Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROGRAM OF EDUCATION DEVELOPMENT IN THE MOSCOW REGION AND PECULIARITIES OF THE EFFECT OF MODERN LEGISLATION

Nazarenko M.A. 1
1 Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation, branch in Dubna
The question of the reform of modern education from the point of view of the system approach is regarded. This approach reckons for of an integrated approach to the problems of pre-school, secondary, vocational and higher education. The most important topics in education, requiring strategic elaboration are presented. They are formulated requirements for education, that are most relevant to the modern state, based on the Federal Law No. 273-FL "On Education in the Russian Federation", as well as on articles and speeches of the Russian Federation President Vladimir Putin. The example of the developed program of the regional level, corresponding to the requirements set forth as follows: "The program of development of education in the Moscow Region", which takes into account the complex interaction of all levels of education at the regional level and points to the realization of matching modern state educational standards and quality control.
education program
education
innovation

Российская Федерация в современных условиях в числе стратегических задач имеет две крайне важные: сохранение суверенитета и востребованность со стороны партнеров [33]. Обе эти задачи требуют всестороннего развития научно-технического потенциала: военного для обороны и гражданского для взаимовыгодного сотрудничества. По сути, России требуется вторая индустриализация, как это подчеркивал Президент РФ В.В. Путин, которая невозможна без наличия грамотных специалистов во всех областях – от фундаментальной науки и до техников со средним специальным образованием. В настоящее время вопросу образования уделяется пристальное внимание, при этом вопрос рассматривается комплексно. Согласно Федеральному закону РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [27] образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, т.е. помимо функции обучения теоретическим знаниям и практическим навыкам в образовательный процесс входит и воспитательная функция [4]. Современное понимание воспитания, помимо нравственного аспекта (патриотизма и других традиционных русских ценностей), включает в себя обучение социальным навыкам, востребованным в социально-экономических областях: общение в коллективе [30], умение отстаивать свое мнение и др. Современный специалист должен не просто обладать неким набором теоретических знаний [8], но и уметь применять их на практике, а также поддерживать организационную культуру в научном или производственном коллективе [22].

Образование в России должно сохранить лучшее из традиционных подходов (системность, фундаментальность обучения) и добавить к ним актуальные современные подходы – личную инициативность и ответственность, обладание социальными компетенциями, индивидуальные планы обучения, ориентацию на конечный практический результат в соответствующих областях.

Наиболее важными вопросами современности в области российского образования, на наш взгляд, являются:

1. Доступность образования.

Доступность образования для всех, кто в состоянии обучаться на должном уровне, независимо от их территориального расположения и материального положения, является приоритетной целью. Как справедливо заметил В.В. Путин: «Эффективность социальной политики измеряется мнением людей – справедливо ли устроено общество, в котором мы живем» [34], между тем как «школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию». Стоит дополнить, что сказанное В.В. Путиным по сути относится не только к школам, но и к учреждениям дошкольного образования, а также к высшей школе. Помимо недопустимо высокой дифференциации по качеству обучения имеется тенденция к замене процесса обучения, т.е. научения знаниям, методологии мышления, практическим навыкам по специальности и др. на «предоставление образовательных услуг», под которыми иногда скрывается лишь формальное выполнение требуемых действий без надлежащего контроля за эффективностью. Подобные тенденции недопустимы, так как они обесценивают высшее образование как таковое и способствуют подрыву индустриальной и оборонной мощи страны, а также социальной и культурной деградации общества. Требуется системное обучение научной картине мира, обучение самостоятельному мышлению; особое внимание следует уделять навыкам саморазвития и умению сформулировать свою исследовательскую позицию [11].

К вопросу доступности образования относится и платность обучения, причем некоторые политики выступают за абсолютизацию подхода, перевод всего высшего образования (и частично среднего) на платную основу. Зачем продвигается такая концепция, пояснил Президент РФ В.В. Путин [32]: «если в условиях такого расслоения общества по уровню доходов мы перейдем на платное образование, мы в мгновение скатимся на уровень третьестепенной страны. Это скажется на всех сторонах нашей жизни: и на трудоспособности, и производительности труда, и перспективах страны в целом. Это абсолютно недопустимая вещь».

К этой же области логично отнести и проблему трудоустройства выпускников: должна учитываться регионализация требований рынка труда, чтобы желающие по окончании вуза работать в своем регионе имели такую возможность.

