Введение
В 1950-60-х годах бронхиальной астмой страдало 0,2-0,4% детского населения, в 1970-80-е годы заболеваемость возросла до 1,5-3%, в 1981-90-е годы в некоторых странах и регионах - до 6-8%, а к концу XX века уже до 10-12% детей больны [7]. Детская бронхиальная астма превратилась в актуальную медико-биологическую проблему на фоне тенденции роста аллергической заболеваемости [6]. Причины реального увеличения не ясны, его нельзя объяснить только генетическими факторами. Связь бронхиальной гиперреактивности и атопии со степенью загрязнения окружающей среды указывает на возможную роль урбанизации и индустриализации [4]. Если на Западе среди астматиков 80% случаев составляет легкая астма и 20% тяжелая, то в России цифры в точности до наоборот [5]. В Российской Федерации признано инвалидами в связи с бронхиальной астмой более 32 тысяч детей и подростков (2003). На долю бронхиальной астмы среди других инвалидизирующих форм хронических заболеваний легких приходится более 90%. Удельный вес инвалидности от бронхиальной астмы в структуре детской инвалидности (среди других нозологических форм) составляет 4,2% [4]. В Алтайском крае астмой страдают до 12% всех детей. Результаты эпидемиологического исследования бронхиальной астмы у школьников (по международному вопроснику программы ISAAC) свидетельствуют, что в 2002 г. у каждого четвертого первоклассника (25,6%) имелись эпизоды затрудненного дыхания и свисты когда-либо в жизни [5]. К понятию «выздоровление» при бронхиальной астме следует относиться с большой осторожностью, так как по существу оно представляет собой длительную клиническую ремиссию, которая может нарушиться под влиянием различных причин в любое время. Тяжело протекающая бронхиальная астма является причиной значительных ограничений жизнедеятельности, снижения социальной активности больных детей, т.е. снижения их качества жизни. Бронхиальная астма у детей препятствует приобретению возрастных навыков, затрудняет воспитание и обучение, ведет к изоляции и социальной депривации. Государственная программа ведения детей с бронхиальной астмой на сегодняшний день предусматривает назначение широкого круга мероприятий для достижения стойкой ремиссии и высокого качества жизни. Основные направления программы - разработка плана реабилитации, уменьшение гиперреактивности бронхов и предупреждение структурной перестройки стенки бронхов. В выборе средств и методов лечения следует использовать немедикаментозные технологии, хотя эффективность некоторых из них дискуссионна и нуждается в дальнейшем изучении. У больных детей (в отличие от взрослых) реабилитация: обеспечивает дальнейшее возрастное развитие всех систем, предупреждая или существенно сглаживая задержку или дисгармоничность роста и развития; включает комплекс медицинских и педагогических мер, направленных на максимально полную адаптацию ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности. Эффективная реабилитация - это ранняя диагностика; своевременное выявление осложнений и сопутствующей патологии; адекватность этапа реабилитации тяжести и периоду заболевания; составление индивидуальных и дифференцированных программ. Существенная роль принадлежит вопросам долговременной реабилитации, поскольку от ее эффективности в детском возрасте зависит дальнейшее течение болезни и статус взрослого человека [4].
