Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS A FACTOR IN THE PUNISHMENT SYSTEM HUMANIZATION

Leonova E.Yu. 1
1 The Tyumen State Oil and Gas University (TSOGU), the Department of Sociology and social servic
In the article approaches to definitions "resocialization"; "resocialization of condemned" in theoretical and methodological aspect are considered; experience of approbation of experimental model of receiving higher education by the persons being in correctional facilities, as a factor of their resocialization is described. The article is devoted to consideration of the questions connected with use of social and educational technologies in the course of resocialization of persons, being in establishments of criminal and executive system. On the basis of direct practical experience on implementation of the program of higher education on the basis of establishments of an execution of the punishment the vision of the system of higher education of the condemned is presented in article. On the basis of the sociological analysis (the method of focus groups) features of influence of education on objective and subjective factors of the process of resocialization of the identity of the condemned are revealed. Education of the condemned has to be directed not only on development of certain skills, abilities and knowledge within professional level, but also on positive change of the valuable and standard installations motivating the personality to become the full-fledged citizen of the state and the member of society.
higher education.
social subjectivity
Resocialization; resocialization of the condemned; penal institution; prevention of recurrent crime

Введение

Актуальность анализа проблемы ресоциализации осужденных обусловлена, в первую очередь, ростом криминализации российского общества. По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) сегодня в пенитенциарных учреждениях содержится 697,8 тыс. человек, на 100 тыс. человек в России приходится 487 осужденных [5].

Министерством внутренних дел РФ в марте 2013 года на территории России зарегистрировано 556,8 тыс. преступлений, при этом каждое второе расследуемое преступление в стране (47,4 % от общего количества преступлений) совершается ранее судимым лицом [4]. Численность осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления достигла 80 % от общего количества правонарушений, а четверть осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан. Более 80 % осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имеют профессиональных и трудовых навыков, либо утратили их [2]. Высокий показатель рецидивной преступности ставит под сомнение эффективность сложившейся системы исполнения уголовных наказаний и результативность ресоциализационной деятельности общественных институтов, призванных способствовать интеграции бывших осужденных в социум.

Современные тенденции и изменения в социально-экономических и социально-политических сферах общества привели к необходимости реформирования уголовно-исполнительной системы. В октябре 2010 года была утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», определяющая приоритетные направления в области организации жизнедеятельности осужденных, нацеленная на поэтапное решение наиболее острых пенитенциарных проблем, в том числе и ресоциализации осужденных. Ориентируясь на опыт передовых зарубежных стран, российская пенитенциарная система меняет принципы работы с осужденными: наблюдается переход от традиционных подходов исправления осужденного к приоритетным задачам развития его личности. В данном контексте современные пенитенциарные парадигмы ориентированы на минимизацию изоляции осужденных и максимизацию создания оптимальных условий для их ресоциализации.

Учитывая данные обстоятельства, особую актуальность приобретает разработка современных механизмов и средств ресоциализации осужденных, обеспечивающих не только процесс развития личности осужденного, но и способствующих формированию модели поведения, необходимой для его успешной последующей социальной интеграции в общество.

Особого внимания заслуживает аспект образования осужденных в дискурсе изучения позитивного влияния высшего профессионального образования на личность осужденного. Это детерминировано тем, что многообразие мер исправления осужденных малоэффективно и не отвечает требованиям современного российского общества. Вместе с тем большинство современных исследователей, уделяя значительное внимание образовательным технологиям ресоциализации несовершеннолетних осужденных, неправомерно игнорируют образовательный контент других категорий заключенных.

Необходимо отметить, что такая забота со стороны государства вовсе не является чем-то исключительным. Нормы, регламентирующие образование заключенных, существуют в странах Европы и Америки. Они отражены в некоторых международных документах. Европейскими пенитенциарными правилами прямо предусмотрено, что в каждом месте лишения свободы разрабатывается и осуществляется разносторонняя программа обучения.

Высшее образование реализует совершено иную цель ресоциализации, несводимую к конкретно-социальной адаптации, - профессионализацию и приобщение на более высоком уровне к новой вещественно-производственной и информационной среде [3, С.23].

В 2006-2007 учебном году Тюменский государственный нефтегазовый университет провел первый экспериментальный набор и начал осуществлять обучение осужденных, находящихся в Исправительной колонии № 2 города Тюмени, по специальности «Социальная работа». Процесс обучения в местах лишения свободы изначально рассматривался как технология ресоциализации осужденных. Учебный процесс кафедра «Социологии и социального сервиса» организовала согласно государственному стандарту ВПО по специальности «Социальная работа» с нормативным сроком заочного обучения - 6 лет по циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин направления [1, С.346].

Результаты исследования

На базе Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 2 УФСИН по Тюменской области в 2010-2013 гг. было проведено исследование особенностей влияния высшего профессионального образования на личность осужденного. Цель исследования заключалась в изучении особенностей влияния образовательного пространства высшей школы на процесс ресоциализации личности осужденного. В качестве объекта исследования выступила ресоциализация судимых лиц, а предметом - влияние образования на процесс ресоциализации осужденного.

