Сегодняшние требования рынка труда к выпускнику высшего учебного заведения требуют новых подходов к организации процесса его обучения и подготовки. Работодатели все больше хотят получить после окончания вуза подготовленного специалиста, имеющего за плечами полноценный стаж работы, а не взращивать его самостоятельно. Не секрет, что, по мнению зарубежных специалистов, российское образование является очень теоретизированным и диплом выпускника вуза за рубежом приравнивается к диплому бакалавра с отличием. Поэтому сейчас со стороны руководства и педагогов учебных заведений все больше внимания уделяется проблемам практико-ориентированного обучения.
Одним из видов такого обучения является создание неких бизнес-площадок, полностью имитирующих деятельность реально существующего бизнеса в определенной области. Это позволяет студентам без отрыва от учебы получать некоторый опыт работы в выбранном направлении.
Приведем несколько примеров создания бизнес-площадок в вузах России. Учебно-практическая лаборатория «Биржа» создана в Ставропольском государственном аграрном университете [5]. Она является уменьшенной копией реальной фондовой биржи, представляет собой торговый зал с брокерскими местами. Данная площадка предназначена для наблюдения за ситуацией на мировых и российских фондовых рынках, а также для непосредственного участия в деятельности бирж.
В Удмурдском государственном университете создана и функционирует научно-учебно-практическая лаборатория судебных экспертиз [3], которая осуществляет производство судебных экспертиз по постановлениям правоохранительных органов и определениям судов, а также проводит консультационные заключения для работников адвокатуры, хозяйствующих субъектов и частных лиц с привлечением к работе студентов.
При кафедре экономики и менеджмента филиала ВятГГУ в г. Ижевске создана научно-практическая лаборатория «Инфраград» [2], целью которой является привлечение студентов университета в качестве внештатных сотрудников лаборатории к решению задач перспективного сбалансированного развития социально-экономической среды территориальных образований Удмуртской республики.
Однако ограниченность подобных решений, на наш взгляд, заключается в их обособленном функционировании с другими подобными площадками вуза. Таким образом, студентам трудно проследить возможные взаимосвязи всех участников реальной бизнес-среды.
В отличие от рассмотренных выше бизнес-структур, во ВГУЭС создается целый город под названием ВГУЭС-Сити, который представляет собой внутриуниверситетскую бизнес-среду, являющуюся аналогом реальной бизнес-среды со своим парламентом, финансами, налоговой службой, органами правопорядка и отдельными бизнес-единицами. В деятельность ВГУЭС-Сити будут включены студенты с младшего по старшие курсы очной формы обучения. Концептуальные основы формирования учебной бизнес-среды ВГУЭС-Сити подробно описаны в статье Бодункоой А.Г., Ниязовой М.В., Черной И.П. [1].
Создание подобной структуры сталкивается с множеством проблем различного уровня. Более подробно о них говорится в статье Фалько Л.Ю., Коноваловой [6]. Мы же остановимся на проблеме формирования структуры отдельных бизнес-единиц и всей системы в целом.
Для формирования структур бизнес-единиц предлагается использовать технологию моделирования бизнес-процессов. Бизнес-модель представляет собой структурированное графическое описание сети процессов и операций, связанных с данными, документами, организационными единицами и прочими объектами, отражающими существующую или предполагаемую деятельность предприятия. Бизнес-модели широко применяются в консалтинге для анализа деятельности бизнес-структур и проектирования новых. На этапе создания бизнес-единиц в рамках проекта ВГУЭС-Сити моделирование поможет составить целостную картину их функционирования, найти процессы, которые являются схожими, выделить лучшие практики и использовать их для других бизнес-единиц.
На сегодняшний день не существует проработанной методики моделирования такой среды и бизнес-единиц. Основная трудность заключаются в том, что деятельность практически каждой бизнес-единицы, создаваемой в рамках проекта ВГУЭС-Сити (Кадровое агентство, Бюро переводов и др.) имеет две стороны: коммерческую (в рамках реального мира с зарабатыванием «реальных» денег, т.е. будучи зарегистрированными как ИП) и учебную (только в рамках ВГУЭС-Сити). Таким образом, при моделировании бизнес-единиц мы сталкиваемся со следующими проблемами:
1. Каждая бизнес-единица преследует две различные цели: одна заключается в получении прибыли, а вторая – в обучении студентов и приобретении ими практического опыта, и поэтому мы получаем два основных бизнес-процесса, работы в которых очень тесно связаны или перекликаются между собой.
2. Так как структура ВГУЭС-Сити имеет общее управление и общую организацию, то необходимо выделить однотипные вспомогательные бизнес-процессы (например, кадровое обеспечение, бухучет) и через них связать бизнес-единицы между собой и по максимуму эти процессы унифицировать.
