В современных рыночных условиях, характеризующимися интеграционными процессами, высокой конкуренцией, непредсказуемой инфляцией, наличием проблемы с ликвидностью, предприятия должны эффективно организовывать свою производственно - хозяйственную деятельность, снижать зависимость от внешних источников финансирования, укреплять существующие позиции на рынке и осуществлять их расширение с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на дальнейшее развитие предприятия. Эффективность деятельности, в свою очередь, зависит от правильности, обоснованности и своевременности, принятых менеджерами управленческих решений. При этом одним из помощников менеджерам предприятия в данном случае является управленческий учет и его методы.
Современный управленческий учет - это сфера деятельности, система методов направленная на обеспечение руководства хозяйствующего субъекта необходимой информацией для принятия экономически обоснованных управленческих решений, управления, планирования, нормирования, контроля, разработки целей и задач, носящих оперативный и стратегический характер, а также для оценки деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений [2].
Зарождение современного управленческого учета относится к периоду Промышленной революции, произошедшей в XIX веке. По мнению ученых, большинство приемов управленческого учета, применявшихся в середине 1980-х гг., были разработаны уже к 1925 г. В течении следующих шестидесяти лет темпы инноваций в области управленческого учета заметно замедлились. Начиная с середины 1980-х гг. практики и ученые, действующие в области управленческого учета, стремятся модифицировать прежние и разработать новые приемы, методики и добиться, чтобы управленческий учет не терял своей значимости.
В настоящее время, как за рубежом, так и в России управленческий учет переживает возрождение. Интенсивные работы последних лет обновили некоторые важные управленческие концепции с момента опубликования книги Томаса Джонсона и Роберта Каплана «Утраченное значение: взлет и падение управленческого учета», начиная с первых АВС - моделей и заканчивая стратегическим управленческим учетом. Усиленная работа в этой области привела к возникновению новых концепций и усовершенствованию существующих.
Учету по видам деятельности, системному моделированию поведения затрат, нелинейности в функциях затрат и взаимозависимость среди различных видов затрат и деятельностей была посвящена серия статей в начале прошлого века (1906 - 1908 гг.).
К пробуждению интереса к методикам управленческого учета американские компании привело не просто желание улучшить свои расходы, а простая необходимость выживания в условиях глобальной конкуренции.
Каждое предприятие создано для производства какого - либо товара (продукции), оказания услуг (выполнения работ). При этом предприятие должно уметь создавать новые товары (работы, услуги), управлять их производством и реализацией с учетом потребностей покупателей и конкуренции. Следует отметить, что любая продукция (работа, услуга) проходит определенный жизненный цикл.
Жизненный цикл товара - это период времени, в течении которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам [3].
Основными этапами жизненного цикла товара являются:
- этап исследования и разработки - период создания товара по итогам анализа предпочтений потребителей, анализа конкурентов;
- этап выхода на рынок - период медленного роста объема продаж по мере выхода товара на рынок. Прибыль на данном этапе отсутствует;
- этап роста - период признания товара рынком, быстрого роста объема продаж и прибыли;
- этап зрелости - период замедления темпов продаж в связи с тем, что большинство покупателей уже приобрело товар. Прибыль растет медленно:
- этап спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли.
При этом предприятия сталкиваются с рядом проблем, а именно: разработкой новых товаров (работ, услуг) и стратегическим управлением на каждом этапе жизненного цикла. Решение данных проблем возможно путем последовательного использования методов управленческого учета, которые помогут менеджерам разработать новый конкурентоспособный товар, удовлетворяющий потребности покупателей, а также увеличить объемы продаж и прибыли предприятия путем принятия своевременных обоснованных управленческих решений на каждом этапе жизненного цикла. Например, увеличить период роста и зрелости, а во время спада продаж и прибыли своевременно разработать и вывести на рынок модифицированный, либо совершенно новый товар.
Далее рассмотрим следующие методы (системы) управленческого учета и их преимущества, нацеленные на решение стратегических и текущих (оперативных) задач предприятия, во взаимосвязи с этапами жизненного цикла товара: директ-костинг, стандарт -костинг, система «точно в срок» (Just In Time, JIT), метод ABC/ABM, таргет-костинг, кайзен-костинг, система «шесть сигм», бенчмаркинг, метод Тагути.
