Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT CREATIVE THINKING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PUBLIC PURCHASE SOCIOCULTURAL BY THE DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN AND YOUTH

Gladilina I.P. 1 Sergeeva S.A. 2
1 The Moscow City Government University of Management in Moscow
2 Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
Public procurement is the most important factor for socio-economic development of the country. But question of personnel maintenance of state purchases, until recently, have paid insufficient attention. Analysis of modern condition in government procurement and tasks of transition to the contract system in the procurement of goods, works and services for state needs and their introduction in the city of Moscow Crafted problem of psychological and pedagogical features of the development of creative thinking professionals in this area to date scientific problem. Creative thinking is regarded by the present authors on the concept of of creativity as a of the mental process Y. A. Ponomarev. The authors note that the theoretical model of creative personality reflects the internal prerequisites for creativity and creative thinking is developing in a creative activity. Psycho-pedagogical features of the development of creative thinking professionals in the field of public procurement provide creative activities in the acquisition of knowledge on public procurement of different content and different levels of complexity that can increase the professionalism of personnel.
psycho-pedagogical features
development
creative thinking
human resources
government purchases

В структуре социально-экономического развития Российской Федерации одним из важнейших направлений являются государственные закупки. Принятый 5 апреля 2013 года Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» одним из ключевых моментов эффективного расходования бюджетных средств определяет профессионализм участников закупочной деятельности. Достичь высокого профессионализма представляется возможным при условии учета психолого-педагогических особенностей развития творческого мышления специалистов в сфере государственных закупок.

Психологические особенности развития личности достаточно подробно представлены в научной литературе. Что касается развития творческого мышления, то данный вопрос всегда волновал ученых, но единых подходов даже в понимании творчества в науке нет до сих пор. Необходимо отметить, что на протяжении последних десятилетий было научно доказано, что творчество можно и нужно развивать. Появился ряд исследований, раскрывающих механизмы, методы и подходы к развитию творчества личности.

Для того чтобы понимать и использовать данные наработки, необходимо понимать сущность научной категории «творчество». В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Я. А. Пономарев пришел к выводу, что «результаты опытов... дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние грани этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху - логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления - современных электронных вычислительных машин)» [5; с.190].

Критерием творческого акта, по Я. А. Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода. Основой успеха решения творческих задач, по Я. А. Пономареву, является способность действовать «в уме». Эта способность, возможно, является содержательно структурным эквивалентом понятия общей способности, «генерального интеллекта».

Я. А. Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем на этапе решения - активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения на третьем этапе занимается сознание. Если мышление изначально логично, то есть целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве побочного. Но этот вариант процесса является лишь одним из возможных.

В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества Я. А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к ее решению).

Д. М. Ушаков развил подход Я. А. Пономарева в применении к области психологии индивидуальных различий. С точки зрения Д. М. Ушакова, люди обладают различной способностью к образованию интуитивного опыта. Интуитивный опыт формируется на периферии поля нашего сознания и вне связи с непосредственной целью нашей деятельности. Этот опыт служит материалом для бессознательных процессов трансформации знаний, поэтому его богатство связано с творческими способностями человека.

Теоретическая модель творческой личности отражает внутренние предпосылки к творчеству. Творческое мышление личности развивается в творческой деятельности. Личность, обладающая творческим мышлением, вследствие влияния внешних факторов приобретает необходимые для актуализации творческости в процессе профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы позволил трактовать понятие «твор­ческий потенциал личности» не только в отношении обучаемых, но и в отношении профессорско-преподавательского состава, реализующего программы подготовки кадров в сфере государственных закупок. Л. К. Веретенникова включает в содержание научной категории «творческий потенциал личности» следующие положения: профессиональные знания, умения и навыки, обусловли­вающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал); работоспособность (психофизиологический потенциал); интеллектуальные, познавательные способности (образова­тельный потенциал); творческие способности, творческий потенциал; способность к сотрудничеству, коллективной организации, взаимодействию (коммуникативный потенциал); ценностно-мотивационная сфера (идейно-мировоззренчес­кий, нравственный потенциал). Необходимо отметить, что специалисту в области управления государственными закупками присущи все вышеперечисленные личностные характеристики, позволяющие эффективно внедрять тренинговые программы развития творческого мышления.

