Настоящая статья посвящена изучению «Фетвы Ибн Салмана ал-Кудали» (فتوى لابن سلمان الكدالى ) - одного из интереснейших памятников дагестанской правовой литературы на арабском языке I половины XVIII в., содержание которого составляет рассмотрение ряда вопросов о шиизме и шиитах, которые стали важным явлением в сфере мусульманской юриспруденции, связанным с вторжением шахских войск во главе с Надир-шахом в Дагестан.
Написал «Фетву» известный дагестанский правовед факих Мухаммад ибн Салман. Он родился в с. Кудали[1] приблизительно в 1082х/1674 г. в семье ученого, паломника к святым местам (Мекка и Медина) Салмана (ум. 1733 г.). Дата его смерти неизвестна, во всяком случае, в 1742 г. он был еще жив. Так, существует рукопись, в колофоне которой в 1742 г. написаны следующие сведения: «Хисну ал-Хасин» – переписал Махмуд сын мудуна (муаззин – М.Г.) ал-Чохи у своего достойного шейха, имама с. Кудали, паломника святых мест хаджи Ибн Салмана» [8, с. 19]. Становление Ибн Салмана как широко образованного человека начиналось с того, что он учился у ученых-односельчан того времени – Хасана ал-Кудали (ум. 1700), Хаджи-Мухаммада, Салмана (ум. 1733), которые были известными дагестанскими пропагандистами арабо-мусульманской культуры XVII в. [5, с. 59-73]. К сожалению, мы не располагаем подробностями его биографии, кроме некоторых аспектов жизни и творчества ученого из работ дагестанских историков и знатоков местной арабоязычной литературы М. Нурмагомедова [8, с. 19], М. Гайдарбекова [3, с. 138], А.И. Исламмагомедова [7, с. 124].
Текст правового памятника написан арабским литературным языком, дагестанским насхом, без указания даты и имени переписчика. Автограф Ибн Салмана не удалось найти. Текст сочинения занимает один лист и был переведен на русский язык известным дагестанским арабистом Ахмадкади Ахтаевым (ум. 1998). Интересующая нас рукопись дошла до нас в единственном списке, которая хранится в частной коллекции научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Магомеда Нурмагомедова (1909–1997). Фотокопия с этой рукописи была изготовлена и отправлена им в с. Кудали в 1989 г., где впервые праздновали День разгрома Надыр-шаха в Дагестане и роли мусульманской интеллигенции, в частности Ибн Салмана из Кудали в антишиитской борьбе [2]. В том же году Мирза Расулов в газете «Ц1ияб канлъи» опубликовал статью на аварском языке, содержащую некоторые сведения о жизни и творчестве Мухаммада ибн Салмана ал-Кудали [9, с. 20].
Что касается времени составления «Фетвы», то точная дата неизвестна. Однако можно предположить, что первоначальный текст правового заключения был составлен в I половине XVIII в. Это мотивировано военно-политическим фактором: шиитский Иран с началом царствования Надир-шаха (шах Ирана с 1736 по 1747 г. – М.Г.) вплотную занялся завоеванием Дагестана [2, с. 120-139; 11, с. 184-221]. Значительную роль в мобилизации сил народа в борьбе за свободу сыграли алимы – Мухаммад ибн Салман из Кудали, Ибрахим-хаджи Гидатлинский, Абу Бакар-хаджи из Аймаки и др., что послужило причиной поражения войск Надира от дагестанцев (подавляющее большинство из которых составляли аварцы) на территории Андалала и в Аймакинском ущелье в 1741 г.
