Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ГУСЕНИЧНОГО РОБОТА

Яцун С.Ф. 1 Чжо Пьо Вей 1 Мальчиков А.В. 1 Тарасова Е.С. 1
1 ФГБУВПО Юго-Западный государственный университет
В статье рассматривается гусеничный мобильный робот. Описана конструкция и принцип работы устройства, оснащенного двумя независимыми гусеничными движителями. Разработана математическая модель движения устройства по криволинейной траектории. Проведен анализ кинематики криволинейного перемещения гусеничного мобильного робота и определены основные закономерности его движения при заданном радиусе кривизны траектории. В работе описан процесс взаимодействия опорных катков гусеничных движителей с шероховатой поверхностью. Получены временные диаграммы поперечных проскальзываний. Установлен сложный характер зависимости величины поперечного проскальзывания от радиуса кривизны траектории, что говорит о необходимости учета поперечного проскальзывания при разработке динамических моделей движения устройства. Полученные результаты в дальнейшем будут использоваться при изучении динамики движения робота, в частности, величина проскальзывания и продольная скорость будут учитываться при определении сил сухого трения, действующих в точках контакта робота с поверхностью.
траектория.
проскальзывание
кинематика
мобильный гусеничный робот
1. Туладхар Д., Тарасова Е.С. Исследование процесса торможения двухколесного транспортного средства в сложных дорожных условиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т.12, № 4–3. – С.634-636.
2. Туладхар Д., Лупехина И.В., Яцун С.Ф. Исследование динамики движения двухколесного транспортного средства (ДТС) в фазе торможения переднего колеса // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2011. – № 1 (34). – С.10-17.
3. Туладхар Д., Лупехина И.В., Яцун С.Ф., Политов Е.Н. Математическое моделирование динамики движения двухколесного транспортного средства (ДТС) в фазе торможения переднего колеса // Естественные и технические науки. – 2010. – № 6. – С.578-581.
4. Ali.A. Moosavian, Arash Kalantari Experimental Estimation for Exact Kinematics Modelling and Control of a Tracked Mobile Robot // International Conference on Intelligent Robots and Systems. – 2008. – P.95-100.
5. Guarnieri M., Kurazume R., Masuda H, Inoh T., Takita K., Debenest P. A Team of Tracked Robots for Special Urban Search and Rescue Operations // International Conference on Intelligent Robots and Systems. – 2009. – P.2795-2800.
6. Roland S., Nourbakhsh R. Introduction to Autonomous Mobile Robots // Massachusetts Institute of Technology. – 2004. – P.336.
7. Varun K. Raj, Sharschchandra V., Bidargaddi K.N., Krishnanand D. Ghose A Tracked Mobile Robot with Vision-based Obstacle Avoidance // International Conferences on Mechanisms and machines. – 2007. – P. 141-147.

Введение

За последние десятилетия мировая робототехника и технологии, связанные с ними, развиваются стремительными темпами, приобретая все большую возможность использования мобильных роботов в различных областях человеческой деятельности. Для решения такого рода задач были разработаны несколько различных типов мобильных роботов, в том числе колесные роботы, гусеничные роботы, шагающие роботы, беспилотные летательные аппараты [1,7]. В данной работе рассматривается мобильный гусеничный робот, предназначенный для проведения поисковых операций. Выбор гусеничного движителя обусловлен рядом преимуществ, среди которых: маневренность, высокая проходимость, надежный контакт с поверхностью.

В данной статье представлен кинематический анализ движения мобильного гусеничного робота, оснащенного двумя независимыми гусеничными движителями.

Описание конструкции и принципа движения гусеничного робота

Конструкция гусеничного робота показана на рисунке 1.

Рис 1. Схема гусеничного робота

Гусеничный робот состоит из следующих основных частей: 1 – корпус, 2 – ведущий каток, 3 – гусеница, 4 – ведомый каток, 5 – система автоматического управления электроприводами устройства, 6 – батареи питания, 7 – поверхность, по которой перемещается робот.

Робот перемещается за счет сил трения, возникающих между опорной поверхностью (грунтом) и гусеничным движителем робота. Ведущий каток соединен посредством редуктора с двигателем постоянного тока, управляемым системой автоматического регулирования. Проскальзывание между ведущими катками и гусеницей отсутствует, поэтому угловые скорости вращения катков (ведущих и ведомых) равны.

В зависимости от алгоритма перемещения и информации с датчиков система автоматического регулирования формирует управляющие напряжения для электроприводов устройства. Для усиления слаботочных сигналов с контроллера системы управления используются силовые транзисторные ключи – драйверы двигателей.

Для поворота в горизонтальной плоскости система управления формирует различное напряжение питания для каждого из гусеничных движителей. Система навигации робота может включать как ультразвуковые датчики расстояния, оптические линейки для перемещения по контрастной линии, так и контактные датчики препятствий.

Кинематический анализ движения мобильного гусеничного робота

Положение робота одназначано определяется координатами центра масс корпуса С и углом поворота корпуса φ. При кинематическом анализе движения гусеничного робота решается задача определения положения, скорости центра масс робота и скорости точек Сi, и Кi.

В рамках данного исследования были рассмотрены движения робота по окружности и спиралевидной траектории. Для получения численного результата при моделировании движения использовался пакет MathСad.

