Введение
Для электропитания электрофизических установок в ряде случаев применяются однополосные экранированные однофазные шинопроводы со сплошными параллельными шинами прямоугольного сечения, расположенными согласно рисунку.
При проектировании таких шинопроводов и подключенного к ним электрооборудования необходимо знать в установившемся режиме при синусоидальном токе такие параметры, как сопротивление и индуктивность, коэффициент теплообмена поверхности шин при их заданной температуре, максимальную силу, действующую на шины, причем эти параметры должны определяться с учетом влияния экрана, поверхностного эффекта и эффекта близости [3-5]. Поэтому разработка методики расчета параметров этих шинопроводов представляется актуальной задачей. В данной статье предложена методика, полученная на основе уравнений электромагнитного поля, которые программируются в среде Mathcad [1] для автоматизированного инженерного расчета параметров рассматриваемого однофазного шинопровода.
Сопротивления и индуктивности шин при постоянном и синусоидальном токе с учетом частоты, удельной проводимости материала шин, влияния экрана, поверхностного эффекта и эффекта близости могут быть найдены при помощи программы компьютерного моделирования Elcut [2]. Однако отсутствие расчетных формул и необходимость моделирования для каждого конкретного шинопровода затрудняет анализ большого числа вариантов и ограничивает применение этой программы при инженерных расчетах. Поэтому разработка методики расчета параметров экранированного однофазного шинопровода на основе уравнений и законов электромагнитного поля актуальна и является предметом рассмотрения в настоящей работе.
Рисунок. Однофазный шинопровод с металлическим экраном и комплексом действующего значения тока в шинах: (Гн/м) – магнитная проницаемость шин, экрана и изоляции; – удельная проводимость материала шин (1/Ом·м); «» – направление тока «к нам» по оси z; «» – направление тока «от нас»; – комплексы действующих значений индукций; – комплексы действующих значений магнитных потоков; – размеры шинопровода
Допущения
Для получения расчетных формул сделаем следующие допущения.
1. Изоляцией шин служит воздух, другой газ или жидкость, например, трансформаторное масло. Изоляция заполняет пространство между шинами и экраном, причем рассчитываемый коэффициент теплообмена поверхности шин с изоляцией [Вт/(м2·°С)] определяется условиями теплоотвода благодаря естественной или вынужденной конвекции, а также теплоизлучению [5].
2. Вся толща шин характеризуется постоянными значениями температуры (°С) и удельной проводимости (1/Ом·м), причем [5]
, (1)
где – удельная проводимость шин при температуре изоляции (°С);
– постоянный температурный коэффициент (1/°С).
3. Растекание тока вдоль шин (краевой эффект) учитывать не будем, считая при этом, что площадь поперечного сечения шин (м2) и их внешний периметр (м) постоянны.
4. Электромагнитное поле внутри металлического неферромагнитного экрана отсутствует, т.е. экран полностью непроницаем для синусоидального электромагнитного поля, изменяющегося с частотой тока f.
5. Будем исходить из представления о двух одномерных электромагнитных волнах [3, 4], проникающих в шины перпендикулярно их поверхностям вдоль осей x и y согласно рисунку.
Методика расчета
Для внешнего магнитного поля в пространстве между шинами и экраном на основании закона полного тока в интегральной форме [3] запишем уравнения:
(2)
Комплексы действующих значений магнитных потоков (Вб/м), обозначенных на рисунке, определим, используя аппроксимацию магнитных потоков квадратным уравнением:
; ; , (3)
причем из равенств имеем
(4)
Из решения уравнений (2, 4) находим индукции , а затем, согласно (3), рассчитываем магнитный поток и индуктивность внешнего магнитного поля шинопровода (Гн/м):
. (5)
Составляющие магнитной индукции внутреннего переменного электромагнитного поля и плотность тока в шине () будем рассчитывать в функциях координат x и y согласно рисунку по следующим уравнениям в комплексной форме [3, 4]:
; (6)
; (7)
, (8)
где – комплексы действующих значений проекций вектора магнитной индукции на оси x и y соответственно; – комплекс действующего значения плотности тока в шине, совпадающий по направлению с осью z и направлен «к нам»; – угловая частота тока и электромагнитного поля; – мнимая единица.