Эмпирическая база исследования была определена рамками уголовно-исполнительной системы. В исследовании приняли участие 70 осужденных - мужчин: трех курсов обучения 2006, 2007 и 2009 годов, отбывающих наказание в колонии строгого режима, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Респондентами выявлены существенные особенности образовательного пространства пенитенциарного учреждения. Представим их обобщенные результаты, проведенные методом фокус-групп:

I. Респонденты указывают на изменения в собственных ценностных приоритетах.

Осужденные высказывают мнения, что основными жизненными приоритетами в настоящее время выступают: возможность создать собственную семью и восстановить отношения с родными; найти перспективную и интересную работу; материально обеспечить родных; восстановить уважение со стороны окружающих.

После освобождения из мест лишения свободы студенты более ориентированы на положительное социальное поведение, факторами которого являются: создание семьи, наличие постоянного места работы, изменение социальных контактов в пользу исключения общения с криминальными лицами.

II. Респонденты отмечают, что включение в образовательную деятельность изменяет личность осужденного.

Позитивные изменения в процессе обучения в себе отмечают большинство студентов. Респонденты высказывают положительную реакцию относительно объективности изменения речи. Это проявляется в следующих высказываниях: изменилась речь, язык; увеличился словарный запас; стремлюсь избегать в речи тюремного жаргона; стал использовать при общении специальные термины.

Респонденты также отметили изменения в интересах и предпочтении круга общения в местах лишения свободы: стал больше читать; изменились интересы от таких, как поесть и поспать, к поиску информации и знаний; стал заниматься оригами, даже не знал, что так интересно.

Отметим, что 2 % студентов-осужденных принимают заочное участие в научно-практических конференциях, семинарах и студенческих олимпиадах, что позволяет говорить об объективных показателях индивидуально-личностных позитивных изменений.

III. Респонденты считают, что меняется положение осужденного в исправительном учреждении, в процессе получения образования.

Респондентами отмечается изменение для обучающегося осужденного части режимных условий пенитенциарного учреждения, не регламентированных как свободное для необучающихся осужден­ных. Определенную часть времени студент-осужденный затрачивает на посещение занятий, подготовку к ним в библиотеке или компьютерном классе, общение с профессорско-преподавательским составом, участие в тренингах, семинарах, написание курсовых и дипломных работ.

  • Вместо общих режимных мероприятий выделяется время на подготовку к занятиям.
  • Некоторые дисциплинарные поблажки получает именно студент, например, можно иметь книг больше положенной нормы.

IV. Интервьюеры указывают, что высшее образование дает ряд преимуществ осужденному в исправительном учреждении.

Согласно результатам исследования процесс исправления осужденного стимулирует потенциальная возможность изменения собственной социальной роли: осужденный, находящийся в условиях пенитенциарного учреждения, становится студентом, обучающимся в вузе, и именно этот аспект, по мнению интервьюеров, мотивировал их на получение высшего образования. Приведем отдельные высказывания, отражающие мнение участников фокус-групп относительно данного вопроса: когда приходишь на занятие, ты забываешь, что находишься в тюрьме; по сути, занятие для меня - это часть свободы; преподаватели относятся к нам как к обычным студентам, а не как к «зэкам».

Большинство респондентов указывает на изменение микросоциальной сре­ды. В процессе получения знаний создается организованное образователь­ное пространство, значительно отличающееся от условий пенитенциарной жизнедеятельности. Особенно студенты отмечают заинтересованность в непосредственном контакте с профессорско-преподавательским составом, в получении знаний, умений и навыков, в тренинговых формах работы, в формировании готовности к освобождению, что исключает страх неизвестности.

  • Отношения, которые царят в учебной группе, значительно отличаются, от тех, которые преобладают в отряде.
  • Студент студента выделяет из общей массы осужденных, потому что есть что обсудить.
  • Приятно общаться с образованными людьми, преподаватели для меня - другое общество.
  • Получение новых знаний, умений и навыков, позволяет почувствовать себя в других условиях.

Для осужденных оказалось достаточно важным повышение социального статуса посредством получения высшего профессионального образования: около 30 % осужденных до момента заключения в места лишения свободы получали высшее или средне специальное образование, а в результате совершения преступления утратили возможность закончить образовательное учреждение.

Респонденты также отметили рациональное использование времени при нахождении в пенитенциарном учреждении. Как правило, возраст осужденных от 18 до 30 лет - это период активной деятельности: создание семьи, получение образования, становления в профессиональной сфере. В связи с тем, что сроки нахождения студентов-осужденных в местах лишения свободы варьируются от 7 до 12 лет, все осужденные отмечают нахождение в пенитенциарном учреждении как понапрасну потраченное время.

