Введение
Особенностями формирования экономического механизма ведения лесного хозяйства является специфика лесного фонда как воспроизводимого природного объекта, средства производства в лесном хозяйстве, недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав. В соответствии с лесным законодательством установлены принципы (требования) устойчивого управления лесами. Экономический механизм формируется под влиянием экономической политики государства. Лесная политика является частью государственной политики и направлена на обеспечение устойчивого управления всеми лесами страны и выражает баланс отношений к лесам всех заинтересованных сторон. Она призвана объединять и реализовывать общественные интересы в целях достижения экономически эффективного, экологически ориентированного и социально ответственного использования лесных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений жителей России.
Цель исследования заключается в развитии методики формирования экономического механизма аренды лесных участков в условиях разделения управленческих и хозяйственных функций и разработка практических рекомендаций по его внедрению.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного управления лесами, планирования, экономики и организации лесного хозяйства. В работе нашли применение различные подходы, методы и приемы научного исследования: исторический, метод логического анализа, экономико-статистический, системный подход. Были использованы отечественная и зарубежная экономическая литература, диссертационные и монографические исследования, материалы периодической печати, научных конференций, данные лесного плана РМЭ, проектов освоения лесов РМЭ, отчетов Министерства лесного хозяйства РМЭ, информационныересурсы сети Интернет и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретические положения экономической организации лесохозяйственной деятельности получили развитие в 60-х гг. прошлого столетия. Дискуссия развернулась по проблеме определения продукции лесного хозяйства. Отдельные ученые считали, что лесное хозяйство, в частности лесовыращивание, не дает законченной продукции, а является частью процесса «лесовыращивание - лесозаготовки». Другие - высказывали противоположное мнение, что процесс лесовыращивания завершается получением продукции.
Исходя из первой концепции, лесопользователь (арендатор) формирует выручку от реализации круглых лесоматериалов. Затраты включают выполнение лесохозяйственных мероприятий и лесозаготовительных работ. В условиях коммерческой организации этих производств должен быть соблюден принцип превышения доходов над затратами.
Данная концепция была реализована на практике в Минлесхозпроме Латвийской ССР в период 1950-1970 гг. Данный эксперимент показал свою несостоятельность при сокращении объемов заготовки древесины и повышении интенсивности лесохозяйственной деятельности. Лесным кодексом РФ (2006 г.) на арендаторов возложены обязанности по ведению лесного хозяйства на арендованных лесных участках. Таким образом, в себестоимости лесозаготовок включена арендная плата, как плата за древесные ресурсы, и затраты на выполнение лесохозяйственных работ. Применительно к арендным отношениям в новых институциональных условиях данная концепция не обеспечивает эффективной организации деятельности арендатора и выполнения требований устойчивого управления лесами. Арендатор стремится снизить затраты на ведение лесного хозяйства, что, в конечном итоге, может привести к снижению продуктивности лесов.
Согласно второй концепции, лесохозяйственное производство имеет продукцию в виде законченных объектов. Для расчета стоимостной оценки лесохозяйственных работ, выполняемых в условиях аренды, ВНИИЛМ, ВПКЛХ, ЛТА им. С. М. Кирова разработана «Методика формирования контрактных (договорных) цен на лесохозяйственную продукцию (работы, услуги, товары)». Лесохозяйственные работы выполняются на договорной основе по государственному заказу собственника, качество этих работ устанавливается стандартами и техническими условиями, финансирование этих работ осуществляется по контрактным (подрядным) ценам.
Лесохозяйственная деятельность до принятия Лесного кодекса (2006) велась лесхозами и не имела условий для рыночной организации вследствие отсутствия измерителей результатов их текущей деятельности (продукции лесовыращивания и воспроизводства лесных ресурсов). В лесохозяйственном производстве не исчислялась полная себестоимость выполняемых работ, расчет затрат ввелся только по прямым затратам без амортизации, накладных и внепроизводственных расходов. Также отсутствовала возможность для соизмерения результатов и затрат.