Директ-костинг - это система учета себестоимости продукции (работ, услуг), основанная на разделении общих издержек предприятия на постоянные, не зависящие от объема производства ограниченного во времени, и переменные, которые зависят ст объема производства. Данное разделение издержек предоставляет большой объем аналитических возможностей для менеджеров предприятия, в принятии определенных решений, направленных на эффективность процесса производства и реализации продукции, в отличие от традиционной системы учета и калькулирования себестоимости продукции.
Вышеуказанный метод управленческого учета направлен на решение задач в сфере снабжения, производства и сбыта, а также используется при расчете точки нулевой прибыли. Например, в сфере снабжения - это производить самим или покупать (оборудование, полуфабрикаты, сырье и др.), в производстве - определение оптимальной производственной мощности, загрузки оборудования, объема и структуры выпуска продукции, планирование ассортимента продукции и ее обновления, в сбыте - ценообразование. Таким образом, данный метод рекомендуется использовать на этапе исследования и разработки жизненного цикла товара по решению задач при снабжении ценообразовании и планировании ассортимента продукции, а на этапах начиная с выхода на рынок и заканчивая спадом при решении задач оптимизации производственной программы и ценообразования.
Стандарт-костинг - это метод (инструмент) управленческого учета, направленный на планирование затрат производимой продукции (подразделения, предприятия в целом) и их контроль в рамках научно-обоснованных уровней. Также данный метод позволяет выявить причины отклонений от заданных стандартов (норм) и устранить их.
Так, на стадии исследования и разработки товара, зная технологические особенности производственного процесса и используя данный метод, возможно, спрогнозировать уровень затрат предприятия, подразделения, себестоимости и цены продукции (работы, услуги), конечного финансового результата деятельности. На других этапах жизненного цикла, возможно, использовать данный метод в качестве инструмента оперативного контроля над затратами, чтобы своевременно устранять причины возникновения отклонений и увеличивать эффективность функционирования предприятия в целом.
Следует отметить, что на стадии роста и зрелости жизненного цикла товара на предприятиях наблюдается рост объема материально-производственных запасов (МПЗ) в виде исходных материалов для производственного процесса и готовой продукции для реализации. Данный факт в конечном счете влияет на рост производственных затрат, связанных с хранением МПЗ, снижение гибкости в предоставлении на рынок нового или усовершенствованного товара, рост дефицита финансовых ресурсов, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности предприятия. Для решения данных проблем целесообразно использовать логистическую систему «точно в срок» (Just In Time, JIT). Основная идея данной системы заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства предприятия, не нужны [5].
Преимуществами вышеуказанной системы являются: сбалансированность производственного процесса, снижение уровня запасов в процессе снабжения, производства и сбыта, повышение производительности и эффективности использования оборудования, повышение качества производимой продукции, снижение затрат на содержание запасов и др.
Метод ABC (Activity Based Costing) предназначен для учета и анализа затрат по видам деятельности (бизнес-процессам предприятия и их оптимизации с учетом сравнительного анализа. Метод позволяет получить большой объем информации в разрезе бизнес-процессов предприятия, которые не могут предоставить традиционные системы и методы управления.
В основе данного метода лежит метод ABM (Activity Based Management), который используется для эффективного управления видами деятельности (бизнес-процессами). При этом управленческие решения в данном методе приняты на основе информации, полученной посредством метода ABC.
В процессе всего жизненного цикла товара происходит огромное количество различных взаимодействующих бизнес- процессов, операций и видов деятельности и игнорирование данного факта может плачевно сказаться на эффективности деятельности предприятия.
На этапе исследования и разработки товара рекомендуется использовать систему «таргет-костинг» (систему целевой себестоимости), которая направлена на снижение и контроль затрат производимой продукции (работ, услуг) с учетом фактического предпочтения потребителей и конкуренции в момент разработки и до начала выпуска продукции на рынок. Суть данной системы состоит в том, что в первую очередь определяется целевая себестоимость предполагаемой к производству и сбыту продукции, исходя из цены реализации по итогам маркетинговых исследований и нормы прибыли. Если в процессе разработки товара удалось достигнуть целевой себестоимости, то дальнейшая судьба товара предполагает успех, что связано с предварительным изучением потребностей рынка в данном виде товара [1].
