Введение
Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов региональной экономики многообразна. Демографические, географические, социальные, исторические, политические факторы развития предопределили наличие и ключевые направления развития производств в соответствии с предполагаемым и уже известным ресурсным потенциалом региона.
На начальной стадии развития экономики региона базовыми направлениям развития инвестиций как внутри региона, так и на межрегиональном уровне являлись проекты по развитию ресурсного потенциала. Такое положение дел описано в исследованиях экономического развития регионов множества стран конца 18 – начала 19 века. При этом не следует забывать о новых способах добычи ресурсов, а также о новых локациях, где ресурсы обнаруживаются впервые. Интенсивность проектов 21 века по освоению ресурсного потенциала регионов гораздо ниже, чем два века назад, однако масса инвестиционных ресурсов растет с ростом стоимости технологий. Поэтому общей тенденцией в этом направлении развития региональных инвестиций представляется сужение перечня объектов для выполнения исследовательских, поисковых работ при увеличении стоимости машин и оборудования, увеличивающих выработку ресурсов.
Параллельно наблюдается развитие сельскохозяйственных территорий, а также территорий для развития сферы торговли и услуг. Говоря о сложившихся тенденциях эти направления развиваются последовательно, и интенсивность реализации проектов увеличивается с каждым десятилетием.
Наиболее сложным для организации и реализации представляются инвестиционные проекты развития промышленных производств. В региональных проектах прямые инвестиции в производственные мощности носят как региональный, так и межрегиональный, а иногда и трансрегиональный характер.
Особенностью территориального распределения инвестиций в современном экономическом пространстве является приращение промышленного производства через реализацию смежных проектов, в которых смешиваются условия реализации многоотраслевых производств.
Смещение в пользу расширения области применения высоких технологий отражается на ведущих направлениях прямых инвестиций.
Другим условием поступательного развития инвестиций является наличие инноваций, которые в большинстве своем требуют наивысшей инвестиционной активности для своей последовательной реализации.
Эти и некоторые другие условия требуют изучения проблем инвестиционной неоднородности в разрезе деятельности взаимодействующих регионов.
Качество любого экономического пространства, в том числе и инвестиционного, определяется многими характеристиками и параметрами (плотность, размещение, связанность и др.). Одним из таких параметров, характеризующим внутреннюю структуру инвестиционного пространства страны, является показатель неоднородности. В частности, под региональной неоднородностью инвестиционного пространства следует понимать уровень межрегиональных различий в относительных объемах привлекаемых капиталовложений.
Правомерно предположить, что исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на характер региональных инвестиционных процессов. Изучение динамики изменения неоднородности инвестиционного пространства имеет актуальное значение в макроэкономическом мониторинге и прогнозировании. Так, уменьшение степени пространственной неоднородности инвестиций создает более благоприятные условия для перспективного развития экономики отдельных регионов и страны в целом, а также способствует нивелированию межрегиональных экономических и социальных различий. И наоборот, усиление инвестиционной неоднородности имеет своим неизбежным следствием расширение проблемных территорий, ослабление межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, ведущих, в конечном счете, к дезинтеграции национальной экономики.
Объективным результатом реализации инвестиционной привлекательности региона является его инвестиционная активность (с соблюдением некоторого временного лага). В ходе оценки инвестиционной ситуации в субъектах РФ игнорировать наличие взаимосвязи между этими двумя характеристиками неправомерно. В соответствии с методологией Госкомстата России, показателем активности инвесторов выступает объем инвестиций в основной капитал. Распределение инвестиций в основной капитал в процентном исчислении по основным регионам приведено в таблице 1. Только на основании данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о достаточно высокой и монотонно возрастающей концентрации инвестиций в ограниченном числе регионов [1;5].