С учетом граничных условий на поверхности шины (), приведенных на рисунке, решением уравнений (6-8) будут следующие функции и константы внутреннего электромагнитного поля:
; (9)
; (10)
(11)
; (12)
; (13)
, (14)
где – модуль действующего значения вектора магнитной индукции внутреннего электромагнитного поля.
Сопротивление шинопровода (Ом/м) найдем на основе закона Джоуля-Ленца в дифференциальной форме [3, 4] и плотности тока (11):
, (15)
а индуктивность шин (Гн/м) внутреннего магнитного поля определим, исходя из запасенной энергии в шинах [3, 4] и индукции (14):
, (16)
тогда с учетом (5, 16) запишем индуктивность шинопровода (Гн/м):
. (17)
Для расчета силы воздействия электромагнитного поля на шины представим комплексы действующих значений составляющей магнитной индукции (9) и плотности тока (11) в виде функций времени t и координат x, y [4]:
(18)
(19)
где
(20)
– эквивалентная глубина проникновения синусоидального электромагнитного поля в проводящее полупространство.
В результате сила при максимуме (Н/м), действующая на шину, составит [3]:
. (21)
Для определения необходимого коэффициента теплообмена при заданных температурах шин и изоляции воспользуемся уравнением теплового баланса для шины [5]:
,
тогда
. (22)
Результаты расчета
По запрограммированным в среде Mathcad [1] формулам (1-22) и по программе Elcut [2] были проведены расчеты шинопроводов. В табл. 1-3 приведены результаты этих расчетов
при частотах f=50; 100; 200 (Гц) и токе (кА) для медных шин [5]: (°С); (См/м); (1/°С); (°С); (См/м); b=50 (мм); c=100 (мм).
Таблица 1
Параметры шинопровода с медными шинами при частоте тока f=50 (Гц)
Размеры |
Mathcad |
Elcut |
||||||
a |
d |
h |
R0 |
L0 |
Fm |
|
R0 |
L0 |
мм |
мм |
мм |
мкОм/м |
мкГн/м |
Н/м |
Вт/м2·°С |
мкОм/м |
мкГн/м |
50 |
25 |
25 |
16,71 |
0,202 |
0 |
75,246 |
17,57 |
0,208 |
50 |
25 |
18,07 |
0,224 |
171,265 |
81,407 |
18,73 |
0,232 |
|
25 |
50 |
16,73 |
0,220 |
0 |
75,362 |
17,26 |
0,231 |
|
50 |
50 |
17,79 |
0,258 |
251,128 |
80,150 |
18,48 |
0,270 |
|
100 |
100 |
21,99 |
0,292 |
544,232 |
99,062 |
19,40 |
0,302 |
|
100 |
50 |
50 |
16,71 |
0,309 |
0 |
75,246 |
18,61 |
0,325 |
100 |
50 |
18,07 |
0,335 |
171,265 |
81,407 |
20,12 |
0,342 |
|
50 |
100 |
16,73 |
0,325 |
0 |
75,362 |
18,24 |
0,351 |
|
100 |
100 |
17,79 |
0,381 |
251,128 |
80,150 |
19,55 |
0,401 |
|
200 |
200 |
21,99 |
0,411 |
544,232 |
99,062 |
21,34 |
0,414 |
Таблица 2
Параметры шинопровода с медными шинами при частоте тока f=100 (Гц)
Размеры |
Mathcad |
Elcut |
||||||
a |
d |
h |
R0 |
L0 |
Fm |
|
R0 |
L0 |
мм |
мм |
мм |
мкОм/м |
мкГн/м |
Н/м |
Вт/м2·°С |
мкОм/м |
мкГн/м |
50 |
25 |
25 |
22,31 |
0,190 |
0 |
100,494 |
24,74 |
0,191 |
50 |
25 |
24,08 |
0,211 |
165,319 |
108,483 |
26,68 |
0,213 |
|
25 |
50 |
22,83 |
0,206 |
0 |
102,823 |
24,46 |
0,214 |
|
50 |
50 |
24,10 |
0,244 |
246,757 |
108,555 |
26,66 |
0,251 |
|
100 |
100 |
30,34 |
0,273 |
538,417 |
136,668 |
29,02 |
0,279 |
|
100 |
