Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Зарипова Г.Д. 1
1 Филиал ФГАОУ ВПО «Казанский федеральный университет»
Жизненный цикл товара - это период времени, в течении которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. В данной статье рассмотрена взаимосвязь некоторых методов управленческого учета с жизненным циклом товара и представлены рекомендации по их применению. От правильных управленческих решений зависят объем продаж и прибыль предприятия на разных этапах жизненного цикла товара. Благодаря этому возможно удлинить их жизнь. Рассмотренные в данной статье методы управленческого учета помогут менеджерам разработать стратегию деятельности предприятия в зависимости от того. на каком этапе своего жизненного цикла находится тот или иной товар (работа, услуга) и тем самым обеспечить стабильный рост предприятия.
производственная деятельность предприятия.
управленческий учет
жизненный цикл товара
1. Анищенко Р.Д. История развития управленческого учета : учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Юнити – Дана, 2010. – С. 178-197
2.Голякова Л.В. Развитие экономических учений : учеб. для вузов. – 1-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – С. 140-159
3. Горшкевич Р.Л. Бухгалтерский учет: история и перспектива: учеб. для вузов. – 1-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – С. 44-159
4. Кузьмин Е.Б. Предпринимательство в России: учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009. – С. 54-187
5. Лапухин Н.Р. Маркетинговые исследования современности // Вопр. экономики. - №9. – С. 79-82.
6. Мирошниченко К.Д. Управление жизненным циклом товара // Вопр. Экономики. - №11. – С. 28-31.

В современных рыночных условиях, характеризующимися интеграционными процессами, высокой конкуренцией, непредсказуемой инфляцией, наличием проблемы с ликвидностью, предприятия должны эффективно организовывать свою производственно - хозяйственную деятельность, снижать зависимость от внешних источников финансирования, укреплять существующие позиции на рынке и осуществлять их расширение с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на дальнейшее развитие предприятия. Эффективность деятельности, в свою очередь, зависит от правильности, обоснованности и своевременности, принятых менеджерами управленческих решений. При этом одним из помощников менеджерам предприятия в данном случае является управленческий учет и его методы.

Современный управленческий учет - это сфера деятельности, система методов направленная на обеспечение руководства хозяйствующего субъекта необходимой информацией для принятия экономически обоснованных управленческих решений, управления, планирования, нормирования, контроля, разработки целей и задач, носящих оперативный и стратегический характер, а также для оценки деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений [2].

Зарождение современного управленческого учета относится к периоду Промышленной революции, произошедшей в XIX веке. По мнению ученых, большинство приемов управленческого учета, применявшихся в середине 1980-х гг., были разработаны уже к 1925 г. В течении следующих шестидесяти лет темпы инноваций в области управленческого учета заметно замедлились. Начиная с середины 1980-х гг. практики и ученые, действующие в области управленческого учета, стремятся модифицировать прежние и разработать новые приемы, методики и добиться, чтобы управленческий учет не терял своей значимости.

В настоящее время, как за рубежом, так и в России управленческий учет переживает возрождение. Интенсивные работы последних лет обновили некоторые важные управленческие концепции с момента опубликования книги Томаса Джонсона и Роберта Каплана «Утраченное значение: взлет и падение управленческого учета», начиная с первых АВС - моделей и заканчивая стратегическим управленческим учетом. Усиленная работа в этой области привела к возникновению новых концепций и усовершенствованию существующих.

Учету по видам деятельности, системному моделированию поведения затрат, нелинейности в функциях затрат и взаимозависимость среди различных видов затрат и деятельностей была посвящена серия статей в начале прошлого века (1906 - 1908 гг.).

К пробуждению интереса к методикам управленческого учета американские компании привело не просто желание улучшить свои расходы, а простая необходимость выживания в условиях глобальной конкуренции.

Каждое предприятие создано для производства какого - либо товара (продукции), оказания услуг (выполнения работ). При этом предприятие должно уметь создавать новые товары (работы, услуги), управлять их производством и реализацией с учетом потребностей покупателей и конкуренции. Следует отметить, что любая продукция (работа, услуга) проходит определенный жизненный цикл.

Жизненный цикл товара - это период времени, в течении которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам [3].

Основными этапами жизненного цикла товара являются:

  • этап исследования и разработки - период создания товара по итогам анализа предпочтений потребителей, анализа конкурентов;
  • этап выхода на рынок - период медленного роста объема продаж по мере выхода товара на рынок. Прибыль на данном этапе отсутствует;
  • этап роста - период признания товара рынком, быстрого роста объема продаж и прибыли;
  • этап зрелости - период замедления темпов продаж в связи с тем, что большинство покупателей уже приобрело товар. Прибыль растет медленно:
  • этап спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли.

