Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Поставной А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
В статье рассматриваются основные направления совершенствования подготовки и повышения квалификации кадров в системе высшего образования Российской Федерации. Развитие рыночных отношений, создание единого мирового образовательного пространства и роль системы образования в интеллектуальном потенциале регионов требуют от российских вузов освоения новых методов управления по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В результате обучающийся должен знать роль инноваций в бизнес-модели функционирования различных компаний на современных рынках; принципы и технологии инновационной деятельности; методологию использования различных подходов, как инструментов достижения экономических целей предприятия; цели, задачи и функции управления предприятием; конкурентные стратегии; уметь использовать инновационные технологии в деятельности предприятий. Одной из основных задач подготовки является научить студентов владеть механизмами использования инноваций в современных условиях, способами разработки инновационных маркетинговых стратегий; ключевыми категориями, характеризующими рынок и механизм его функционирования, методами рациональной организации инновационной деятельности на предприятиях. С этой целью в учебный процесс наряду с традиционными лекциями, практическими занятиями, семинарами, деловыми играми должны быть внедрены основные результаты научных исследований, проводимых для потребностей отрасли, а также такие образовательные технологии как проведение тренингов (продаж, переговоров и т.п.), методы обучения, основанные на активизации групповой деятельности, развитии коммуникационных процессов, методы генерации идей, «мозговой атаки», анализа кризисных ситуаций с использованием информационных и компьютерных технологий.
тестовые формы контроля знаний студентов.
дистанционные технологии обучения
задача построения взаимовыгодных связей с реальным сектором экономики и академической наукой
концепция развития российских вузов
исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах
модернизации системы российского образования
региональная инновационная система
инновационное развитие
инновации
1. Бабурин В.А., Векшинский А.А. и др. Интеграция бизнеса и образования в процессе инновационного развития подготовки кадров: коллективная монография / В.А. Бабурин, А.А. Векшинский и др. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. – 293 с.
2. Бабурин В.А., Векшинский А.А. и др. Модернизация бизнеса и образования в условиях инновационного реформирования: коллективная монография / В.А. Бабурин, А.А. Векшинский и др. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 269 с.
3. Бабурин В.А., Боровиков А.В. и др. Разработка модели системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных заведений в условиях перехода к уровневой системе ВПО: коллективная монография / В.А. Бабурин, А.В. Боровиков и др. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 263 с.
4. Пастухов А.Л. Инновации в образовании как фактор развития региона // Университетский комплекс – форма инновационного развития образовательных учреждений: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. – С. 169-171.
5. Тенденции и закономерности формирования инновационной экономики в условиях глобализации: коллективная монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Бабурина. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. – 183 с.

В современных социально-экономических условиях формирование и развитие региональных инновационных систем возможно только при условии модернизации системы российского образования. К образовательным учреждениям предъявляются требования соответствия качества образовательных услуг тенденциям инновационного развития национальной экономики.

Учебным заведениям необходимо осуществлять свою деятельность в соответствии с концепцией развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, которая предполагает развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций. Перед вузами ставится задача, в короткое время нарастить компетенции и исследовательские мощности.

Примером перспективного развития российских вузов является широко распространенная модель глобального исследовательского университета, которая ориентирует деятельность учебных заведений не только на производство новых знаний, но и на их распространение и использование через инновационную деятельность. Важнейшими особенностями модели являются:

  • реальное вовлечение большинства преподавателей в научно-исследовательскую работу;
  • активное использование студентов, и, прежде всего магистрантов, для проведения научных исследований и разработок;
  • тесное сотрудничество с предприятиями отраслей народного хозяйства для формирования заказов на научно-исследовательские работы.

Концепция развития российских вузов нацеливает на реальное участие всего профессорско-преподавательского состава (ППС) и аспирантов вузов в серьезных научных исследованиях и разработках. Вместе с этим, целесообразно увеличение доли студентов в этих исследованиях с целью получения навыков осмысленной, целенаправленной работы с научной информацией.

Согласно концепции развития российских вузов необходимо оказывать целевую поддержку наиболее продуктивно работающим ученым, стимулировать конкретные исследовательские результаты. Предполагается уделять особое внимание омолаживанию и обновлению кадров, предусматривая специальную программу поддержки активности молодых исследователей и ППС.

В современных условиях необходимо более тесное сотрудничество между правительством, вузами, предприятиями и студентами, позволяющее адекватно реагировать на потребности работодателя, а работодателям лучше понимать позицию вузов. Действенными инструментами такого сотрудничества могут стать:

  • вовлечение студентов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность вузов;
  • производственные практики студентов;
  • стажировки;
  • встречи с потенциальными работодателями в рамках проведения вузами «Дней карьеры».

Очевидно, что в современных условиях практика становится одним из важнейших компонентов учебного процесса подготовки бакалавров и магистров в вузе. Целью проведения практики является содействие становлению компетентности бакалавров и магистров в области научного исследования актуальных проблем и решении профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности.