М. Нурмагомедов, считает, что фетва написана в 1741 г., так как нашел сведения о важном эпизоде жизни Ибн Салмана: «В 1741 г. ученые Дагестана делегировали Абу Бакара-хаджи из Аймаки (Абу Бакар-хаджи из Аймаки (ум. 1791) – известный дагестанский ученый XVIII в., автор сочинений по исторической, правовой, этико-моральной и стихотворной тематике – M.Г.) [6, с. 5-29] во главе группы на встречу с Надир-шахом в Дербент. Целью делегации было уговорить шаха не вести военные действия на территории Дагестана. Но Надир отказался от предложений делегации и показал свое высокомерие присутствующим. Абу Бакар-хаджи вернулся разгневанным поведением шаха и сообщил о нежелании Надира остановить свои захватнические планы в отношении Нагорного Дагестана. Далее ученые Андалала, Гидатля, Хунзаха и другие ученые Дагестана собрались, чтобы предпринять меры против иранских захватчиков. Среди присутствовавших самым крупным ученым своего времени являлся Мухаммад ибн Салман из Кудали. Он и вынес фетву о том, что «войско Надира заблудшее и несет смуту». Фетву переписывали ученые Дагестана в его время и ученые более позднего периода на страницах сочинения Ибн Хаджара (Тухфат ал-Мухтадж фи шарх ал-Минхаджю. Ибн Хаджар ал-Хайтами (ум. 1567) – представитель шафиитского мазхаба – М.Г.) [9, с. 20].
В рассматриваемой нами «Фетве» Ибн Салман сосредоточил правовые нормы, регулирующие порядок взаимоотношений мусульман-суннитов с шиитами – тем самым он однозначно предстает перед нами как специалист в области мусульманского права. При первом рассмотрении этого труда Ибн Салмана сразу бросается в глаза его широкая эрудиция, его информированность в отношении мусульманских правоведов, как его современников, так и предыдущих веков. Также в Дагестане в изучаемый период, в частности во II половине XVIII в., известна и другая работа такого же жанра – «aл-Джавахир ар-Рафи’а фи хаккиййати мадхаб ахл ал-Сунна ва радд шубух ал-Ши’а» (Драгоценные камни, подтверждающие правоту мазхаба ахл Сунны и сомнительность основных догм шиизма) – Саида из Аракани (ум. 1834).
Особый интерес в контексте данной статьи вызывает правовой трактат, появившийся на тот период в Дагестане, «Радду ‘ала ал-Ши’а» («Опровержение основ вероучения шиизма», حيدر بن أحمد الكردي:الرد على الشيعة) курдского факиха Хайдара ибн Ахмада ал-Курди (ум. 1150х/1737г.) [12, II, 209; SII, 291], который носит крайне выраженный антишиитский характер. Важно при этом подчеркнуть, что сочинение курдского ученого возникло в период окончания господства афганских ханов (суннитов) в Иране 20-х годов XVIII в., которых обратили в бегство войска под предводительством кызылбашского тюрка Надира [10, с. 151-163]. В своем правовом заключении Ибн Салман ал-Кудали ставил целью четко показать спорные вопросы, в частности о расхождении взглядов некоторых ученых по вопросам вероотступничества шиитов. Он, обращаясь к трактату Радду ‘ала ал-Ши’а, пишет, что «Хайдар ибн Ахмад ал-Курди был правоведом шафиитского мазхаба (Абу Абдаллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767—820), основатель религиозно-правовой школы в Исламе – М.Г.), а его родина находилась поблизости от территории рафидитов[3]. И была между курдами (суннитами – М. Г.) и рафидитами известная вражда в религии. И они боролись все время с ними, Ахмад ал-Курди издал фетву, разрешающую курдам вести борьбу с рафидитами, позволяющую им /курдам/ захватывать их имущество, а также красть его» [13, Л. 1]. Мы видим, что курдский ученый в первую очередь выражает резкое недовольство деяниями шиитов своего времени. Он выступает против их взглядов, обычаев и политического господства, имевших место в обществе. Ученый видит вооруженное сопротивление единственным средством избавления своего народа от страданий, социальной несправедливости и других пороков.
Следует отметить, что Ибн Салман, как и все мусульманские правоведы, выводит заключение фетвы из главных источников мусульманского права: Корана, сунны, иджма (единодушное мнение сподвижников Пророка и крупных правоведов – М.Г.) и кияса (суждение по аналогии – М.Г.). Он обращается к работам крупных ученых-правоведов, таких как «Минхадж ат-Талибийн» – ан-Навави (ум. 1277) [12, I, 396], «Тухфат ал-Мухтадж фи шарх ал-Минхадж» – Ибн Хаджара ал-Хайтами (ум. 1567) [4, с. 221], «Анвар фи а’мал ал-абрар» – Йусуф ал-Ардабили (ум. 1396) [12, I, 199].