В практике бизнес-моделирования существуют типовые бизнес-процессы и созданы эталонные процессные модели организаций. Эталонные модели процессов создаются в результате обобщения соответствующего мирового опыта и существуют главным образом в форме международных стандартов, разрабатываемых международной организацией по стандартизации (ISO3) и другими авторитетными международными и национальными организациями. Основные эталонные модели и типовые процессы [4]:
- Модель 13-процессная;
- Модель 8-процессная;
- Модель Портера (Value Chain Model);
- Модель IBL (The International Business Language);
- Модель BAAN;
- Модель ITIL/ITSM;
- Типовые процессы управления;
- Типовые процессы предприятия;
- Типовые процессы банка.
Наибольшее распространение получили Модель Портера, 8-ми и 13-ти процессная модели. Так, модель Портера [4] или Цепочка добавленной стоимости заключается в разграничении основных и вспомогательных групп бизнес-процессов организации. Основные группы процессов добавляют стоимость производимому бизнесом продукту или услуге, вспомогательные – нет.
Восьми процессная модель [4] разработана консалтинговой компании BKG Profit Technology и предназначена для использования в проектах описания, анализа и оптимизации бизнес-процессов предприятия. Модель может применяться как основа для последующей адаптации на конкретном предприятии. Принцип построения модели заключается в выделении основных объектов управления бизнес-системы и проектировании процессов управления этими объектами.
13-процессная модель [4] разработана Американским центром производительности и качества (American Productivity&Quality Center). Модель включает Основные процессы:
1. Изучение рынков и потребителей
2. Разработка видения и стратегии
3. Разработка продуктов и услуг
4. Маркетинг и продажи
5. Производство и поставка продуктов и услуг (производственные компании)
6. Производство и поставка продуктов и услуг (сервисные компании)
7. Выставление потребителям платежных требований и сервис
и Вспомогательные процессы
8. Профессиональное и карьерное развитие кадров и управление кадрами
9. Управление информационными ресурсами и технологиями
10. Управление финансовыми и материальными ресурсами
11. Исполнение программы управления охраной внешней среды
12. Управление внешними связями
13. Управление улучшениями и изменениями
Эталонные модели применяются при выстраивании процессов организации и проведении мероприятий по их совершенствованию. Эталонные модели, описанные выше, не могут быть применены к нашему случаю по ряду причин и ограничений, указанных выше. Однако можно использовать эту практику и разработать собственную эталонную модель бизнес-единицы для обучающей бизнес-среды, объединяющей опыт существующей мировой практики и собственный опыт при создании бизнес-единиц.
На сегодняшний день в рамках моделирования деятельности ВГУЭС-Сити составлен регламент бизнес-единиц:
1. Банк ВГУЭС-Сити, который осуществляет эмиссию внутренней учебной денежной единицы, организует наличное денежное обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, устанавливает правила проведения банковских операций, осуществляет обслуживание счетов бизнес-единиц.
2. Налоговая служба ВГЭУС-Сити отвечает за регистрацию бизнес единиц, учет налогоплательщиков, ведение Единого реестра юридических лиц ВГУЭС-Сити, Единого реестра индивидуальных предпринимателей ВГУЭС-Сити; осуществление контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также урегулирование налоговых споров возникающих между Налоговой службой ВГУЭС-Сити и бизнес-единицами учебной бизнес среды.
3. Лаборатория электронной торговли и электронного декларирования товаров.
4. Лаборатория экспертизы продовольственных товаров.
5. Маркетинговое агентство осуществляет следующие виды деятельности: мониторинг внутренней и внешней среды университета, разработка программ разовых маркетинговых исследований по заказу учебных и других структурных подразделений университета и сторонних организаций, разработка рекомендаций по формированию ценовой, сбытовой и коммуникационной политики на образовательные услуги и продукты деятельности университета, оценка эффективности коммуникационной деятельности университета;
6. Охранное агентство студентов отвечает за поддержание установленного порядка на территории учебного заведения, пресечение фактов правонарушений, преступлений и иных нарушений, проведение профилактических мероприятий.
7. Центр конкурсно-выставочной деятельности «Русский дом» осуществляет организацию и проведение конкурсов, выставок и других массовых мероприятий различного уровня на базе ВГУЭС, а также пропаганду русской культуры среди населения России и Азиатско-Тихоокеанском региона.
8. Студенческое бюро переводов выполняет следующие функции: предоставление переводческих услуг (устный и письменный перевод), языковое сопровождение заседаний, семинаров, конференций, экскурсий с участием иностранных представителей и т.п.