Ряд исследователей (А. Н. Лук, А. М. Матюшкин и др.) подчеркивают связь творческого по­тенциала личности с интеллектуальными способностями, обеспе­чивающими повышенную «творческую чувствительность», твор­ческую инициативу, самостоятельность и продуктивность ум­ственной деятельности, гибкость (нестереотипность) ума, его оригинальность, способность быстро применять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятель­ности. Все эти качества характеризуют творческое мышление [3; 4].

Еще К. Д. Ушинский писал, что «формальное развитие ума», в том виде, как его раньше понимали, является недостаточным, т.к. «ум развивается только в действительных реальных знаниях». В процессе обучения и воспитания человек должен не только получать знания, но одновременно научиться пользоваться ими, удовлетворяя потребности на данный момент и делая запросы на будущее.

Рассматривая вопросы соотношения мышления и знаний, Н. Добролюбов подчеркивал, что мышление зависит от суммы и количества знаний, а процесс усвоения знаний содержит в себе деятельность.

Н. Г. Чернышевский, включая в содержание образования не только определенную сумму знаний, но и умения критически мыслить, оценивать с моральной точки зрения факты, которые изучаются. Как и Н. Г. Чернышевский, Д. Г. Писарев подчеркивал значение содержания образования для формирования мировоззрения, его характера и образа мыслей.

В 1969 г. Э. де Боно написал книгу «Механизм разума», где описал, как нейросеть мозга позволяет входящей информации организовываться в определенные модели. Творчество - это поведение в самоорганизующейся информационной системе, которое создает асимметрические модели. Творчество подразумевает «латеральное» продвижение через эти модели. Э. де Боно считает, что невозможно понять, что такое творчество, пока не будет понята разница между самоорганизующимися системами с «активной поверхностью» и информационными системами с «пассивной поверхностью». Впоследствии данный подход был развит в других работах ученого [2].

Э. де Боно отмечает, что «впервые в истории мы можем проектировать методы мышления, основываясь на том, как в действительности работает мозг...» [2, с.10]. Ученый утверждает, что акцент должен быть сделан на творческом мышлении, т.к. для созидания ценностей знаний недостаточно. Э. де Боно дает такое определение творчества - это «неожиданная эффективность». Мышление ученый называет главным человеческим навыком, от уровня которого зависит будущее человечества. При этом навыку мышления можно обучать людей любого возраста. Творчество как генерирование идей является навыком мышления, которому, по мнению Э. де Боно, можно научиться при помощи методов латерального мышления. К таким методам относится метод «Шести шляп» - параллельного мышления.

Опыт использования метода «Шести шляп» в процессе повышения квалификации специалистов в области государственных закупок, магистрантов образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами» позволяет утверждать, что данный метод гораздо эффективнее обычной дискуссии. К примеру, рассматривая проблемы реализации норм и требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» метод «Шести шляп» позволил качественно обсудить тему «Общественный контроль». Участники семинара в процессе творческого взаимодействия преподаватель - обучаемые, обучаемые - обучаемые, задействовав резервы психолого-педагогического развития творческого мышления, пришли к пониманию общественного контроля в сфере госзакупок как действенного механизма эффективности расходования бюджетных средств.

Р. Стенберг и Е. Григоренко пишут, что обучение творческому мышлению не только возможно, но и необходимо. По их мнению, теоретической основой такого обучения может служить инвестиционная теория креативности. Авторы считают, что в рамках этой теории можно разработать стратегии, позволяющие обучать творческому мышлению. Иллюстрируя это утверждение, авторы описывают двенадцать теоретически обоснованных стратегий развития креативности:

  1. Быть примером для подражания.
  2. Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предложениям и допущениям.
  3. Разрешать делать ошибки.
  4. Поощрять разумный риск.
  5. Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
  6. Поощрять умение находить, формировать и предопределять проблему.
  7. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.
  8. Предоставлять время для творческого мышления.
  9. Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.
  10. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.
  11. Стимулировать дальнейшее развитие.
  12. Найти соответствие между творческой личностью и средой [6; с.186-213].