При этом предприятия сталкиваются с рядом проблем, а именно: разработкой но­вых товаров (работ, услуг) и стратегическим управлением на каждом этапе жизненного цикла. Решение данных проблем возможно путем последовательного использования методов управленческого учета, которые помогут менеджерам разработать новый конкурентоспособный товар, удовлетворяю­щий потребности покупателей, а также уве­личить объемы продаж и прибыли предпри­ятия путем принятия своевременных обос­нованных управленческих решений на каж­дом этапе жизненного цикла. Например, увеличить период роста и зрелости, а во вре­мя спада продаж и прибыли своевременно разработать и вывести на рынок модифици­рованный, либо совершенно новый товар.

Далее рассмотрим следующие методы (системы) управленческого учета и их пре­имущества, нацеленные на решение страте­гических и текущих (оперативных) задач предприятия, во взаимосвязи с этапами жиз­ненного цикла товара: директ-костинг, стандарт -костинг, система «точно в срок» (Just In Time, JIT), метод ABC/ABM, таргет-костинг, кайзен-костинг, система «шесть сигм», бенчмаркинг, метод Тагути.

Директ-костинг - это система учета себестоимости продукции (работ, услуг), основанная на разделении общих издержек предприятия на постоянные, не зависящие от объема производства ограниченного во времени, и переменные, которые зависят ст объема производства. Данное разделение издержек предоставляет большой объем аналитических возможностей для менедже­ров предприятия, в принятии определенных решений, направленных на эффективность процесса производства и реализации про­дукции, в отличие от традиционной системы учета и калькулирования себестоимости продукции.

Вышеуказанный метод управленче­ского учета направлен на решение задач в сфере снабжения, производства и сбыта, а также используется при расчете точки нуле­вой прибыли. Например, в сфере снабжения - это производить самим или покупать (оборудование, полуфабрикаты, сырье и др.), в производстве - определение опти­мальной производственной мощности, за­грузки оборудования, объема и структуры выпуска продукции, планирование ассорти­мента продукции и ее обновления, в сбыте - ценообразование. Таким образом, данный метод рекомендуется использовать на этапе исследования и разработки жизненного цик­ла товара по решению задач при снабжении ценообразовании и планировании ассорти­мента продукции, а на этапах начиная с вы­хода на рынок и заканчивая спадом при ре­шении задач оптимизации производствен­ной программы и ценообразования.

Стандарт-костинг - это метод (инструмент) управленческого учета, на­правленный на планирование затрат произ­водимой продукции (подразделения, пред­приятия в целом) и их контроль в рамках научно-обоснованных уровней. Также дан­ный метод позволяет выявить причины от­клонений от заданных стандартов (норм) и устранить их.

Так, на стадии исследования и разра­ботки товара, зная технологические особен­ности производственного процесса и ис­пользуя данный метод, возможно, спрогно­зировать уровень затрат предприятия, под­разделения, себестоимости и цены продук­ции (работы, услуги), конечного финансово­го результата деятельности. На других эта­пах жизненного цикла, возможно, использо­вать данный метод в качестве инструмента оперативного контроля над затратами, что­бы своевременно устранять причины воз­никновения отклонений и увеличивать эф­фективность функционирования предпри­ятия в целом.

Следует отметить, что на стадии роста и зрелости жизненного цикла товара на предприятиях наблюдается рост объема материально-производственных запасов (МПЗ) в виде исходных материалов для про­изводственного процесса и готовой продук­ции для реализации. Данный факт в конеч­ном счете влияет на рост производственных затрат, связанных с хранением МПЗ, сниже­ние гибкости в предоставлении на рынок нового или усовершенствованного товара, рост дефицита финансовых ресурсов, что отрицательно сказывается на конкуренто­способности предприятия. Для решения дан­ных проблем целесообразно использовать логистическую систему «точно в срок» (Just In Time, JIT). Основная идея данной систе­мы заключается в следующем: если произ­водственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необхо­димом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сбор­ки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства предприятия, не нужны [5].

Преимуществами вышеуказанной сис­темы являются: сбалансированность произ­водственного процесса, снижение уровня запасов в процессе снабжения, производства и сбыта, повышение производительности и эффективности использования оборудова­ния, повышение качества производимой продукции, снижение затрат на содержание запасов и др.

Метод ABC (Activity Based Costing) предназначен для учета и анализа затрат по видам деятельности (бизнес-процессам предприятия и их оптимизации с учетом сравнительного анализа. Метод позволяет получить большой объем информации в раз­резе бизнес-процессов предприятия, кото­рые не могут предоставить традиционные системы и методы управления.

В основе данного метода лежит метод ABM (Activity Based Management), который используется для эффективного управления видами деятельности (бизнес-процессами). При этом управленческие решения в данном методе приняты на основе информации, по­лученной посредством метода ABC.

В процессе всего жизненного цикла товара происходит огромное количество различных взаимодействующих бизнес- процессов, операций и видов деятельности и игнорирование данного факта может пла­чевно сказаться на эффективности деятель­ности предприятия.

