В современных социально-экономических условиях формирование и развитие региональных инновационных систем возможно только при условии модернизации системы российского образования. К образовательным учреждениям предъявляются требования соответствия качества образовательных услуг тенденциям инновационного развития национальной экономики.
Учебным заведениям необходимо осуществлять свою деятельность в соответствии с концепцией развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, которая предполагает развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций. Перед вузами ставится задача, в короткое время нарастить компетенции и исследовательские мощности.
Примером перспективного развития российских вузов является широко распространенная модель глобального исследовательского университета, которая ориентирует деятельность учебных заведений не только на производство новых знаний, но и на их распространение и использование через инновационную деятельность. Важнейшими особенностями модели являются:
- реальное вовлечение большинства преподавателей в научно-исследовательскую работу;
- активное использование студентов, и, прежде всего магистрантов, для проведения научных исследований и разработок;
- тесное сотрудничество с предприятиями отраслей народного хозяйства для формирования заказов на научно-исследовательские работы.
Концепция развития российских вузов нацеливает на реальное участие всего профессорско-преподавательского состава (ППС) и аспирантов вузов в серьезных научных исследованиях и разработках. Вместе с этим, целесообразно увеличение доли студентов в этих исследованиях с целью получения навыков осмысленной, целенаправленной работы с научной информацией.
Согласно концепции развития российских вузов необходимо оказывать целевую поддержку наиболее продуктивно работающим ученым, стимулировать конкретные исследовательские результаты. Предполагается уделять особое внимание омолаживанию и обновлению кадров, предусматривая специальную программу поддержки активности молодых исследователей и ППС.
В современных условиях необходимо более тесное сотрудничество между правительством, вузами, предприятиями и студентами, позволяющее адекватно реагировать на потребности работодателя, а работодателям лучше понимать позицию вузов. Действенными инструментами такого сотрудничества могут стать:
- вовлечение студентов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность вузов;
- производственные практики студентов;
- стажировки;
- встречи с потенциальными работодателями в рамках проведения вузами «Дней карьеры».
Очевидно, что в современных условиях практика становится одним из важнейших компонентов учебного процесса подготовки бакалавров и магистров в вузе. Целью проведения практики является содействие становлению компетентности бакалавров и магистров в области научного исследования актуальных проблем и решении профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности.
Сегодня государство ставит перед российскими вузами задачу построения взаимовыгодных связей с реальным сектором экономики и академической наукой, адекватных рыночной экономике. Сотрудничество с предприятиями может принимать различные формы:
- создание базовых кафедр на предприятиях;
- создание научно-исследовательских лабораторий в вузе;
- участие высококвалифицированных специалистов-производственников в учебном процессе (ведение специальных курсов);
- работа преподавателей вузов на предприятиях в качестве стажеров;
- участие специалистов-производственников в разработке вузовских образовательных программ;
- совместная организация с работодателями мест производственной практики.
Возросшие требования предполагают проведение практики студентов на предприятиях реального сектора экономики, обладающих или формирующих современную технологическую среду, или в научных организациях.
Грамотная организация практики способствует:
- освоению студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности;
- получению опыта интенсивной практической работы;
- уточнению направления своей будущей профессиональной деятельности;
- знакомству с будущим работодателем.
Важным направлением совершенствования подготовки и повышения квалификации кадров для региональных инновационных систем является развитие дистанционного обучения с использованием новых информационных технологий.
Необходимость внедрения и развития данной формы в учебный процесс обусловлена географическими особенностями нашей страны, а также её экономическим и социальным уровнем развития на данном этапе.
Основными целями организации процесса дистанционного обучения в российских вузах являются:
- предоставление возможности жителям удаленных регионов получить качественное высшее образование без отрыва их от места проживания;
- возможность комплектования персонала региональных предприятий и организаций высококвалифицированными специалистами из местных жителей;
- возможность привлечения лучших преподавательских ресурсов без их отрыва от основного места работы;
- возможность индивидуального подхода к студенту, что предполагает учет уровня его базовой подготовки, быстроту восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, мотивацию к обучению и ряд других;
- возможность обучения студента по индивидуальному графику, который можно оперативно менять в зависимости от его текущей занятости и темпа восприятия информации;
- удешевление компонентов учебного процесса (например, использование электронной, а не полиграфической публикаций учебных материалов).
На данном этапе многие отечественные вузы рассматривают систему дистанционного обучения как дополнение к традиционной системе обучения, позволяющее провести оптимизацию учебного процесса.
Другим перспективным направлением деятельности отечественной высшей школой становится внедрение в учебный процесс тестовых форм контроля знаний студентов. Грамотная организация проведения контроля знаний студентов в тестовой форме и её умелое сочетание с традиционным экзаменационным контролем позволит проследить динамику успеваемости студентов, внести коррективы, разработать рекомендации и прогнозировать учебный процесс.
К важнейшим преимуществам проведения контроля знаний студентов в тестовой форме можно отнести:
- объективность;
- сочетание оперативного контроля большого количества студентов с возможностью контроля над работой каждого студента;
- учет особенностей любой дисциплины учебного процесса и ее частей.
Накопленный опыт по проведению тестового контроля показал, что наиболее эффективными для высшей школы являются:
- входной тестовый контроль, который позволяет проверить наличие у студентов базовых знаний, необходимых для изучения данной дисциплины;
- текущий тестовый контроль при изучении разделов программы;
- промежуточный тестовый контроль, который обычно проводится по итогам изучения раздела программы или после завершения определенного учебного периода;
- итоговый тестовый контроль, который проводится по окончании изучения дисциплины.
Систематическое планомерное проведение тестового контроля знаний студентов позволяет преподавателю, кафедре и учебному заведению оценить степень усвоения студентами учебного материала за определенный период, выявить у обучающихся недостатки знаний, навыков и умений, определить качество усвоения пройденного и соответствия уровня обучения требованиям Государственных образовательных стандартов.
На данном этапе в высшей школе применяется как традиционное («бумажное») тестирование, так и компьютеризованное тестирование (в локальной сети). Традиционное тестирование является более доступным и дешевым, но процедуры хранения, редактирования и вариативной распечатки текста должны выполняться с помощью специализированных печатных средств. Кроме этого, к тестам, представленным на бумажном носителе, предъявляются требования хорошего качества печати, отсутствия дефектов и грамотного расположения заданий.
В условиях стремительного развития информационных технологий наиболее перспективным является компьютеризированное тестирование. Для этих целей вузами разрабатываются программы для создания и редактирования тестов. При компьютерном тестировании очень важна грамотная подача материала на экране монитора, что способствует успешному восприятию и анализу представленной информации. Особенная роль принадлежит компьютерно-адаптивному тестированию, особенно с применением локальных и глобальных (Интернет) сетей, когда каждому студенту предъявляется уникальный набор заданий. Однако следует отметить, что применение компьютеризированного тестирования обходится в несколько раз дороже, чем традиционное.
Рецензенты:
Циганов В.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и организация предпринимательства» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Санкт-Петербург.
Малинин А.М., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика природопользования и сервис экосистем» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Поставной А.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10635 (дата обращения: 11.10.2024).