50 |
50 |
22,31 |
0,296 |
0 |
100,494 |
26,70 |
0,306 |
100 |
50 |
24,08 |
0,322 |
165,319 |
108,483 |
29,7 |
0,320 |
|
50 |
100 |
22,83 |
0,311 |
0 |
102,823 |
26,24 |
0,330 |
|
100 |
100 |
24,10 |
0,367 |
246,757 |
108,555 |
28,70 |
0,379 |
|
200 |
200 |
30,34 |
0,392 |
538,417 |
136,668 |
31,34 |
0,391 |
Таблица 3
Параметры шинопровода с медными шинами при частоте тока f=200 (Гц)
Размеры |
Mathcad |
Elcut |
||||||
a |
d |
h |
R0 |
L0 |
Fm |
|
R0 |
L0 |
мм |
мм |
мм |
мкОм/м |
мкГн/м |
Н/м |
Вт/м2·°С |
мкОм/м |
мкГн/м |
50 |
25 |
25 |
30,03 |
0,181 |
0 |
135,281 |
35,60 |
0,178 |
50 |
25 |
32,44 |
0,202 |
160,888 |
146,107 |
38,62 |
0,199 |
|
25 |
50 |
31,16 |
0,197 |
0 |
140,339 |
35,28 |
0,200 |
|
50 |
50 |
32,79 |
0,234 |
243,485 |
147,690 |
38,94 |
0,236 |
|
100 |
100 |
41,94 |
0,261 |
534,055 |
188,924 |
42,38 |
0,261 |
|
100 |
50 |
50 |
30,03 |
0,288 |
0 |
135,281 |
38,76 |
0,291 |
100 |
50 |
32,44 |
0,312 |
160,888 |
146,107 |
42,38 |
0,303 |
|
50 |
100 |
31,16 |
0,302 |
0 |
140,339 |
38,08 |
0,315 |
|
100 |
100 |
32,79 |
0,357 |
243,485 |
147,690 |
40,66 |
0,363 |
|
200 |
200 |
41,94 |
0,379 |
534,055 |
188,924 |
40,92 |
0,376 |
Заключение
1. Предложенная методика расчета позволяет определять для экранированного однофазного шинопровода в установившемся режиме при синусоидальном токе сопротивление и индуктивность, силу, действующую на шины, коэффициент теплообмена, которые находятся с учетом влияния экрана, поверхностного эффекта и эффекта близости, частоты синусоидального тока, материала шин, их температуры и температуры изоляции.
2. Разработанная методика получена на основе уравнений электромагнитного поля, которые могут быть запрограммированы, например, в среде Mathcad для инженерного расчета параметров однофазных шинопроводов при их автоматизированном проектировании.
3. При определенных размерах шинопровода сила, действующая на шину, равна нулю, причем с увеличение частоты тока сопротивление шинопровода возрастает, а индуктивность уменьшается.
4. При увеличении расстояния между шинами и расстояний между шиной и экраном сопротивление и индуктивность шинопровода возрастают.
5. Достоверность методики подтверждается удовлетворительным совпадением результатов расчета сопротивления и индуктивности с результатами, полученными при помощи программы компьютерного моделирования Elcut.
Работа выполнена в рамках государственного задания «Наука» 7.2826.2011 «Разработка и создание гибридной модели энергоблоков электростанций».
Рецензенты:
Усов Ю.П., д.т.н., профессор кафедры ЭСиЭ ЭНИН ФГБОУ ВПО НИ ТПУ, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
Канев Ф.Ю., д.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Носов Г.В., Трофимович К.А. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ЭКРАНИРОВАННОГО ОДНОФАЗНОГО ШИНОПРОВОДА В УСТАНОВИВШЕМСЯ РЕЖИМЕ ПРИ СИНУСОИДАЛЬНОМ ТОКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11884 (дата обращения: 21.11.2024).