Главным в мусульманском праве является установление самых общих параметров отношений между людьми на религиозной основе, а юридические детали считаются второстепенными, если религиозно-нравственные рамки поведения не преступаются.
В этой связи основное место в «Фетве» занимают нормы публично-правовых отношений и личного статуса.
Задача ученого Ибн Салмана ал-Кудали заключалась в выборе нужной нормы, исходя из условий, места и времени. Мусульманская правовая доктрина считает, что высшей юридической силой обладают предписания Корана и сунны. Наряду с ними нормативной основой для решения вопросов служили правила поведения, введенные сподвижниками Мухаммада, а затем ведущими правоведами.
Как известно, любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности его правовых принципов, на защиту пяти основных ценностей: жизнь, разум, имущество, род, честь.
Поэтому применительно к частному вопросу о неверии (куфр) всех шиитов мнение Ибн Салмана таково: «Мы не считаем неверными /кяфирами/ рафидитов за поношение сподвижников. Запрещается их убийство и изъятие их имущества. Допустим, мы станем утверждать, что они неверные из-за поношения или чего-то другого, тогда им вынесен приговор /постановление/ как вероотступникам /муртадд/. В этой связи нельзя присваивать их имущество, когда оно попадет в наши руки, а следует отдать его в Байт-уль-мал[4]. А если в это время вероотступник после покаяния примет Ислам, то должны возвращать ему имущество» [13, Л. 1].
Любые отношения между людьми оцениваются факихом прежде всего с учетом религиозной концепции о разрешенном и запретном. На вопрос «Существует ли основание считать всех кызылбашей[5], включая крайних рафидитов, а также мутазалитов[6] вероотступниками, с целью оправдания их убийства и изъятия имущества?» [13, Л. 1] Ибн Салман отвечает, что «по мазхабу имама аш-Шафии и его представителей, говорить о неверии – кроме крайних рафидитов, а их в Анваре (Анварфиа’малал-абрар – правовое сочинение шафиитского толка Йусуфа ал-Ардабили (ум. 1396) – М.Г.) насчитывается более 15 сект – например, тех рафидитов и мутазалитов, что живут в Шемахе[7], нет таких оснований» [13, Л. 1]. В противоположность этому, относительно неверия кызылбашей, со всей открытостью факих Хайдар ибн Ахмад ал-Курди заявлял, что «они, шахская шиитская секта, явно отклонились от пути истины и глубоко заблуждаются, и, следовательно, являются вероотступниками» [13, Л. 1].
Здесь следует отметить, что правовые школы при общности отправных позиций формулировали несовпадающие нормы при решении сходных вопросов. Такое положение сложилось как закономерный итог исторической эволюции фикха и отражало характер его источников.
Применительно к частному вопросу об убеждениях шиитов относительно сподвижников Пророка мнение Ибн Салмана таково: «Если кто-либо убежден в допустимости поношения и отрицания относительно сподвижников: Айши (одна из жён пророка Мухаммада, дочь халифа Абу Бакра – М.Г.), Абу Бакра (первый халиф (632-634 гг). – М.Г.), Умара (второй халиф (634-644 гг).– М.Г.) и др., то говорить о его неверии и вероотступничестве здесь обязательно» [13, Л. 1]. Как известно, часть шиитов заявляют, что сподвижники Посланника Аллаха отошли от Ислама, узурпировав право на халифат, которое, согласно шиитским воззрениям, должно было принадлежать только имаму Али (двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммада, четвёртый халиф (656-661 гг.) – М.Г.).
По признанию самих мусульманских исследователей, Коран и сунна содержат все правила религиозного культа (ибадат – М.Г.). Все сформулированные Кораном и сунной правила поведения как таковые выступают религиозными нормами, регулирующими порядок ритуалов (омовение, молитва и др. – М.Г.).
