В настоящее время проблема выбора становится особенно актуальной в условиях стремительно изменяющегося современного мира [3]. Задача сделать выбор при существовании множества часто неопределенных, трудно оцениваемых альтернатив выдвигает повышенные требования к личности, ответственной за совершение осознанного, удовлетворяющего ее выбора, который имеет социально и индивидуально значимые последствия. В связи с этим, неудивителен интерес к этой проблематике со стороны представителей различных наук, в том числе и психологии, в которой особое внимание уделяется роли личностного выбора как показателя личностной зрелости [1, 4].
Вместе с тем, сегодня существует значительное расхождение между разработанностью проблемы личностного выбора в контексте общей психологии, прежде всего, в его теоретическом аспекте и недостаточностью знаний о его возрастной специфике. В психологии развития присутствует явный дефицит исследований, направленных на изучение становления личностного выбора, определение его возрастных особенностей, анализ предпосылок становления и зрелой формы проявления [5]. Наибольший интерес в этой связи представляет подростково-юношеский период, который является неоднородным, протяженным, насыщенным изменениями, которые происходят на физиологическом, психологическом, социальном уровнях.
На основе теоретического анализа работ, посвященных изучению личностного выбора [1, 2, 4, 6, 7], нами были выделены следующие характеристики зрелого личностного выбора: включает в себя осознание множественности вариантов; оценивается в категориях значимости, необратимости, сложности, правильности, связывается с необходимостью принимать на себя и нести ответственность; осуществляется в несколько этапов: создание намерения (определение целей, ценностно-смысловой основы), конструирование альтернатив и критериев для их сравнения, создание образа желаемого будущего и осознание последствий, принятие решения о предпочтении одного из вариантов и отвержении остальных, воплощение принятого решения; совершается самостоятельно, автономно, независимо; сопровождается готовностью к выбору, что позволяет сбалансировать компоненты позитивного и негативного эмоционального отношения к нему. Данные параметры легли в основу эмпирического изучения психологических характеристик личностного выбора в подростково-юношеский период развития.
Выборку исследования составили 328 человек, 177 девушек и 151 юноша, учащиеся 6-11 классов (12-17 лет) и студенты 1-2 курсов (18-25 лет), которые были подразделены на четыре возрастные группы (младшие подростки, старшие подростки, ранний юношеский возраст, поздний юношеский возраст - ранняя взрослость).
Эмпирическое изучение становления личностного выбора осуществлялось с помощью нескольких методик. Использовались методики «Завершение предложений» Д.М. Сакса и С. Леви, и «Золотой возраст» Б. Заззо, модифицированные нами для целей настоящей работы. Методики предъявлялись фронтально, испытуемые работали в группах по 5-7 человек. Индивидуально с каждым испытуемым проводилась методика рисуночных метафор «Жизненный путь». В этой работе приняли участие 313 человек (95,2% выборки). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики и осуществлялась с использованием электронных таблиц Microsoft Excel и пакета статистической обработки данных SPSS 20 и STATISTICA 6. Статистическая достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для качественных признаков. Анализировались только достоверные различия с уровнем значимости не ниже 5%.
Для решения задачи изучения возрастных и гендерных особенностей представлений о процессе и результате личностного выбора мы использовали методики «Завершение предложений» (Д.М. Сакса и С. Леви) и «Золотой возраст» (Б. Заззо), модифицированные нами для целей настоящей работы. Результаты анализировались в соответствии с выделенными в процессе теоретического анализа психологическими характеристиками зрелого личностного выбора. В таблице 1 отражены основные возрастные особенности представлений о процессе и результате личностного выбора.
Анализируя изменения, происходящие на протяжении подростково-юношеского периода развития, следует подчеркнуть следующее. Если младшие и старшие подростки остаются фиксированными на отдельных компонентах процесса выбора, а в ранней юности эти представления незначительно расширяются, то понимание процесса выбора в позднем юношеском возрасте становится целостным, происходит переход от анализа информации и осознания последствий к принятию решения и воплощению его в жизнь.
Младшие и старшие подростки и, в меньшей степени, респонденты раннего юношеского возраста испытывают затруднения в понимании таких существенных особенностей выбора, как его сложность, необратимость, необходимость брать за него ответственность. Для групп старшего подросткового и раннего юношеского возрастов характерны противоречия в оценке уровня собственной автономии и потребности в поддержке и одобрении значимых других, что сильнее проявляется, когда респонденты не уверены в правильности совершаемого выбора. В отличие от них, для старшей возрастной группы автономия выбора не является столь важной характеристикой, а наряду с этим, влияние значимых других на выбор специально не отрицается. Таким образом, в возрасте поздней юности - ранней взрослости когнитивные представления о личностном выборе (его значении, средствах и способах осуществления и т.п.) существенно меняются, постепенно приобретая свойства, характерные для зрелых представлений о выборе.
