В настоящее время проблема выбора становится особенно актуальной в условиях стремительно изменяющегося современного мира [3]. Задача сделать выбор при существовании множества часто неопределенных, трудно оцениваемых альтернатив выдвигает повышенные требования к личности, ответственной за совершение осознанного, удовлетворяющего ее выбора, который имеет социально и индивидуально значимые последствия. В связи с этим, неудивителен интерес к этой проблематике со стороны представителей различных наук, в том числе и психологии, в которой особое внимание уделяется роли личностного выбора как показателя личностной зрелости [1, 4].
Вместе с тем, сегодня существует значительное расхождение между разработанностью проблемы личностного выбора в контексте общей психологии, прежде всего, в его теоретическом аспекте и недостаточностью знаний о его возрастной специфике. В психологии развития присутствует явный дефицит исследований, направленных на изучение становления личностного выбора, определение его возрастных особенностей, анализ предпосылок становления и зрелой формы проявления [5]. Наибольший интерес в этой связи представляет подростково-юношеский период, который является неоднородным, протяженным, насыщенным изменениями, которые происходят на физиологическом, психологическом, социальном уровнях.
На основе теоретического анализа работ, посвященных изучению личностного выбора [1, 2, 4, 6, 7], нами были выделены следующие характеристики зрелого личностного выбора: включает в себя осознание множественности вариантов; оценивается в категориях значимости, необратимости, сложности, правильности, связывается с необходимостью принимать на себя и нести ответственность; осуществляется в несколько этапов: создание намерения (определение целей, ценностно-смысловой основы), конструирование альтернатив и критериев для их сравнения, создание образа желаемого будущего и осознание последствий, принятие решения о предпочтении одного из вариантов и отвержении остальных, воплощение принятого решения; совершается самостоятельно, автономно, независимо; сопровождается готовностью к выбору, что позволяет сбалансировать компоненты позитивного и негативного эмоционального отношения к нему. Данные параметры легли в основу эмпирического изучения психологических характеристик личностного выбора в подростково-юношеский период развития.
Выборку исследования составили 328 человек, 177 девушек и 151 юноша, учащиеся 6-11 классов (12-17 лет) и студенты 1-2 курсов (18-25 лет), которые были подразделены на четыре возрастные группы (младшие подростки, старшие подростки, ранний юношеский возраст, поздний юношеский возраст - ранняя взрослость).
Эмпирическое изучение становления личностного выбора осуществлялось с помощью нескольких методик. Использовались методики «Завершение предложений» Д.М. Сакса и С. Леви, и «Золотой возраст» Б. Заззо, модифицированные нами для целей настоящей работы. Методики предъявлялись фронтально, испытуемые работали в группах по 5-7 человек. Индивидуально с каждым испытуемым проводилась методика рисуночных метафор «Жизненный путь». В этой работе приняли участие 313 человек (95,2% выборки). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики и осуществлялась с использованием электронных таблиц Microsoft Excel и пакета статистической обработки данных SPSS 20 и STATISTICA 6. Статистическая достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для качественных признаков. Анализировались только достоверные различия с уровнем значимости не ниже 5%.
Для решения задачи изучения возрастных и гендерных особенностей представлений о процессе и результате личностного выбора мы использовали методики «Завершение предложений» (Д.М. Сакса и С. Леви) и «Золотой возраст» (Б. Заззо), модифицированные нами для целей настоящей работы. Результаты анализировались в соответствии с выделенными в процессе теоретического анализа психологическими характеристиками зрелого личностного выбора. В таблице 1 отражены основные возрастные особенности представлений о процессе и результате личностного выбора.
Анализируя изменения, происходящие на протяжении подростково-юношеского периода развития, следует подчеркнуть следующее. Если младшие и старшие подростки остаются фиксированными на отдельных компонентах процесса выбора, а в ранней юности эти представления незначительно расширяются, то понимание процесса выбора в позднем юношеском возрасте становится целостным, происходит переход от анализа информации и осознания последствий к принятию решения и воплощению его в жизнь.
Младшие и старшие подростки и, в меньшей степени, респонденты раннего юношеского возраста испытывают затруднения в понимании таких существенных особенностей выбора, как его сложность, необратимость, необходимость брать за него ответственность. Для групп старшего подросткового и раннего юношеского возрастов характерны противоречия в оценке уровня собственной автономии и потребности в поддержке и одобрении значимых других, что сильнее проявляется, когда респонденты не уверены в правильности совершаемого выбора. В отличие от них, для старшей возрастной группы автономия выбора не является столь важной характеристикой, а наряду с этим, влияние значимых других на выбор специально не отрицается. Таким образом, в возрасте поздней юности - ранней взрослости когнитивные представления о личностном выборе (его значении, средствах и способах осуществления и т.п.) существенно меняются, постепенно приобретая свойства, характерные для зрелых представлений о выборе.