Проблема возникла как следствие несогласованности образовательной деятельности высшей школы [24] и востребованности профессий на уровне региональных рынков. Большинство вузов продолжает свою работу со времен, когда вопрос устройства на работу выпускников решался не в региональном, а в федеральном масштабе и не относился к компетенции непосредственно вуза (максимум – в вопросе распределения по позициям списка), поэтому во многих учебных заведениях отсутствуют структуры, полноценно занимающиеся этим вопросом. Дополнительным негативным фактором является нежелание значительной части выпускников работать по полученной специальности [28], а также стремление значительной части таковых уехать из региона (зависит от региона).

Таким образом, в каждом вузе необходимо создать специальную организационную структуру, которая будет заниматься вопросами регионального социального партнерства с другими организациями региона (включая средние школы и производства, имеющие отношение к специальности вуза). Целесообразно вести такую работу, структурно разделив ее на два блока (см. рисунок): внутренний блок относится непосредственно к учебной работе, внешний же занимается комплексной работой с другими организациями [17].

Схема работы вуза по вопросам регионализации

Регионализация высшей школы экономит значительные средства и создает благоприятную социальную обстановку в регионе. Подобный подход с успехом применяется в г. Дубне (Московская обл.) [20]. Например, организации ОАО «Приборный завод “Тензор”» и ОАО МКБ «Радуга» тесно взаимодействуют с филиалом МГТУ МИРЭА в г. Дубне, и уже на 4-м курсе у студентов решается вопрос будущего места работы, если они желают остаться в регионе (а таковое желание зависит в том числе и от наличия работы по профилю).

Важно отметить, что системная регионализация образования не означает «замыкания» на ресурсах региона, наоборот: при наличии эффективно работающего социокультурного пространства значительно упрощается вопрос межрегионального взаимодействия с подобными структурами других регионов. Так, для г. Дубна наиболее актуальным является межвузовское взаимодействие с высшими учебными заведениями Москвы и Подмосковья, а также Тверской области.

2. Повышение престижа профессионального образования.

Актуальной задачей современности является изменение восприятия специалистов со средним профессиональным образованием на положительное. К сожалению, в поздний советский период сложились непрестижные образы «ПТУшника» и «нищего инженера», которые (особенно второй) усугубились в ельцинский период 90-х годов XX века. В настоящее время, несмотря на то, что рабочие специальности в ряде случаев хорошо оплачиваются, работа «на производстве» многими считается непрестижной. Преодолеть это можно лишь при помощи грамотной социальной пропаганды [31], подкрепленной соответствующим отношением государства к тем, кто создает его материальную мощь.

Важно сделать профессиональное образование таким же качественным, как и среднее общеобразовательное (и высшее на соответствующем уровне), что можно достигнуть при помощи реализации концепции непрерывного образования. В этом случае профессиональное образование дается на основе полученного общего среднего (школьного), и при этом собственно профессиональное образование занимает не 3–4 года, а около года и даже менее – но при этом опирается на уже полученные знания, а в практическом смысле проходит на реальном производстве [25] под руководством наставников-профессионалов, использующих на практике системный подход к обучению [23]. Наставники – это высококвалифицированные специалисты, имеющие длительный опыт работы в конкретной организации и понимающие ее специфику. Специфика института наставничества в том, что он практически не затратен по ресурсам: специально нанимать никого не требуется, все решается в штатном режиме. Однако большинство учебных заведений упускают из вида этот метод, используя краткосрочные тренинги и т.п. (вероятная причина – калька с западного менеджмента). Второй немаловажный аспект – это понимание целесообразности длительности наставничества, между тем как зачастую под видом наставничества понимают лишь кратковременный адаптационный период работы, несколько месяцев или даже недель. Для сложных производств и наукоемких областей такой подход нецелесообразен, необходима пролонгация наставничества вплоть до формирования полноценного специалиста (с постепенным уменьшением опеки и переходом на самостоятельность работы).

Затем по мере необходимости специалист может проходить курсы дополнительного образования многократно, выбирая нужные для конкретной практической задачи [25]. Особенно целесообразно создавать центры дополнительного образования и переподготовки в области наукоемких производств и научных центрах [3], в том числе и для специалистов с высшим образованием [9].

3. Ориентация на практическую востребованность.

Выпускники средних специальных и высших образовательных заведений не просто должны получить диплом, но и устраиваться работать по специальности, иначе образование становится формальным и затраты на него теряют смысл. Этот вопрос должен решаться комплексно, путем налаживания связей с потенциальными работодателями еще на этапе обучения

Область трудовой деятельности – процесс сложный и диалектичный, характеризующийся различием интересов наемных работников и их работодателей, неизбежно следующим из капиталистического способа производства. Однако примитивность однофакторной модели марксизма «работники хотят получать больше, а работодатели желают платить меньше» очевидна, и необходимо учитывать междисциплинарные факторы: эффективность использования наемного труда обусловливается не только материальным вознаграждением за таковой. В современной социологии разрабатывается важная концепция социального партнерства, т.е. системы взаимоотношений интересов наемного персонала и работодателей, связанной с юридическими, психологическими и социологическими аспектами. Концепция является междисциплинарной, в ее рамках рассматриваются вопросы коллективного договора, роли профсоюзов, понятие социального партнерства и др. Особенно важным аспектом является вопрос участия государственных органов власти и местного самоуправления.

В филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне было проведено исследование в среде выпускников заочной формы обучения [6]. В результате было выявлено, что наибольшее доверие вызывает принцип «соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (19,5% анкетированных), а наименьший уровень доверия вызывает тезис «содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе» (0,0% респондентов). Таким образом, современная молодежь с опытом работы (среди опрошенных заочников все имели трудовой стаж) имеет крайне высокий уровень недоверия к государству в области социально-трудовых отношений. Не касаясь обоснованности этого мнения в государственном масштабе (но отмечая важность вопроса), логично сконцентрироваться на проблемах, которые могут быть решены на региональном уровне, который и является актуальным в свете обсуждаемой темы.

Критерием качества образования вуза должны быть не только формальные критерии теоретического образования, но и такие факторы, как потребность общества в их выпускниках [13], а также желание выпускников посвятить себя выбранной специальности.

4. Грамотная мотивация специалистов.

Проблема мотивации специалистов – многофакторная, что крайне редко учитывается современным менеджментом. Обеспечение достойного материального вознаграждения является необходимым, но не достаточным условием. Законодательство в области образования должно учитывать и другие факторы, востребованные квалифицированными специалистами [15], причем еще на этапе обучения в вузе [5]. К таким факторам обычно относятся наличие обратной связи от результатов деятельности специалиста, возможность не только выполнять поставленные задачи, но и творчески мыслить и внедрять результаты на практике. Кроме того, социальная обстановка в коллективе также сильно влияет на качество труда. Тема социальной обстановки рассматривается в современности согласно принципам менеджмента качества, где работники являются не безликим ресурсом, а теоретически полноправным партнером, имеющим свои индивидуальные интересы, а также групповые, отличающиеся от интересов работодателя. Таким образом, для эффективного решения управленческих задач необходимо учитывать интересы и запросы работников, их мотивацию.

Под мотивацией развития качества трудовой жизни подразумевается процесс создания условий, в рамках которых у субъектов (или социальных групп) возникает потребность в межсубъектных взаимодействиях в области развития элементов трудовой жизни. Это означает, что каждый субъект (социальная группа) оценивает свои потребности и то, какими средствами он может их удовлетворить, т.е. оценивает качество элементов трудовой жизни [29].

Процесс учета мотивации работников для повышения эффективности работы организации целесообразно представить в виде ряда последовательных действий.

Действие 1. Актуализация потребностей индивидов, вовлечение их во все аспекты системы социально-трудовых отношений организации.

Действие 2. Целенаправленный поиск удовлетворения потребностей работников, разработка способов их мотивирования.

Действие 3. Определение социальных и психологических процессов взаимодействий внутри конкретной организации.

Действие 4. Предоставление возможностей реализации действиям индивидов, направленных на удовлетворение личностных потребностей в контексте профессиональной деятельности и социальной жизни коллектива.

Действие 5. Получение и анализ результата предпринятых действий, прогнозирование и формирование дальнейших потребностей.

Таким образом, можно говорить о комбинации методов социальной мотивации, качества трудовой деятельности и принципов менеджмента качества в рамках единой системы, моделирующей работу организации как холистичного объекта. Эффективность работы зависит от осознания общих целей, функций элементов системы и их связей всеми индивидами, автоматически включаемыми в систему в качестве элементов таковой.

Человек не должен сводиться к профессиональной функции, а рассматриваться системно, с учетом психики индивида.

К области мотивации специалистов относится и вопрос охраны труда [14], который оказывает существенное влияние на мотивацию к трудовой деятельности, качество трудовой жизни, социальное партнерство в социально-трудовой сфере.

5. Инновационная деятельность.

В современной России много говорится об инновационной деятельности, в том числе и в законодательных актах. Так, в законе Московской области «Об образовании» [26] в ст. 8 прописано, что инновационная деятельность в сфере образования в Московской области осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями и т.д.

Проблема состоит в том, что законодательство сейчас всесторонне стимулирует инновационную деятельность [7], но при этом практически не занимается вопросом определения критериев и качества таковой, и под видом инноваций зачастую проходят не пригодные к практической реализации проекты, которые являются затратными для бюджета без какой-либо практической задачи.