Лесохозяйственная деятельность финансируется из государственного бюджета в сметном порядке, который не влияет на повышение производительности труда и снижение себестоимости лесохозяйственных работ. Бюджетное финансирование не создает мотивационных условий для исполнителя этих работ. При этом часть расходов покрывалась за счет выручки от реализации древесины, заготовленной в порядке рубок ухода и санитарных рубок, посадочного материала, семян и услуг на сторону. Однако финансирование за счет мобилизации собственных средств по своей экономической сущности относится к системе госбюджетного финансирования [2].
Лесным кодексом РФ сформирована новая организационная структура управления лесами, основанная на разделении функций государственного управления лесами и хозяйственного управления лесами. Хозяйственное управление лесами - ведение лесного хозяйства - передано коммерческим структурам. На арендованных лесных участках обязательства по ведению лесного хозяйства возложены на арендатора.
В настоящее время хозяйственная деятельность лесопользователей организована в условиях рыночных отношений, а организационно-экономический механизм лесного хозяйства на сметно-бюджетной системе финансирования. Расхождение конечных целей создает конфликтные ситуации в сфере лесопользования и снижает эффективность деятельности всех участников отношений. Решение данной проблемы видится в формировании условий для развития рыночных отношений в лесном хозяйстве. Построение экономической организации в лесном хозяйстве на тех же принципах, что и в лесной промышленности, обеспечит равную экономическую заинтересованность хозяйственных субъектов в выполнении всего комплекса работ по воспроизводству лесов и создаст условия для устойчивого управления лесами.
Академик Моисеев Н. А. разработал методологию воспроизводства на основе модели непрерывно продуцирующего леса (НПЛ). Ученый предложил модели простого и расширенного воспроизводства. Модель простого воспроизводства функционирует на основе ежегодно используемых и возмещаемых текущих затрат; модель расширенного воспроизводства - на основе дополнительных капитальных вложений (инвестиций). Для обеспечения простого воспроизводства лесных ресурсов и одновременного поддержания непрерывно продуцирующего леса в функционирующем состоянии и его обновления, необходимо проводить соответствующую региональную систему лесохозяйственных мероприятий (РСЛХМ) на зонально-типологической основе. Затраты на ежегодно повторяющиеся благодаря РСЛХМ, годичным циклам процесса простого воспроизводства самих лесных ресурсов относятся к текущим затратам. Затраты, связанные с комплексом мероприятий по расширенному воспроизводству (КМРВ), направленные на создание непрерывно продуцирующего леса как основного средства труда, относятся к капитальным вложениям (инвестициям), при оценке которых следует учитывать дисконтирование с целью оценки эффективности инвестиций, при сравниваемых сценариях в моделях расширенного воспроизводства лесных ресурсов [1].
Оценка эффективности выполнения мероприятий по осуществлению освоения лесов на правах аренды должна осуществляться как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Для определения эффективности запланированных или выполненных мероприятий освоения лесов необходимо сопоставить доходы и затраты лесопользователя при осуществлении деятельности на арендуемом лесном участке. Арендаторы заинтересованы в увеличении стоимости своего бизнеса. Государство как собственник лесного фонда заинтересовано в увеличении продуктивности лесов.
Проблема оценки эффективности в области ведения лесного хозяйства до настоящего времени является дискуссионной в теории и практике его организации. Для оценки эффективности сравниваются доходы и расходы, однако их необходимо дополнять и корректировать с учетом различных факторов (учет фактора времени, множественность направлений использования ресурсов, несовершенство рынка в лесном хозяйстве, экологические факторы и др.).
При оценке эффективности ведения хозяйства на конкретном лесном участке необходимо выделять коммерческую, бюджетную и общественную эффективность. Бюджетная эффективность при действующем экономическом механизме ведения лесохозяйственной деятельности определяется величиной лесного дохода от пользования лесным участком. В условиях аренды он выражается арендной платой и стоимостью лесной земли через ее капитализацию. Коммерческая эффективность выражается рентабельностью деятельности конкретноголесопользователя, арендующего конкретный лесной участок. Общественная эффективность заключается в возможности свободного доступа физических лиц к недревесным полезностям леса [4].
Эффективность передачи лесного участка в аренду определяется положительным значением дохода предприятия при условии уплаты всех платежей и выполнении всех предусмотренных лесохозяйственным регламентом мероприятий и увеличением его стоимости в будущем. При отрицательном значении прибыли у арендатора отсутствует экономический интерес к освоению данного участка, а государство, в первую очередь, заинтересовано в улучшении качественных характеристик лесного фонда и своевременном получении арендной платы.
