В условиях глобальной информатизации, повышения роли человеческого капитала как базового ресурса любой социально-экономической системы, трансформации системы высшего образования и изменения вектора интересов и приоритетов молодежи актуальными являются вопросы формирования научно-инновационного мировоззрения студенчества и последующее эффективное использование его потенциала.
В России процессы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи и привлечения ее к научно-исследовательской и инновационной деятельности имеют стратегическое значение, поскольку являются фактором успешного разрешения проблем, связанных с кадровым дефицитом научно-инновационной и образовательной сфер. На основании этого одной из приоритетных задач развития системы образования и, в частности, высшей школы, в рамках которой происходит становление современного специалиста инновационной экономики, является преодоление кадрового дефицита наукоемких сфер посредством вовлечения студенческой молодежи в научно-инновационные процессы, а также формирования личностных приоритетов, связанных с научной деятельностью [3].
Процесс привлечения студенческой молодежи к научно-инновационной деятельности непосредственно связан с формированием мировоззрения индивида, которое является основой принятия всех его решений и определяет выбор жизненной траектории [5]. В настоящее время в современной научной литературе представлен ряд концептуальных положений, отражающих процессы формирования мировоззрения молодежи, которые можно сгруппировать следующим образом: теории медиатизации и информатизации, культурологически-антропологические теории, биопсихологические теории молодежи, теории коммуникации, социологические теории молодежи [1]. Однако ни одна из указанных теорий не раскрывает механизмы и подходы к управлению процессом формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи, что, в свою очередь, усугубляет сложившуюся ситуацию острого дефицита молодых кадров в сферах науки и образования. Следовательно, разработка конкретных механизмов формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи в рамках высшего учебного заведения является одним из способов решения обозначенных проблем.
Для выявления особенностей и барьеров формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи в 2013 г. в ФГБОУ ВПО РГУИТП при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Теоретико-методологические основы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи» № 13 -36-01019 были проведены аналитические и социологические исследования:
· «Восприятие научно-инновационной сферы деятельности студенческой молодежью». Исследования проводились среди студентов различных курсов и форм обучения ФГБОУ ВПО РГУИТП и направлены на получение достоверной, полной, качественной, релевантной информации: о представлениях студенческой молодежи относительно деятельности в научной сфере, о влиянии современных информационных технологий и медиапространства на восприятие молодежью научно-исследовательской деятельности, о проблемах формирования научно-инновационного мировоззрения студенчества.
· «Проблемы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи». Исследования проводились среди профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО РГУИТП и направлены на получение информации: о проблемах привлечения молодежи к научно-инновационной деятельности в рамках образовательного процесса, о представлениях об эффективной мотивации и приоритетах студентов, о доверии и готовности делегировать часть научно-исследовательской работы студенческой общности.
В рамках проекта выполнен сравнительный анализ данных, полученных в результате вышеуказанных социологических исследований и данных, полученных в ходе систематического мониторинга проблем активизации потенциала студентов, их отношения к научной, инновационной деятельности, воздействия информационного пространства на приоритеты студенческой общности, проводимого в ФГБОУ ВПО РГУИТП с 2011 года.
В процессе аналитической обработки информации были получены следующие значимые результаты:
1.Студенческая молодежь отмечает рост возможности самореализации в научной сфере.
По данным исследований 2011 г. рост возможностей самореализации в научной сфере отметили 49 % респондентов из числа студенческой молодежи, в 2012 г. – уже 60 %, а по данным исследований 2013 г. – 41 % обучающихся хотел бы заниматься научной деятельностью, проводимой на кафедре [4].
2. Студенческая молодежь не готова заниматься научной деятельностью «за идею» и делать ее своей профессией.
Готовность работать «за идею» – один из психологических критериев развития фундаментальных и прикладных наук. В 2011 г. 22 % респондентов из числа студенческой молодежи восприняли эту идея непривлекательной, а 20 % – не определились с этим вопросом. В 2012 году положительное мнение по значениям по данному вопросу высказали 48 % [4].
Несмотря на этот факт, на сегодняшний день всего лишь 5 % студентов готовы работать в научной сфере за заработную плату менее чем 20 000 руб. в месяц (по данным исследований 2013 г.). Большинство респондентов из числа студенчества указали желаемый уровень заработной платы не менее 40 000 руб. в месяц – 60 %, 84 % не готовы посвятить свою жизнь «научно-инновационной деятельности», а для занятия «научной деятельностью» им необходимо хорошее материальное стимулирование – 48 %, и свободное время – 61 % (что говорит о желании заниматься наукой в качестве хобби или дополнительной подработки). Однако научно-инновационная деятельность, предполагающая получение нового знания, проведение фундаментальных исследований и разработок, подразумевает полную вовлеченность исследователя в процесс непрерывного развития и самосовершенствование.
3. Профессорско-преподавательский состав готов делегировать выполнение части научного исследования студентам, однако считает, что их денежное довольствие за активное участие в научно-инновационном процессе не должно быть высоким.