Анализ результатов показывает, что существуют гендерные различия в представлениях о выборе. Наиболее частотные показатели указывают на то, что мальчики младшего и старшего подросткового возрастов испытывают больше трудностей в понимании существенных особенностей выбора. 40% мальчиков из возрастной группы младшего подросткового возраста достоверно чаще девочек (19%) не понимают поставленной перед ними задачи (p<0,05) определения ключевых характеристик важного выбора. Практически все мальчики старшего подросткового возраста (92%) не могут подобрать для важного выбора другого термина, кроме как «значимый», что достоверно отличает их от девочек (61,1%) данной возрастной группы (p<0,01). Девочки обеих возрастных групп обладают более зрелыми представлениями о выборе, причем представления девочек старшего подросткового возраста (64%) более конкретны, чаще связаны с актуальными ситуациями настоящего и ближайшего будущего, по сравнению с мальчиками (39%) данного возраста (p<0,05).
Таблица 1. Возрастные особенности представлений о психологических характеристиках выбора
Показатель |
Градация показателя |
Младшие подростки |
Старшие подростки |
Ранний юношеский возраст |
Поздний юношеский возраст - Ранняя взрослость |
Осознание множествен-ности вариантов выбора |
Отсутствие выбора |
32,4%* |
30,6% |
25,9%* |
17,8%* |
Отсутствие вариантов |
77,5%*** |
71%*** |
96,3%*** |
77,8%*** |
|
Два варианта |
56,9% |
45,2% |
46,3% |
54,4% |
|
Три варианта |
1% |
3,2% |
1,9% |
3,3% |
|
Несколько вариантов выбора |
21,6%* |
33,9% |
20,4% |
34,4%* |
|
Множественность альтернатив |
10,8% |
4,8%** |
7,4% |
17,8%** |
|
Продуктив-ные характерис-тики качества выбора |
Представл. не сформированы |
30%*,**,*** |
16,1%* |
11,8%** |
5,5%*** |
37,4%*,** |
21%* |
35,3% |
15,4%*** |
||
Содержательно-типологическое описание выбора |
48,6%** |
69,4%**,*** |
45,6%** |
27,5%*** |
|
56,1%*** |
83,9%***,** |
63,2%** |
63,7%** |
||
17,8%*** |
53,2%***,** |
22,1%*** |
29,7%** |
||
Правильность |
9,3%** |
0%**,* |
5,9%* |
3,3% |
|
Значимость выбора |
50%** |
74%**,*,*** |
53%* |
48%*** |
|
|
43,5%* |
26,5%* |
|
||
5,6%* |
19,4%* |
|
|
||
Продуктивные характеристики |
11,2%* |
11,3%* |
11,8%* |
24,2%* |
|
Процесс и результат выбора |
Анализ альтернатив |
26,2%* |
25,8% |
29,4% |
39,6%* |
Осознание последствий |
14%* |
30,6%*,*,* |
13,2 %* |
15,4%* |
|
Воплощение решения |
6,5%* |
6,%%* |
10,3% |
16,5%*,* |
|
Детермина-ция выбора |
Представл. не сформированы |
12,1%*,* |
8,1% |
2,9%* |
4,4%* |
Автономия |
43,9%*,* |
66,1%* |
63,2%* |
52,7% |
|
Эмоциональная регуляция |
15%* |
11,3%** |
14,7%* |
28,6%*,**,* |
|
8,4%* |
|
|
2,2%* |
||
Рациональная опора |
3,7%* |
6,5% |
2,9%* |
12,1%*,* |
|
Автономия |
4,7%** * |
19,4%**,*** |
7,4%*** ** |
25,3%*,** |
|
3,7%***,** |
24,2%*** |
11,8% |
18,7%** |
||
33,6%* |
|
17,6%*,** |
36,3%** |
||
Отрицание влияния других |
9,3%* |
16,1%** |
17,6%** |
2,2%*,**,** |
|
Влияние других |
|
17,7%*** |
2,9%** |
|
|
57,9%** |
80,6%**,* |
64,7%* |
|
||
Внешние детерминанты |
23,4%* |
11,3%* |
|
|
|
65,4%* |
80,6%* |
|
|
Осознание множественности вариантов выбора дополнительно исследовалось с помощью модификации методики «Золотой возраст». В таблице 2 представлены гендерные особенности в целом по выборке, поскольку значимых возрастных различий обнаружено не было.
Таблица 2. Гендерные особенности представлений о множественности выбора
|
Девушки |
Юноши |
Единственная дата |
50,3%* |
61,6%* |
Множественность выбора |
49,7%* |
38,4%* |
Кол-во человек |
177 |
151 |
Обнаруженные достоверные гендерные различия позволяют заключить, что вне зависимости от возраста девушки значимо чаще отмечают несколько дат или периоды жизни, которые связываются ими с личностным выбором. Таким образом, девушкам свойственны представления о периодически возникающих возможностях выбора в течение жизни, что говорит о более зрелом восприятии личностного выбора, большей личностной готовности девушек совершать выбор в различные моменты жизни.