В практике современной педиатрии используют интервальные гипоксические тренировки на аппаратах-гипоксикаторах, позволяющих создавать во вдыхаемой газовой смеси необходимую пониженную концентрацию кислорода (до 11-12%), при этом мобилизуется специфическая функциональная система организма, ответственная за транспорт и утилизацию кислорода [4]. Дыхательный тренажер «Карбоник» был разработан ведущими учеными Алтайского государственного медицинского университета и практикующими врачами, руководитель проекта профессор Владимир Павлович Куликов. «Карбоник» создает высокий уровень гиперкапнии и гипоксии, возможность простой и плавной регулировки концентрации газов позволяет постепенно увеличивать уровень тренированности и обеспечивает безопасность тренировок. Повышать эффективность предусмотрено путем повторного курса тренировок с более высокими значениями гиперкапнии и гипоксии [2]. «Карбоник» это единственный представитель пятого поколения дыхательных тренажеров, основанных на принципе возвратного дыхания из замкнутого контура [1]. Сравнительная характеристика основных представителей подгруппы дыхательных тренажеров, увеличивающих дополнительный объем мертвого пространства, представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика основных представителей подгруппы дыхательных тренажеров, увеличивающих дополнительный объем мертвого пространства (ДОМП) [1]
Критерий |
Дыхательный тренажер «Карбоник» |
ТФИ «Самоздрав» |
«Суперздоровье»
|
Тренажер «Феномен Фролова» |
Регудостоверение |
МЗ РФ ФСР 2005/05033 от 10.06.2009 |
Нет |
Нет |
ФСР 2007/00544 от 9.07.2007 |
Патенты на изобретения |
12 |
3 |
2 |
1 |
Новая медицинская технология, зарегистрированная в Росздравнадзоре |
2 |
Нет |
Нет |
Нет |
Новая медицинская технология, зарегистрированная в Росздравнадзоре |
23 |
3 |
Нет |
2 |
Максимальная концентрация СО2 в альвеолярном воздухе, % |
8,1 |
6,2 |
8 |
5,4 |
Максимальный дефицит О2 в альвеолярном воздухе, % |
10 |
7 |
10 |
6 |
Возможность плавной регулировки ДОМП |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Простота использования |
Предельно просто: «Дышите, как дышится» |
Сложная система дозирования |
Необходимо использовать и переключать большое количество элементов |
Освоение методики диафрагмального дыхания |
Регулировка сопротивления дыханию |
3-19 мм водн. ст. |
20-40 мм водн. ст. |
Нет |
10-15 мм водн. ст. |
Наилучший нейропротективный эффект получен при гиперкапнической гипоксии [3]. Показана эффективность тренажера «Карбоник» в реабилитации ишемических повреждений головного мозга, в лечении неврозов и малой мозговой дисфункции [1].
Дыхательная гимнастика тесно связана с релаксационной и аутогенной тренировкой, эти навыки переносятся в повседневную жизнь, что позволяет уменьшить реакцию дыхания на различные стрессовые воздействия. Цель тренировки дыхания - повышение устойчивости к гипоксическим и гиперкапническим воздействиям. Необходимо помнить, что всякое грубое вмешательство в процесс дыхание как саморегулирующую функцию, стремление внести оригинальность - недопустимо. Основная задача дыхательной гимнастики - обучение и тренировка правильного и гармонического дыхания. При выборе метода и формы обучающих программ обязательно учитывается возраст. Уровень кооперативности пациентов 5-7 лет: способны освоить большинство необходимых навыков (пикфлоуметрия, применение различных видов ингаляторов и т.