Hа этапе спада жизненного цикла товара необходимо применять данный метод, так как в данный период происходит спад объема продаж и прибыли в связи с насыщением рынка и наличием огромного количества конкурентов, и предприятию заблаговременно необходимо разработать новый продукт.
Для увеличения жизни товара на этапе зрелости и продолжения его роста, минуя этап спада, целесообразно заблаговременно (в конце этапа роста и (или) начале этапа зрелости) использовать систему «кайзен-костинг», являющуюся составной частью, продолжением системы целевой себестоимости и выполняющую те же функции только в процессе производства продукции. Система «кайзен-костинг» позволит своевременно модифицировать (непрерывно усовершенствовать) производимую продукцию с учетом потребностей рынка, контролировать уровень целевой себестоимости, тем самым увеличить объем сбыта и прибыли предприятия.
В процессе всего жизненного цикла товара руководству предприятия рекомендуется применять систему «шесть сигм» - систему управления качеством (инструмент контроля качества, статистическая методика), которая обозначает некоторое количество брака (дефектов) во время производственного процесса и показывает насколько он и производимая продукция (работа, услуга) отличается от идеального параметра.
Кроме того, данный метод управленческого учета позволяет менеджерам устранить все недостатки и выйти на высокий уровень качества производимой продукции и деятельности предприятия, что положительно скажется на объемах сбыта продукции и его жизненном цикле.
В современных условиях функционирования предприятия, важное значение приобретает постоянное изучение передового опыта ведущих компаний и конкурентов для своевременного совершенствования собственных производственных, сбытовых, финансовых показателей, внедрения инновационных технологий, увеличения качества обслуживания клиентов. Для решения данных задач целесообразно применить следующий инструмент управления под названием «бенчмаркинг».
Бенчмаркинг - это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес- процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы [4].
Применение данного инструмента управленческого учета актуально на всех этапах жизненного цикла товара. В противном случае, несвоевременный учет передового опыта может отрицательно отразиться на деятельности предприятия и конкурентоспособности производимой продукции на каждом этапе жизненного цикла.
В процессе проектирования и производства товара необходимо применять метод Тагути, являющийся одним из методов управления качеством вышеуказанных процессов с одновременным снижением расходов.
Метод Тагути позволяет оценить показатели качества продукции и определить потери качества, которые по мере отклонения текущих значений параметра от номинального, увеличиваются, в том числе и в пределах допуска [6].
Данный метод увеличивает конкурентоспособность предприятия и производимой продукции за счет одновременного улучшения качества и снижения себестоимости продукции.
Вышеуказанные рекомендации по применению методов управленческого учета на каждом этапе жизненного цикла товара (работы, услуги) представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Применение методов управленческого учета на каждом этапе жизненного цикла товара (работа, услуги)
Методы управленческого учета |
Этапы жизненного цикла товара |
||||
этап исследования и разработки |
этап выхода на рынок |
этап роста |
этап зрелости |
этап спада |
|
Директ-костинг |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Стандарт-костинг |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Система «точно в срок» (ЛТ) |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Метод АВС/АВМ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таргет-костинг |
+ |
- |
_ |
_ |
+ |
Кайзен-костинг |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Система «шесть сигм» |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бенчмаркинг |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Метод Тагути |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Одним из требований, предъявляемых к информации, в управленческом учете является ее своевременность, в связи с этим в данной статье была рассмотрена взаимосвязь некоторых методов управленческого учета, с учетом их возможностей, с жизненным циклом товара и представлены рекомендации по их применению. Так, от правильных управленческих решений зависит объем продаж и прибыль предприятия на разных этапах жизненного цикла товара. Благодаря им, возможно, удлинить их жизнь. Выше рассмотренные методы управленческого учета помогут менеджменту разработать стратегию деятельности предприятия в зависимости от того, на каком этапе своего жизненного цикла находится тот или иной товар (работа, услуга) и тем самым обеспечить стабильный рост предприятия.
Рецензенты:
Нафиков М.М., д.с-х.н., заведующий кафедрой «Экономика АПК», филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» в г. Чистополе, г.Чистополь.
Газетдинов М.Х., д.э.н., заведующий кафедрой «Экономической кибернетики», «Казанского Государственного Аграрного Университета», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Зарипова Г.Д. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11450 (дата обращения: 25.03.2023).