  • Когда учишься, не теряешь зря время.
  • Высшее образование настраивает на определенный ритм жизни.
  • Хочется вернуть упущенную возможность, получить профессию.
  • Для родственников очень важно, что ты стремишься в будущее.

V. Большинство осужденных намерены продолжить обучение в высшей школе после освобождения из исправительного учреждения.

Большинство опрошенных отметили, что собираются продолжить свое образование после освобождения из мест лишения свободы, что еще раз подтверждает устойчивость процесса ресоциализации осужденных. Среди высказываний превалируют следующие: обязательно буду продолжать образование, хотя первое время, наверное, будет тяжело; развиваться нужно обязательно, это залог будущего; университетское образование - это престижно, бросать его глупо.

Данные анализа ответов и дискуссии фокус-групп подтверждаются тем, что по окончанию срока осуждения или условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы, продолжили обучение 97 % осужденных.

Таким образом, большинство респондентов демонстрирует позитивные и социально приемлемые жизненные приоритеты в связи с влиянием высшего образования. Одна из главных целей реализации высшего образования в пенитенциарном учреждении состоит в изменении роли осужденного из объекта в субъект общественного действия. Система образования способствует развитию способности индивида к воспроизводству и совершенствованию жизни социально-организационными, институционализационными средствами, а это не что иное, как формирование социальной субъектности - системы различных приемов, развивающих способность человека результативно участвовать в общественной жизни, решать социально значимые проблемы.

С нашей точки зрения, важнейшим показателем и одновременно определяющим фактором становления и развития индивидуальной и социальной субъектности в условиях современного общества выступает система ценностей и ценностных ориентаций индивида, актуализирующая цели достижения жизненного успеха. Обусловленная ценностями субъектность осужденных проявляется в специфической жизненной стратегии субъекта, которую мы называем жизненной стратегией самореализации.

Заключение

По результатам исследования появилась возможности сделать следующие выводы:

1. Процесс исправления осужденного стимулирует потенциальная возможность изменения собственной социальной роли: осужденный, находящийся в условиях пенитенциарного учреждения, становится студентом, обучающимся в вузе.

2. Изменение микросоциальной сре­ды: в процессе образования создается организованное образователь­ное пространство, значительно отличающееся от условий пенитенциарной жизнедеятельности. Особенно студенты отмечают заинтересованность в непосредственном контакте с профессорско-преподавательским составом.

3. Рациональное использование времени при нахождении в пенитенциарном учреждении: как правило, возраст осужденных от 20 до 30 лет - это период активной деятельности, создание семьи, получение образования, становление в профессиональной сфере. В связи с тем, что сроки нахождения студентов-осужденных в местах лишения свободы от 7 до 12 лет, все осужденные отмечают нахождение в пенитенциарном учреждении как понапрасну потраченное время.

4. Изменение для обучающегося осужденного части режимных условий пенитенциарного учреждения, не регламентированных как свободное для необучающихся осужден­ных: определенную часть времени обучающийся затрачивает на посещение занятий, подготовку к ним в библиотеке, компьютерном классе, общение с профессорско-преподавательским составом, участие в тренингах, семинарах, написание курсовых и дипломных работ.

5. Повышение социального статуса путем получения высшего профессионального образования: около 30 % осужденных до момента заключения в места лишения свободы получали высшее или среднеспециальное образование, а в результате совершения преступления утратили возможность закончить образовательное учреждение.

Необходимо отметить, что ресоциализация осужденных - процесс индивидуальный. Ее эффективность зависит, в первую очередь, от того, как будут учтены и применены в практику образовательного процесса социально-психологические закономерности развития личности осужденного, специфика их проявлений в нестандартных условиях ситуации лишения свободы и различных видах деятельности принудительного характера.

Указанные обстоятельства накладывают на объективно существующую образовательную среду пенитенциарного учреждения дополнительные функции и предъявляют к ней широкие требования. Предполагают так называемое эмпатическое и помогающее образование. Основная задача гуманистического принципа - пробуждать индивида к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.

При этом необходимо подчеркнуть, что гуманитаризация и гуманизация в пенитенциарной системе имеет свое специфичное выражение. Принцип гуманизма является основополагающим при реализации приоритетных направлений современной социально ориентированной политики и ее базовых направлений. Он находит свое выражение в Конституции РФ и Уголовном Кодексе РФ. Гуманизм в отношении к осужденному значит «человеческое» отношение страны и общества к нему, но при этом ошибочно сводить его к всевозможным фронтам послаблений для осужденных при выполнении наказания.

Гуманизм в данном аспекте - это признание способности каждого осужденного возвратиться к законопослушной жизни в обществе, это признание осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Но в то же время принцип гуманизма не значит - всепрощенство, безнаказанность и вседозволенность, строгость режима выполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не обязаны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования.

Рецензенты:

Ткачева Нина Алексеевна, доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.

Белоножко Марина Львовна, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета , г. Тюмень.