Так, 47 % респондентов из числа профессорско-преподавательского состава (по данным исследований 2013 г.) считает, что денежное вознаграждение студентов, принимающих участие в научно-исследовательской деятельности, не должно превышать 10 000 руб., и всего лишь 8 % указывают цифру вознаграждения 40 000–50 000 руб. (уровень средней заработной платы по г. Москва – 53 953 руб.) [2].
Результаты исследований легли в основу разработки механизмов формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи в рамках высшего учебного заведения, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Механизмы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи в высшем учебном заведении
К основным элементам механизмов формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи относятся:
1) методы обучения и новые образовательные технологии;
2) методы управления информационным пространством вуза и каналами коммуникации;
3) методы морального и материального стимулирования и мотивации;
4) методы оценки и финансирования бизнес-проектов и идей студенческой молодежи;
5) способы организации научно-исследовательского и образовательного процесса в вузе.
Детальное рассмотрение представленных механизмов позволяет получить информацию о возможностях и особенностях их применения для конкретной ситуации.
1. Формирование научно-инновационного мировоззрения посредством учебного процесса.
1.1. Формирование научно-инновационного мышления посредством специальных курсов, дисциплин. Дополнительные курсы и специальные дисциплины позволят снизить «боязнь» инноваций и нововведений, активизировать интерес к разработке собственных инициатив.
1.2. Введение в процесс обучения индивидуальных и коллективных форм практики разработки и реализации научно-инновационных учебных проектов направлено на развитие навыков критической оценки и практического применения полученных теоретических знаний, анализа информации и выработки обоснованных рациональных управленческих решений.
1.3. Использование метода рефлексии, основанного на переосмыслении информации, полученной в результате научно-инновационной и образовательной деятельности, предполагает фиксацию в сознании студента изменения отношения к каким-либо объектам или процессам.
Кроме того, в учебном процессе рекомендуется акцентировать внимание на взаимосвязи научно-инновационной деятельности индивида и становления в качестве высококвалифицированного специалиста (рисунок 2).
Рисунок 2. Приращение человеческого капитала
Также в процессе обучения рекомендуется формировать представление о научно- инновационной деятельности как неотъемлемой части профессионального развития личности и в перспективе получения желаемой работы, акцентируя внимание на особенностях двухступенчатой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура). Степень магистра (процесс получения которой в обязательном порядке сопряжен с вовлечением магистранта в научную деятельность) является более престижной, по сравнению со степенью бакалавра.
2. Формирование научно-инновационного мировоззрения в процессе саморазвития.
Знания, полученные в процессе критического осмысления потребленной информации, самостоятельной творческой или научно-образовательной деятельности, а также практической проверки теоретических постулатов, приобретают личностных характер и формируют мировоззрение индивида. Поэтому необходимо активное вовлечение студенческой молодежи в процессы приращения научного знания в рамках вуза/кафедры (привлечение студенчества к научно-исследовательской деятельности кафедры, подготовка статей и участие в конференциях, вовлечение в процесс разработки собственных инновационных идей и проектов, мотивация к самостоятельному изучению различных материалов (возможно, в качестве выполнения индивидуального задания), систематическое проведение внутренних кафедральных конференций, круглых столов, дебатов и т.д.).
3. Формирование научно-инновационного мировоззрения посредством удовлетворения "потребностей" студенчества.
Расстановка акцентов на положительных аспектах научно-инновационной деятельности, укоренение в сознании индивида информации о ее созидательном характере, а также возможности получения личностных выгод (достижения личных целей за счет научно-инновационной деятельности) позволят изменять отношение и приоритеты студентов.
4. Формирование научно-инновационного мировоззрения посредством управления информационной средой вуза.
Управление формированием научно-инновационного мировоззрения индивида – процесс сложный и в условиях медиатизации предполагает использование современных технологий коммуникации, например, Internet. Одним из способов совершенствования системы управления процессом формирования мировоззрения студенческой молодежи в вузе является внедрение в образовательный процесс сетевой модели социальной инновационно- образовательной сети, которая позволит:
- создавать условия для использования механизмов, формирующих мировоззрение молодежи и мотивирующих ее к деятельности в научно-инновационной сфере;
- интегрировать в рамках сетевого пространства качественные информационные ресурсы.
На процесс формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи оказывает воздействие множество элементов внешнего окружения, которые изменяют его или замедляют, однако, он является одним из ключевых в процессе воспроизводства высококвалифицированных кадров и стабилизации экономической системы страны. Представленные механизмы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи могут быть использованы учреждениями высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательскими организациями, государственными и муниципальными учреждениями с целью приращения человеческого капитала, повышения качества образовательного процесса, мотивации молодых специалистов к научно-инновационной деятельности.
Рецензенты:
Королев В.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента и маркетинга» Всероссийской Академии внешней торговли, г. Москва.
Шленов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» РГУИТП, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Лебедева Н.А. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10822 (дата обращения: 07.11.2024).