Таблица 1
Ведущие регионы России по относительному объему инвестиций в основной капитал
№ п/п |
Cубъект РФ |
Доля региона в инвестициях в основной капитал по годам, % |
||||||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
г. Москва |
5,95 |
3,93 |
4,55 |
6,80 |
11,79 |
10,69 |
11,74 |
13,10 |
16,02 |
14,33 |
13,41 |
12,36 |
12,54 |
2 |
Ханты-Мансийский АО |
4,72 |
5,52 |
9,22 |
8,28 |
6,23 |
7,06 |
7,31 |
8,35 |
6,58 |
6,21 |
9,20 |
10,54 |
9,26 |
3 |
Ямало-Ненецкий АО |
3,50 |
3,30 |
3,90 |
3,80 |
4,28 |
4,90 |
6,13 |
6,30 |
4,05 |
5,44 |
7,08 |
7,08 |
7,52 |
4 |
Краснодарский край |
2,22 |
2,28 |
2,17 |
2,74 |
2,49 |
2,62 |
2,75 |
2,44 |
2,97 |
3,91 |
4,70 |
3,86 |
4,10 |
5 |
г. Санкт-Петербург |
2,36 |
2,09 |
1,57 |
1,56 |
2,45 |
2,51 |
2,22 |
2,78 |
3,29 |
4,87 |
3,08 |
3,35 |
3,88 |
6 |
Московская область |
3,40 |
3,01 |
2,98 |
3,71 |
4,54 |
4,10 |
3,59 |
3,47 |
5,11 |
5,54 |
4,35 |
3,61 |
3,66 |
7 |
Республика Татарстан |
2,59 |
2,65 |
3,02 |
3,23 |
2,68 |
2,86 |
3,25 |
3,47 |
3,08 |
3,04 |
3,84 |
3,76 |
3,47 |
8 |
Республика Башкортостан |
2,33 |
2,49 |
3,17 |
3,43 |
3,07 |
3,24 |
3,53 |
3,10 |
3,12 |
2,59 |
3,05 |
2,67 |
3,18 |
9 |
Свердловская область |
2,53 |
2,62 |
3,40 |
3,01 |
3,01 |
3,15 |
3,26 |
3,47 |
2,95 |
2,55 |
2,22 |
2,12 |
2,33 |
10 |
Красноярский край |
2,58 |
3,39 |
2,91 |
2,39 |
2,31 |
2,60 |
2,86 |
2,61 |
2,02 |
1,86 |
2,03 |
2,04 |
1,81 |
Итого |
32,20 |
31,29 |
36,87 |
38,94 |
42,84 |
43,72 |
46,64 |
49,10 |
49,18 |
50,35 |
52,95 |
51,40 |
51,76 |
По всей видимости, заметная неоднородность инвестиционной активности регионов явилась одной из основных особенностей периода рыночного реформирования российской экономики и связана с наличием у узкой группы субъектов РФ исключительных (монопольных) преимуществ.
В советское время в стране сложилась определенная пространственная организация хозяйства (чрезмерная концентрация большого числа производств, узкая специализация регионов, большие расстояния между производителями и потребителями). Ее формирование происходило под влиянием не столько экономических, сколько политических факторов. В дореформенный период (до 1991 года) в РСФСР эти различия в определенной мере сглаживались проводимой советским правительством централизованной политикой «выравнивания» темпов индустриального развития регионов. Инструментами подобной политики региональной конвергенции были усиленное финансирование центром экономики и социальной сферы отстающих регионов, многочисленные дотации и субвенции, усреднение транспортных тарифов, плановое ценообразование и т.п. [6].
Построение такого рода региональной политики во многом зависит от состава и структуры ресурсов в регионе, возможностей привлечения инвестиций (инвестиционный потенциал), а также целей, которые ставит перед собой руководство региона.
В общем виде процесс формирования региональной политики можно представить в виде схемы (рис.1) [3; 4].
Инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления средств и повышения их технического уровня. В отечественной экономической науке методология исследования инвестиционного процесса как одного из способов развития конкурентоспособности региона относится к числу сложных, ибо ее основу составляет многовариантная, многокритериальная оценка целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных.
В рамках разрабатываемой инвестиционной политики должен быть учтен ряд основополагающих моментов. Необходимо определить конкретные региональные инвестиционные приоритеты; проводить постоянный мониторинг финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования; обеспечить сочетание отраслевого и регионального подходов при распределении средств федерального бюджета; проводить более полный учет региональных особенностей при проведении рыночных реформ, оказывающих влияние на инвестиционный процесс; осуществлять мероприятия по созданию равных для всех регионов условий формирования и использования местных финансовых ресурсов на цели инвестирования.
