Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Плешкова Т.Ю. 1
1 ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
Формулирование миссии является важнейшим этапом стратегического управления муниципальным образованием. В статье обосновывается необходимость выбора миссии и анализируются основные отличия миссии от видения и бренда. Проводится анализ основных отличительных особенностей миссии района от миссии организации, а также рассматриваются их основные сходства. Изучаются основные классификации миссии муниципального образования в зависимости от выбранного критерия. Рассматриваются удачные формулировки существующих миссий организаций или территорий, в которых эффективно используются отличительные особенности, такие как: исторические факты, вымысел и мифология, пространственные ассоциации, современные тенденции. Приводятся основные моменты, которых следует избегать при формулировании миссии, чтобы она не стала негативным фактором социально-экономического развития района. В статье также приведен анализ понятия миссия и обоснована необходимость ее создания для муниципального образования.
особенности формирования миссии муниципального образования.
стратегическое управление
миссия муниципального образования
миссия организации
1. Актуальные вопросы развития муниципальных образований / под общ. ред. проф. К. Н. Барцица, проф. В. В. Бакушева. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 300 с.
2. Ансофф И. Стратегическое планирование. – М.: Экономика, 2004. – 489 с.
3. Википедия ttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F1%F1%E8%FF_%EE%F0%E3%E0%ED%E8%E7%E0%F6%E8%E8
4. Гневко М. В. Инновационное развитие муниципального образования. – СПб.: ИЭУ, 2008.
5. Груздев А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. – 2008. – № 1. – С. 115-120.
6. Зотов В. Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.

Введение

Одним из активно развивающихся способов управления и совершенствования государственного и общественного регулирования социально-экономических процессов на территориях являются доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента, перенесенные на практику муниципального управления. Наиболее ярким примером этого является стратегическое управление муниципальным образованием, а важнейшим элементом стратегического плана является формулировка миссии [1].

Что такое миссия организации и зачем она нужна?

Понятие «миссия организации», производным от которого является интересующее нас понятие «миссия муниципального образования», в последние десятилетия прочно вошло в современный управленческий лексикон благодаря развитию стратегического управления и научных представлений об организациях как сложных системах, во многом обусловленных активностью человеческого фактора.

Миссия - одно из самых дискуссионных понятий в современном управлении. Некоторые консультанты говорят, что миссия - это то, без чего любая организация не может стать успешной. Другие, например, Джек Траут и Стив Рывкин прямо пишут: «Миссия организаций - не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля. Декларации о миссиях большинства организаций практически не оказывают влияния на их бизнес» [4]. Третьи исследователи предлагают для нужд стратегического анализа и планирования вместо миссии использовать понятие бизнес-идеи [5]. Четвертые заявляют, что нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций и также трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии становится одной из сложнейших проблем [6].

Несмотря на то, что понятие «миссии организации» является дискуссионным, доказано на практике, что организациям, грамотно сформулировавшим свою миссию и придерживающимся ее направления, она принесла немало пользы.

Если организация не имеет миссии, ее руководство должно осознать отрицательные последствия ее отсутствия:

  1. Несогласованность: в том случае, если в организации отсутствует единое направление развития, часто возникает ситуация, когда различные проекты и программы оказываются несогласованными и вступают в противоречие друг с другом.
  2. Трудности при планировании: если неизвестно, в каком направлении должна развиваться организация, то сложно составлять любые планы, так как отсутствует ориентир, к которому нужно стремиться.
  3. Формирование отрицательного имиджа (внутри и вне). Если никто не может объяснить клиентам, партнерам и сотрудникам, зачем организация работает на рынке, это подрывает ее авторитет. В результате это может привести к постепенному охлаждению взаимоотношений с партнерами и клиентами. Сотрудники же, не понимая, зачем они работают, начинают испытывать неудовлетворенность и желание сменить работу.

Идентификация миссии

Наиболее часто миссию путают с видением или брендом района.

Миссия и видение

Принципиальная разница между миссией и видением заключается в том, что миссия раскрывает образ действия, показывает, каким образом достигаются те или иные цели или видение. Видение же, в свою очередь - это картинка будущего, то каким идеальным представляется положения дел, к которому стремится компания.

Миссия и бренд

Понятия миссия и бренд достаточно похожи, но не идентичны друг другу. Миссия относится, скорее, к философскому и культурологическому уровню дискуссии о перспективах развития района, а бренд - к социально-экономическому и политическому. Следовательно, миссия и бренд должны дополнять, но не подменять друг друга.

Отличия миссии организации и миссии муниципального образования

Несмотря на то, что миссии организации и муниципального образования имеют много общего, они имеют также множество существенных различий.

