Введение
Одним из активно развивающихся способов управления и совершенствования государственного и общественного регулирования социально-экономических процессов на территориях являются доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента, перенесенные на практику муниципального управления. Наиболее ярким примером этого является стратегическое управление муниципальным образованием, а важнейшим элементом стратегического плана является формулировка миссии [1].
Что такое миссия организации и зачем она нужна?
Понятие «миссия организации», производным от которого является интересующее нас понятие «миссия муниципального образования», в последние десятилетия прочно вошло в современный управленческий лексикон благодаря развитию стратегического управления и научных представлений об организациях как сложных системах, во многом обусловленных активностью человеческого фактора.
Миссия - одно из самых дискуссионных понятий в современном управлении. Некоторые консультанты говорят, что миссия - это то, без чего любая организация не может стать успешной. Другие, например, Джек Траут и Стив Рывкин прямо пишут: «Миссия организаций - не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля. Декларации о миссиях большинства организаций практически не оказывают влияния на их бизнес» [4]. Третьи исследователи предлагают для нужд стратегического анализа и планирования вместо миссии использовать понятие бизнес-идеи [5]. Четвертые заявляют, что нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций и также трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии становится одной из сложнейших проблем [6].
Несмотря на то, что понятие «миссии организации» является дискуссионным, доказано на практике, что организациям, грамотно сформулировавшим свою миссию и придерживающимся ее направления, она принесла немало пользы.
Если организация не имеет миссии, ее руководство должно осознать отрицательные последствия ее отсутствия:
- Несогласованность: в том случае, если в организации отсутствует единое направление развития, часто возникает ситуация, когда различные проекты и программы оказываются несогласованными и вступают в противоречие друг с другом.
- Трудности при планировании: если неизвестно, в каком направлении должна развиваться организация, то сложно составлять любые планы, так как отсутствует ориентир, к которому нужно стремиться.
- Формирование отрицательного имиджа (внутри и вне). Если никто не может объяснить клиентам, партнерам и сотрудникам, зачем организация работает на рынке, это подрывает ее авторитет. В результате это может привести к постепенному охлаждению взаимоотношений с партнерами и клиентами. Сотрудники же, не понимая, зачем они работают, начинают испытывать неудовлетворенность и желание сменить работу.
Идентификация миссии
Наиболее часто миссию путают с видением или брендом района.
Миссия и видение
Принципиальная разница между миссией и видением заключается в том, что миссия раскрывает образ действия, показывает, каким образом достигаются те или иные цели или видение. Видение же, в свою очередь - это картинка будущего, то каким идеальным представляется положения дел, к которому стремится компания.
Миссия и бренд
Понятия миссия и бренд достаточно похожи, но не идентичны друг другу. Миссия относится, скорее, к философскому и культурологическому уровню дискуссии о перспективах развития района, а бренд - к социально-экономическому и политическому. Следовательно, миссия и бренд должны дополнять, но не подменять друг друга.
Отличия миссии организации и миссии муниципального образования
Несмотря на то, что миссии организации и муниципального образования имеют много общего, они имеют также множество существенных различий.
Миссия организации - это общая цель, выражающая причину ее существования. В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы ее работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
Миссия муниципального образования - это четкое обозначение единой цели развития власти и бизнеса в направлении улучшения качества жизни населения района и повышения эффективности коммуникаций с внешней средой. В миссии формулируются фундаментальные представления о смысле жизнедеятельности местного сообщества.
Ниже приведены основные отличия формирования миссии организации и муниципального образования.
Составляющие формирования миссии |
Миссия организации |
Миссия муниципального образования |
Предпосылки формирования |
|
|
Основные этапы формирования |
|
|
Кто формирует |
|
|
Цели формирования |
|
|
Чьи интересы учитывать |
|
|
На что обратить внимание при разработке |
|
|
Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании миссии организации основное внимание уделяется экономической составляющей, а социальная, если она есть, уходит на второй план, а основой формирования миссии муниципального образования является улучшение качества жизни его населения. Также необходимо отметить, что формирование миссии района не должно осуществляться в отрыве от общего вектора развития региона и страны в целом.
Классификации миссий муниципального образования
Поскольку понятие «миссия» пришло из стратегического управления организацией, то и классификации миссий заимствованы оттуда, причем при формировании миссии муниципального образования их можно использовать в исходном виде.
По развернутости информации
По развернутости информации миссии делятся на короткий и расширенный варианты. Короткий вариант миссии представляет собой 1-2 коротких предложения - брендовый слоган, направленный, прежде всего, на формирование имиджа в обществе.
Второй - расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
- цель функционирования,
- область деятельности,
- философия,
- методы достижения поставленных целей,
- методы взаимодействия с обществом (социальная политика).
В зависимости от ситуации можно выбрать любой вариант, но чаще для муниципального образования подходит второй.