9. Кадровое агентство отвечает за поиск и подбор кандидатов на вакантные должности, ведение базы данных потенциальных клиентов-предприятий и соискателей для обеспечения кадрами структурные подразделения ВГУЭС и объекты реального сектора экономики.
10. Event-агентство отвечает за оказание услуг по организации и проведению различных деловых событийных мероприятий, включая конференции, выставки, ярмарки, конкурсы, симпозиумы и др.
Кроме того, по мере необходимости во ВГУЭС-Сити могут создаваться новые и реорганизовываться существующие бизнес-единицы.
При разработке эталонной модели, которую предполагается использовать при формировании новых бизнес-единиц и развитии уже существующих для моделирования их деятельности, необходимо учитывать специфику функциональной организации ВГУЭС-Сити. В каждой бизнес-единице организация процессов управления и вспомогательных процессов осуществляется однотипно, и впоследствии организация работ по бухгалтерскому и налоговому учету, кадровому обеспечению управлению маркетингом, документообороту, правовому и техническому обеспечению должны иметь единую организацию. Основные же процессы в каждой бизнес-единице организуются согласно ее специфике, но и тут можно систематизировать их до уровня типовых. Мы предлагаем в эталонной модели использовать следующие процессы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Систематизирующая схема процессов ВГУЭС-Сити
1. Основные процессы формируются индивидуально для каждой бизнес-единицы в зависимости от сферы их деятельности:
a. Процесс исполнения – это организация основной деятельности.
b. Процесс сбыта – это работа с клиентом.
2. Процессы управления:
- Управление финансами. За осуществление процесса отвечают руководитель Банка и глава ВГУЭС-Сити, которые определяют финансовую политику всего ВГУЭС-Сити.
- Стратегическое управление. За осуществление процесса отвечает Глава ВГУЭС-Сити и Парламент. Они обеспечивают согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти ВГУЭС-Сити, определяет основные направления политики внутренней учебной среды.
- Планирование и управление. За осуществление процесса отвечает Глава, Парламент и Банк ВГУЭС-Сити.
- Управление маркетингом. За осуществление процесса отвечает Глава и Парламент ВГУЭС-Сити.
3. Вспомогательные процессы, предназначенные для обеспечения нормального функционирования основных процессов и процессов управления:
- Кадровое обеспечение – это процесс обеспечения всех бизнес-единиц необходимыми кадрами путем привлечения студентов в рамках прохождения практик или на постоянной основе.
- Бухучет – это процесс ведения бухгалтерского учета отдельных бизнес-единиц и всего ВГУЭС-Сити.
- Документооборот – это процесс обеспечения документооборота между всеми инфраструктурными и бизнес-единицами ВГУЭС-Сити.
- Правовое обеспечение – это процесс обеспечения правовых взаимоотношений между всеми инфраструктурными и бизнес-единицами ВГУЭС-Сити. За осуществление данного процесса отвечают органы охраны правопорядка и Суд ВГУЭС-Сити путем расследования правонарушений, обеспечения безопасности внутренней учебной бизнес среды Университета, осуществления правосудия в форме рассмотрения и разрешения административных, гражданских и иных категорий дел.
- Техническое обеспечение – это процесс обеспечения всех инфраструктурных и бизнес-единиц необходимыми для их деятельности техническими и иными средствами, а также их сопровождение.
На данном этапе формирования эталонной модели была смоделирована деятельность двух бизнес-единиц: Кадрового агентства и Бюро переводов. При моделировании были выделены однотипные процессы и сделаны следующие рекомендации:
- В рамках проекта ВГУЭС-сити провести выделение обрабатывающих процессов: управление персоналом, бухучет, техническое обеспечение, финансирование и разработать общие регламенты этих процессов для всех бизнес-единиц ВГУЭС-Сити;
- Регламентировать процесс управления бизнес-единицами ВГУЭС-сити;
- Использовать опыт кадрового агентства по организации процесса по формированию штата сотрудников и рекомендовать его к использованию для бизнес-единиц ВГУЭС-Сити.
- Провести автоматизацию процессов по учету выполняемых работ для бизнес-единиц ВГУЭС-Сити.
Таким образом, эталонная модель должна формироваться на основе полученного опыта по моделированию, изменяться и обобщаться, и окончательно она будет создана только при завершении создания ВГУЭС-Сити. В дальнейшем эталонная модель будет использоваться как основа при формировании новых бизнес-единиц.
Рецензенты:
Черная И.П., д.э.н., профессор, проректор по учебной и воспитательной работе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.
Николаева Л.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры Товароведения и маркетинга, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Бедрина С.Л., Черкасова Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11532 (дата обращения: 21.11.2024).