Представляет интерес то, каковы представления подростков и юношей о типичном возрасте личностного выбора. Результаты показывают, что в представлениях младших и старших подростков возраст совершения первого личностного выбора связывается с периодом отдаленного будущего, причем это возраст восемнадцати лет, законодательно закрепленный как возраст наступления ответственности. В отличие от них, респонденты раннего юношеского возраста относят личностный выбор к периоду настоящего или ближайшего будущего (16 лет), а группа позднего юношеского возраста - к периоду прошлого (также 16 лет). По всей видимости, момент окончания школы, совпадающий с необходимостью личностного и профессионального самоопределения, является тем первым значимым опытом выбора, который впервые осознается как личностный.
Для решения поставленной задачи изучения возрастных и гендерных особенностей психологических характеристик осуществляемого личностного выбора изучались с помощью проективной рисуночной пробы «Жизненный путь» (И.Л. Соломин). Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Возрастные особенности психологических характеристик осуществляемого выбора
Характеристика |
Градация характеристики |
Младшие подростки |
Старшие подростки |
Ранний юношеский возраст |
Поздний юношеский возраст |
Типы выбора |
Нет вариантов выбора |
14,6% |
16,4% |
18,5% |
16,7% |
Взаимоисключение вариантов выбора |
23,3%*
|
38,8%* ** |
25,9% |
15,6%** |
|
Большие возможности выбора |
17,5%* |
11,9%* ** |
27,8%*
|
30%*,** |
|
Периодически возникающие возможности выбора |
1%** |
0%** |
3,7% |
11,1%**,** |
|
Сложность, множественность выбора |
1,9%** |
9% |
1,9%** |
12,2%**,** |
|
Детерминация выбора |
Правила, источники информации |
24,3%** |
17,9%**,*** |
46,3%**,***,** |
22,2%** |
Недостаточная уверенность в себе |
49,5% |
38,8%* |
35,2%* |
56,7%*,* |
|
Изменения жизни без возможности выбора (внешние детерминанты) |
23,3%* |
26,9% |
18,5%* |
36,7%*,* |
|
Временная трансспектива и характеристики представлений о жизненном пути |
Затруднения представлений о временной перспективе |
47,6%*** |
43,3%*** |
33%*** |
9%***,***,*** |
Представления о жизненном пути как о смене стадий |
38,8%* |
22,4%* |
22,2%* |
13,3%* |
|
Продолжительный жизненный путь |
34%*** |
43,3% |
35,2%** |
57,8%***,** |
|
Легкость жизненного пути |
28,2%**,* |
49,3%** |
38,9% |
43,3%* |
|
Сложность жизненного пути |
32% |
28,4%* |
38,9% |
44,4%* |
|
Постоянство жизненного пути |
30,1%** |
44,8% |
53,7%** |
37,8% |
|
Изменчивость жизненного пути |
31,1%** |
32,8%* |
24,1%** |
50%**,*,** |
Анализ результатов показывает, что у младших подростков незрелость представлений о жизненном пути сочетается с довольно формальным выполнением инструкции: в 44% рисунков присутствуют различные варианты изображения ситуаций выбора, однако все типы представлены гораздо реже, чем у других возрастных групп. В рисунках старших подростков мы видим начальный этап становления понимания выбора, при котором альтернативы воспринимаются как диаметрально противоположные. У респондентов раннего юношеского возраста расширяется понимание возможностей выбора, причем они не противопоставляются друг другу. Появление многомерной картины выбора в позднем юношеском возрасте не приводит к существенным изменениям в показателях значимости выбора. В ситуацию выбора наименее вовлечены младшие подростки, а наибольший интерес она вызывает у респондентов позднего юношеского возраста, однако обнаруживаются гендерные особенности. Для девушек младшего подросткового и раннего юношеского возрастов важны отдельные элементы ситуации выбора, в то время как для девушек старшего подросткового и позднего юношеского возрастов ситуация выбора значима в целом.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что становление личностного выбора взаимосвязано с получением первого опыта выбора в личностно значимой ситуации, что приводит к качественному изменению его понимания, осознания и восприятия в период поздней юности - ранней взрослости. Таким образом, мы можем заключить, что способность к осуществлению полноценного личностного выбора активно развивается на протяжении подростково-юношеского периода. Ее становление характеризуется значительным расхождением: в то время как когнитивные представления о личностном выборе (его значении, средствах и способах осуществления и т.п.) существенно меняются, постепенно приобретая свойства, характерные для зрелых представлений о выборе, то особенности реально осуществляемого личностного выбора на протяжении всего периода практически не меняются, оставаясь незрелыми.
Рецензенты:
Прихожан А.М., д.псх.н., профессор, зав.лабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ, г.Москва.
Моросанова В.И., д.псх.н., профессор, зав.лабораторией психологии саморегуляции ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования, г.Москва.
Библиографическая ссылка
Николаева В.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА) // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11123 (дата обращения: 04.11.2024).