качеством образования» содержит парадигму перехода с управления затратами на управление результатом, указывает на необходимость повышения уровня компьютеризации и создание единой информационной системы образования, а также на необходимость перехода на методы оценки качества образования, включающие в себя участие всех заинтересованных лиц (родители, потенциальные работодатели) и при этом прозрачные для внешнего наблюдателя.
Современное законодательство в области образования находится в процессе реформирования. Так, основной Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят менее года назад, причем в него уже вносились поправки; областной закон «Об образовании» был принят всего несколько месяцев назад. Таким образом, на данный момент времени введены в действие лишь самые общие законы, отвечающие современным требованиям к образованию, и они по своей сути не могут быть достаточно детальны. Однако они дают достаточно свободы для разработки региональных программ образования, отвечающих как современным требованиям, так и задачам регионального уровня.
Рецензенты:
Киричук С.М., д.соц.н., профессор, член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти Тюменской области, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва.
Омельяненко М.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой промышленной электроники МГТУ МИРЭА (Министерство образования и науки Российской Федерации), г. Дубна.
Библиографическая ссылка
Назаренко М.А. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСОБЕННОСТИ ВСТУПИВШЕГО В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12083 (дата обращения: 21.11.2024).