По степени достоверности информации
По степени достоверности информации миссии делятся на два вида.
Первый - это призвание, особое, уникальное предназначение в огромном и сложном мире муниципальных образований, связанное с основными выполняемыми функциями и целевыми группами.
Второй - разрабатываемая муниципалитетом и, как правило, распространяемая внутри него и за его пределами декларация, описывающая представления о призвании, предназначении и т.д., т.е. о миссии в первом виде.
Оптимальной представляется ситуация, когда муниципальное образование формулирует миссию на основе реального глубокого анализа своих заинтересованных сторон, ценностей, возможностей и ограничений, ключевых способностей и преимуществ без демагогии и неоправданной саморекламы [3].
По характеру информации
По характеру информации миссии делятся на три вида.
Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, представление о смысле существования.
Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении в отношении всех заинтересованных сторон.
Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о направлениях развития на ближайший период и на перспективу.
Особенности формирования миссии муниципального образования
Миссии должны быть свойственны:
Реалистичность - соответствие ресурсным, управленческим, территориальным и социально-экономическим возможностям муниципального образования.
Специфичность - основанность на уникальных особенностях данного района.
Действенность - направленность на совершение определенных действий, проявление активности, мотивацию всех субъектов стратегического планирования.
Прозрачность - миссия должна быть понятна как субъектам, проживающим на территории района, так и внешним партнерам. Район имеет миссию не тогда, когда она сформулирована, а тогда, когда ее понимают и разделяют население и внешние партнеры.
При формировании миссии необходимо учитывать, что:
- миссия территории - это информационное сообщение, обеспечивающее эффективную коммуникацию как с внутренними субъектами, так и с внешними партнерами;
- миссия отвечает на вопросы «Зачем?», «Для чего?», она несет информацию о предназначении, смысле существования муниципального образования, о том, что даеттерриториявнешнейсредеивнутреннейсреде(населению);
- миссия муниципального образования отвечает на вопрос «Для кого?», она сообщает о том, чьи потребности удовлетворяются в процессе ее практической реализации;
- миссия выполняет определенную рекламную, PR-функцию, указывает на территориальные и конкурентные преимущества данного муниципального образования;
- миссия придает процессу развития определенное направление, так как развитие, изменение к лучшему без движения невозможно;
- миссия района имеет выраженную социальную направленность и связь с направлением развития региона и страны в целом.
Чтобы миссия удовлетворяла вышеперечисленным свойствам, идею ее формулировки можно почерпнуть при знакомстве с удачными формулировками существующих миссий организаций или территорий, в которых удачно используются отличительные особенности.
Исторические факты, связанные с именем и функциями в прошлом.
Тула имеет прочные ассоциации с самоварами, пряниками и оружием. Миссию г. Балахны удалось связать с событиями преодоления Смуты 1612 года и именем князя Пожарского. Нижний Новгород попытался вернуть былую славу ярмарочного центра России.
Вымысел и мифология. На привлекательность территории для туристов могут повлиять не только реальные исторические факты, но и вымысел.
В России отдельные города «прописали» у себя сказочных персонажей: Деда Мороза - Великий Устюг Вологодской области, Снегурочку - Кострома, Кащея Бессмертного - Старицкий район Тверской области.
Пространственные ассоциации. К данной категории относится выведение смыслов стратегического развития города из его пространственного положения. Так, город Торжок, расположенный на трассе Москва-Петербург, использовал при разработке стратегии архетип перекрестка. Также источниками миссии могут быть такие образы, как «ворота в Европу», «центр Сибири», «жемчужина Волги» и т. д.
Современные тенденции. Тенденция глобализации позволяет сформировать идентичность мирового города, чем попытался воспользоваться город Находка. Тенденцию расширения международных контактов эксплуатируют Санкт-Петербург и Краснодар.
Чего не должно быть в миссии муниципального образования
Существуют примеры, когда неудачно сформулированная миссия муниципального образования стала негативным фактором его социально-экономического развития. В связи с этим следует рассмотреть моменты, которых необходимо избегать при ее формировании.
- миссия устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния района;
- миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать. Она задает основные направления развития и отношение к процессам и явлениям, происходящим в муниципальном образовании;
- миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, и была предельно понятна всем субъектам, взаимодействующим с районом, в особенности жителям района;
- при определении миссии следует избегать двух моментов: как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости;
Заключение
Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача деятельности.
В подходах к формированию миссии не может быть готовых рецептов. Более того, как показывает опыт, определение и формулировка миссии - длительный и нелегкий процесс, тесно связанный с накопленным опытом и установлением традиций, то есть с тем, что называется укладом и культурой.
Рецензенты:
Мазелис Л. С., д.э.н., доцент, директор института ИИБС, ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток.
Солодухин К. С., д.э.н., профессор, профессор кафедры математики и моделирования, заведующий лабораторией стратегического планирования, ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток.