Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДВИЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

Донская В.К. 1
1 Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
Проведен анализ работ посвященных исторической реконструкции, рассмотрены подходы современной зарубежной историографии в изучении данного вопроса. В статье произведена систематизация исследований по характеру отношения к исторической реконструкции. Выделяются группы ученых придерживающихся антропологических взглядов на реконструкцию, относящихся к ней, как историческим ролевым играм, а также «живой истории». Рассмотрены также основные направления движения исторической реконструкции в США и в странах Европы. Реконструкторы - это одно из популярных общественных движений, которое тесно связано с историей, патриотическим и гражданским воспитанием. Показаны основные методологические подходы зарубежных исследований исторической реконструкции, раскрыта актуальность современных научных разработок в странах Европы, которые в настоящее время являются центрами научных и антропологических разработок. Следует сказать, что в России исследования посвященные зарубежной историографии таких общественных организаций до сих пор не проводились.
историческая реконструкция
общественные организации
историография
1. Agnew V. Introduction: What is Reenactment? // Criticism. № 46 (3), 2004.
2. Agnew V. History’s Affective Turn: Historical Reenactment and its Work in the Present // Rethinking History. № 11(3), 2007.
3. Colingwood R. The Idea of History. - Oxford: Oxford University Press, 1993.
4. Dalrymple W. In Xanadu: A Quest. - New York: HarperCollins, 1989.
5. Dalrymple W. From the Holy Mountain: A Journey among the Christians of the Middle East. -
6. De Certeau M. The Practice of Everyday Life. - Berkeley: University of California Press, 1984.
7. Gapps, S. Mobile moments: A view of historical re-enactment and authenticity from inside the costume cupboard of history // Rethinking History. №13(3), 2009.
8. Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. - New York: Harper and Row, 1974.
9. Goodacre, B. & Baldwin, G. Living the Past: Reconstruction, Recreation, Re-enactment and Education at Museums and Heritage Sites. - London: Middlesex University Press, 2002.
10. Grossman L. Feeding on Fantasy. - New York: Time, 2002.
11. King K. (2004) Historiography as Reenactment: Metaphors and Literalizations of TV Documentaries // Criticism.№ 46(3), 2004.
12. Lowenthal D. The Past Is a Foreign Country. - Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
13. MacMillan G. Re-orienting the Renaissance: Cultural Exchanges with the East. - Palgrave, 2005. New York: Henry Holt, 1997.
14. Miller E. Fantasies of Reality: Surviving Reality-Based Programming // Social Policy. № 31(1), 2000.
15. O’Donnel P. The Knights next door. - Lincoln, NE: iUniverse, 2004.
16. Schechner R. Between Theater & Anthropology. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1985.
17. Schechner R. The end of Humanism. - New York: Performing Arts Journal Publications, 1982.
18. Thompson, J. Wargames: Inside the World of 20th Century Reenactors. - Washington: Smithsonian Books, 2004.
19. Turner V. From ritual to theater // New York Performing Arts Journal Publications. № 13, 1982.

Изучение исторической реконструкции - это одна из форм исследования и презентации исторических событий. Это направление появилось впервые в Соединенных Штатах Америки и представляло собой восстановление действий войск конфедератов и республиканцев. Во время этих действий, обычные люди, увлеченные историей этого периода, одевали на себя театральные костюмы и предметы одежды, доставшиеся им по наследству, и воплощали в жизнь события 1642-1651 и 1861-1865 годов. Такие действия стали развиваться, начиная с 1960 годов и с тех пор их популярность только растет. Сейчас история гражданской войны в США - одна из самых разработанных в мире тем для занятий исторической реконструкцией. В Европейских странах практическое изучение истории представляло собой, в большей степени, восстановление быта и материальной культуры, нежели знаменательных событий. Тем не менее, в честь крупных дат европейской истории организовывались фестивали, такие как: Фестиваль истории (крупнейший европейский фестиваль, проходящий в Англии, Варвекшир), реконструкция битвы при Несби или Ватерлоо. Восстановление быта и культуры же происходит в центрах живой истории, которые реконструируют жизнь городских или деревенских жителей какой-либо эпохи настолько точно, насколько позволят им полнота археологической информации по данной теме. Всего таких центров насчитывается свыше 70.

Исследование этого направления весьма актуальная тема для исследования, поскольку внимательного изучения требуют такие неоднозначные вопросы, как развитие и потенциал объединений исторической реконструкции, поиски и формирование современных подходов в решении как автономных задач, так и во взаимодействии с научными институтами. Кроме того, активность членов этих сообществ в решении научных вопросов, при том, что немногие из них являются обладателями профильного образования, находится на весьма высоком уровне. Объединяя свои усилия вместе, а также с научными институтами это движение вполне способно решать некоторые сложные исторические вопросы и конкретные, практические задачи.

В Соединенных Штатах Америки деятельность в рамках этого течения давно является объектом изучения, однако, в России, оно пока незаслуженно недопонято. Зарубежная историография движения реконструкции в России также совершенно неисследованная тема.

Историографию по данному вопросу можно условно разделить на несколько групп по характеру отношения к движению исторической реконструкции:

  • антропологическая реконструкция,
  • проживание исторической роли,
  • живая история

или по степени реализации реконструкции:

  • теоретическая реконструкция,
  • практическое воплощение,
  • массовая реконструкция.

Одним из родоначальников идеи движения исторической реконструкции стал Робин Коллингвуд в 1946 году [3], чьи идеи о практическом изучении прошлого и воплощении его в жизнь, стали для многих толчком к изучению истории, а также породили мысли о «проживании» истории. Его мнение повлияло на таких историков, как Мишель де Картье [6] и Дэвид Лоуенталя [12], которые ошибочно воспринимали реконструкцию в качестве инструмента историографии, рассматривая ее, как возможность для исторического осмысления. Они также признавали существенные различия между историческими объектами и историей повседневности.

Но внимание к исторической реконструкции, как к «путешествию в прошлое» привлекла дискуссия историков Джеральда МакМилана [13] и Вильяма Дарлимпла [4, 5]. Эти исследователи востока стали рассматривать погружение в прошлое, в качестве повода к осознанию культуры современности. Эти работы предваряли зарождение исследований посвященных движению исторической реконструкции, участникам, их вкладу в историческую науку. Они проводили полевые исследования с группами добровольцев, пытаясь выяснить чувства людей средневековой эпохи, а также мотивацию их поступков. Разумеется, такие путешествия совершались и прежде, например А. Хейердалом, но теперь перед исследователями стояла другая задача: не только выяснить, возможно ли технически какое-то событие, а прикоснуться к истории, как к реальности.

В 1982 году в своем исследовании Виктор Тeрнер утверждал, что «опыт, с его методической стороны, богаче нежели сумма общих категорий его составляющих» [19]. Привлекая традиционную антропологию, он поясняет, что лишь опыт, с его социальными качествами, таким как - эмоциональная вовлеченность, личные суждения, может помочь действительному пониманию исторических процессов. Эти взгляды повлияли на деятельность «Society for Creative Anachronism», созданной в 1968 году наиболее крупной организации, объединяющей реконструкторов по всему миру. Антропологические взгляды также характеры для Ричарда Шехнера [16, 17]. В своих «Эссе по представлению теории, между театром и антропологией», он предлагал некоторые пути, которые позволяли «Обществу» исследовать времена и эпохи. Культурные традиции становятся реальнее при контакте с аутентичными объектами. Кроме этого, существует определенное образовательное и воспитательное значение таких исследований. Ирвинг Гоффман в «Рамках Анализа» предлагает границы применения средневекового контекста в реконструкции [8]. Он также рассматривает интерпретации гендерных ролей в контексте реконструкции средневековья.

В зарубежной историографии также существует концепция происхождения исторической реконструкции от движения ролевых игр. Гроссман проводит параллель от студентов колледжа Беркли, увлеченных ролевыми играми по мотивам книг Дж. Толкиена, которые в 1966 году начинают исследовать события реального средневековья. Впоследствии эта группа студентов сформирует «Society for Creative Anachronism» [10]. Существуют и другие различные ассоциации, объединяющие организации исторической реконструкции. Например, созданная в 1991 году в Великобритании «National Association of Re-enactment Societies (NAReS)». Для европейских и американских организаций характерно участие взрослых, состоявшихся людей, адекватно воспринимающих воссоздание исторического процесса и интересующихся всеми тонкостями, такими как механизмы вооружения, текстильное производство, строительство. Кроме этого, ценно отношение участников к себе как к актерам с одной стороны, и как к исследователям с другой. Многие участники не считают зазорным, даже без специализированного образования, проводить работу с подрастающим поколением и публиковать работы, посвященные различным, специфическим нюансам исторической реконструкции.

Это не единственные организации, чьей целью становится проживание каких-либо исторических ролей - будь то литературные персонажи или средневековые герои. Патрик О'Доннелл называет это «контролируемой мультиперсональной дезорганизацией» [15], что означает исполнение и проживание различных ролей и моделей поведения одним персонажем. Считается очень важным личностное отношение в персонажу. Реконструктору нужно показать личность, отражающую характер её исторической эпохи. Разные люди ведут себя совершенно по-разному, и это должно быть отражено в исторической реконструкции. Это приводит к повышению качества реконструкции, а также ее разнообразию.

Существует определенная критика этого направления, которая заключается в мотивации участников относительно погружения в реконструкцию определенного персонажа, социальных отношений. Джоанна Томпсон размышляет о тенденции реконструкторов восстанавливать персонажей элитарных групп и подразделений, таких как рыцари, коммандос или даже Ваффен-СС [18]. Собственно критике подвергаются реконструкции некоторых армий или даже национальностей, непопулярных и даже воспринимаемых негативно в определенном обществе, что является одним из проявлений субъективности по отношению к движению исторической реконструкции. Тем не менее, некоторые вопросы, такие как холокост, рабство принято считать «неприкасаемыми».

В Европе восприятие реконструкции изначально вело корни от занятий экспериментальной археологией, считает Ванесса Агнью [1, 2]. Музеи под открытым небом, создававшиеся для опытного изучения повседневной жизни людей древности привлекали не только ученых археологов, социологов, но также представителей технических специальностей чей вклад в изучение прошлого неоценим [7]. Многочисленные Европейские музеи чрезвычайно разнообразны. Начиная от поселений каменного века и заканчивая этнографическими музеями. В США также действует Ассоциация сельскохозяйственных музеев - действующих хозяйств, таких как ALFHAM, восстанавливающих, без современных технических средств сельское хозяйство времен колонизации Америки. Кроме ученых такие музеи стали привлекать и простых людей - участников исторической реконструкции, которые наполняют музеи, превращая их в островки древней жизни [9]. В многих музеях они присутствуют в различном качестве: от строителей и актеров, до пригашенных специалистов. Для Эдварда Миллера такие реконструкции сродни экспериментам по выживанию, только в историческом контексте. Для него важно определить насколько современные люди отдалились от жизни своих предков, живших 100, 200, 1000 лет назад. Насколько быстро современные участники смогут приспособиться к таким условиям, приобрести древние навыки работы и ремесла. И есть ли вообще такое понятие как генетическая память [14]. Катрина Кинг отмечает в своих исследованиях, что участники крайне серьезно относятся к своим реконструкциям, уточняя их аутентичность, качество, которое позволяет привнести историю в реальность [11]. Собственно термин «аутентичность» становится основополагающим для движения и означает стремление к качественным реконструкциям, отказ от деталей, которые искажают образ характерный для исключительного периода времени и привнесение древних технологий, инструментов.

Таким образом, изучение исторической реконструкции - это достаточно новая ниша историографических изысканий. Однако в России исследований по этому вопросу нет. Одна из причин этого пробела - непонимание роли исторической реконструкции в качестве обучающего процесса. С одной стороны, такая деятельность - это важная тенденция самообразования, когда реконструктор открывает для себя нечто новое. А с другой стороны, внешняя деятельность, направленная на обучение сторонних участников путем активной презентации исторических фактов во время фестивалей, личных бесед, специальных занятий. Важная часть такой работы заключается в безусловной патриотической направляющей действий, посвященных исторической реконструкции. И хотя такие действия вызывают подозрение в излишней романтизации исторических событий, часто выглядит недостаточно научно с точки зрения историков. Тем не менее, в последние годы интерес к такому практическому воплощению исторических событий растет, также как и качество исполнения подобных действий, а значит, требуется изучение такого явления.

Рецензенты:

Иванова Т.Н., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории и культуры зарубежных стран Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, г.Чебоксары.

Таймасов Л.А., д.и.н., профессор, проректор по научной работе Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г.Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Донская В.К. ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДВИЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11449 (дата обращения: 07.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074