На этапе исследования и разработки товара рекомендуется использовать систему «таргет-костинг» (систему целевой себе­стоимости), которая направлена на сниже­ние и контроль затрат производимой про­дукции (работ, услуг) с учетом фактическо­го предпочтения потребителей и конкурен­ции в момент разработки и до начала выпус­ка продукции на рынок. Суть данной систе­мы состоит в том, что в первую очередь оп­ределяется целевая себестоимость предпола­гаемой к производству и сбыту продукции, исходя из цены реализации по итогам марке­тинговых исследований и нормы прибыли. Если в процессе разработки товара удалось достигнуть целевой себестоимости, то дальнейшая судьба товара предполагает успех, что связано с предварительным изучением потребностей рынка в данном виде товара [1].

Hа этапе спада жизненного цикла товара необходимо применять данный метод, так как в данный период происходит спад объема продаж и прибыли в связи с насыщением рынка и наличием огромного количества конкурентов, и предприятию заблаговременно необходимо разработать новый продукт.

Для увеличения жизни товара на этапе зрелости и продолжения его роста, минуя этап спада, целесообразно заблаговременно (в конце этапа роста и (или) начале этапа зрелости) использовать систему «кайзен-костинг», являющуюся составной частью, продолжением системы целевой себестоимо­сти и выполняющую те же функции только в процессе производства продукции. Система «кайзен-костинг» позволит своевременно модифицировать (непрерывно усовершенст­вовать) производимую продукцию с учетом потребностей рынка, контролировать уро­вень целевой себестоимости, тем самым уве­личить объем сбыта и прибыли предприятия.

В процессе всего жизненного цикла товара руководству предприятия рекоменду­ется применять систему «шесть сигм» - сис­тему управления качеством (инструмент кон­троля качества, статистическая методика), которая обозначает некоторое количество брака (дефектов) во время производственно­го процесса и показывает насколько он и производимая продукция (работа, услуга) отличается от идеального параметра.

Кроме того, данный метод управленческого учета позволяет менеджерам устранить все недос­татки и выйти на высокий уровень качества производимой продукции и деятельности предприятия, что положительно скажется на объемах сбыта продукции и его жизненном цикле.

В современных условиях функциони­рования предприятия, важное значение при­обретает постоянное изучение передового опыта ведущих компаний и конкурентов для своевременного совершенствования собст­венных производственных, сбытовых, фи­нансовых показателей, внедрения инноваци­онных технологий, увеличения качества об­служивания клиентов. Для решения данных задач целесообразно применить следующий инструмент управления под названием «бенчмаркинг».

Бенчмаркинг - это постоянное изме­рение и сравнение отдельно взятого бизнес- процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы [4].

Применение данного инструмента управленческого учета актуально на всех этапах жизненного цикла товара. В против­ном случае, несвоевременный учет передово­го опыта может отрицательно отразиться на деятельности предприятия и конкурентоспо­собности производимой продукции на каж­дом этапе жизненного цикла.

В процессе проектирования и произ­водства товара необходимо применять ме­тод Тагути, являющийся одним из методов управления качеством вышеуказанных про­цессов с одновременным снижением расхо­дов.

Метод Тагути позволяет оценить по­казатели качества продукции и определить потери качества, которые по мере отклоне­ния текущих значений параметра от номи­нального, увеличиваются, в том числе и в пределах допуска [6].

Данный метод увеличивает конкурентоспособность предприятия и производимой продукции за счет одновременного улучшения качества и снижения себестоимости продукции.

Вышеуказанные рекомендации по применению методов управленческого учета на каждом этапе жизненного цикла товара (работы, услуги) представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Применение методов управленческого учета на каждом этапе жизненного цикла товара (работа, услуги)

Методы управленческого учета

Этапы жизненного цикла товара

этап исследования и разработки

этап выхода на рынок

этап роста

этап зрелости

этап спада

Директ-костинг

+

+

+

+

+

Стандарт-костинг

+

+

+

+

+

Система «точно в срок» (ЛТ)

-

-

+

+

-

Метод АВС/АВМ

+

+

+

+

+

Таргет-костинг

+

-

_

_

+

Кайзен-костинг

-

-

+

+

-

Система «шесть сигм»

-

+

+

+

+

Бенчмаркинг

+

+

+

+

+

Метод Тагути

+

+

+

+

+

Одним из требований, предъявляемых к информации, в управленческом учете яв­ляется ее своевременность, в связи с этим в данной статье была рассмотрена взаимо­связь некоторых методов управленческого учета, с учетом их возможностей, с жизнен­ным циклом товара и представлены реко­мендации по их применению. Так, от пра­вильных управленческих решений зависит объем продаж и прибыль предприятия на разных этапах жизненного цикла товара. Благодаря им, возможно, удлинить их жизнь. Выше рассмотренные методы управ­ленческого учета помогут менеджменту раз­работать стратегию деятельности предпри­ятия в зависимости от того, на каком этапе своего жизненного цикла находится тот или иной товар (работа, услуга) и тем самым обеспечить стабильный рост предприятия.

Рецензенты:

Нафиков М.М., д.с-х.н., заведующий кафедрой «Экономика АПК», филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» в г. Чистополе, г.Чистополь.

Газетдинов М.Х., д.э.н., заведующий кафедрой «Экономической кибернетики», «Казанского Государственного Аграрного Университета», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Зарипова Г.Д. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11450 (дата обращения: 03.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074