Анализ практики ведения лесного хозяйства позволяет сделать заключение, что сложившийся экономический механизм ведения лесного хозяйства ориентирован не на конечный результат, а на выполнение отдельных работ и мероприятий. Рубка является завершающей стадией процесса воспроизводства и определяет систему лесохозяйственных мероприятий по лесовосстановлению. Экономический интерес у арендатора доложен заключаться не только в получении дохода в краткосрочном периоде, но и должен быть направлен на сохранение и приумножение лесного богатства [5].
Неотъемлемой частью проекта освоения лесов должен стать план освоения лесного участка и его экономическое обоснование. Производственная программа по ведению лесного хозяйства на арендованном лесном участке определяется с использованием ресурсного метода на основе годового объема лесохозяйственных работ, установленных лесохозяйственным регламентом, с учетом имеющихся у арендатора производственных мощностей и спроса на лесопродукцию, получаемую в результате лесохозяйственного производства. Основой ресурсного метода являются календарное планирование; расчетно-технологические карты и ресурсные расчеты к ним; себестоимость отдельных видов лесохозяйственных работ. Данная методика развивает положения «Методики формирования контрактных (договорных) цен на лесохозяйственную продукцию (работы, услуги, товары), разработанной ВНИИЛМ, ВПКЛХ, ЛТА им. С. М. Кирова [3].
Эффективность передачи конкретного лесного участка в аренду определяется положительным значением дохода предприятия при условии уплаты всех платежей и выполнении всех предусмотренных регламентом мероприятий и увеличением его стоимости в будущем (табл. 1).
Таблица 1
Экономические результаты выполнения мероприятий по лесному хозяйству и лесозаготовке
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Затраты на лесозаготовку |
тыс. р. |
27547,7 |
Затраты на лесохозяйственные работы, всего |
тыс. р. |
23334,0 |
из них затраты на прореживание, проходные и санитарные рубки |
тыс. р. |
6895,7 |
затраты на прочие лесохозяйственные работы |
тыс. р. |
16438,3 |
Итого затрат |
тыс. р. |
50881,7 |
Выручка арендатора |
тыс. р. |
47968,8 |
Проведенные расчеты доказывают неэффективность рассмотренного экономического механизма ведения лесного хозяйства. При условии полного финансирования лесного хозяйства средствами арендатора затраты не покрываются планируемой выручкой. Предлагаются следующие варианты финансирования лесохозяйственной деятельности:
а) капитальные вложения должны финансироваться за счет государственных субсидий, а текущие затраты - арендатором;
б) затраты на прореживание, проходные и санитарные рубки несет арендатор, а затраты на прочие лесохозяйственные работы - государство (табл. 2).
Таблица 2
Показатели эффективности выполнения планируемых мероприятий по освоению лесов
Показатель |
Ед. изм. |
1 вариант |
2 вариант |
Выручка арендатора |
тыс. р. |
47968,8 |
47968,8 |
Расходы государства на ведение лесного хозяйства |
тыс. р. |
16438,3 |
11292,7 |
Прибыль (убыток) арендатора |
тыс. р. |
13525,5 |
8379,8 |
Рентабельность продаж |
% |
28 |
17 |
Доход бюджета от лесного хозяйства |
тыс.р. |
4001,0 |
4001,0 |
Доходность лесного хозяйства |
р./р. |
0,24 |
0,35 |
Чистый доход |
тыс. р. |
87655,4 |
128820,2 |
Чистый дисконтированный доход |
тыс. р. |
71079,8 |
104460,3 |
Заключение
Таким образом, выполнение предусмотренных лесохозяйственным регламентом мероприятий предусматривает получение дохода бюджета от лесного хозяйства в размере 4001 тыс. р. и прибыли арендатора в размере 13525,5 тыс. р. при первом варианте финансирования и 8379,8 тыс. р. - при втором. Предложенная модель экономического механизма обеспечивает рентабельное ведение лесного хозяйства для арендатора и формирует финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства.
Рецензенты:
Чернякевич Л. М., д-р экон. наук, профессор, декан экономического факультета ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.
Ларионова Н. И., д-р экон. наук, профессор, декан факультета управления и права ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.