Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MECHANISMS OF THE FORMATION OF SCIENTIFICALLY-INNOVATIVE WORLDVIEW OF THE STUDENT

Lebedeva N.A. 1
1 Russian State University of Innovation Technologies and Entrepreneurship
The processes of formation of scientific and innovative worldview of students and to involve them in research and innovation activities are of strategic importance, as is a factor in the successful resolution of problems, connected with shortages of scientific-innovational and educational spheres. They are one of the priority tasks of the development of the education system, and in particular the higher school. In the modern scientific literature, presented a number of conceptual provisions reflecting the processes of formation of worldview of the youth, however, none of these theories did not disclose the mechanisms and approaches to management of the process of the formation of scientifically - innovative worldview student community. For solving these problems, on the basis of the conducted sociological, analytical and empirical studies, the author of the article are proposed and substantiated for use in a higher educational institution the following mechanisms of the formation of the research and innovation of the worldview of youth students: formation of scientifically-innovative world view through the educational process, formation of a scientific and innovative worldview in the process of self-development, the formation of scientific-innovative world view through satisfy the "needs" of students, the formation of the research and innovation by means of management information environment of the University.
the mechanisms of the formation of the research and innovation of the worldview of youth
research and innovation worldview
students

В условиях глобальной информатизации, повышения роли человеческого капитала как базового ресурса любой социально-экономической системы, трансформации системы высшего образования и изменения вектора интересов и приоритетов молодежи актуальными являются вопросы формирования научно-инновационного мировоззрения студенчества и последующее эффективное использование его потенциала.

В России процессы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи и привлечения ее к научно-исследовательской и инновационной деятельности имеют стратегическое значение, поскольку являются фактором успешного разрешения проблем, связанных с кадровым дефицитом научно-инновационной и образовательной сфер. На основании этого одной из приоритетных задач развития системы образования и, в частности, высшей школы, в рамках которой происходит становление современного специалиста инновационной экономики, является преодоление кадрового дефицита наукоемких сфер посредством вовлечения студенческой молодежи в научно-инновационные процессы, а также формирования личностных приоритетов, связанных с научной деятельностью [3].

Процесс привлечения студенческой молодежи к научно-инновационной деятельности непосредственно связан с формированием мировоззрения индивида, которое является основой принятия всех его решений и определяет выбор жизненной траектории [5]. В настоящее время в современной научной литературе представлен ряд концептуальных положений, отражающих процессы формирования мировоззрения молодежи, которые можно сгруппировать следующим образом: теории медиатизации и информатизации, культурологически-антропологические теории, биопсихологические теории молодежи, теории коммуникации, социологические теории молодежи [1]. Однако ни одна из указанных теорий не раскрывает механизмы и подходы к управлению процессом формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи, что, в свою очередь, усугубляет сложившуюся ситуацию острого дефицита молодых кадров в сферах науки и образования. Следовательно, разработка конкретных механизмов формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи в рамках высшего учебного заведения является одним из способов решения обозначенных проблем.

Для выявления особенностей и барьеров формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи в 2013 г. в ФГБОУ ВПО РГУИТП при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Теоретико-методологические основы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи» № 13 -36-01019 были проведены аналитические и социологические исследования:

· «Восприятие научно-инновационной сферы деятельности студенческой молодежью». Исследования проводились среди студентов различных курсов и форм обучения ФГБОУ ВПО РГУИТП и направлены на получение достоверной, полной, качественной, релевантной информации: о представлениях студенческой молодежи относительно деятельности в научной сфере, о влиянии современных информационных технологий и медиапространства на восприятие молодежью научно-исследовательской деятельности, о проблемах формирования научно-инновационного мировоззрения студенчества.

· «Проблемы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи». Исследования проводились среди профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО РГУИТП и направлены на получение информации: о проблемах привлечения молодежи к научно-инновационной деятельности в рамках образовательного процесса, о представлениях об эффективной мотивации и приоритетах студентов, о доверии и готовности делегировать часть научно-исследовательской работы студенческой общности.

В рамках проекта выполнен сравнительный анализ данных, полученных в результате вышеуказанных социологических исследований и данных, полученных в ходе систематического мониторинга проблем активизации потенциала студентов, их отношения к научной, инновационной деятельности, воздействия информационного пространства на приоритеты студенческой общности, проводимого в ФГБОУ ВПО РГУИТП с 2011 года.

В процессе аналитической обработки информации были получены следующие значимые результаты:

1.Студенческая молодежь отмечает рост возможности самореализации в научной сфере.

По данным исследований 2011 г. рост возможностей самореализации в научной сфере отметили 49 % респондентов из числа студенческой молодежи, в 2012 г. – уже 60 %, а по данным исследований 2013 г. – 41 % обучающихся хотел бы заниматься научной деятельностью, проводимой на кафедре [4].

2. Студенческая молодежь не готова заниматься научной деятельностью «за идею» и делать ее своей профессией.

Готовность работать «за идею» – один из психологических критериев развития фундаментальных и прикладных наук. В 2011 г. 22 % респондентов из числа студенческой молодежи восприняли эту идея непривлекательной, а 20 % – не определились с этим вопросом. В 2012 году положительное мнение по значениям по данному вопросу высказали 48 % [4].