Миссия организации - это общая цель, выражающая причину ее существования. В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы ее работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

Миссия муниципального образования - это четкое обозначение единой цели развития власти и бизнеса в направлении улучшения качества жизни населения района и повышения эффективности коммуникаций с внешней средой. В миссии формулируются фундаментальные представления о смысле жизнедеятельности местного сообщества.

Ниже приведены основные отличия формирования миссии организации и муниципального образования.

Составляющие формирования миссии

Миссия организации

Миссия муниципального образования

Предпосылки формирования

  • допущенные просчеты в выборе направлений развития
  • недочеты в организации управления предприятием
  • негативные последствия от увлечения краткосрочными, разрозненными проектами
  • особенности организации
  • предпочтения руководителей
  • недочеты в организации управления муниципальным образованием
  • допущенные просчеты в выборе направлений развития
  • негативные последствия от реализации краткосрочных проектов
  • неопределенность при распределении ресурсов
  • социальная напряженность
  • экономический упадок

Основные этапы формирования

  • осознание руководством необходимости выработки миссии
  • создание команды по выработки миссии
  • анализ внешних и внутренних факторов, возможностей и угроз
  • формулировка миссии
  • доведение миссии до всех сотрудников организации и до всех стейкхолдеров организации
  • осознание руководством необходимости выработки миссии
  • проведение социологических опросов
  • создание комиссии по выработке миссии
  • привлечение внешних консультантов и специалистов
  • анализ внутренних и внешних факторов, особенностей территории, возможностей и угроз
  • формулировка миссии
  • согласование формулировки миссии со всеми заинтересованными сторонами
  • доведение миссии до населения и всех стейкхолдеров

Кто формирует

  • руководство организации

 

  • администрация района
  • представители бизнес-сообщества
  • население (при помощи социологических опросов)
  • приглашенные консультанты и специалисты

Цели формирования

  • сосредоточение сотрудников на общей цели
  • формирование основы или стандарта распределения ресурсов
  • создание или изменение климата и культуры организации
  • введение системы формального планирования в организации
  • обеспечение трансформации целей организации в рабочую структуру
  • закрепление имиджа организации в представлении субъектов внешней среды
  • руководство, контроль и мотивация социально-экономического развития района как единого целого и в то же время как составной части региональной и российской экономики
  • введение системы формального планирования
  • сплочение и активизация населения вокруг общих целей
  • поддержание социальной стабильности
  • осуществление PR-функции, сообщение о конкурентных и территориальных преимуществах
  • формирование определенного направления развития
  • формирование основы или стандарта распределения ресурсов
  • снижение дотационности района

Чьи интересы учитывать

  • сотрудники
  • акционеры
  • клиенты
  • партнеры
  • общество
  • региональная и федеральная власть
  • местное население и сообщество
  • бизнес-сообщество
  • внешние партнеры

На что обратить внимание при разработке

  • история организации, отличительные особенности
  • основной продукт (услуга)
  • главный рынок для реализации
  • технологическая система производства
  • ключевые компетенции организации
  • заявления и намерения руководства
  • уникальные особенности территории
  • история возникновения, традиции культура, уклад жизни
  • окружающая среда, экономико- географическое положение
  • особенности экономики территории
  • социодемографические характеристики населения
  • ресурсный потенциал территории
  • направление вектора развития

Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании миссии организации основное внимание уделяется экономической составляющей, а социальная, если она есть, уходит на второй план, а основой формирования миссии муниципального образования является улучшение качества жизни его населения. Также необходимо отметить, что формирование миссии района не должно осуществляться в отрыве от общего вектора развития региона и страны в целом.

Классификации миссий муниципального образования

Поскольку понятие «миссия» пришло из стратегического управления организацией, то и классификации миссий заимствованы оттуда, причем при формировании миссии муниципального образования их можно использовать в исходном виде.

По развернутости информации

По развернутости информации миссии делятся на короткий и расширенный варианты. Короткий вариант миссии представляет собой 1-2 коротких предложения - брендовый слоган, направленный, прежде всего, на формирование имиджа в обществе.

Второй - расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

  • цель функционирования,
  • область деятельности,
  • философия,
  • методы достижения поставленных целей,
  • методы взаимодействия с обществом (социальная политика).

В зависимости от ситуации можно выбрать любой вариант, но чаще для муниципального образования подходит второй.

По степени достоверности информации

По степени достоверности информации миссии делятся на два вида.

Первый - это призвание, особое, уникальное предназначение в огромном и сложном мире муниципальных образований, связанное с основными выполняемыми функциями и целевыми группами.