п.), но под контролем и при напоминании взрослых. Особенностью образовательных программ в педиатрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы пациентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии. Занятия проводятся специалистом пульмонологом, после необходимого диагностического обследования ребенку предлагается практическая часть - дыхание через тренажер «Карбоник» и теоретические материалы «Астма Школы». Наблюдалась пациентка Лиза Г., 6 лет. Анамнез заболевания: среднетяжелое частично контролируемое течение; стаж заболевания - 3 года; базисная терапия: ингаляционные глюкокортикостероиды (флутиказон, бекламетазон) в среднетерапевтических дозах по 6-9 мес/год. Сопутствующие заболевания: аллергический ринит; хронический тонзиллит. Эмоциональная лабильность: повышенная. Жалобы на момент начала наблюдения: обострение на фоне каждого ОРВИ и повышенной влажности (дожди, таяние снега); сухой кашель при контакте с резкими запахами, пылью, перепаде температурного режима (холод - тепло и наоборот); плохая переносимость физических нагрузок. Условия наблюдения - кабинет врача пульмонолога КГ БУЗ «Городская детская больница № 1, г. Барнаул» (РФ, Барнаул), на амбулаторный консультативный прием первичного пациента отводилось 30-40 мин; повторный прием - 20 минут рабочего времени специалиста. «Карбоник» состоит из корпуса, оригинальной ячеистой кассеты и оригинальной заслонки. Возможность регулировки концентрации СО2 находится в диапазоне 5-8%, О2 в диапазоне 17-11%. Возможность плавной регулировки концентрации газов в альвеолярном воздухе достигается путем плавного изменения дополнительного объема мертвого пространства (ДОМП) от 500 до 1000 мл при помощи специальной дозирующей заслонки [1]. Полный цикл тренировок гиперкапнической гипоксии включает в себя три части: вводную, основную и нагрузочную. Конспект занятий и динамика скрининга психофизического состояния ребенка представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Конспект занятий на «Карбонике» у детей старшего дошкольного возраста, используемый в комплексной терапии бронхиальной астмы у девочки Л. 6-ти лет
Вводная часть
Этап |
№ занятия |
ДОМП, мл |
Время тренир., сек. |
ЧД до |
ЧД после |
ЧСС до |
ЧСС после |
ПСВ, л/мин. до |
ПСВ после |
I |
1-3 |
500 |
30 |
24 |
26 |
90 |
100 |
180 |
200 |
I |
4-6 |
500 |
60 |
22 |
25 |
96 |
106 |
190 |
205 |
I |
7-9 |
500 |
90 |
24 |
26 |
96 |
112 |
180 |
195 |
I |
10-12 |
500 |
120 |
20 |
22 |
92 |
104 |
175 |
195 |
I |
13-15 |
500 |
150 |
22 |
24 |
90 |
104 |
180 |
200 |
II |
16-18 |
500 |
180 |
22 |
24 |
90 |
98 |
185 |
195 |
II |
19-21 |
500 |
210 |
20 |
22 |
88 |
96 |
190 |
200 |
II |
22-24 |
500 |
240 |
21 |
24 |
90 |
96 |
185 |
190 |
II |
25-27 |
500 |
260 |
22 |
24 |
88 |
94 |
185 |
190 |
II |
28-30 |
500 |
290 |
20 |
24 |
90 |
94 |
180 |
195 |
III |
31-33 |
500 |
310 |
20 |
22 |
90 |
92 |
190 |
195 |
III |
34-36 |
500 |
340 |
22 |
28 |
92 |
94 |
180 |
180 |
III |
37-39 |
500 |
370 |
22 |
24 |
94 |
98 |
185 |
190 |
III |
40-42 |
500 |
400 |
21 |
22 |
90 |
92 |
180 |
