Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

LIFE CYCLE GOODS AND METHODS OF MANAGEMENT ACCOUNTING

Zaripova G.D. 1
1 The branch of "Kazan Federal University" in Chistopol, the Republic of Tatarstan
Life cycle of goods is the period of time during which the goods possess viability, addresses in the market, is in demand, brings in the income to producers and sellers. This article considers the interconnection of some methods of management account with commodity life-cycle and offers the recommendations on their use. Sales volume and benefit of enterprise on different stages of commodity life-cycle depend on right management decisions. Owing to them it´s possible to elongate their life. The methods of management account, considered in this article will help management to work out the strategy of business function of enterprise depending on the stage of life-cycle on which a commodity (work, service) is and provide stable growth of enterprise.
production activity of the enterprise.
management accounting
life cycle of goods

В современных рыночных условиях, характеризующимися интеграционными процессами, высокой конкуренцией, непредсказуемой инфляцией, наличием проблемы с ликвидностью, предприятия должны эффективно организовывать свою производственно - хозяйственную деятельность, снижать зависимость от внешних источников финансирования, укреплять существующие позиции на рынке и осуществлять их расширение с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на дальнейшее развитие предприятия. Эффективность деятельности, в свою очередь, зависит от правильности, обоснованности и своевременности, принятых менеджерами управленческих решений. При этом одним из помощников менеджерам предприятия в данном случае является управленческий учет и его методы.

Современный управленческий учет - это сфера деятельности, система методов направленная на обеспечение руководства хозяйствующего субъекта необходимой информацией для принятия экономически обоснованных управленческих решений, управления, планирования, нормирования, контроля, разработки целей и задач, носящих оперативный и стратегический характер, а также для оценки деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений [2].

Зарождение современного управленческого учета относится к периоду Промышленной революции, произошедшей в XIX веке. По мнению ученых, большинство приемов управленческого учета, применявшихся в середине 1980-х гг., были разработаны уже к 1925 г. В течении следующих шестидесяти лет темпы инноваций в области управленческого учета заметно замедлились. Начиная с середины 1980-х гг. практики и ученые, действующие в области управленческого учета, стремятся модифицировать прежние и разработать новые приемы, методики и добиться, чтобы управленческий учет не терял своей значимости.

В настоящее время, как за рубежом, так и в России управленческий учет переживает возрождение. Интенсивные работы последних лет обновили некоторые важные управленческие концепции с момента опубликования книги Томаса Джонсона и Роберта Каплана «Утраченное значение: взлет и падение управленческого учета», начиная с первых АВС - моделей и заканчивая стратегическим управленческим учетом. Усиленная работа в этой области привела к возникновению новых концепций и усовершенствованию существующих.

Учету по видам деятельности, системному моделированию поведения затрат, нелинейности в функциях затрат и взаимозависимость среди различных видов затрат и деятельностей была посвящена серия статей в начале прошлого века (1906 - 1908 гг.).

К пробуждению интереса к методикам управленческого учета американские компании привело не просто желание улучшить свои расходы, а простая необходимость выживания в условиях глобальной конкуренции.

Каждое предприятие создано для производства какого - либо товара (продукции), оказания услуг (выполнения работ). При этом предприятие должно уметь создавать новые товары (работы, услуги), управлять их производством и реализацией с учетом потребностей покупателей и конкуренции. Следует отметить, что любая продукция (работа, услуга) проходит определенный жизненный цикл.

Жизненный цикл товара - это период времени, в течении которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам [3].

Основными этапами жизненного цикла товара являются:

  • этап исследования и разработки - период создания товара по итогам анализа предпочтений потребителей, анализа конкурентов;
  • этап выхода на рынок - период медленного роста объема продаж по мере выхода товара на рынок. Прибыль на данном этапе отсутствует;
  • этап роста - период признания товара рынком, быстрого роста объема продаж и прибыли;
  • этап зрелости - период замедления темпов продаж в связи с тем, что большинство покупателей уже приобрело товар. Прибыль растет медленно:
  • этап спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли.

При этом предприятия сталкиваются с рядом проблем, а именно: разработкой но­вых товаров (работ, услуг) и стратегическим управлением на каждом этапе жизненного цикла. Решение данных проблем возможно путем последовательного использования методов управленческого учета, которые помогут менеджерам разработать новый конкурентоспособный товар, удовлетворяю­щий потребности покупателей, а также уве­личить объемы продаж и прибыли предпри­ятия путем принятия своевременных обос­нованных управленческих решений на каж­дом этапе жизненного цикла. Например, увеличить период роста и зрелости, а во вре­мя спада продаж и прибыли своевременно разработать и вывести на рынок модифици­рованный, либо совершенно новый товар.

Далее рассмотрим следующие методы (системы) управленческого учета и их пре­имущества, нацеленные на решение страте­гических и текущих (оперативных) задач предприятия, во взаимосвязи с этапами жиз­ненного цикла товара: директ-костинг, стандарт -костинг, система «точно в срок» (Just In Time, JIT), метод ABC/ABM, таргет-костинг, кайзен-костинг, система «шесть сигм», бенчмаркинг, метод Тагути.

Директ-костинг - это система учета себестоимости продукции (работ, услуг), основанная на разделении общих издержек предприятия на постоянные, не зависящие от объема производства ограниченного во времени, и переменные, которые зависят ст объема производства. Данное разделение издержек предоставляет большой объем аналитических возможностей для менедже­ров предприятия, в принятии определенных решений, направленных на эффективность процесса производства и реализации про­дукции, в отличие от традиционной системы учета и калькулирования себестоимости продукции.

Вышеуказанный метод управленче­ского учета направлен на решение задач в сфере снабжения, производства и сбыта, а также используется при расчете точки нуле­вой прибыли. Например, в сфере снабжения - это производить самим или покупать (оборудование, полуфабрикаты, сырье и др.), в производстве - определение опти­мальной производственной мощности, за­грузки оборудования, объема и структуры выпуска продукции, планирование ассорти­мента продукции и ее обновления, в сбыте - ценообразование. Таким образом, данный метод рекомендуется использовать на этапе исследования и разработки жизненного цик­ла товара по решению задач при снабжении ценообразовании и планировании ассорти­мента продукции, а на этапах начиная с вы­хода на рынок и заканчивая спадом при ре­шении задач оптимизации производствен­ной программы и ценообразования.

Стандарт-костинг - это метод (инструмент) управленческого учета, на­правленный на планирование затрат произ­водимой продукции (подразделения, пред­приятия в целом) и их контроль в рамках научно-обоснованных уровней. Также дан­ный метод позволяет выявить причины от­клонений от заданных стандартов (норм) и устранить их.

Так, на стадии исследования и разра­ботки товара, зная технологические особен­ности производственного процесса и ис­пользуя данный метод, возможно, спрогно­зировать уровень затрат предприятия, под­разделения, себестоимости и цены продук­ции (работы, услуги), конечного финансово­го результата деятельности. На других эта­пах жизненного цикла, возможно, использо­вать данный метод в качестве инструмента оперативного контроля над затратами, что­бы своевременно устранять причины воз­никновения отклонений и увеличивать эф­фективность функционирования предпри­ятия в целом.

Следует отметить, что на стадии роста и зрелости жизненного цикла товара на предприятиях наблюдается рост объема материально-производственных запасов (МПЗ) в виде исходных материалов для про­изводственного процесса и готовой продук­ции для реализации. Данный факт в конеч­ном счете влияет на рост производственных затрат, связанных с хранением МПЗ, сниже­ние гибкости в предоставлении на рынок нового или усовершенствованного товара, рост дефицита финансовых ресурсов, что отрицательно сказывается на конкуренто­способности предприятия. Для решения дан­ных проблем целесообразно использовать логистическую систему «точно в срок» (Just In Time, JIT). Основная идея данной систе­мы заключается в следующем: если произ­водственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необхо­димом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сбор­ки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства предприятия, не нужны [5].

Преимуществами вышеуказанной сис­темы являются: сбалансированность произ­водственного процесса, снижение уровня запасов в процессе снабжения, производства и сбыта, повышение производительности и эффективности использования оборудова­ния, повышение качества производимой продукции, снижение затрат на содержание запасов и др.

Метод ABC (Activity Based Costing) предназначен для учета и анализа затрат по видам деятельности (бизнес-процессам предприятия и их оптимизации с учетом сравнительного анализа. Метод позволяет получить большой объем информации в раз­резе бизнес-процессов предприятия, кото­рые не могут предоставить традиционные системы и методы управления.

В основе данного метода лежит метод ABM (Activity Based Management), который используется для эффективного управления видами деятельности (бизнес-процессами). При этом управленческие решения в данном методе приняты на основе информации, по­лученной посредством метода ABC.

В процессе всего жизненного цикла товара происходит огромное количество различных взаимодействующих бизнес- процессов, операций и видов деятельности и игнорирование данного факта может пла­чевно сказаться на эффективности деятель­ности предприятия.

На этапе исследования и разработки товара рекомендуется использовать систему «таргет-костинг» (систему целевой себе­стоимости), которая направлена на сниже­ние и контроль затрат производимой про­дукции (работ, услуг) с учетом фактическо­го предпочтения потребителей и конкурен­ции в момент разработки и до начала выпус­ка продукции на рынок. Суть данной систе­мы состоит в том, что в первую очередь оп­ределяется целевая себестоимость предпола­гаемой к производству и сбыту продукции, исходя из цены реализации по итогам марке­тинговых исследований и нормы прибыли. Если в процессе разработки товара удалось достигнуть целевой себестоимости, то дальнейшая судьба товара предполагает успех, что связано с предварительным изучением потребностей рынка в данном виде товара [1].