Сегодня государство ставит перед российскими вузами задачу построения взаимовыгодных связей с реальным сектором экономики и академической наукой, адекватных рыночной экономике. Сотрудничество с предприятиями может принимать различные формы:

  • создание базовых кафедр на предприятиях;
  • создание научно-исследовательских лабораторий в вузе;
  • участие высококвалифицированных специалистов-производственников в учебном процессе (ведение специальных курсов);
  • работа преподавателей вузов на предприятиях в качестве стажеров;
  • участие специалистов-производственников в разработке вузовских образовательных программ;
  • совместная организация с работодателями мест производственной практики.

Возросшие требования предполагают проведение практики студентов на предприятиях реального сектора экономики, обладающих или формирующих современную технологическую среду, или в научных организациях.

Грамотная организация практики способствует:

  • освоению студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности;
  • получению опыта интенсивной практической работы;
  • уточнению направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • знакомству с будущим работодателем.

Важным направлением совершенствования подготовки и повышения квалификации кадров для региональных инновационных систем является развитие дистанционного обучения с использованием новых информационных технологий.

Необходимость внедрения и развития данной формы в учебный процесс обусловлена географическими особенностями нашей страны, а также её экономическим и социальным уровнем развития на данном этапе.

Основными целями организации процесса дистанционного обучения в российских вузах являются:

  • предоставление возможности жителям удаленных регионов получить качественное высшее образование без отрыва их от места проживания;
  • возможность комплектования персонала региональных предприятий и организаций высококвалифицированными специалистами из местных жителей;
  • возможность привлечения лучших преподавательских ресурсов без их отрыва от основного места работы;
  • возможность индивидуального подхода к студенту, что предполагает учет уровня его базовой подготовки, быстроту восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, мотивацию к обучению и ряд других;
  • возможность обучения студента по индивидуальному графику, который можно оперативно менять в зависимости от его текущей занятости и темпа восприятия информации;
  • удешевление компонентов учебного процесса (например, использование электронной, а не полиграфической публикаций учебных материалов).

На данном этапе многие отечественные вузы рассматривают систему дистанционного обучения как дополнение к традиционной системе обучения, позволяющее провести оптимизацию учебного процесса.

Другим перспективным направлением деятельности отечественной высшей школой становится внедрение в учебный процесс тестовых форм контроля знаний студентов. Грамотная организация проведения контроля знаний студентов в тестовой форме и её умелое сочетание с традиционным экзаменационным контролем позволит проследить динамику успеваемости студентов, внести коррективы, разработать рекомендации и прогнозировать учебный процесс.

К важнейшим преимуществам проведения контроля знаний студентов в тестовой форме можно отнести:

  • объективность;
  • сочетание оперативного контроля большого количества студентов с возможностью контроля над работой каждого студента;
  • учет особенностей любой дисциплины учебного процесса и ее частей.

Накопленный опыт по проведению тестового контроля показал, что наиболее эффективными для высшей школы являются:

  • входной тестовый контроль, который позволяет проверить наличие у студентов базовых знаний, необходимых для изучения данной дисциплины;
  • текущий тестовый контроль при изучении разделов программы;
  • промежуточный тестовый контроль, который обычно проводится по итогам изучения раздела программы или после завершения определенного учебного периода;
  • итоговый тестовый контроль, который проводится по окончании изучения дисциплины.

Систематическое планомерное проведение тестового контроля знаний студентов позволяет преподавателю, кафедре и учебному заведению оценить степень усвоения студентами учебного материала за определенный период, выявить у обучающихся недостатки знаний, навыков и умений, определить качество усвоения пройденного и соответствия уровня обучения требованиям Государственных образовательных стандартов.

На данном этапе в высшей школе применяется как традиционное («бумажное») тестирование, так и компьютеризованное тестирование (в локальной сети). Традиционное тестирование является более доступным и дешевым, но процедуры хранения, редактирования и вариативной распечатки текста должны выполняться с помощью специализированных печатных средств. Кроме этого, к тестам, представленным на бумажном носителе, предъявляются требования хорошего качества печати, отсутствия дефектов и грамотного расположения заданий.

В условиях стремительного развития информационных технологий наиболее перспективным является компьютеризированное тестирование. Для этих целей вузами разрабатываются программы для создания и редактирования тестов. При компьютерном тестировании очень важна грамотная подача материала на экране монитора, что способствует успешному восприятию и анализу представленной информации. Особенная роль принадлежит компьютерно-адаптивному тестированию, особенно с применением локальных и глобальных (Интернет) сетей, когда каждому студенту предъявляется уникальный набор заданий. Однако следует отметить, что применение компьютеризированного тестирования обходится в несколько раз дороже, чем традиционное.

Рецензенты:

Циганов В.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и организация предпринимательства» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Санкт-Петербург.

Малинин А.М., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика природопользования и сервис экосистем» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Поставной А.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10635 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674