Опытным путем мы пришли к выводу, что целевая функция творчества представлена двумя компонентами: процессом организации учебно-творческой деятельности и результатом сформированности творческого опыта.

Учебно-творческая деятельность обучаемых как процесс овладения содержанием дисциплин образовательной программы дополнительного профессионального образования «Управление государственными и муниципальными заказами» определяется коэффициентом творческой активности, который можно рассчитать количеством и содержанием проявления творческой положительной активности обучаемого по результатам работы на семинарских занятиях, круглых столах, решением кейсов, а также участия в исследовательской работе, конференциях, выполнение индивидуальных творческих заданий и т.д.; как отношения количества его индивидуальных проявлений творческой активности к самому высокому уровню творческой деятельности в процессе кратковременного повышения квалификации (четыре недели с отрывом от производства).

Творчество как результат сформированности творческого опыта определяется возможностью обучаемых творчески решать проблемы на основе внедрения новых идей, методик, способов и т.д. Данная задача актуализирована сейчас - в период перехода на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По методике В. П. Беспалько преподаватель проводит оценку уровня сформированности творческого опыта комплексной оценки и определяет ОПТД - общий показатель творческой деятельности. Преподаватель оценивает, на каком уровне по каждому из пяти направлений сформированности творческого опыта находится обучаемые:

Уровни:

0 - понимания; 1 - узнавания; 2 - сравнения; 3 - использование; 4 - творчество

Оценка осуществляется от 0 до 4 баллов, которые определяют границы ОПТД:

               ТД(0...4)
ОПТД = _________ ,
                      4

где ТД(0...4) - соответствующий уровень сформированности творческого опыта обучаемых;

4 - максимально возможный (творческий) уровень деятельности обучаемых.

Авторская методика разработки учебно-методических комплексов по читаемым дисциплинам с учетом вышеперечисленных подходов подтвердила эффективность целеполагания развития творческого мышления обучаемых, способствующего их профессиональному становлению в сфере государственных закупок.

К психолого-педагогическим особенностям развития творческого мышления специалистов в сфере государственных закупок относится выбор методов обучения. Среди креативных методов обучения, способствующих развитию творческого мышления, необходимо отметить метод «морфологического анализа». По-другому этот дискурсивный метод позволяет рассматривать инновационные подходы в решении профессиональных задач. Само понятие «дискурсивный» происходит от латинского «discursivius» - «прогрессивно рассматриваемый». Впервые термин «дискурсивный» использовал Фома Аквинский. Кант и другие философы активно изучали дискурсивное мышление. Э. Бос отмечает, что дискурсивный подход предусматривает получение новых знаний путем логически прогрессивного мышления от понятия к понятию. Творческий процесс по методике «морфологическая матрица» состоит из пяти этапов: точное определение проблемы; установление параметров; сбор возможных комбинаций; решение об оптимальной альтернативе.

Достаточно эффективен в развитии творческого мышления специалистов в области государственных закупок метод Сандры Каплан. Данный метод позволяет научить магистрантов образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами», слушателей повышения квалификации ставить вопросы к научным текстам. Переход на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд потребует от обучаемых готовности к творческому переосмыслению научных текстов. Американская исследовательница С. Каплан предлагает использовать набор вопросительных слов и ключевых слов вопроса:

что? - структура; функция;

где? - свойства; виды;

когда? - цель; отношения;

как? - действия; влияния;

почему? - развитие; условие;

можно ли? - смысл; значение.

Работа по данному методу осуществляется в четыре этапа:

1 - выбор объекта;

2 - постановка вопросов;

3 - классификация полученных ответов;

4 - проведение итогов и выбор наиболее оптимального варианта решения проблемы.

Таким образом, психолого-педагогические особенности развития творческого мышления специалистов в сфере государственных закупок предусматривают активную творческую деятельность в процессе приобретения знаний по госзакупкам разного содержания и разной степени сложности, позволяющих повысить профессионализм кадров.

Рецензенты:

Дёгтев Г.В., д.ю.н., заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.

Соколов Л.А., д.э.н., профессор, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.