Анализ результатов показывает, что существуют гендерные различия в представлениях о выборе. Наиболее частотные показатели указывают на то, что мальчики младшего и старшего подросткового возрастов испытывают больше трудностей в понимании существенных особенностей выбора. 40% мальчиков из возрастной группы младшего подросткового возраста достоверно чаще девочек (19%) не понимают поставленной перед ними задачи (p<0,05) определения ключевых характеристик важного выбора. Практически все мальчики старшего подросткового возраста (92%) не могут подобрать для важного выбора другого термина, кроме как «значимый», что достоверно отличает их от девочек (61,1%) данной возрастной группы (p<0,01). Девочки обеих возрастных групп обладают более зрелыми представлениями о выборе, причем представления девочек старшего подросткового возраста (64%) более конкретны, чаще связаны с актуальными ситуациями настоящего и ближайшего будущего, по сравнению с мальчиками (39%) данного возраста (p<0,05).
Таблица 1. Возрастные особенности представлений о психологических характеристиках выбора
Показатель |
Градация показателя |
Младшие подростки |
Старшие подростки |
Ранний юношеский возраст |
Поздний юношеский возраст - Ранняя взрослость |
Осознание множествен-ности вариантов выбора |
Отсутствие выбора |
32,4%* |
30,6% |
25,9%* |
17,8%* |
Отсутствие вариантов |
77,5%*** |
71%*** |
96,3%*** |
77,8%*** |
|
Два варианта |
56,9% |
45,2% |
46,3% |
54,4% |
|
Три варианта |
1% |
3,2% |
1,9% |
3,3% |
|
Несколько вариантов выбора |
21,6%* |
33,9% |
20,4% |
34,4%* |
|
Множественность альтернатив |
10,8% |
4,8%** |
7,4% |
17,8%** |
|
Продуктив-ные характерис-тики качества выбора |
Представл. не сформированы |
30%*,**,*** |
16,1%* |
11,8%** |
5,5%*** |
37,4%*,** |
21%* |
35,3% |
15,4%*** |
||
Содержательно-типологическое описание выбора |
48,6%** |
69,4%**,*** |
45,6%** |
27,5%*** |
|
56,1%*** |
83,9%***,** |
63,2%** |
63,7%** |
||
17,8%*** |
53,2%***,** |
22,1%*** |
29,7%** |
||
Правильность |
9,3%** |
0%**,* |
5,9%* |
3,3% |
|
Значимость выбора |
50%** |
74%**,*,*** |
53%* |
48%*** |
|
|
43,5%* |
26,5%* |
|
||
5,6%* |
19,4%* |
|
|
||
Продуктивные характеристики |
11,2%* |
11,3%* |
11,8%* |
24,2%* |
|
Процесс и результат выбора |
Анализ альтернатив |
26,2%* |
25,8% |
29,4% |
39,6%* |
Осознание последствий |
14%* |
30,6%*,*,* |
13,2 %* |
15,4%* |
|
Воплощение решения |
6,5%* |
6,%%* |
10,3% |
16,5%*,* |
|
Детермина-ция выбора |
Представл. не сформированы |
12,1%*,* |
8,1% |
2,9%* |
4,4%* |
Автономия |
43,9%*,* |
66,1%* |
63,2%* |
52,7% |
|
Эмоциональная регуляция |
15%* |
11,3%** |
14,7%* |
28,6%*,**,* |
|
8,4%* |
|
|
2,2%* |
||
Рациональная опора |
3,7%* |
6,5% |
2,9%* |
12,1%*,* |
|
Автономия |
4,7%** * |
19,4%**,*** |
7,4%*** ** |
25,3%*,** |
|
3,7%***,** |
24,2%*** |
11,8% |
18,7%** |
||
33,6%* |
|
17,6%*,** |
36,3%** |
||
Отрицание влияния других |
9,3%* |
16,1%** |
17,6%** |
2,2%*,**,** |
|
Влияние других |
|
17,7%*** |
2,9%** |
|
|
57,9%** |
80,6%**,* |
64,7%* |
|
||
Внешние детерминанты |
23,4%* |
11,3%* |
|
|
|
65,4%* |
80,6%* |
|
|
Осознание множественности вариантов выбора дополнительно исследовалось с помощью модификации методики «Золотой возраст». В таблице 2 представлены гендерные особенности в целом по выборке, поскольку значимых возрастных различий обнаружено не было.
Таблица 2. Гендерные особенности представлений о множественности выбора
|
Девушки |
Юноши |
Единственная дата |
50,3%* |
61,6%* |
Множественность выбора |
49,7%* |
38,4%* |
Кол-во человек |
177 |
151 |
Обнаруженные достоверные гендерные различия позволяют заключить, что вне зависимости от возраста девушки значимо чаще отмечают несколько дат или периоды жизни, которые связываются ими с личностным выбором. Таким образом, девушкам свойственны представления о периодически возникающих возможностях выбора в течение жизни, что говорит о более зрелом восприятии личностного выбора, большей личностной готовности девушек совершать выбор в различные моменты жизни.