Социальное государство как организованная система имеет многоуровневое строение, элементы которого отличаются друг от друга своим содержанием, а потому требуют разных форм и методов управления. Выбор этих форм и методов может быть эффективным только тогда, когда он будет адекватен потребностям развития управляемой системы как взаимодействующих субъектов ее организации.
Благоприятный инвестиционный климат является основным условием притока капитала в стране.
Под инвестиционным климатом понимается совокупность целого ряда факторов (политических, экономических, социальных и т.д.), которые представляют собой единое целое, сложились под воздействием определенной внешней и внутренней государственной политики и отражают способность эффективно использовать привлеченный капитал [2]. Это определение универсально, применимо для характеристики инвестиционного климата как государства в целом, так и отдельно взятого предприятия или территориального образования.
Инвестиционный климат региона РФ представляет собой сложившуюся за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и др. условий, определяющих масштабы (объем и темпы) привлечения инвестиций в основной капитал данного региона РФ. Инвестиционный климат состоит из двух компонентов – инвестиционной привлекательности региона и инвестиционной активности в нем [7].
Наряду с инвестиционным климатом в научной литературе принято выделять еще один важный параметр, используемый при инвестиционных исследованиях экономических систем, – чувствительность. Инвестиционную чувствительность можно считать первой производной от инвестиционного климата, так как она характеризует исследуемую систему в конкретный момент времени и при конкретном инвестиционном воздействии [2]. Инвестиционная чувствительность проявляется только при внешнем воздействии: нет воздействия, нельзя определить и чувствительность. Инвестиционная чувствительность определяется как реакция системы внешнего воздействия, – в этом качестве выступают инвестиционные ресурсы.
Таким образом, если инвестиционный климат характеризует саму экономическую систему в целом, а точнее сказать, статические характеристики, то инвестиционная чувствительность отражает динамические свойства системы, т.е. ее скоростные данные.
Наряду с понятием инвестиционный климат в современной литературе встречается термин инвестиционный потенциал Регина и инвестиционный риск.
«Анализ инвестиционного климата – одна из составных частей экономической безопасности, так как позволяет определить способность экономики к привлечению инвестиций и, следовательно, к дальнейшему экономическому росту.
Представляется целесообразным при определении инвестиционной привлекательности, как специальной способности объекта, взять за основу критерии, характеризующие уровень инвестирования, – инвестиционный потенциал и инвестиционный риск» [6].
Моделирование инвестиционного климата принимающим регионом или страной в целом составляет важный элемент выработки государственной политики привлечения и использования капитала, поскольку оно (моделирование), во-первых, дает представление о факторах, воздействующих на инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране-реципиенте капитала, а в-третьих, позволяет четче осознать мотивацию того или иного повеления инвестора.
Рассуждая об инвестиционном климате, нельзя не отметить такой важный факт, как необходимость благоприятных инвестиционных условий и для самих российских инвесторов.
Особенности межрегиональных инвестиций и региональных инвестиционных программ соответствуют целям и задачам развития ресурсного и производственного потенциалов регионов.
Так, сложное промышленное производство зачастую требует организации ресурсного обеспечения со стороны двух и более регионов. А значит, организация финансирования в соответствии с задачами межрегионального развития имеет межрегиональный характер.
Наиболее остро это направление межрегионального взаимодействия реализуется в рамках программ редевелопмента территорий.
Большинство современных крупных агломераций вытесняют за свои границы экологически вредные и инфраструктурно зажатые производства. Поиск новых мест для реализации производственных программ представляет собой закономерную часть прединвестиционного этапа жизненного цикла типичного инвестиционного проекта.
Выбор нового места сложившихся производственных отношений происходит с учетом как местных, так и межрегиональных интересов для реализации инвестиционных проектов. Таким образом, инвестиционная привлекательность на межрегиональном уровне на сегодняшний день затрагивает множество процессов микро- и макроэкономических уровней.
Рецензенты:
Кузнецов С. В., д-р экон. наук, профессор, директор ФГБУН Институт проблем региональной экономики РАН, 190013, г. Санкт-Петербург.
Хольнова Е. Г., д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономики и управления», г. Санкт-Петербург.