190 |
III |
43-45 |
500 |
430 |
22 |
24 |
92 |
92 |
190 |
200 |
IV |
46-48 |
500 |
460 |
22 |
24 |
92 |
94 |
200 |
220 |
IV |
49-60 |
500 |
490 |
21 |
22 |
94 |
94 |
190 |
190 |
IV |
61-63 |
500 |
510 |
24 |
26 |
96 |
94 |
190 |
200 |
IV |
64-66 |
500 |
540 |
20 |
22 |
92 |
94 |
200 |
210 |
IV |
67-69 |
500 |
570 |
22 |
24 |
94 |
94 |
200 |
210 |
Основная часть
Этап |
№ занятия |
ДОМП, мл |
Время тренир., сек. |
ЧД до |
ЧД после
|
ЧСС до |
ЧСС после |
ПСВ, л/мин. до |
ПСВ после |
I |
70-73 |
500 |
570 |
24 |
25 |
94 |
96 |
195 |
190 |
I |
74-76 |
500 |
600 |
25 |
26 |
90 |
96 |
200 |
210 |
I |
77-79 |
500 |
630 |
24 |
24 |
90 |
100 |
200 |
220 |
I |
80-82 |
500 |
660 |
22 |
22 |
94 |
94 |
190 |
195 |
I |
83-85 |
500 |
690 |
22 |
24 |
92 |
94 |
200 |
210 |
II |
86-88 |
500 |
720 |
24 |
24 |
100 |
96 |
200 |
210 |
II |
89-91 |
500 |
750 |
24 |
24 |
94 |
96 |
190 |
200 |
II |
92-94 |
500 |
780 |
22 |
24 |
94 |
94 |
205 |
210 |
II |
95-97 |
500 |
810 |
22 |
22 |
92 |
94 |
200 |
200 |
II |
98-100 |
500 |
840 |
22 |
22 |
96 |
96 |
190 |
190 |
III |
101-103 |
500 |
870 |
24 |
26 |
98 |
98 |
200 |
230 |
III |
104-106 |
500 |
900 |
24 |
28 |
94 |
98 |
205 |
200 |
III |
107-109 |
500 |
930 |
21 |
22 |
94 |
100 |
190 |
210 |
III |
110-111 |
500 |
960 |
22 |
24 |
94 |
98 |
185 |
200 |
III |
112-114 |
500 |
990 |
20 |
22 |
92 |
92 |
190 |
200 |
IV |
115-117 |
500 |
1020 |
20 |
20 |
98 |
98 |
200 |
220 |
IV |
118-120 |
500 |
1050 |
22 |
24 |
94 |
98 |
200 |
220 |
IV |
121-123 |
500 |
1080 |
22 |
26 |
94 |
94 |
205 |
220 |
IV |
124-126 |
500 |
1110 |
22 |
22 |
94 |
96 |
200 |
200 |
IV |
127-129 |
500 |
1140 |
24 |
24 |
92 |
92 |
210 |
210 |
Нагрузочная часть
Этап |
№ занятия |
ДОМП, мл |
Время тренир., сек. |
ЧД до |
ЧД после |
ЧСС до |
ЧСС после |
ПСВ, л/мин. до |
ПСВ после |
I |
130-132 |
500 |
30 х 2 |
22 |
22 |
90 |
90 |
200 |
210 |
I |
133-135 |
500 |
60 х 2 |
22 |
24 |
98 |
96 |
210 |
230 |
I |
136-138 |
500 |
90 х 2 |
24 |
26 |
90 |
92 |
210 |
210 |
I |
139-141 |
500 |
120 х 2 |
24 |
24 |
90 |
94 |
205 |
200 |
I |
142-144 |
500 |
150 х 2 |
22 |
24 |
92 |
94 |
210 |
210 |
II |
145-147 |
500 |
180 х 2 |
20 |
24 |
96 |
96 |
220 |
225 |
II |
148-150 |
500 |
210 х 2 |
22 |
24 |
90 |
94 |
200 |
230 |
II |
151-153 |
500 |
240 х 2 |
22 |
22 |
94 |
96 |
210 |
220 |
II |
154-156 |
500 |
260 х 2 |
24 |
22 |
92 |
98 |
210 |
220 |
II |
157-159 |
500 |
290 х 2 |
22 |
22 |
94 |
94 |
220 |
230 |
III |
160-162 |
500 |
310 х 2 |
22 |
24 |
96 |
94 |
220 |
220 |
III |
163-165 |
500 |
340 х 2 |
21 |
22 |
94 |
98 |
235 |
220 |
III |
166-168 |
500 |
370 х 2 |
24 |
22 |
94 |
94 |
210 |
230 |
III |
169-171 |
500 |
400 х 2 |
24 |
26 |
90 |
94 |
210 |
235 |
III |
172-174 |
500 |
430 х 2 |
24 |
26 |
90 |
90 |
225 |
240 |
IV |
175-177 |
500 |
460 х 2 |
22 |
22 |
90 |
92 |
220 |
200 |
IV |
178-180 |
500 |
590 х 2 |
24 |
26 |
92 |
90 |
210 |
220 |
IV |
181-183 |
500 |
510 х 2 |
22 |
22 |
96 |
92 |
215 |
220 |
IV |
184-186 |
500 |
540 х2 |
22 |
24 |
92 |
92 |
230 |
230 |
IV |
187-189 |
500 |
570 х 2 |
22 |
24 |
92 |
92 |
220 |
225 |
Примечание: ДОМП - дополнительный объем мертвого пространства, ЧД - частота дыхания, ЧСС - частота сердечных сокращений, ПСВ - пиковая скорость выдоха.