Представляет интерес то, каковы представления подростков и юношей о типичном возрасте личностного выбора. Результаты показывают, что в представлениях младших и старших подростков возраст совершения первого личностного выбора связывается с периодом отдаленного будущего, причем это возраст восемнадцати лет, законодательно закрепленный как возраст наступления ответственности. В отличие от них, респонденты раннего юношеского возраста относят личностный выбор к периоду настоящего или ближайшего будущего (16 лет), а группа позднего юношеского возраста - к периоду прошлого (также 16 лет). По всей видимости, момент окончания школы, совпадающий с необходимостью личностного и профессионального самоопределения, является тем первым значимым опытом выбора, который впервые осознается как личностный.
Для решения поставленной задачи изучения возрастных и гендерных особенностей психологических характеристик осуществляемого личностного выбора изучались с помощью проективной рисуночной пробы «Жизненный путь» (И.Л. Соломин). Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Возрастные особенности психологических характеристик осуществляемого выбора
Характеристика |
Градация характеристики |
Младшие подростки |
Старшие подростки |
Ранний юношеский возраст |
Поздний юношеский возраст |
Типы выбора |
Нет вариантов выбора |
14,6% |
16,4% |
18,5% |
16,7% |
Взаимоисключение вариантов выбора |
23,3%*
|
38,8%* ** |
25,9% |
15,6%** |
|
Большие возможности выбора |
17,5%* |
11,9%* ** |
27,8%*
|
30%*,** |
|
Периодически возникающие возможности выбора |
1%** |
0%** |
3,7% |
11,1%**,** |
|
Сложность, множественность выбора |
1,9%** |
9% |
1,9%** |
12,2%**,** |
|
Детерминация выбора |
Правила, источники информации |
24,3%** |
17,9%**,*** |
46,3%**,***,** |
22,2%** |
Недостаточная уверенность в себе |
49,5% |
38,8%* |
35,2%* |
56,7%*,* |
|
Изменения жизни без возможности выбора (внешние детерминанты) |
23,3%* |
26,9% |
18,5%* |
36,7%*,* |
|
Временная трансспектива и характеристики представлений о жизненном пути |
Затруднения представлений о временной перспективе |
47,6%*** |
43,3%*** |
33%*** |
9%***,***,*** |
Представления о жизненном пути как о смене стадий |
38,8%* |
22,4%* |
22,2%* |
13,3%* |
|
Продолжительный жизненный путь |
34%*** |
43,3% |
35,2%** |
57,8%***,** |
|
Легкость жизненного пути |
28,2%**,* |
49,3%** |
38,9% |
43,3%* |
|
Сложность жизненного пути |
32% |
28,4%* |
38,9% |
44,4%* |
|
Постоянство жизненного пути |
30,1%** |
44,8% |
53,7%** |
37,8% |
|
Изменчивость жизненного пути |
31,1%** |
32,8%* |
24,1%** |
50%**,*,** |
Анализ результатов показывает, что у младших подростков незрелость представлений о жизненном пути сочетается с довольно формальным выполнением инструкции: в 44% рисунков присутствуют различные варианты изображения ситуаций выбора, однако все типы представлены гораздо реже, чем у других возрастных групп. В рисунках старших подростков мы видим начальный этап становления понимания выбора, при котором альтернативы воспринимаются как диаметрально противоположные. У респондентов раннего юношеского возраста расширяется понимание возможностей выбора, причем они не противопоставляются друг другу. Появление многомерной картины выбора в позднем юношеском возрасте не приводит к существенным изменениям в показателях значимости выбора. В ситуацию выбора наименее вовлечены младшие подростки, а наибольший интерес она вызывает у респондентов позднего юношеского возраста, однако обнаруживаются гендерные особенности. Для девушек младшего подросткового и раннего юношеского возрастов важны отдельные элементы ситуации выбора, в то время как для девушек старшего подросткового и позднего юношеского возрастов ситуация выбора значима в целом.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что становление личностного выбора взаимосвязано с получением первого опыта выбора в личностно значимой ситуации, что приводит к качественному изменению его понимания, осознания и восприятия в период поздней юности - ранней взрослости. Таким образом, мы можем заключить, что способность к осуществлению полноценного личностного выбора активно развивается на протяжении подростково-юношеского периода. Ее становление характеризуется значительным расхождением: в то время как когнитивные представления о личностном выборе (его значении, средствах и способах осуществления и т.п.) существенно меняются, постепенно приобретая свойства, характерные для зрелых представлений о выборе, то особенности реально осуществляемого личностного выбора на протяжении всего периода практически не меняются, оставаясь незрелыми.
Рецензенты:
Прихожан А.М., д.псх.н., профессор, зав.лабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ, г.Москва.
Моросанова В.И., д.псх.н., профессор, зав.лабораторией психологии саморегуляции ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования, г.Москва.