Второй - разрабатываемая муниципалитетом и, как правило, распространяемая внутри него и за его пределами декларация, описывающая представления о призвании, предназначении и т.д., т.е. о миссии в первом виде.

Оптимальной представляется ситуация, когда муниципальное образование формулирует миссию на основе реального глубокого анализа своих заинтересованных сторон, ценностей, возможностей и ограничений, ключевых способностей и преимуществ без демагогии и неоправданной саморекламы [3].

По характеру информации

По характеру информации миссии делятся на три вида.

Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, представление о смысле существования.

Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении в отношении всех заинтересованных сторон.

Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о направлениях развития на ближайший период и на перспективу.

Особенности формирования миссии муниципального образования

Миссии должны быть свойственны:

Реалистичность - соответствие ресурсным, управленческим, территориальным и социально-экономическим возможностям муниципального образования.

Специфичность - основанность на уникальных особенностях данного района.

Действенность - направленность на совершение определенных действий, проявление активности, мотивацию всех субъектов стратегического планирования.

Прозрачность - миссия должна быть понятна как субъектам, проживающим на территории района, так и внешним партнерам. Район имеет миссию не тогда, когда она сформулирована, а тогда, когда ее понимают и разделяют население и внешние партнеры.

При формировании миссии необходимо учитывать, что:

  • миссия территории - это информационное сообщение, обеспечивающее эффективную коммуникацию как с внутренними субъектами, так и с внешними партнерами;
  • миссия отвечает на вопросы «Зачем?», «Для чего?», она несет информацию о предназначении, смысле существования муниципального образования, о том, что даеттерриториявнешнейсредеивнутреннейсреде(населению);
  • миссия муниципального образования отвечает на вопрос «Для кого?», она сообщает о том, чьи потребности удовлетворяются в процессе ее практической реализации;
  • миссия выполняет определенную рекламную, PR-функцию, указывает на территориальные и конкурентные преимущества данного муниципального образования;
  • миссия придает процессу развития определенное направление, так как развитие, изменение к лучшему без движения невозможно;
  • миссия района имеет выраженную социальную направленность и связь с направлением развития региона и страны в целом.

Чтобы миссия удовлетворяла вышеперечисленным свойствам, идею ее формулировки можно почерпнуть при знакомстве с удачными формулировками существующих миссий организаций или территорий, в которых удачно используются отличительные особенности.

Исторические факты, связанные с именем и функциями в прошлом.
Тула имеет прочные ассоциации с самоварами, пряниками и оружием. Миссию г. Балахны удалось связать с событиями преодоления Смуты 1612 года и именем князя Пожарского. Нижний Новгород попытался вернуть былую славу ярмарочного центра России.

Вымысел и мифология. На привлекательность территории для туристов могут повлиять не только реальные исторические факты, но и вымысел.
В России отдельные города «прописали» у себя сказочных персонажей: Деда Мороза - Великий Устюг Вологодской области, Снегурочку - Кострома, Кащея Бессмертного - Старицкий район Тверской области.

Пространственные ассоциации. К данной категории относится выведение смыслов стратегического развития города из его пространственного положения. Так, город Торжок, расположенный на трассе Москва-Петербург, использовал при разработке стратегии архетип перекрестка. Также источниками миссии могут быть такие образы, как «ворота в Европу», «центр Сибири», «жемчужина Волги» и т. д.

Современные тенденции. Тенденция глобализации позволяет сформировать идентичность мирового города, чем попытался воспользоваться город Находка. Тенденцию расширения международных контактов эксплуатируют Санкт-Петербург и Краснодар.

Чего не должно быть в миссии муниципального образования

Существуют примеры, когда неудачно сформулированная миссия муниципального образования стала негативным фактором его социально-экономического развития. В связи с этим следует рассмотреть моменты, которых необходимо избегать при ее формировании.

  • миссия устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния района;
  • миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать. Она задает основные направления развития и отношение к процессам и явлениям, происходящим в муниципальном образовании;
  • миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, и была предельно понятна всем субъектам, взаимодействующим с районом, в особенности жителям района;
  • при определении миссии следует избегать двух моментов: как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости;

Заключение

Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача деятельности.

В подходах к формированию миссии не может быть готовых рецептов. Более того, как показывает опыт, определение и формулировка миссии - длительный и нелегкий процесс, тесно связанный с накопленным опытом и установлением традиций, то есть с тем, что называется укладом и культурой.

Рецензенты:

Мазелис Л. С., д.э.н., доцент, директор института ИИБС, ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток.

Солодухин К. С., д.э.н., профессор, профессор кафедры математики и моделирования, заведующий лабораторией стратегического планирования, ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Плешкова Т.Ю. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10223 (дата обращения: 10.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074