Несмотря на этот факт, на сегодняшний день всего лишь 5 % студентов готовы работать в научной сфере за заработную плату менее чем 20 000 руб. в месяц (по данным исследований 2013 г.). Большинство респондентов из числа студенчества указали желаемый уровень заработной платы не менее 40 000 руб. в месяц – 60 %, 84 % не готовы посвятить свою жизнь «научно-инновационной деятельности», а для занятия «научной деятельностью» им необходимо хорошее материальное стимулирование – 48 %, и свободное время – 61 % (что говорит о желании заниматься наукой в качестве хобби или дополнительной подработки). Однако научно-инновационная деятельность, предполагающая получение нового знания, проведение фундаментальных исследований и разработок, подразумевает полную вовлеченность исследователя в процесс непрерывного развития и самосовершенствование.

3. Профессорско-преподавательский состав готов делегировать выполнение части научного исследования студентам, однако считает, что их денежное довольствие за активное участие в научно-инновационном процессе не должно быть высоким.

Так, 47 % респондентов из числа профессорско-преподавательского состава (по данным исследований 2013 г.) считает, что денежное вознаграждение студентов, принимающих участие в научно-исследовательской деятельности, не должно превышать 10 000 руб., и всего лишь 8 % указывают цифру вознаграждения 40 000–50 000 руб. (уровень средней заработной платы по г. Москва – 53 953 руб.) [2].

Результаты исследований легли в основу разработки механизмов формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи в рамках высшего учебного заведения, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Механизмы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи в высшем учебном заведении

К основным элементам механизмов формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи относятся:

1) методы обучения и новые образовательные технологии;

2) методы управления информационным пространством вуза и каналами коммуникации;

3) методы морального и материального стимулирования и мотивации;

4) методы оценки и финансирования бизнес-проектов и идей студенческой молодежи;

5) способы организации научно-исследовательского и образовательного процесса в вузе.

Детальное рассмотрение представленных механизмов позволяет получить информацию о возможностях и особенностях их применения для конкретной ситуации.

1. Формирование научно-инновационного мировоззрения посредством учебного процесса.

1.1. Формирование научно-инновационного мышления посредством специальных курсов, дисциплин. Дополнительные курсы и специальные дисциплины позволят снизить «боязнь» инноваций и нововведений, активизировать интерес к разработке собственных инициатив.

1.2. Введение в процесс обучения индивидуальных и коллективных форм практики разработки и реализации научно-инновационных учебных проектов направлено на развитие навыков критической оценки и практического применения полученных теоретических знаний, анализа информации и выработки обоснованных рациональных управленческих решений.

1.3. Использование метода рефлексии, основанного на переосмыслении информации, полученной в результате научно-инновационной и образовательной деятельности, предполагает фиксацию в сознании студента изменения отношения к каким-либо объектам или процессам.

Кроме того, в учебном процессе рекомендуется акцентировать внимание на взаимосвязи научно-инновационной деятельности индивида и становления в качестве высококвалифицированного специалиста (рисунок 2).

Рисунок 2. Приращение человеческого капитала

Также в процессе обучения рекомендуется формировать представление о научно- инновационной деятельности как неотъемлемой части профессионального развития личности и в перспективе получения желаемой работы, акцентируя внимание на особенностях двухступенчатой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура). Степень магистра (процесс получения которой в обязательном порядке сопряжен с вовлечением магистранта в научную деятельность) является более престижной, по сравнению со степенью бакалавра.

2. Формирование научно-инновационного мировоззрения в процессе саморазвития.

Знания, полученные в процессе критического осмысления потребленной информации, самостоятельной творческой или научно-образовательной деятельности, а также практической проверки теоретических постулатов, приобретают личностных характер и формируют мировоззрение индивида. Поэтому необходимо активное вовлечение студенческой молодежи в процессы приращения научного знания в рамках вуза/кафедры (привлечение студенчества к научно-исследовательской деятельности кафедры, подготовка статей и участие в конференциях, вовлечение в процесс разработки собственных инновационных идей и проектов, мотивация к самостоятельному изучению различных материалов (возможно, в качестве выполнения индивидуального задания), систематическое проведение внутренних кафедральных конференций, круглых столов, дебатов и т.д.).

3. Формирование научно-инновационного мировоззрения посредством удовлетворения "потребностей" студенчества.

Расстановка акцентов на положительных аспектах научно-инновационной деятельности, укоренение в сознании индивида информации о ее созидательном характере, а также возможности получения личностных выгод (достижения личных целей за счет научно-инновационной деятельности) позволят изменять отношение и приоритеты студентов.

4. Формирование научно-инновационного мировоззрения посредством управления информационной средой вуза.

Управление формированием научно-инновационного мировоззрения индивида – процесс сложный и в условиях медиатизации предполагает использование современных технологий коммуникации, например, Internet. Одним из способов совершенствования системы управления процессом формирования мировоззрения студенческой молодежи в вузе является внедрение в образовательный процесс сетевой модели социальной инновационно- образовательной сети, которая позволит:

  • создавать условия для использования механизмов, формирующих мировоззрение молодежи и мотивирующих ее к деятельности в научно-инновационной сфере;
  • интегрировать в рамках сетевого пространства качественные информационные ресурсы.

На процесс формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи оказывает воздействие множество элементов внешнего окружения, которые изменяют его или замедляют, однако, он является одним из ключевых в процессе воспроизводства высококвалифицированных кадров и стабилизации экономической системы страны. Представленные механизмы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи могут быть использованы учреждениями высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательскими организациями, государственными и муниципальными учреждениями с целью приращения человеческого капитала, повышения качества образовательного процесса, мотивации молодых специалистов к научно-инновационной деятельности.

Рецензенты:

Королев В.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента и маркетинга» Всероссийской Академии внешней торговли, г. Москва.

Шленов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» РГУИТП, г. Москва.