Рис 2. Расчетная схема гусеничного робота

На данной схеме приняты следующие обозначения: XOYZ – неподвижная система координат, CX1Y1Z1 – подвижная система координат, C1, C2, C3, C4 – точки крепления центров опорных катков; K1, K2, K3, K4 – точки контакта гусениц с поверхностью; – скорости точек крепления центра опорных катков; – проекции скоростей точек крепления центров опорных катков на ось CX1; – проекции скоростей точек крепления центра опорных катков на ось CY1; – скорости точек контакта опорных катков с поверхностью; – проекции скоростей точек контакта опорных катков с поверхностью на ось ; – проекции скоростей точек контакта опорных катков с поверхностью на ось ; ω1, ω2, ω3, ω4 – угловые скорости вращения опорных катков, l1 – расстояние от центра масс до 1-го и 4-го катка, l2 – расстояние от центра масс до 2-го и 3-го катка, φ – угол поворота корпуса робота вокруг CZ1. – угол между линией CC1 и осью CY1 ( для i=1,4; для i=2,3 соответственно).

Определим радиус-вектор, описывающий движение корпуса робота в неподвижной системе координат:

, где и – проекции радиус вектора в абсолютной системе координат.

Для определения скорости центра масс продифференцируем следующее выражение:

.

При этом скорость центра масс в системе координат будет иметь вид:

, а в системе координат:

.

Угловая скорость корпуса робота определяется следующим образом:

Определим радиус-вектор точек закрепления катков гусеничного робота как:

Скорости для этих точек могут быть получены как:

или ;

;

Аналогичным образом можем записать для точек контакта с поверхностью:

; ; ;

где – скорость точек в абсолютной системе координат.

,

где – скорость точек в относительной системе координат.

Положение точек центров катков робота задается следующими проекциями:

; ;

; ;

где, – координаты центра -того катка ( ), – координаты центра масс гусеничного робота.

Пусть центр масс корпуса робота движется по окружности, координаты которого задаются уравнениями: , где R – радиус кривизны окружности, по которому движется центр масс робота, – угловая скорость корпуса робота. Будем считать, что когда , подвижная ось CY1 всегда направлена по касательной к траектории, и угол φ изменяется по заданному закону, то есть , где – начальный угол, определяющий положение корпуса робота на траектории.

Рис 3. Схема движения робота по траектории

Проведем моделирование движения робота и определим траекторию. Результаты моделирования представлены на рис. 4–5.

Рис. 4. Траектория движения робота при движении

по окружности: 1, 2 – скорости катков забегающей гусеницы; 3, 4 – скорости катков отстающей гусеницы

а) б)

Рис 5. Временные диаграммы параметров движения робота по окружности 1, 2 – скорости катков забегающей гусеницы; 3, 4 – скорости катков отстающей гусеницы; а – зависимость скорости точек контакта робота с поверхностью от времени; б – зависимость скорости точек центров катков робота от времени

Отметим, что при движении по криволинейной траектории в точке контакта опорных катков с поверхностью возникает продольное проскальзывание. Для оценки величины проскальзывания осуществим моделирование движения гусеничного робота по спиралевидной траектории, при которой радиус окружности будет изменяться во времени, т.е. R = R(t).

В данном случае, координаты центра масс будут задаваться уравнениями:

Выполним численный расчет движения робота в MathCAD и получим график траектории движения робота. Также, построим графики зависимости скоростей точек контакта с поверхностью от времени. Результаты моделирования представлены на рис. 6–7.

Рис. 6. Траектория движения катков робота при спиральном движении:

1, 2 – скорости катков забегающей гусеницы; 3, 4 – скорости катков отстающей гусеницы

а) б)

Рис 7. Временные диаграммы параметров спирального движения робота: 1, 2 – скорости катков забегающей гусеницы; 3, 4 – скорости катков отстающей гусеницы; а – зависимость скорости точек контакта робота с поверхностью от времени; б – зависимость скорости точек центров катков робота от времени

Определим величину продольного скольжения катков робота. Для этого вычислим нормальную составляющую скорости каждого катка, воспользовавшись формулой:

Произведя необходимые вычисление в MathСad, получим графики проскальзывания каждого из катков робота.

а) б)

Рис. 8. Зависимость проскальзывания от радиуса кривизны:

1, 2 – скорости катков забегающей гусеницы; 3, 4 – скорости катков отстающей гусеницы

Как видно из графика, величина продольного проскальзывания нелинейно зависит от радиуса кривизны криволинейной траектории. Характерной является точка, обозначенная на рис. 8, где R=0,18 м, а t=1,18 с. В данном случае скорость второго опорного катка робота, являющегося ведомым во внешней гусеничной паре, становится равной нулю. По сути, в этот момент времени робот начинает вращаться относительно этого катка. После этого момента, когда R>0,18 м, скорость всех катков имеет вид возрастающей прямой, так как радиус кривизны линейно изменяется во времени.

Заключение

В данной работе проведен анализ кинематики движения гусеничного мобильного робота, определены основные закономерности его движения при заданном радиусе кривизны траектории, полученные результаты в дальнейшем будут использоваться при изучении динамики движения робота, в частности, величина проскальзывания и скорость вдоль оси CY1 будут учитываться при определении сил сухого трения, действующих в точках контакта робота с поверхностью.

Рецензенты:

Савин Л.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Мехатроника и МИ», ФГОУ ВПО «Госуниверситет УНПК», г. Орел.

Кобелев Н.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой теплогазоснабжения и вентиляции, ЮЗГУ, г. Курск.


Библиографическая ссылка

Яцун С.Ф., Чжо Пьо Вей, Мальчиков А.В., Тарасова Е.С. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ГУСЕНИЧНОГО РОБОТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11005 (дата обращения: 03.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074