Hа этапе спада жизненного цикла товара необходимо применять данный метод, так как в данный период происходит спад объема продаж и прибыли в связи с насыщением рынка и наличием огромного количества конкурентов, и предприятию заблаговременно необходимо разработать новый продукт.

Для увеличения жизни товара на этапе зрелости и продолжения его роста, минуя этап спада, целесообразно заблаговременно (в конце этапа роста и (или) начале этапа зрелости) использовать систему «кайзен-костинг», являющуюся составной частью, продолжением системы целевой себестоимо­сти и выполняющую те же функции только в процессе производства продукции. Система «кайзен-костинг» позволит своевременно модифицировать (непрерывно усовершенст­вовать) производимую продукцию с учетом потребностей рынка, контролировать уро­вень целевой себестоимости, тем самым уве­личить объем сбыта и прибыли предприятия.

В процессе всего жизненного цикла товара руководству предприятия рекоменду­ется применять систему «шесть сигм» - сис­тему управления качеством (инструмент кон­троля качества, статистическая методика), которая обозначает некоторое количество брака (дефектов) во время производственно­го процесса и показывает насколько он и производимая продукция (работа, услуга) отличается от идеального параметра.

Кроме того, данный метод управленческого учета позволяет менеджерам устранить все недос­татки и выйти на высокий уровень качества производимой продукции и деятельности предприятия, что положительно скажется на объемах сбыта продукции и его жизненном цикле.

В современных условиях функциони­рования предприятия, важное значение при­обретает постоянное изучение передового опыта ведущих компаний и конкурентов для своевременного совершенствования собст­венных производственных, сбытовых, фи­нансовых показателей, внедрения инноваци­онных технологий, увеличения качества об­служивания клиентов. Для решения данных задач целесообразно применить следующий инструмент управления под названием «бенчмаркинг».

Бенчмаркинг - это постоянное изме­рение и сравнение отдельно взятого бизнес- процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы [4].

Применение данного инструмента управленческого учета актуально на всех этапах жизненного цикла товара. В против­ном случае, несвоевременный учет передово­го опыта может отрицательно отразиться на деятельности предприятия и конкурентоспо­собности производимой продукции на каж­дом этапе жизненного цикла.

В процессе проектирования и произ­водства товара необходимо применять ме­тод Тагути, являющийся одним из методов управления качеством вышеуказанных про­цессов с одновременным снижением расхо­дов.

Метод Тагути позволяет оценить по­казатели качества продукции и определить потери качества, которые по мере отклоне­ния текущих значений параметра от номи­нального, увеличиваются, в том числе и в пределах допуска [6].

Данный метод увеличивает конкурентоспособность предприятия и производимой продукции за счет одновременного улучшения качества и снижения себестоимости продукции.

Вышеуказанные рекомендации по применению методов управленческого учета на каждом этапе жизненного цикла товара (работы, услуги) представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Применение методов управленческого учета на каждом этапе жизненного цикла товара (работа, услуги)

Методы управленческого учета

Этапы жизненного цикла товара

этап исследования и разработки

этап выхода на рынок

этап роста

этап зрелости

этап спада

Директ-костинг

+

+

+

+

+

Стандарт-костинг

+

+

+

+

+

Система «точно в срок» (ЛТ)

-

-

+

+

-

Метод АВС/АВМ

+

+

+

+

+

Таргет-костинг

+

-

_

_

+

Кайзен-костинг

-

-

+

+

-

Система «шесть сигм»

-

+

+

+

+

Бенчмаркинг

+

+

+

+

+

Метод Тагути

+

+

+

+

+

Одним из требований, предъявляемых к информации, в управленческом учете яв­ляется ее своевременность, в связи с этим в данной статье была рассмотрена взаимо­связь некоторых методов управленческого учета, с учетом их возможностей, с жизнен­ным циклом товара и представлены реко­мендации по их применению. Так, от пра­вильных управленческих решений зависит объем продаж и прибыль предприятия на разных этапах жизненного цикла товара. Благодаря им, возможно, удлинить их жизнь. Выше рассмотренные методы управ­ленческого учета помогут менеджменту раз­работать стратегию деятельности предпри­ятия в зависимости от того, на каком этапе своего жизненного цикла находится тот или иной товар (работа, услуга) и тем самым обеспечить стабильный рост предприятия.

Рецензенты:

Нафиков М.М., д.с-х.н., заведующий кафедрой «Экономика АПК», филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» в г. Чистополе, г.Чистополь.

Газетдинов М.Х., д.э.н., заведующий кафедрой «Экономической кибернетики», «Казанского Государственного Аграрного Университета», г. Казань.