Следующий вопрос касается религиозного культа мусульман – молитва ac-салат. Например, на вопрос, считается ли проявлением заблуждения шиитов поднятие рук от бедер вместо приветствия при окончании молитвы (салям – М.Г.), Ибн Салман ал-Кудали отвечает, что «мнение некоторых ученых об их (шиитов – М.Г.) неверии, что они портят молитву поднятием рук от бедер вместо саляма является необоснованным, так как ханифиты (Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит (ум. 767), основатель религиозно-правовай школы в исламе – М.Г.) не говорят об обязательности саляма при заканчивании молитвы» [13, Л. 1]. В зависимости от богословско-правовой школы мазхаба – говорит Ибн Салман, – могут быть те или иные отличия в деталях ритуала. Так, «согласно маликитскому мазхабу (Малик ибн Анас (ум. 795), основатель религиозно-правовой школы в исламе – М.Г.), при совершении молитвы (во время чтения суры ал-Фатиха – М.Г.) опускание рук не считается запрещенным»[13, Л. 1].
Ибн Салман ал-Кудали резко критикует поспешность некоторых ученых в обвинении в неверии людей за их порочные поступки. Он считает, если человек признает и выполняет все предписания религии, то в случае совершения «множества порочных поступков он не становится неверным» [13, Л. 1]. Однако в различных направлениях мусульманской правовой мысли по этому поводу были различные мнения.
Как мы видим, «Фетва Ибн Салмана» является важным источником, который историки еще мало привлекают для изучения социально-политической ситуации Дагестана в XVIII в. Ученый из Кудали не был слепым последователем мнения того или иного правоведа. Его отношение к осуждению утверждения о неверии всех шиитов было обоснованным, на основе источников мусульманского права. Он твердо проводит мысль о необходимости оберегать мусульманскую часть населения от вхождения в подданство кызылбашского шаха. Таким образом, правовой трактат Ибн Салмана представляет собой особую ценность тем, что принадлежит оригинальной местной арабоязычной литературе.
Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ № 13-01-00248а «Антология северокавказских правовых сочинений на арабском языке XVIII в.».
Рецензенты:
Доного Х.М., д.и.н., профессор кафедры социальной работы Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.
Закарияев З.Ш., д.и.н., профессор кафедры арабской филологии Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.
[1] Селение Кудали - это населённый пункт, входящий в состав нынешнего Гунибского района, и один из союзов сельских общин аварцев в прошлом.
[2] Фотокопия текста любезно предоставлена в мое распоряжение жителем с. Кудали Мирзой Расуловым.
[3] Рафидиты (от араб. «рафид» — отвергающий, оставляющий) — одно из распространенных прозвищ шиитов, прежде всего имамитов, данное им суннитами за неприятие (рафада) законности халифов. В настоящее время рафидитами называют шиитов-имамитов, не признавших правящие династии Омейядов и Аббасидов.
[4] Под словом Байт-уль-мал (от араб. «Байт-уль-мал» — дом имущества) подразумевается казна мусульманского государства, а также помещение, в котором хранятся имущественные приходы государства до тех пор, пока они не расходуются.
[5] Кызылбаши (тур. – «красноголовые») – последователи крайней шиитской секты. Свое название получили из-за красного тюрбана, который члены секты должны были носить в память об имаме Али ибн Абу Талибе. Расцвет ее деятельности связан с приходом к власти в Иране шаха Исмаила Сафави (1502–1524 гг.), которого они почитают в качестве своего наставника (пира) и воплощения имама Али.
[6] Мутазилиты (от араб. «мутазала» — обособившийся) - представители крупного направления в мусульманском каламе. Мутазилиты, подходя к различным проблемам с позиций рационализма, сумели разработать свои фундаментальные идеологические положения и вступить в успешную полемику с христианами, иудеями, зороастрийцами.
[7] Шемаха (азерб. Şamaxı) — город в Азербайджане, ныне административный центр Шемахинского района.