Нагрузочная часть полного цикла предполагает без наращивания ДОМП увеличить кратность тренировок - две тренировки в день (утром и вечером). По факту шести месяцев наблюдений девочка перенесла один эпизод острой респираторно-вирусной инфекции (ОРВИ) по типу ринофарингита средней степени тяжести. Отсутствует кашель в дождливую погоду. Начала заниматься танцами (отмечается хорошая переносимость физической нагрузки). Нет пропусков детского сада по поводу обострений симптомов бронхиальной астмы. Нормализовались эозинофилы периферической крови (до 5-6%, спустя полгода 4%), снизился уровень общего IgE (до 638 МЕ/мл, после 430 МЕ/мл), повысилась пиковая скорость выдоха (до70-74% от должной нормы, после 95-100%), снизился показатель вариабельности суточных колебаний ПСВ (до 22-24% от должной нормы, после 10-12%), отмечается положительная динамика показателей ФВД, представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика показателей функции внешнего дыхания у девочки Л. 6-ти лет с бронхиальной астмой, использующей «Карбоник» в комплексной терапии этого заболевания
Показатели СПГ |
До лечения |
После лечения |
ФЖЕЛ |
82 |
95 |
ОФВ 1 |
72 |
96 |
Индекс Тиффно |
69 |
92 |
МОС 25 |
62 |
86 |
МОС 50 |
55 |
78 |
МОС 75 |
51 |
72 |
Примечание: СПГ - спирография, ФЖЕЛ - форсированная жизненная емкость легких, МОС - мгновенная объемная скорость.
По данным С-АСТ (как сокращение от английского названия Childhood Asthma Control Test), уровень контроля над проявлениями бронхиальной астмы у ребенка возрастает (до 18 баллов, после 25 баллов), следовательно, и качество жизни, по оценкам девочки и ее родителей, улучшается.
Данный клинический случай демонстрирует снижение у девочки старшего школьного возраста с бронхиальной астмой на фоне правильной медикаментозной терапии отрицательной реакции дыхания на различные стрессовые воздействия, которые приводят к изоляции и социальной депривации ребенка. Можно говорить о том, что формируются благоприятные психофизиологические условия для приобретения возрастных навыков, в процессе воспитания и обучения. Снижается фармакологическая нагрузка на организм, следовательно, закладывается резерв адаптации к стрессовым факторам «начальной» школы. Учитывая, что «в основу работы этих тренажеров заложен дешевый источник газов - возвратное дыхание (ререспирация)» [1], можно рассматривать данный метод дыхательных тренировок как экономически обоснованный, для массового использования, на уровне организованных детей старшего дошкольного возраста при лечении и профилактики бронхиальной астмы. Оформление методических рекомендаций для специалистов по интересующему нас профилю работы с детьми подразумевает контроль тренировок в автоматизированном режиме [1], что ставит вопрос об оснащении дальнейших исследований профессиональным вариантом, созданным на базе дыхательного тренажера профессора В.П. Куликова - лечебно-диагностическим комплексом «Карбоник» [2]. Также это позволит изучить газовый гомеостаз (гипоксия, гипокапния, гиперкапния, гипервентиляция), метаболизм (основной обмен, диетические карты) и оптимизировать режим [1] использования данной технологии у детей с самым высоким уровнем стресса.
Рецензенты:
Осипова И.В., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой факультетской терапии с курсами военно-полевой терапии, иммунологии и аллергологии ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул.
Скударнов Е.В., д.м.н., профессор кафедры педиатрии № 1 с курсом детских инфекций ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Данилов А.Н., Лобанов Ю.Ф., Сероштанова Е.В., Белова О.Ю., Беседина Е.Б. КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТЕЧЕНИЕМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ТРЕНИРУЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ГИПЕРКАПНИЧЕСКОЙ ГИПОКСИИ НА ТРЕНАЖЕРЕ «КАРБОНИК» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11012 (дата обращения: 28.03.2023).