Таким образом, введение инноваций, в том числе и в образовательный процесс, должно подвергаться тщательной экспертизе до финансирования и попытки внедрения проекта [16]. При этом важно учитывать, что успешное применение некоей концепции в одних условиях не означает ее универсальной применимости [10]. К сожалению, на практике законотворцы зачастую пытаются применять западный подход и методологию к российской действительности, что недопустимо из-за культурных, экономических и политических различий. Однако изучать европейский опыт с целью выделения полезных для российского образования методик необходимо [18].

6. Системность подхода к образованию.

Реформа образования должна проходить комплексно, на всех уровнях: высшем, профессиональном, среднем и даже дошкольном. Образование должно быть непрерывным в течение всей жизни, только так можно не отстать от современных темпов развития цивилизации. Кроме того, современный руководитель должен быть компетентен, помимо своей научной сферы интересов, и в области управления персоналом [2], чтобы уметь сформировать требуемую организационную культуру в коллективе [36] в зависимости от актуальных целей научной и трудовой деятельности [38]. В организационную культуру входит и управление персоналом с применением междисциплинарного подхода [12], позволяющего наиболее эффективно реализовать интеллектуальный потенциал коллектива [36] с учетом как внешних условий, так и внутренних характеристик организации [35]. Рекомендуется давать студентам задания по самостоятельной формулировке политик и ближайших целей качества образования как лично для них, так и для учебной группы [1].

Очевидно, что программные задачи различных уровней образования должны быть согласованы [21] и представлять собой единую систему [19], в которой знания преподносятся на разном уровне развития, но при этом не являются фрагментарными, а входят в естественнонаучную картину мира.

Примером такой программы может служить «Программа развития образования в Московской области» [20], написанная в соответствии с Законом Московской области «Об образовании» [26] и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [27].

Задачами программы являются:

Задача 1. Развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности всех видов образования, включая дополнительное, с учетом территории проживания.

Задача 2. Развитие образовательного потенциала, включая профессиональное обучение, соответствующего требованиям социально-экономического развития Российской Федерации с учетом перспектив развития.

Задача 3. Разработка стандартов качества образования современного уровня, равно как и инструментария для независимой оценки такового, независимого от общества.

Задача 4. Модернизация образовательных программ в соответствии с современными требованиями.

Задача 5. Создание системы использования имеющихся социокультурных и интеллектуальных ресурсов региона для поддержки и развития образовательного потенциала.

Задача 6. Создание единой образовательно-культурной среды региона.

Задача 7. Создание эффективной системы управления системой образования региона.

Программа состоит из четырех подпрограмм.

Подпрограмма «Дошкольное, общее и дополнительное образование детей» должна обеспечить 100%-ю доступность указанных видов образования детей независимо от их состояния физического здоровья, места проживания и материальной обеспеченности.

Подпрограмма «Развитие профессионального образования» нацелена на преобразование системы профессионального образования Московской области в соответствии с потребностями рынка труда, а также предусматривает тесное сотрудничество с предприятиями области – потенциальными работодателями.

Подпрограмма «Развитие высшего образования» направлена на упрочнение положения вузов Московской области в масштабе страны, а также на приведение программ высшего образования в полное соответствие государственным образовательным стандартам, привитие навыков самостоятельной работы студентам. Помимо непосредственной задачи обучения студентов именно высшей школе необходимо заниматься вопросом интегрирования всех уровней образования в единую систему.

Подпрограмма «Управление качеством образования» содержит парадигму перехода с управления затратами на управление результатом, указывает на необходимость повышения уровня компьютеризации и создание единой информационной системы образования, а также на необходимость перехода на методы оценки качества образования, включающие в себя участие всех заинтересованных лиц (родители, потенциальные работодатели) и при этом прозрачные для внешнего наблюдателя.

Современное законодательство в области образования находится в процессе реформирования. Так, основной Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят менее года назад, причем в него уже вносились поправки; областной закон «Об образовании» был принят всего несколько месяцев назад. Таким образом, на данный момент времени введены в действие лишь самые общие законы, отвечающие современным требованиям к образованию, и они по своей сути не могут быть достаточно детальны. Однако они дают достаточно свободы для разработки региональных программ образования, отвечающих как современным требованиям, так и задачам регионального уровня.

Рецензенты:

Киричук С.М., д.соц.н., профессор, член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти Тюменской области, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва.

Омельяненко М.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой промышленной электроники МГТУ МИРЭА (Министерство образования и науки Российской Федерации), г. Дубна.